Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы
Наталья Тенигина
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы
Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей.
1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, передавать основные эмоции.
2. Развивать коммуникативные качества детей, эмоциональную, когнитивную сферу.
3. Способствовать снижению агрессивности дошкольников, тревожности, замкнутости.
4. Воспитывать желание прийти на помощь в трудной ситуации, получать удовлетворение при совершении добрых поступков.
Материалы: электронная презентация, экран, картинки с изображением сказочных персонажей с разным настроением, бумага, краски, кисти, рисунки пиктограммы удивления свечой.
Ход занятия.
Педагог-психолог приветствуя, подаёт ребёнку мяч, тот возвращает мяч со словами приветствия.
Упражнение «Улыбка по кругу»
Педагог-психолог улыбается ребёнку, стоящему рядом. Дети улыбаются своему соседу. Улыбка возвращается педагогу.
Педагог-психолог: — Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.) Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Педагог-психолог сообщает им, что в этом красивом замке живёт Фея Настроения.
Педагог-психолог знакомит детей с её грустной историей.
Фея Настроения плачет. Злой тролль оторвал все лепестки её любимого Цветка эмоций и заколдовал их. Фее без цветка никак нельзя. Как же она будет без эмоций?
Педагог-психолог спрашивает детей, что они почувствовали, когда Фея плакала. Что же делать? (ответы детей)
— Не волнуйся, Фея, наши дети умные, сообразительные, добрые. Они смогут победить злые чары. Ведь добро всегда побеждает зло. Ребята, какие лепестки были на цветке эмоций? (слайд)
1. Узнать эмоцию (на слайде грустные лица людей)
2. Показать печаль (дети показывают).
3. Упражнение «Когда мне грустно, я.»
— устраиваю с друзьями веселые игры;
— смотрю веселый фильм;
— слушаю веселую музыку.
Злой тролль смеётся и говорит, что зло победит, злых персонажей в сказках много.
1. Выбрать картинки, на которых изображены злые персонажи сказок.
Педагог-психолог: — А что же можно сделать, чтобы злость прошла? (ответы детей)
Упражнение «Способы борьбы со злостью»
— сделать несколько глубоких вдохов;
— сосчитать до десяти;
— выполнить несколько физических упражнений;
— топать ногами по полу со словами «Беги, злость, беги!»
— обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди
— порвать или мять газету (дети мнут газету и бумажные комки бросают в коробку)
1. На слайде картинка из мультфильма «Крошка Енот» (страх)
2. Педагог-психолог: — Что делать, когда страшно? Педагог-психологпредлагает детям запомнить дразнилку:
3. Педагог-психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх.
Что посоветовала мама Енотиха своему сыну?
1. «Расколдуй рисунок»
Педагог-психолог спрашивает детей, как можно расколдовать белые листочки. При затруднении подсказывает детям о красках.
2. Дети раскрашивают красками листок (Рисунок свечой) Пиктограмма эмоции удивления появляется после нанесения краски.
2. Показать эмоцию (дети показывают).
Педагог-психолог: — Что вы почувствовали? О какой эмоции мы ещё не сказали? Радость.
Педагог-психолог: -Что вы делаете, когда у вас радостное настроение?
-Давайте потанцуем под весёлую музыку.
Дети танцуют (импровизация)
Педагог-психолог «Вот мы и расколдовали все лепестки твоего любимого цветка!»
Фея Настроения благодарит детей за помощь, хвалит их. «Хорошее, доброе, радостное настроение помогает людям совершать чудеса! Творите добро!»
Педагог-психолог: — А сейчас мы встанем в круг, и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным.
Какое у вас настроение? Почему? Да, у нас прекрасное настроение, потому что мы помогли Фее, сделали доброе дело, действовали вместе, дружно. А вместе любое дело становится легче. Спасибо!
Презентация о работе педагога-психолога «Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии» В мире существует 4 стихии: вода, огонь, воздух и земля. Взаимодействие этих стихий производит всё, что окружает людей. Это относится не.
Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы «Музыкальный урок тетушки Метелицы» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной ситуации педагога-психолога с детьми первой младшей группы «Мячики» Программные задачи: — сплочение группы, развитие эмпатии; — развитие слухового и зрительного восприятия; — развитие координации движений;.
Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Подготовила: Петренко И. А. — педагог-психолог Цель.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Незнайка идет в школу» Конспект развивающего занятия на тему: «Незнайка идет в школу» (для детей подготовительной к школе группе 6- 7) педагог-психолог.
Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы» Наталья Колодова. Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы»[/b][/b] Задачи:.
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога Копыловой Е. С. с дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии».
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.
Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Перелетные птицы» Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо — деятельностидля старшей группы компенсирующей направленности Тема занятия 2 «Перелетные.
Источник
Классный час «Эмоциональный интеллект»
классный час (8, 9, 10, 11 класс)
Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Умение развивать свои эмоции и владеть ими -важное качество для человека в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональный интеллект классный час для старшеклассников | 31.49 КБ |
презентация к классному часу по эмоциональному интеллекту | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Эмоциональный интеллект»
Цель: мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта
- Раскрыть с учащимися понятие «эмоциональный интеллект»;
- Подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующей процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Категория учащихся: 8 класс
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, толковые словари
1.Организационный момент (из класса формируется 4 группы)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.
— Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.
— Давайте ещё раз вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.
(Учитель показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию) (слайд 1)
(хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)
— Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент?
( Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха? Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )
— А кто скажет, что такое эмоция?
У вас на столах лежат толковые словари, вы можете посмотреть значение слова «эмоция».
Эмоция — это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. (слайд 2)
Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».
(От каждой команды нужен 1 участник)
Четыре игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)
Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.
— Почему эмоции так важны?
Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.
Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты.
Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?» (распечатка вопроса) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Итак, темой нашего сегодняшнего разговора будет «Эмоциональный интеллект» (слайд 3)
— Скажите, ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на занятии?
(приблизительные вопросы: Что такое эмоциональный интеллект? Кто ввел впервые это понятие? Можно ли развить ЭИ? и т.п.) Прикрепить цели на доску, дописать, если что-то другое.
4. Новое знание (слайд 4)
Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. В 90-е годы 20 века появились статьи Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана об EQ- эмоциональном коэффициенте.
— Что вы видите на картинке? (айсберг)
— Как вы думаете, правильно ли расположены IQ u EQ?
Верхушка — это лишь малая часть айсберга. Всё остальное под водой.
— Как вы думаете, действительно ли эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная?
(Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта)
Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект». Как вы думаете, что это такое? Я предлагаю вам обсудить это в своих группах.
(работа в группах, обсуждение, выведение определения – 2 минуты) Словари в помощь
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни. (слайд 5)
Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?
Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.
Если вы (если у вас)……
Замкнутость и нежелание общаться
Открытость к знаниям
Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность
Адекватно реагируете на замечание старших
Неспособность налаживать контакты с ровесниками
Можете извиниться, если не правы
Знаете свои сильные и слабые стороны
Нарушения сна и постоянное чувство усталости
Знаете причину того, что вас расстраивает
Бескорыстно помогаете другим
Болезненно переживаете свои неудачи
Можете найти выход из трудной ситуации
Чувствуете себя несчастным
Не боитесь ошибок
Чувство вины или собственной несостоятельности
Умеете слушать и слышать
Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти.
Распознаёте эмоции других
Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности
Итак, к чему приводит развитость или неразвитость эмоционального интеллекта? Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. (слайд 6)
Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Да, существует множество методик для развития ЭИ.
Тренинг № 1 Язык эмоций.
Цель: научить детей не только разобраться в собственных чувствах, но и позволить окружающим лучше вас понимать.
Инструментарий: листы А4 с фразами
Я представлю вам 2 типичных ситуации, а вы попытаетесь их проанализировать и записать, что вы чувствуете, почему и что хотели бы сделать.
- Вас не поздравил с днем рождения лучший друг.
- Вам подарили вещь, о которой вы долго мечтали.