- Органы чувств. Регуляция деятельности организма план-конспект урока по биологии (7, 8, 9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
- Тема урока: «Органы чувств. Регуляция деятельности организма»
- Посмотрите также:
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
план-конспект урока по биологии (7, 8, 9 класс)
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv._regulyatsiya_deyatelnosti_organizma.pptx | 330.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Цели урока: Доказать взаимосвязь организмов с окружающим миром, благодаря органам чувств; Проследить эволюцию органов чувств животных; Усвоить ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме.
Проверка домашнего задания: 1. Что такое рефлекс? 2. Какое строение имеет нервная клетка? 3.Как усложнялась нервная система в процессе эволюции?
Рефлекс – это ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы.
Нервные клетки имеют звездчатую форму и тонкими отростками соединяются между собой, образуя нервную сеть.
От парных головных нервных узлов у плоских червей, нервных узлов у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих до головного и спинного мозга у позвоночных животных.
Органы чувств: Равновесия; Зрения; Осязания; Обоняния; Слуха; Химической чувствительности.
Простейшие Вся поверхность тела (амеба, инфузории); Светочувствительный глазок (эвглена зелёная); Химическое восприятие солености воды ( у инфузорий)
Кишечнополостные Кожно – мускульные клетки, вызывающие сокращение тела.
Плоские черви Простые глаза; Органы осязания и равновесия .
Круглые черви Органы чувств развиты слабо: На головном конце тела имеются светочувствительные сосочки и маленькие щелевидные углубления – органы равновесия.
Кольчатые черви По всему телу разбросаны чувствительные клетки.
Моллюски Органы равновесия; Химического чувства; Глаза; Органы осязания.
Ракообразные Сложные глаза, состоящие из простых глазков; Передние усики – орган равновесия; Органы осязания и химического распознавания – волоски и щетинки по всему телу.
Паукообразные Простые и сложные глаза; Волоски на конечностях – осязание; Углубления покровов тела – химическое равновесие.
Насекомые Сложные глаза (фасеточное зрение); Органы равновесия; Органы обоняния; Органы осязания; Органы вкуса; Органы слуха.
Рыбы Боковая линия; Зрение; Слух; Вкус; Обоняние.
Земноводные Зрение – выпуклая роговица, линзовидный хрусталик, мигательная перепонка; Среднее ухо; Наружные и внутренние ноздри;
Пресмыкающиеся Глаза, способные четко различать предметы на различных расстояниях; Внутреннее и среднее ухо; Осязательные волоски на чешуйках тела; Органы обоняния и вкуса находятся в ротовой полости.
Птицы Взаимосвязь строения головного мозга с органами чувств: Монокулярное зрение; Среднее и внутреннее ухо; Мозжечок – орган равновесия; Ноздри – орган обоняния.
Млекопитающие Бинокулярное зрение; Наружный слуховой проход и ушная раковина; Чуткие органы обоняния – передние и задние обонятельные отделы носовой полости;
Выводы по уроку: Организм животного может существовать только при условии регуляции своей деятельности; Органы чувств усложняются по мере усложнения организации животных; Организмы взаимосвязаны с окружающим миром благодаря органам чувств; Органы чувств взаимосвязаны с системами органов в живом организме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.
Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.
Тест по теме «Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса» содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С.
Контрольная работа по биологии в 8 классе по теме «Нервная и гуморальная регуляция деятельности в организме».
Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов.
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с.
Конспек познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.
Источник
Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
Разделы: Биология
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982
- Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными раковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Млекопитающие
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Источник
Тема урока: «Органы чувств. Регуляция деятельности организма»
Предмет: | Биология |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Баранцева Ольга Ивановна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 52.56 Kb |
Тема урока: «Органы чувств. Регуляция деятельности организма»
В результате овладения содержанием материала проследить эволюцию органов чувств животных.Уметь сравнивать представителей разных классов и типов животных.Выявлять усложнения в строении органов чувств.Доказывать взаимосвязь организмов с окружающим миром, благодаря органам чувств.Продолжить формирование умений работать в группах с научной информацией.Обобщать материал.Готовить выступления на заданную тему.
Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы
Рисунки, иллюстрирующие строение органов чувств животных различных типов и классов; микроскопы; культуры простейших (инфузорий, амебы, эвглены); лабораторное оборудование для эксперимента с простейшими; Словари биологических терминов; информационные тексты для учащихся.
Проблемный. Как животные получают необходимую информацию из окружающей среды.
Исследовательский: выявление токсинов у простейших.
– Добрый день, ребята! Мне хотелось, чтобы вы были сегодня активными, ваши ответы были правильными и аргументированными.
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
(Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.)
А сейчас настраиваемся на биологическую волну. Ребята, вы разбиты на группы. Я предлагаю вам быстро ответить на следующие вопросы.
— Способность животных реагировать на раздражение (раздражимость)
— Нервная клетка называется (нейрон)
— Короткие отростки нейрона называются (дендриты)
— Длинные отростки нейрона называются (аксоны)
— У гидры нервные клетки образуют нервную (сеть)
— Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие – (мозжечок)
— Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы называется (рефлекс)
— Впервые нервные клетки появляются у (кишечнополостных)
— Головной мозг состоит из (5) отделов.
— Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является (раздражимость)
— Что такое рефлекс? ( Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение)
— Какие бывают рефлексы? (Врожденные и приобретенные.)
Я согласна с вашими ответами, но у меня есть дополнения: А знаете ли вы, что если отнести массу головного мозга к массе тела, окажется, что у мыши и воробья этот показатель будет больше, чем у человека: 3,2%, 2,9% и 2,5% соответственно.
Максимальная масса мозга слона 4925грамм, а у синего кита, который приблизительно в 25 раз больше слова, всего 4700 грамм.
Актуализация знаний, погружение в урок
Ввод в проблему
Учитель обращает внимание на тему и задача урока и открывает эпиграф к уроку: « . накопление знаний подобно росту дерева. »
вот и сегодня мощный ответ биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой сведений о возможности животных воспринимать окружающую среду и постоянно к ней приспосабливаться.
Учитель предлагает учащимся вспомнить и записать на доске, что им известно об органах чувств животных (схема на доске)
На прошлом уроке мы, изучали процесс усложнения нервной системы. Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?
Ребята какие, вам известны органы чувств у животных?
А теперь давайте сформулируем вместе тему урока: ОРГАНЫ ЧУВСТВ. РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА
Что же мы узнаем при изучении данной темы:
Называют цели урока
Большинство животных обладает способностью чувствовать окружающую среду, состояние своего организма, положение его в пространстве. Для этой цели у них имеются органоиды (у одноклеточных), нервные клетки или специальные органы (у многоклеточных).
Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному организму получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения, определять характер собственных действий в данной ситуации.
Ребята, сегодня на уроке, я вам предлагаю создать мини-проект, который выбудете осуществлять работая в группах. Каждая группа получила задание по сбору информации об органах чувств определенных групп животных. Один представитель от группы защищает проект и делает вывод. Подготовьте по одному вопросу для другой группы.
Актуализация целеполагания, мотивация
Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний учащихся об органах чувств
Осмысление ситуационной задачи и недостаточности знаний для полного представле-ния о восприятии окру-жающего мира животных.
Учащиеся обсуждают проблему и записывают в тетради вопросы под заголовком «Хочу знать»
1. Работают с текстом учебников стр. 230-235, изучают приложение 1, дополнительный материал.
Отвечают на вопросы:
Какую функцию выполняет светочувствительный глазок эвглены?
С какой целью она перемещается в освещенную часть водоема?
Как гидра воспринимает раздражение, поступающее из окружающей среды?
Какие органы чувств у червей?
Самостоятельная работа с учебником и приложением 1-4
Какие примеры, связанные с определением погоды, демонстрирует метеочувствительность дождевых червей?
У каких моллюсков органы чувств развиты лучше всего?
1. Работают с текстом учебником, изучают приложение 2.
2. Обобщают собранную информацию.
Отвечают на вопросы:
Какие органы чувств есть у речного рака?
Что вы знаете об органах чувств насекомых?
Где у мухи находится орган вкуса?
Как паукообразные воспринимают сигналы из внешнего мира?
Какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых?
1. Работают с текстом учебника изучают приложение 3.
2. Обобщают информацию.
3. Отмечают усложнение в строении органов чувств.
Отвечают на вопросы:
Что такое боковая линия, какую функцию она выполняет?
Какие органы чувств есть у рыбы?
Какие усложнения в строении глаза и уха появились у земноводных в связи с выходом на сушу?
Какие особенности в строении органов чувств можно отметить у змеи?
Почему змеи постоянно стремительно высовывают изо рта наружу раздвоенный язык?
1. Изучают текст учебника, работают с приложением 4.
Отвечают на вопросы:
Как можно предположить хорошее развитие органа зрения у птиц, исследуя строение головного мозга птицы?
У птиц монокулярное зрение. Что это значит?
У каких птиц зрение бинокулярное, в чем его преимущество?
Какие органы чувств у птиц развиты лучше всего?
Какие изменения в строении органа слуха произошли у млекопитающих?
Какие примеры чуткого слуха, обоняния из жизни млекопитающих вы можете привести?
Работают самостоя-тельно, готовятся к выступлению
Отчет каждой группы, оформление записей в тетради, (табл.1) пояснение новых понятий.
Учащиеся слушают выступления, заполняют таблицы
Подведение итогов урока.
Предлагается проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали об органах чувств животных?
Комментарий учителя: органы чувств — органы посредством которых животные воспринимают внешние раздражения.
У простейших внешнее раздражение воспринимаются протоплазмою, которая и отвечает на них движениями. Тоже самое происходит и у кишечнополостных, с тем различием, что воспринимаемое раздражение может здесь передаваться далее от клеточки к клеточке. У остальных многоклеточных животных с появлением обособленных чувствительных клеток, нервной системы и мускулатуры происходит разделение труда, ведущее к большему совершенству процессов восприятия внешних раздражителей и реагирования на них.
Учащиеся зачитывают и корректируют свои записи в таблице, возвращаются к поставленной учебной задаче, заслушивают комментарии учителя
Нет органов чувств, но реагирует на воздействие внешней среды изменением направления движения – таксис.
Чувствительные клетки сосредоточены главным образом на щупальцах и по краям зонтика.
Органы чувств развиты слабо. В основном это примитивные глазки, органы равновесия – статоцисты.
В почке есть осязательные клетки. У ленточных червей, нематод.
У них есть глаза на головном отделе или по краю мантии, органы равновесия статоцисты в ноге, осфрадий – органы химического чувства, у освоения жабр или в мантийной полости. Головоногие имеют сложно устроенные глаза.
Органы осязания – антенны – длинные ушки.
Органы равновесия – антеннулы – короткие ушки.
Органы зрения – пара сложных фасеточных глаз, у некоторых (веслоногих) – один простой, науплиальный глаз.
Карапакс – определяет направление токов воды.
Разное количество простых глаз. Клещи слепы. Слабое зрение компенсируется осязанием. Это многочисленные чувствительные волоски на теле и конечностях. Специальные волоски – трихоботрии воспринимают колебания воздуха на туловище и конечностях есть органы химического чувства – мировидные органы. На лапках передних ног – обонсетельныетарзальные органы. В глотке пауков – обнаружены вкусовые клетки.
По бокам головы расположены фасеточные глаза, а на лбу – 2.3 простых глазка – дорзальные глазки. Органы слуха (рецепторы зву.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 94 Скачиваний: 61
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник