комплекс упражнений по развитию чувства ритма
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
для детей 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_po_razvitiyu_chuvstva_ritma.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик .
До. Пусто ласточек гнездо. Ре. Осенины на дворе. Ми. Плачет ветер за дверьми. Фа. Дождика тиха строфа. Соль. У него своя есть роль. Ля. Затихает вся земля. Си. Дождик скуку унеси! До. Пусто ласточек гнездо.
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
Жили-были три утенка — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Хорошо и дружно жили — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Как-то утром на рыбалку — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Зашагали вперевалку — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Наловили много рыбы — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
И еще поймать могли бы — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Съели дружно все до крошки — хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок — притопы
Затем дети меняются ролями.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Серенький козленок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю ».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногий
По дороге зашагал
ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу
Мальчик с пальчик по дороге
Вслед за дядей побежал
«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».
Дядя Степа оглянулся,
Но ни слова не сказал
идет и на ходу оглядывается
Мальчик с пальчик усмехнулся,
Дядю Степу он догнал
бежит и останавливается рядом с дядей Степой.
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны — отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
Источник
Конспект занятия по музыке «В мире ритма» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Шерстобитова
Конспект занятия по музыке «В мире ритма» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по музыке для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей, познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
• Побуждать внимательность, слушать классическую музыку, обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.
• Формировать умение играть на детских музыкальных инструментах.
• Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.
• Развивать способности по восприятию музыки, т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.
• Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма).
• Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков.
• Развивать музыкальную память, развивать двигательные качества: точность, координацию движений, пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.
• Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку, импровизировать.
• Развивать эмоциональную сферу, внимание, память, мышление.
• Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке, воспитывать инициативу и творческие способности у детей.
• Воспитывать культурные навыки.
Оборудование: Музыкальный центр, флэшка, проектор, экран, музыкальные инструменты (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Хoд зaнятия
Дети под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал и встают в круг.
Их встречает музыкальный руководитель
Приветствие.
Музыкальный руководитель: (пропевает): Здравствуйте, ребята!
Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок под слово «Здравствуйте», дети повторяют и хлопают «Здравствуйте!».
Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас мы с каждым поздороваемся.
По кругу первый ребенок говорит и прохлопывает ритм: «Здравствуйте, ребята!», ребята ему в ответ – «Здравствуй, Коля (имя ребенка!»
Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю немного поиграть,погулять и попутешествовать. А как мы это с вами сделаем я вам сейчас расскажу.
Игра «Погуляем»
Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.
Музыкальный руководитель. Погуляем, погуляем
Дети. Погуляем, погуляем
И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)
По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)
Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)
По-ка! (отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
При повторении игры ребенок находит нового дружка.
Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы дальше продолжалась наша прогулка мы с вами возьмем музыкальный инструмент и будем меня внимательно слушать.
Раздается игровой материал
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Игра «Прогулка»
Ход игры: Музыкальный руководитель: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами дальше на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Музыкальный руководитель: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
Музыкальный руководитель: Ребята, пришло время потанцевать и для этого мы отправимся в путешествие в далекую и жаркую Испанию.
Музыкальный руководитель включаем народную испанскую музыку и предлагает детям под нее потанцевать. Детская импровизация.
Далее на экране через проектор демонстрируется отрывок испанского танца- Фламенко.
Музыкальный руководитель: ребята, скажите это какой танец грустный, мягкий или темпераментный? Что вы еще о нем скажите?
Дети отвечают. Подводим итог о характере танца.
Музыкальный руководитель: Чтобы стать настоящими испанцами мы сами разучим испанский танец.
Испанский танец
Детей необходимо разделить на две группы: на мальчиков и девочек. Разучивают комбинацию:
«раз»- удар ногой в пол
«и два» — два хлопка
В одной половине зала мальчики исполняют только удар ногой, в другой половине зала девочки только хлопки. Потом наоборот, а далее исполняют все вместе. В дальнейщем комбинацию исполняют только мальчики, а девочки импровизируют, танцуют под данный ритм и наоборот.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами здорово поиграли и потанцевали, но наша прогулка и путешествие, к сожалению, закончились. Давайте вспомним: Во что мы с вами сегодня играли? Что делали? Где путешествовали? Что вам особенно понравилось?Давайте попрощаемся тоже по танцевальному.
Дети делают поклон и выходят из зала под музыку.
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.
«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта КОП ТН ___ название «Звонкий молоточек» Аннотация.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Конспект ООД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы Цель: • Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников через музыку, поэзию, приобщение к песням периода Великой Отечественной.
Конспект занятия «Я особенный» для детей старшего дошкольного возраста «Я особенный» /для детей старшего дошкольного возраста/ Цель: учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Василисы» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр «Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.
Музыкальное занятие «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Музыкальное занятие по теме: «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста.
Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста Познавательная сказка «В мире звуков» Для детей старшего дошкольного возраста Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого.
Викторина «В мире насекомых» для старшего дошкольного возраста Цель викторины: Создать у детей положительный эмоциональный отклик. Закреплять представления детей о насекомых. Развивать умение применять.
Источник