- Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Развитие эмоционального интеллекта». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
- Ход занятия
- Квест на тему «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование компонентов эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте — актуальное и важное направление психолого-педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_solnechnaya_osen.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Солнечная осень» из программы
по формированию компонентов эмоционального интеллекта
в старшем дошкольном возрасте.
Цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
- Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;
- Развитие навыка взаимодействия;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие межполушарного взаимодействия.
Оборудование: мягкая игрушка солнышко, сделанные из картона основы для солнышка, прищепки, напольная мозаика, пластилин, нарисованный на бумаге ствол дерева.
Ход занятия. Дети заходят в кабинет. Психолог начинает говорить о занятии, а потом вспоминает, что что-то забыл. Поздороваться!
Сядем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»,
Если каждый улыбнется,
День по-доброму начнется.
Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, и вы тоже рады. Поприветствуем друг друга: передайте по очереди по кругу свои сияющие улыбки соседу справа. Молодцы! Вы заметили, в кабинете сразу стало светлее от наших улыбок».
— Ребята, посмотрите, кто заглянул к нам в гости?! (демонстрация мягкой игрушки солнышко, включение солнечных зайчиков). А скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, на улице осень, скоро наступит…. зима. Но солнышко еще радует нас своим ласковым теплом.
— Скажите мне, пожалуйста, какое настроение у солнышка?
— А почему вы так решили?
— А покажите, пожалуйста, как вы улыбаетесь как солнышко? А теперь рассердитесь, как осенняя туча… А испугаться как зайка, который увидел серого волка, сможете? А разозлиться, как Бармалей у вас получится? А огорчиться как Пятачок, у которого шарик воздушный лопнул? А теперь снова радуемся, как солнышко. Умницы, у вас все отлично получилось!
3. Основная часть
— Ребята, посмотрите, а солнышко наше пришло не с пустыми руками. Что это такое (демонстрация картонных основ для солнышка)?
— Колобок, тарелка, мяч, солнышко…
— Вы правы, эти круги похожи и на колобка, и на мяч. Сейчас мы с вами станем волшебниками и превратим эти круги в настоящие солнышки. Для этого прикрепим к ним прищепки, это будут лучики нашего солнца. Какого цвета могут быть лучики у солнышка? (Желтые, красные, оранжевые). Молодцы, как хорошо у вас получается. Прикрепляйте прищепки поочередно то правой, то левой рукой.
— Солнышко говорит, что увидело, как вы самостоятельно по одному умеете хорошо выполнять задания. А теперь хочет посмотреть, сможем ли мы из этой мозаики дружно и весело собрать одно большое солнышко. И чтобы у нас все получилось, работать надо очень дружно. (Дети вместе собирают солнышко из крупной напольной мозаики).
— А теперь мы с вами наше солнышко удивим и сделаем для него подарок. Посмотрите, здесь на столе лежит нарисованное дерево. Но на нем нет ни одного листочка! Что же делать? К сожалению, у меня нет ни красок, ни карандашей, чтобы их дорисовать, а только пластилин. Как вы думаете, мы сможем с его помощью украсить наше дерево? А как? Правильно, вы будете отрывать небольшие кусочки пластилина и приклеивать их к веткам дерева. Какое красивое и необычное дерево у нас получилось! Это все потому, что вы делали его вместе, весело и дружно!
— А теперь я предлагаю вам порисовать нашими волшебными мелками? Садитесь в круг на ковре, поворачивайтесь друг к другу спинами и рисуйте на них пальчиком солнышко с лучиками. Вы ведь помните, что рисовать волшебными мелками надо очень нежно, спокойно и аккуратно. Нарисуйте солнышко правой рукой, а теперь левой. Повернитесь в другую сторону и нарисуйте солнце на спине соседа слева сперва правой рукой, а потом левой. Молодцы! Понравилось? А что больше понравилось: рисовать самим или чувствовать, как на вашей спине рисуют?
— Как много дел мы с вами сделали, столько всего успели! Но вот наш день подходит к концу, темнеет, на небе вместо солнца появляется луна (выключаются солнечные зайчики, затем свет), наступает….
— Правильно, наступает ночь. А что мы ночью делаем?
4. Заключительная часть
— Я предлагаю и вам отдохнуть. Ложитесь на ковер, головами в центр. Подскажите мне, ночью на небе рядом с луной появляются…
— Посмотрите, и на нашем ночном небе появляются звезды (включается световое панно «Звездное небо»). Они ярко сияют, меняют свои цвета. А вы знаете, что глядя на звездное небо, можно загадывать желание? Сделайте глубокий вдох, выдох… звездочки, мы хотим вырасти добрыми и умными, здоровыми и счастливыми, храбрыми и смелыми, стать хорошими друзьями, пусть мамы и папы всегда гордятся нами. Вы заметили, самая большая звездочка подмигнула нам? Значит, наше желание обязательно сбудется. Сделайте глубокий вдох, выдох…Отдохнули? Хорошо, молодцы.
— На этом наше занятие подошло к концу. Вспомним, что интересного сделали сегодня. Мы смогли сделать маленькие солнышки? Смогли! Мы – молодцы! Мы собрали одно большое солнце? Да, у нас получилось! Мы сделали разноцветное осеннее дерево из пластилина? Да! И даже порисовали волшебными мелками на спинах своих друзей! Молодцы!
— Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? (дети в кругу обмениваются мнениями). Спасибо вам, ребята, до встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ).
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским.
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника.
Выступление на научной конференции.
В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта.
5 заповедей Я. Карчака:1. Любить ребёнка вообще. а не тоько своего собственного.2. Наблюдать ребёнка.3. Не давить на ребёнка.4. Быть честным с сабой. чтобы быть чествнм с ребенком.5. Познать себ.
Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.
Источник
«Развитие эмоционального интеллекта». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Людмила Чичерова
«Развитие эмоционального интеллекта». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Цель: Учить определять эмоциональное состояние людей на фотографии и героев сказок. Формировать знания детей об эмоциональном состоянии,развивать умение понимать и передавать эмоции в мимике. Расширять словарный запас, чувствовать настроение в произведениях, сказках и музыке. Воспитывать доброжелательные отношения.
Ход занятия
Солнышко рано встаёт (руки вверх)
Лучиком день зажигает (руки вперёд)
Весело птица поет
Песнею день начинает (выпрямить руки и показать ладони)
Как хороши приглядись,
Клены, березы и ели (проводят ладонями по голове, телу руками)
И будет веселым твой день (руки в стороны)
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех нас настроение.
Рассеет все сомнения
Ребята, вам нравится ходить в гости? к нам тоже должны были прийти гости, но к сажелению не смогли, а прислали свои фотографии.
Подвести детей к стенду, где изображены дети, на лицах которых различное настроение.
-Посмотрите на лицо справа и назовите настроение.
Воспитатель: Почему оно такое?
Дети: Он, наверное, съел что-нибудь кислое!
Воспитатель: А у человека слева?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: А с чем можно сравнить веселое настроение?
Дети: С солнышком, с подарком.
Воспитатель: А какое настроение у этого человека?
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Ему наверное одиноко, у него нет друзей.
Воспитатель: У этого человека?
Воспитатель: Почему, что могло испугать его?
Дети: Злая собака.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами посмотрим в зеркало и изобразим разные эмоции.
Радость — опишите пожалуйста его:губы улыбаются, брови прямые.
А теперь вы очень грустите — губы опущены в низ, глаза грустные, брови опущены в низ.
Испуг — рот открыт, глаза широко открыты, брови опущены.
Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказки К. Чуковского, а вы должны отгадать какие это эмоции.
Вдруг из маминой из спальни
Кривоватый и хромой,
и качает головой
Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Уходи ка ты домой говорит,
Да лицо свое умой, говорит.
А не то, как налечу
Растопчу и проглочу, говорит.
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
Ребята, когда мы слушаем радостную музыку, тоже испытываем разные эмоции.Давайте послушаем:
Дети слушают веселую, радостную музыку, а затем грустную. Воспитатель предлагает описать настроение после прослушивания веселой музыки. Какие чувства они испытали.
Задает детям вопрос: Какая музыка им больше понравилась, почему?
Затем воспитатель предлагает детям сходить в гости в сказочную страну к знакомым сказочным героям.
Дети под музыку приходят на полянку и видят там сказочных героев всех вместе.
Ой, что здесь случилось, все звери собрались вместе. Наверное они вышли погулять и заблудились,испугались и не могут найти свой домик. Давайте поможем им.
Дети расселяют зверей в свои домики, на которых изображены эмоции.
Ребята, посмотрите, один домик остался без сказочного героя. Посмотрите внимательно, какая эмоция изображена на домике?
Воспитатель: А ка вы думаете какой сказочный герой жил в этом домике?
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо — схема.
Дети садятся на стульчики
Нужно прочитать письмо и тогда мы узнаем, куда подевался зайчик.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Ребята давайте поможем петушку выгнать лису — сердито все вместе скажем: «Уходи лиса вон». После того как дети спасли зайку и поселили его в свой домик, зайка решил отблагодорить ребят и подарил им воздушные шарики.
«Наши эмоции». Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Эмоциональное развитие ребенка — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые,должны передавать.
Проект по овладению навыками управления эмоциональной сферой «Путешествие в мир эмоций» «Путешествие в мир эмоций» Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой; развитие у детей способности понимать, осознавать.
Источник
Квест на тему «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Квест по развитию эмоционального интеллекта «В поисках волшебной палочки» для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила педагог-психолог Дубровская Е.П. Образовательные области: речевое, социально – коммуникативное и познавательное развитие. Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная. Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста. Форма образовательной деятельности: игра-путешествие. Цель: закрепление знаний об эмоциях, развитие эмоционального интеллекта, отзывчивости, коммуникативных навыков. — способствовать расширению знаний детей об эмоциях и их проявлениях; — развитие произвольного внимания; — развитие коммуникативных навыков; — снятие психоэмоционального напряжения. — Дети различают и узнают основные эмоции; — Дети знают способы преодоления негативных эмоциональных проявлений (страха, агрессии); — Группа стала более сплоченной; — Сформирована отзывчивость и навыки общения. Методы, используемые в работе с детьми: — метод наглядной передачи информации; — метод словесной передачи информации( слуховое восприятие информации); — метод повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации); — метод повышения познавательной активности. Подготовительная работа: в течении учебного года с детьми проводились групповые развивающие занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. Изображение замков в соответствии с названием эмоций (радость, грусть, страх, злость): Изображение или игрушка принцессы, грустного человечка, напуганного человечка и дракона; Игрушечный цветок или другой предмет для ритуала входа в занятие; Стеклянный цветной камень или шарик; Сухой душ для сенсорной комнаты; Игровое поле для твистера с наклеенными смайликами с изображением эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость); Детали для составления аппликации смайликов (глаза, рот, брови, нос); Шкатулка для страхов. Магнитофон или колонка для проигрывания музыки. Количество участвников: 10-12. Время проведения: 25 минут. Вводная часть. Организационный момент. Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Прежде, чем начать наше интересное путешествие, давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу хорошее настроение. Для этого вам нужно передавать друг другу по кругу волшебный цветок, посмотреть в глаза и улыбнуться. Попробуйте передать хорошее настроение друг другу.» Дети передают по кругу игрушечный цветок и выполняют упражнение. Основная часть. Решение проблемной задачи. Актуализация знаний. Психолог: «Для того, чтобы попасть в волшебное королевство, вам нужно пройти через радужный водопад. Вы услышите музыку, попробуйте угадать, в какое королевство вы попадете (звучит радостная музыка)». Дети проходят под разноцветными ленточками и видят перед собой изображение грустной принцессы. «Ребята, какую музыку вы услышали? — Веселую. А какое настроение у принцессы? — Грустное. Давайте узнаем, почему. Принцесса говорит, что ее волшебную палочку украли и теперь королевство Радости наполняется грустью. Скоро все жители станут грустными и несчастными. Давайте поможем им и отправимся на поиски волшебной палочки.» Звучит грустная музыка, перед детьми дорожка из ленточек. Психолог предлагает пройти по этой дорожке походкой, которая соответствует музыке. Перед детьми мрачный замок и изображение грустного героя. Психолог говорит, что герой видел, как злой дракон пролетал мимо и нес волшебную палочку. «Ребята, мы не волшебники, но давайте попробуем добавить в это королевство Грусти немного радости. Я дам Вам волшебный камень, пусть каждый из вас возьмет его в руки и посмеется, вложив этот камень капельку своего веселья.» Дети выполняют упражнение, передавая камень по кругу. Дети слышат страшную музыку и проходят под темным платком. Перед ними изображение темного замка с летучими мышами. Перед ними напуганный герой. Он говорит, что всего боится и из-за этого он живет здесь один и никуда не выходит. Психолог с детьми обсуждает как преодолеть свой страх. Психолог достает деревянную шкатулку и предлагает всем детям положить туда свой страх, прошептав его по очереди. В конце упражнения психолог закрывает шкатулку и кладет под темный платок. «Теперь страхи останутся тут.» Дети видят изображение удивленного человечка. Оказывается рядом королевство Удивление. Психолог предлагает рассмотреть детям картинку с изображением нелепицы и рассказать, что в этом королевстве необычного. Далее перед ними ортопедический коврик-пазл. По нему дети должны пройти по очереди удивительным (необычным) образом. Это дорога приводит их к королевству Злости, где живет дракон. Звучит фрагмент «Времена года. Зима.Вивальди» «Ребята, посмотрите какой злой Дракон, и у него наша волшебная палочка. Но он хочет нас всех укусить. Психолог подносит игрушечного дракона поближе к детям. Давайте тоже изобразим злость, может он испугается.»Дети сжимают кулаки, делают злое лицо и рычат. «Дракон все равно злой. Давайте вспомним заклинание, чтобы победить свою злость. Психолог просит детей встать ногам на одно место, сжать кулаки, сделать вдох и сказать «тух-тибидух», когда дети это произносят, им нужно медленно разжимать кулаки. Заклинание произносится трижды. Дракон говорит: «Ладно, я больше не злой, но я отдам волшебную палочку, только, если вы выполните мое задание.» На столах у детей лежит круг из бумаги и детали лица с разными эмоциональными выражениями. Детям нужно собрать лицо и определить эмоцию. На полу лежит игровой поле, похожее на поле для игры в твистер. На нем наклеены лица с разными эмоциями. Детям нужно взять свою картинку, найти ее на поле, встать на нее, назвать и изобразить. После этого дракон отдает волшебную палочку. Психолог просит детей по очереди погладить дракона и сказать фразу: «Я хочу с тобой дружить». Дети возвращаются к изображению королевства Радость, где их встречает радостная принцесса. «Ребята, спасибо вам большое за помощь. В благодарность я сейчас коснусь палочкой ладони каждого. Закройте глаза, вдохните глубоко и выдохните и загадайте желание. Оно может исполнится». Заключительная часть. Рефлексия. В конце занятия психолог для получения обратной связи спрашивает какое впечатление оставило у детей это путешествие. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Генезис 2007 г.; Хухлаева О.В, Первушина И.М., Хухлаев О.Е., «Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье», Генезис, 2017 г.; Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет, сост. Егорова М.В., Учитель. П.И.Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковский «Болезнь куклы», А.Вивальди «Времена года». Источник |