Конспект урока виды предложений по эмоциональной окраске

Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»

Колледж университета «Туран», город Алматы

Мейер Ирина Александровна

преподаватель русского языка и литературы

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока

Пәні / дисциплина : Русский язык и литература

Мерзімі /дата : __ 15.02.2019 г._____ Топ /группа: __ СПр-18-5 __

Сабақтың № урока _ 43 __

Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :

Типы простых предложений по цели высказывания.

Типы простых предложений по эмоциональной окраске.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия : дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять цель высказывания, строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

расширить понятие обучающихся о простых предложениях, типах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

развитие познавательной компетентности через актуализацию материала, изученного ранее ; развитие навыка монологической речи, умения анализировать, систематизировать материал.

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.

Сабақтың типі / тип урока

изучения и первичного закрепления нового материала;

Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока :

словесные (беседа, лекция, прочие);

практические (упражнения, решение задач, работа с книгой, прочие).

Модули, используемые на уроке: критическое мышление, критериальное оценивание

Формы работы: индивидуальная, парная.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока :

үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: лист оценивания, лист с заданиями

ТОҚ / ТСО : проектор, компьютер

Пән аралық байланыс/межпредметная связь: казахский язык, литература, экология

Әдебиеттер/литература : учебник русского языка

Сабақтың өту барысы / Ход урока :

— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. И давайте начнем работу на нашем не совсем обычном уроке с чтения эпиграфа. (Эпиграф на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал Алексей Николаевич Толстой.

— Как вы понимаете слова известного русского писателя?

— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Проверка знаний теоретического материала по теме «Синтаксис»

Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да — 1, Нет — 0

Я утверждаю, что

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки — знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании снежная зима главное слово — существительное зима.

6. У доски — словосочетание.

Читайте также:  Богаче всех тот чьей радости

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово — прилагательное.

8. Отвечать на уроке – предложение.

9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложений.

2) На прошлом уроке мы с вами начали работу над простым предложением. Сегодня мы познакомимся с видами предложений. С этими видами предложений вы знакомились на уроках казахского языка, посмотрите на доску:

Сегодня у нас урок русского языка. Бұл қандай сөйлем: хабарлы,бұйрықты немесе сұраулы? \ответ обучающихся\ Значит какое это у нас предложение?

Во сколько начнется урок? — А это какое предложение? \ответ\.

Следующее предложение: Выучите стихотворение наизусть.\ответ\.

В первом предложении, повествовательном, содержится сообщение, в вопросительном – вопрос, а в побудительном – приказ, просьба. Все эти предложения могут быть восклицательными \лепті\, если произносятся с особым чувством, интонацией.

Например: На улице так тепло! Почему ты не учишь уроки?! Хорошо прослушайте эту песню!

Источник

Конспект урока (русский язык) по теме: «Эмоции и их отражение в предложении.» (5 класс)

139. Тема урока: Рр № 30. Эмоции и их отражение в предложении.

5 класс русский язык 14.04.2016

1) предметные : знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) ;знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.

2) личностные : осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи

3) познавательные : выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы;

4) регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки;

5) коммуникативные : организовывать , осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, задавать, слушать вопросы и отвечать на них.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

— Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («Пять!»)

— Итак, ребята, все ли готовы закрепить полученные знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л.: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.

2. Актуализация знаний

— Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.

— Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения по цели высказывания?

— Вашему вниманию я предлагаю текст.

Как прекрасно нынче утро.

Ты пойдёшь со мной гулять?

Будем мы гулять по парку

И листочки собирать.

Посмотри-ка на тропинку,

Там протянулась паутинка

— Какое время года описывается в тексте?

-Сейчас я буду читать предложения, а вы записывать их и делать синтаксический разбор.

— По какому признаку мы распределяли предложения?

— Оказывается, ребята, предложения можно распределять и по другому признаку.

Читайте также:  Чувство что разорвет изнутри

Записывают предложение, определяют цель высказывания каждого предложения .

Л.: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают познавательную задачу.

Р.: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

К.: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова

Вашему вниманию я предлагаю три предложения. (стр учебника.73 )

1.Мы были в лесу.

2.Кто взял книгу?

3.Прочитайте эту книгу.

— Каким является 1 предложение по цели высказывания? (повествовательное)

— Прочитайте так, как будто вы рады .

— Что мы изменили?

— А как это отразится на письме?

— Каким является 2 предложение по цели высказывания? (вопросительное)

— Прочитайте с возмущением.

— Какой знак добавится в конце предложения?

— И каким является по цели высказывания последнее предложение?

— прочитайте со злобой.

— И как эта интонация отразится на письме?

— Мы с вами получили две группы предложений. Чем они отличаются друг от друга? (интонацией, знаком)

— Значит, предложения можно распределять и по интонации. Подумайте, как мы назовем полученные нами предложения. (Какой знак ставится в конце этих предложений?)

— А предложения, в противоположность им?

— Сформулируйте тему нашего урока.

Какие еще чувства могут выражать восклицательные предложения?

— Откройте тетради, запишите дату, тему урока

Учащиеся в группе выполняют задание, слушают учителя, оценивают свою работу.

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.

Мы ногами топ, топ, топ!

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!

Головою круть, круть, круть!

Мы себя ударим в грудь!

5. Первичное закрепление материала.

Отгадайте загадку, запишите, выпишите словосочетания и разберите их ( виды словосочет по главному слову )

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это . (дождь)

Сделайте синтаксический разбор предложений, надпишите части речи над каждым словом.

Учащиеся выполняют задание, слушают партнеров, оценивают свою работу.

П.: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы;

систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, назовите тему урока. (Восклицательные и невосклицательные предложения).

— Чему мы научились? (Научились определять предложения по интонации).

— Какие чувства выражают восклицательные предложения? ( Восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.)

— Какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения.

На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то — в зелёный, если ничего не понятно, то в синий.

Подгот к контрольному диктанту с грамматическим заданием, $ 57-61(повтор теорет мат., правописание словарных слов); разобр 3 словосочетания, сделать синтаксич разбор 2 предложений.

Отвечают на вопросы, ставят совместно с учителем отметки.

Л.: приобретают мотивацию к процессу образования.

Читайте также:  Как не открыть свои чувства первой

П.: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске»

Предмет: Русский язык

Тема урока : Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

образовательная : углубить знания обучающихся о предложении, научить их грамотно произносить разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно употреблять разделительные знаки в конце предложений;

р азвивающая : развивать умения определять виды простых предложении; развивать у обучающихся логическое мышление, память;

в оспитательная : воспитывать у них любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения:словесный ( объяснение),беседа

Средства обучения : учебник, карточки, слайды

I .Организационный момент

2.Подготовка к уроку

II . Опрос домашнего задания

Выполнить упражнение 49 – составьте словосочетания со словами самостоятельных частей речи

III . Изложение нового материала

.Задание: одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?

Брат приехал. Брат приехал? Приезжай, пожалуйста, брат. Брат приехал! Слово преподавателя. Главным способом выражения цели высказывания в предложении является интонация. 1.Интонация повествовательного предложения восходяще-нисходящая. Это значит, что тон вначале повышается, а к концу предложения понижается. После повышения делается пауза:

Деревья стоят у дороги в косматом весёлом строю.(В.Шефнер) у дороги – повышается; строю – понижается;

В предложениях может быть несколько повышений и несколько пауз:

Громов взрывов, облаками дыма заглушило аромат цветов. (О. Поскребышев)

В данном предложении обратите внимание на совпадение и расхождение паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Повышение тона и пауза указывают на границу частей сложного предложения:

Холодновато пахнет мята, деревья клонятся ко сну.

2.В вопросительном предложении голос повышается на самом главном для смысла вопроса слове: Кто это сделал? Ты приехал вчера? Алёша помогает маме?

3.Для побудительных предложений характерна особая повелительная интонация, которая имеет множество оттенков. Например: встать! — повелительная интонация, выражающая приказ; не гневайся, душа моя! (А. Пушкин) — повелительная интонация, выражающая увещевание.

Для справок: увещевать — уговаривать, советуя и убеждая.

IV . Закрепление 1) Тренировочные упражнения. 1.Перепишите предложения, сделайте их интонационный разбор.

Пахнет не пойманной рыбой вода у песчаной косы. Тропинка в чащу завела и бросила меня. Широкий ров пересекает луг, весенние в него сбегают воды. (Б. Шефнер) Над замерзшей Невою горбаты мосты. (С. Щипачев) Горит листва под крики птичьи огнем осенним на ветру. (И. Резник)

2. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Обозначьте повышения, понижения тона и паузы.

Захоч..ш.. познакомит..ся с миром п..рнатых и отпр..вляеш..- ся в лес. Но (не)торопись входить (в)него загл..ни на пустош.. или в ре..кий л..сок. Здесь можно встретить изящную птич..ку с пестр..й окраск..й и ярк..м хохолком. Это удод. Его (н..)(с)(кем) (не)спутаеш.. . Когда удод летит, он чем-то похож.. на большую бабоч..ку. Живут эти птиц.. в Европе в Азии.. и в Африк.. .

2) Работа с учебником. Выполнение упражнений.

3) Работа у доски (карточки)

V . Подведение итогов урока ( выставление оценок) Для чего служат повествовательные, вопросительные, побудительные предложения? Какая интонация характерна для каждого из них? VI . Домашнее задание : выполнение упр.№54, стр.42.

Источник

Оцените статью