Конспект урока окружающего мира по теме органы чувств

Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Органы чувств» 3 класс

Учитель: Коротких Л. Ю.

Программа «Школа России»

Раздел: «Мы и наше здоровье»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.

Задачи: учить детей беречь органы чувств;

содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью;

развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Оборудование: задания для групп, таблицы строений орган чувств, книги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи.

— С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?

— С помощью какого органа мы видим?

— Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?

— Какой орган помогает почувствовать запах?

— С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

— Какие это органы?

— Назовите тему урока.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

3. Исследование в малых группах.

Задание для первой группы.

Задание для второй группы.

Задание для третьей группы.

Задание для четвертой группы.

Какие функции выполняют органы чувств, как же они устроены органы чувств? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. А открывать тайну вы будете, работая в группах.

Составим мини – проект «Что нужно знать про органы чувств».

Мы разделимся на группы и будем работать в группах.

План работы в группах.

  1. Прочитайте текст.
  2. Составьте рассказ по плану:

А) О каком органе чувств пойдет рассказ?

Б) Какие функции выполняет?

  1. Составьте памятку «Это полезно знать»

Объединитесь в группы.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

Вспомним правила работы в группе.

Глаза – это орган зрения. Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.

Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка (таблица).

1 . Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту . Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

2. Освещение должно быть достаточно ярким без попадания прямого света в глаза.

3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще — каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Ухо – орган слуха. Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу.

Нос — орган обоняния. Обоняние — это способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Таким образом, кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции.

Правила ухода за кожей.

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Источник

Конспект урока по окружающему миру по теме «Органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Краткий анонс : Данный материал адресован учителям начальных классов, ученикам 1 класса.

С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность:дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»

Тема: «Мои помощники – органы чувств»

Цель : познакомить детей с органами чувств человека.

Оборудование : рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой.

Форма работы : фронтальная, групповая.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения . Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

— иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

— исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

— узнать роль и специфику разных органов чувств;

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в группе;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— работать по предложенному плану, инструкции;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Ход урока. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

Начнем урок с игры «Привет сосед!» Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, хором произнесите текст: ( слайд №1)

Улыбнись мне в ответ

Я хочу чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным, умным.

Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии.

— Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

— Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

— Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

( слайд 3 )

— Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

— А нужны они ему? (Конечно)

— А теперь рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана “Березовая роща”. ( слайд 3 )

— Какие чувства вызвала у вас эта картина? (чувство радости)
— Какие возникли воспоминания? (летние каникулы, поездка в лес)
— Что помогло вам увидеть красоту родной природы? (наши глаза)

— А теперь давайте послушаем музыкальный фрагмент “Июнь” Петра Ильича Чайковского из альбома “Времена года”.

— Что помогло вам, ребята, насладиться музыкой? (наши уши)

— А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “арбуз”, “лимон”, “ветер” «огонь» и т.д. (сладко, кисло, холодно, горячо…)

— Что же помогает нам ощущать окружающий нас мир, отличать одни предметы от других? Как узнали, что маки- красные, небо — голубое, арбуз — сладкий, ветер – холодный, а музыка — прекрасная?

— Что же это за волшебные помощники, которые помогают ощущать красоту и неповторимость окружающего нас мира? (дети перечисляют органы чувств)

— Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы? Правильно, это — органы чувств . ( слайд 4 )

— Сегодня мы уточним, какова роль каждого из этих органов и почему их называют органами чувств.

— Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи .

— Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

— А точнее «Наши помощники – органы чувств»

— В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

— Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

— Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

— Я сейчас предлагаю вам поработать в группах.

— По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.

— Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

— Давайте мы эти правила вспомним.

(Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.

— А я буду вашим помощником.

— На каждом из пяти столов лежат разные предметы (столы пронумерованы). Вам надо в течение 5 – 7 минут определить, какие органы чувств более всего помогли определить, что это за предметы.

— Результаты исследований записывайте в свой маршрутный лист. По окончании вашей работы мы выслушаем сообщения экспертов каждой группы о тех выводах, которые вы сделали. Приступайте к работе. ( слайд 5 )

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

— Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

Вот появился первый солнечный лучик:

коснулся глаз — откроите глаза;

коснулся лба — пошевелите бровями;

коснулся носа — наморщите нос;

коснулся губ — пошевелите губами;

коснулся подбородка — подвигайте челюстью;

коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;

коснулся рук — потрясите руками;

коснулся ног —подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами,

Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии..Вот солнечный лучик коснулся всех органов чувств.

Ребята все органы чувств надо беречь. ( слайд 6 )

— Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

— Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)

— Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

— При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

— Вы хорошо справились с заданием.

— Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.

(рисуются глаза человечку)

— Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

— Что вам помогло услышать звуки? (уши)

— Вы постарались, выполнили задание верно.

— Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

— Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши)

— Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

— Что помог определить вкус воды? (язык)

— Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

— Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

— Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.

(дети рисуют язык человечку)

— Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

— Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

— Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

— А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

— А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

— Помогите нашему герою.

(дети рисуют нос)

— Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…

Научное название — …. орган осязания.

— Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

— Верно, справились с заданием.

(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

— Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов.

(дети рисуют человечку руки)

— Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Сколько у человека органов чувств?

— На какой вопрос вы должны мне ответить?

— Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

— Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)

— А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик — запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

— Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

— Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

— Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Источник

Читайте также:  Да чувства будь ты проклят
Оцените статью