Конспект урока эмоции 9 класс

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уровень эмоционального возбуждения учащихся

Скачать:

Вложение Размер
план урока 25.5 КБ
презентация урока 467.83 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс: Психология и выбор профессии (программа Г.В.Рязапкиной)

Тема занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Тип занятия: Урок общеметодологической и диагностической направленности

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к диагностике и самодиагностике (научить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уровень эмоционального возбуждения учащихся)

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов (дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения) Формирование УУД:

Личностные действия: самопознание, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: оценка, саморегуляция, коррекция

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Истоки негативных эмоций

Чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям

2 способа выражения эмоций: Словесный С помощью мимики Дети различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5-6 лет, гнев — в с 7 лет, страх и ужас — с 9-10, удивление — в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.

Задание №1. Мимика. Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление

Задание № 2 Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми

Подчеркните те чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. И зачеркните те которые мешают вам общаться с людьми ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ Ненависть Гнев Зависть Жадность Обидчивость Подозрительность Тщеславие ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ Любовь Доброта Великодушие Щедрость Способность прощать Доверчивость Скромность

Задание №3. Тест эмоций . (тест Басса-Дарки)

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса Ф 1 9 17 25 33 К 2 10 18 26 34 Р 3 11 19 27 35 Н 4 12 20 28 36 О 5 13 21 29 37 П 6 14 22 30 37 В 7 15 23 31 39 Ч 8 16 24 32 40

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу. 5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной. 7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны. 8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести. 9. Мне не раз приходилось драться. 10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся. 13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю. 14. Я думаю, что многие люди не любят меня. 15. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу. 19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка. 20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть. 22. Многие люди мне завидуют. 23. Если я злюсь, я могу выругаться. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Если не понимают слов, я применяю силу. 26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его. 27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся. 28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать. 29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю. 32. Я мало помогаю своим родителям. 33. На удар я отвечаю ударом. 34. В споре я часто повышаю голос. 35. Я раздражаюсь из-за мелочей. 36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место. 37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю. 38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить. 39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение. 40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.

| 5+ | 4+ | 3+——————————————————————— | 2+ | 1+ | |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____ Ф К Р Н О П В Ч Строим график Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.

Физическая агрессия — вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь. Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия — за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. Чувство вины — вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.

Ученые выделяют три основных типа агрессивного поведения: Природная, врожденная агрессивность. 2. Спровоцированная агрессия как реакция на внешние причины. 3. Агрессия как результат воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все наше существование пронизано эмоциями — позитивными и негативными. Именно негативные эмоции часто становятся причиной огромного количества заболеваний. Негативные эмоции влекут за собой злость и н.

Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций.

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр.

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: «Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций».

Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам «Память» и «Чувства и эмоции». К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба.

Данное занятие является часть тренинга по снятию синдрома эмоционального выгорания и предназначено для работы психолога с педагогами и родителями.

Источник

Конспект урока 9 класс. Эмоции.

— создать условия для осмысления понятия эмоций, их роли в жизни человека, биологической основе, видах эмоций, внешнем проявлении эмоций и чувств;

— способствовать развитию мышления учащихся в процессе анализа, сравнения, выделения главного, обобщения;

— развивать коммуникативные способности учащихся, навыки сотрудничества.

— актуализировать знания о стрессе и его причинах;

— изучить особенности и значение эмоций человека как биосоциального вида;

— познакомить с видами эмоций и типами эмоциональных состояний человека;

— раскрыть важность овладения умением управлять эмоциональным состоянием.

Основные термины и понятия :

Эмоции положительные, отрицательные;

Типы эмоциональных состояний:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации.

1.Организационный момент. Приветствую учащихся и настраиваю их на успешную работу. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Учитель: Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды. Ежедневно каждый человек испытывает стрессы. Давайте вспомним, что вы знаете о стрессе.

3.Изучение нового материала.

Учитель: У человека с его высокоразвитой нервной системой самый частый стрессор- эмоциональные раздражители. Со стрессом тесно связаны эмоции. Вопрос: Что такое эмоции? (уч-ся отвечают, как они думают, затем в учебнике находят определение эмоции).

Эмоции- это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к себе.

Вопрос: Как вы думаете, а у животных есть эмоции (уч-ся отвечают, приводят примеры эмоций у домашних животных).

Вопрос: Какое значение имеют эмоции в жизни человека? (уч-ся отвечают, учитель дополняет)

Эмоции объединяют нас с другими животными. Без эмоций мир человека был бы холодным, серым, лишенным смысла и стимулов. Чем богаче мир эмоций и чувств, тем больше способен человек понимать других людей, сопереживать.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Вначале ученики говорят, затем учитель обобщает, что ученики узнают на уроке. Сегодня мы с вами познакомимся с видами эмоций, типами эмоциональных состояний, значением умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Слово эмоция переводится с латинского ( emovere ) – потрясаю, волную.

Вопрос: Как человек выражает свои эмоции?

Учащиеся отвечают (с помощью выражения лица или мимики, с помощью слов «Ничего себе!», «Здорово!», интонацией голоса, через движение, позу жесты).

Закономерность, согласно которой все люди имеют одинаковый набор эмоций, была описана Ч. Дарвином в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Именно он связал специфические выражения лица с определенными эмоциями.

Зачитывает (швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Лафатер)

… Только человек из всех живых существ
Открытым отличается лицом.
Имеет нос, миниатюрный рот
И очи с заостренными углами,
И тайны изумительных пропорций.
Лик может радовать, сулить блаженство.
Дарить доверие, внушать надежды.
В нем мысли волшебства и чувств запечатленность

Лицо- природы дар и гордость человека

Задание №1 . По рисунку на с. 92 определите: Сколько основных эмоций выделяют у человека и животных ? Назовите эти эмоции.

(Уч-ся называют страх, гнев, радость, горе, отвращение, удивление)

Как мы с вами уже выяснили наши эмоции «написаны» на нашем лице, т.е отражены в мимике (мимических мышц около 100)

Скажите, а что является самым выразительным на лице человека? (глаза, по выражению глаз оценивается уровень понимания происходящего). Существует выражение, что глаза — это зеркало души человека.

Задание №2 : составьте описание эмоций людей, изображенных на портретах, фотографиях, используя описание губ, глаз, мимических мышц по инструкции . Демонстрация слайдов презентации

Инструкция к описанию эмоций

“ Мышца иронии” – она тянет угол рта вверх.

“ Мышца траура, горя, печали” – опускает углы рта, брови дугой

“ Отвращение” – морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза.

“ Злость, ярость” – нахмуренное лицо, пристальный взгляд, прижатые к оскаленным зубам губы.

“ Радость” – смех, улыбка.

“ Удивление” – поднимание бровей, широко открыв глаза, а иногда и рот.

Как вы думаете, эмоции человека отличаются от эмоций млекопитающих?

Показателями эмоций служат эмоциональные состояния . Они имеют внешнюю (двигательную) и внутреннюю(вегетативную) стороны.

Задание №3 Вопрос: Чем внешние эмоции отличаются от внутренних?

Найдите ответ в учебнике (1.с. 92)

1.Внешние эмоции проявляются в голосовых, мимических, слезных реакциях. Человек может сознательно управлять ими, сдерживать или усиливать их.

2. Вегетативные реакции эмоций связаны с работой сердечно сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем и не поддаются контролю со стороны сознания.

За развитие эмоций отвечают структуры головного мозга — гипоталамус и лобные доли коры. Лобные доли полностью развиваются к 20 годам. Этим можно объяснить частые вспышки эмоций у детей и подростков по сравнению со взрослыми.

Эмоциональные реакции людей формировались в процессе общественно –исторического развития под влиянием культурных, национальных, религиозных традиций.

Все эмоции делят на положительные и отрицательные.

Положительные человек желает продлить, испытать снова, отрицательные те, проявление которых человек хочет ослабить

Из предложенного списка видов эмоций 1 группа учащихся выбирает положительные эмоции, 2 группа отрицательные.

Виды эмоций: Радость, гнев, интерес, злость, удовлетворенность, зависть, уверенность, ненависть.

По схеме учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Вопрос. Какие из этих эмоций помогают вам в общении, а какие мешают?

Какой из этого можно сделать вывод?

Учитель: Эмоции, как правило, кратковременны и возникают под влиянием создавшихся конкретных условий, а эмоциональные состояния — более или менее длительные состояния человека, находящегося под влиянием эмоционально значимых событий. Выделяют следующие основные типы эмоциональных состояний:

Закрепление пройденного материала .

1 ученик выполняет самостоятельно задание

Остальные выполняют тест, затем идет взаимопроверка в парах, после чего уч-ся проверяют правильность выполнения своих тестов через проектор с использованием электронного пособия (2)

1.У человека и животных выделяют основных эмоций:

2.За развитие эмоций отвечают структуры головного мозга- гипоталамус и:

А- лобные доли коры

Б- височные доли коры

3.Устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям, социальным и природным явлениям:

4.При неожиданно сложившихся опасных ситуациях, из которых нет выхода, может возникнуть эмоциональное состояние, которое называют:

5. Сильное эмоциональное состояние, направляющее деятельность человека на достижение поставленной цели, называют:

(Ответы: 1-А, 2-В, 3-Г, 4-В, 5-Б)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Нужны ли вам эти знания в жизни?

2.Общаясь с друзьями, мы присылаем им вместо слов смешные мордашки-смайлики, которые выражают наши эмоции. Предлагаю вам нарисовать смайлик для описания своих эмоций на уроке.

Желаю вам положительных эмоций!

2.Оценки за урок.

Подобрать примеры различных типов эмоциональных состояний.

Источник

Читайте также:  Календарь настроения что это такое
Оцените статью