Конспект урока чувственное познание окружающего мира

План конспект урока по информатике на тему:» Чувственное познание окружающего мира».

Тема урока : Чувственное познание окружающего мира.

Цели урока: Ввести понятия: Что такое реальная действительность?

Из чего складывается восприятия?

Развивать навыки работы учащихся на ЭВМ

с приложением Microsoft Word ;

Повышать интерес учащихся к предмету Информатика как средству познания.

I .Организационная часть. Сообщение цели урока.

II . Изучение нового материала.

1.Чувственное познание окружающего мира.

3. Практическая работа: Нумерованные списки.

III . Практическая работа на ЭВМ.

IV . Подведение итогов. Задание на дом.

I . Организационная часть. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся со следующими понятиями:

III . Изучение нового материала.

1. Чувственное познание окружающего мира.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения, восприятия и представления. С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы

Восприятие- это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Предположим, вас угодили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создается целостное отражение этого объекта. Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различными.

Ощущения – отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

Представление- это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

III . Закрепление учебного материала.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.

Органы чувств человека-средства приема сигналов из внешнего мира для передачи данных.

С помощью органов чувств. Мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

IV . Выполнение практической работы учащимися.

Работа №4 Нумерованные списки.Стр129-130.

Вопросы к классу:

-Что такое реальная действительность?

-Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?

-Из чего складываются восприятия? Приведите пример.

Источник

Конспект урока по информатике на тему «Чувственное познание окружающего мира» (6 класс)

Урок информатики, 6 класс

«ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Педагогическая технология: Технология проблемного обучения, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология.

расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;

усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;

совершенствование навыков работы с текстовым редактором MS Word (сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц).

при помощи презентации, созданной для этого урока вести урок в нужном направлении
(с возвратом к предыдущему материалу и/или переходам по тематике);

составить цепочку логических вопросов, которые должны привести учащихся к основным определениям;

подвести учеников к выводам по уроку, на базе рассмотренных примеров и понятий.

Основная задача учителя организовать работу учеников так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.

Средства обучения: УМК Л. Босовой «Информатика-6»: учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютеры.

Предварительная подготовка: принести непрозрачный мешочек с разными предметами.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый с последовательным изложением материала.

Орг. момент. (2 мин)

Проверка домашнего задания (3 мин)

Актуализация знаний (3 мин)

Теоретическая часть (18 мин)

Закрепление (3 мин)

Физкультминутка (2 мин)

Практическая работа на компьютере (10 мин)

Итоги урока (2 мин)

Ученики приветствуют учителя.

Проверка дом. задания (3 мин)

Учитель выборочно просит учеников представить свои варианты выполнения заданий

Ученики зачитывают придуманные ими примеры

Что такое информация?

В каком случае полученная информация пополнит наши знания?

На какие группы можно разделить знания?

Описание любого факта можно начать словами…?

Описание любого правила можно назвать словами…?

Что относится к фактам?

Что относится к правилам?

Что делает человек с полученными знаниями?

Сведенья об окружающем нас мире.

Если информация новая и понятная.

Ф акты и правила

События, явления, свойства, зависимости

Последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели

Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике .

Что было бы, если бы не было веками накопленных знаний и навыков? Если бы люди не передавали их из поколения в поколение?

Читайте также:  Желаю больше радости чем забот больше отдыха чем работ

Откуда же люди черпали новые знания, как их добывали?

Не было бы прогресса в развитии человечества.
Люди оставались бы на низшей ступени развития.

Наблюдали за окружающим миром, делали выводы, экспериментировали.

Какова роль знаний в развитии человечества, каким образом люди получают знания? На эти вопросы нам предстоит найти ответы.

Тема сегодняшнего урока «Способы познания окружающего мира» Слайд 1

Мы уже знаем, при помощи чего человек воспринимает информацию об окружающем его мире.

Какие вы знаете органы чувств?

При помощи органов чувств

Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус

Какие знания получил древний человек, потянувшийся рукой к огню и обжегший ее?

Какой орган чувств был задействован в получении информации?

Что он сделал с полученными знаниями?

Что соприкосновение с огнем причиняет боль.

Больше огня не касался. Поделился этим с другими.

Воспринимая информацию из окружающего мира при помощи разных органов чувств, мы получаем …

Этот способ познания окружающего мира называется чувственным .

Является ли чувственный способ познания единственным ?

Как еще можно познать реальную действительность (так иначе называют окружающий нас мир)?

Давайте вспомним истории о том, как Ньютон открыл Закон Всемирного тяготения Сайд 2

Принимали ли участие в открытии нового закона органы чувств?

Почему же тогда тысячи людей и до после Ньютона, наблюдая похожие падения предметов, не открыли этого закона? Ведь он увидел падение яблока, а не готовый закон физики?

Падающее яблоко натолкнуло его на что?

А это уже не работа органов чувств, а чего?

Как правило, ученики не могут сразу дать ответ на этот вопрос.

Возможен вариант ответа:
Да, ведь он увидел падение яблока, а это было непосредственное воздействие на зрение .

Мысли, размышления, выводы

Ума, мышления, логики

Значит, кроме органов чувств, познавать мир, суть явлений нам помогает…

Это второй способ познания, который называется логическим

Итак, с уществует две формы познания :

чувственное с помощью …

и логическое с помощью ….

Сегодня мы подробно поговорим о чувственном познании окружающего мира Слайд 4

Наша задача познакомиться с такими понятиями как: ощущение, восприятие, представление.

Далее учитель вызывает любого ученика и просит его, запустив руку в мешочек, рассказать как можно больше об объекте, который там находится (маленький резиновый мяч).

Каким органом чувств мы сейчас воспринимали информацию?

Когда отдельные свойства объекта, воздействуя на конкретный орган чувств, у нас возникает ощущение .

Признаки, которые, как правило, называет ученик: круглый, гладкий, упругий, небольшой.
Чаще всего ученик отгадывает, что в мешочке лежит мяч.

Какого цвета объект в мешочке?

Как он пахнет и пахнет ли вообще?

Почему мы не можем ответить на эти вопросы?

Достаточно ли было воспринять объект одним органом чувств, чтобы получить о нем полную информацию?

Воздействуя на один и тот же объект, разные органы чувств, дают нам разную информацию об объекте?

Для этого мы должны увидеть объект, понюхать его.

Значит, чтобы получить полное представление об объекте…

Целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств, называется восприятием.

его необходимо воспринять всеми возможными органами чувств.

Далее учащимся предлагается назвать как можно больше ощущений при возможном воздействии на каждый конкретный орган чувств объекта клубника. Слайд 5

Что дают нам все эти ощущения вместе взятые?

Ароматная, красная, округлая, небольшая, сочная, кисло-сладкая, шероховатая, мягкая.

Учащимся предлагается ответить, как воспримут эту картину:

Восхитится его красками

Увидит различные виды растений

Прикинет, сколько сена с него можно накосить

Восприятие одного и того же объекта разными людьми одинаковое?

Нет, оно может быть различным

Кроме того, наши органы чувств иногда нас подводят. Вспомним расхожую фразу: «Мы видим то, что мы хотим видеть». Демонстрация картинок оптических иллюзий.

Давайте сейчас попробуем описать объект окружающего нас мира «апельсин» (по органам чувств)

Почему вы сейчас так точно описали апельсин, ведь в данный момент времени он непосредственно не воздействовал на ваши органы чувств?

Опишите другой объект окружающего нас мира тоже фрукт «дуриан».

Почему вы не можете описать его?

Апельсин – круглый, оранжевый; ароматный; кисло-сладкий, сочный; гладкий .

Мы храним информацию о нем в памяти, мы когда-то его видели, пробовали, трогали т.е. воспринимали

Как правило, дети не могут этого сделать.

Потому что мы никогда его не видели, не пробовали, не нюхали и т.д .

Читайте также:  Эмоциональное выгорание врачей тренинг

Мы храним в нашей памяти образы объектов, которые мы… .

И когда мы мысленно обращаемся к этим образам, мы можем их…

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого,
но воспринимаемого ранее.

описать по памяти, представить их.

Итак, мы сегодня говорили о чувственном познании окружающего мира. Мы познакомились с понятиями…

Проходя мимо высокого забора, вы почувствовали запах роз. Что при этом вы получили ощущение или восприятие? Обоснуйте свою точку зрения.

Вы вошли в калитку и увидели роскошный куст красных роз, вы потянулись за тем, чтобы сорвать цветок и укололи палец. Что вы получили ощущение или восприятие обоснуйте свою точку зрения.

Каково ваше представление о носителях информации. Опишите их.

В заключение хочется сказать, что возможности чувственного познания окружающего мира ограничены. Слайд 11

Например, наше зрение может воспринять только ограниченное количество цветовых оттенков, у пчел оно гораздо больше. Они реагируют на ультрафиолетовые лучи, невидимые человеческим глазом. Сокол может заметить голубя с высоты 8 км. Дельфины способны общаться на уровне ультразвука. Медузы слышат инфразвуки, шторм разыгрывается еще за сотни километров от берега, а медузы уже слышат его уже за 20 часов и уходят на глубину. Самое развитое обоняние – самец бабочки Павлиний глаз. Способен почувствовать запах самки за 11 км!

ощущение, восприятие, представление.

Ощущение. Мы восприняли объект только одним органом чувств.

Восприятие. Мы получили одновременное воздействие на разные органы чувств.

Демонстрация ролика с физкультминуткой

Ученики выполняют упражнения

Практическая работа за компьютером

Визуальный контроль, консультации (в случае необходимости)

Практической работы №6 (задания 2,4) . Учащиеся отрабатывают навыки структурирования текстовой информации с помощью таблиц

Источник

Конспект урока «Чувственное познание окружающего мира»

Конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Чувственное познание окружающего мира» по учебнику Л.Л Босова «Информатика и ИКТ»

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новобурковская средняя общеобразовательная школа»

Бакчарского района Томской области.

Конспект урока по информатике для 6 класса

Тема: Чувственное познание окружающего мира.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Босова. — Москва : Бином. Лаб. знаний , 2009 — 192 с. — ISBN 978-5-9963-0076-1.

Учитель математики, информатики:

Грошева Мария Викторовна

с. Новая Бурка – 2013г.

Тема урока: Чувственное познание окружающего мира.

Цель урока: формирование и представления учащихся о чувственном познании окружающего мира.

формирование представления учащихся о чувственном познании окружающего мира;

сформировать первоначальные понятия ощущение, восприятие и представление;

закрепить практические навыки работы с программой текстовый процессор Word.

развивать алгоритмическое мышление, речь, память и внимание учащихся.

развивать коммуникативную компетентность через развитие речи учащихся,

развивать познавательный интерес,

формировать ценностное отношение к информатике,

формировать умение учитывать мнение одноклассников,

формировать умение давать оценку собственной деятельности.

Раздел программы: Человек и информация.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: лекция, беседа, практическая работа.

Тсо и наглядность:

1) персональный компьютер, проектор, экран, презентация

1) Босова Л.Л. “Информатика: учебник для 6 класса”, Москва, бином, лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33

2) Интернет – ресурсы.

Подготовка к уроку: Учитель готовит тексты для выполнения практической части урока в электронном виде и располагает их на ученических компьютерах.

Основные этапы урока

I. Организационный этап

Настрой учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики отвечают на вопросы по теме «Информация и знания».

III. Изучение нового материала

Расшифровка темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Вопросы по теме.

Практическая работа 6 “Создание таблицы” (задание 3, 4), с. 134 – 137.

V. Завершающий этап

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

Запись домашнего задания.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Прозвенел звонок, а это значит мы можем начать нашу с вами работу. Улыбнитесь друг другу, чтоб работа ладилась! Присаживайтесь! На столе у каждого из вас лежат дополнительные материалы к уроку, по мере необходимости мы будем обращаться к ним. Перед вами таблицы для оценки. Здесь вы будете выставлять оценки на каждом этапе урока.

Оценка за практи-

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Информация и знания». Давайте вспомним основные понятия, которые мы с вами изучили.

— Чем является информация для человека? (Информация для человека это знания, получаемые из различных источников).

Читайте также:  Как себя чувствуете во время беременности

— Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило знания? (Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми).

— Какие знания являются фактом? (Это знания об определённых событиях, явлениях, свойствах объектов и зависимостях между ними).

— Что такое правило? (Это знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели).

А сейчас мы проведем тест на оценку. Садитесь за компьютеры, и начинаете выполнять тест, который называется «Информация и знания». Итак, мы проверили ваши знания по теме «Информация и знания», полученные оценки укажите в таблицы оценок.

3.Изучение нового материала.

А сегодня мы с вами изучим тему называние, которой зашифровано на доске. Расшифровать тему вам поможет таблица кодов, которая лежит у вас на столе. «215 211 194 209 210 194 197 205 205 206 197 32 207 206 199 205 192 205 200 197 32 206 202 208 211 198 192 222 217 197 195 206 32 204 200 208 192». Запишем в тетради дату и тему урока: “Чувственное познание окружающего мира”. Тема нашего урока: «Чувственное познание окружающей среды». Сегодня на уроке мы с вами должны будем выяснить, как и с помощью чего познает человек окружающий мир. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: реальная действительность; ощущения, восприятие, представление.

С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность,( спросить у детей) это окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие проявления).

Записать в тетради: Реальная действительность – окружающий нас мир.

Работа по карточкам.

1 ученику — апельсин, фейхоа.

2 ученику — ёлка, фейхоа.

3 учебник — мандарин, фейхоа.

Вытяните карточку с названием объекта, подумайте и напишите на доске какой он, этот объект? (работа детей).

Ребята, а ведь я вам не показывала эти объекты, откуда вы узнали, что они имеют такие свойства? Мы их видели, ели брали в руки, трогали.

Но в данный момент этого не происходило, а вы подробно всё описали. Мы запомнили.

Как запомнили, расскажите, например апельсин?

Откуда узнали, что он круглый, оранжевый? (Увидели).

Кислый, сочный. (Пробовали (язык)).

Пористый, гладкий. (Трогали руками (кожа)).

Как по-другому называются: руки, нос, язык, глаза, уши человека? (Органы чувств).

Предлагаю вам еще по одной карточке.

Почему фейхоа не смогли описать? Потому что никогда не видели его и не пробовали. (Информация о неизвестном фрукте).

Итак, все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.

Записать в тетрадь: Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

Записать в тетради: Ощущения – отдельные свойства объектов, воздействующие на наши органы чувств.

Если взять целостное отражение объекта, т.е. не отдельное свойство. Например, лимон – жёлтый, сахар – сладкий, а все свойства объекта в целом, то это называется восприятие. Восприятие складывается из отдельных ощущений.

Записать в тетради: Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующее на наши органы чувств, складывающееся из отдельных ощущений.

Я произношу слово «Снег». Что вы почувствовали? Холод, белый и т.д.)

Снега нет, но мы его представили. Это называется – представление. Приведите пример представления.

Записать в тетради: Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называется чувственным познанием. Записать в тетради: Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств.

4. Закрепление нового материала.

Что такое реальная действительность?

Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

Из чего складываются восприятия?

— Практическая часть урока, инструктаж по его выполнению.

Сегодня на уроке мы с вами узнали, какие процессы познания, окружающего мира существуют – это ощущение, восприятие, представление. А сейчас мы выполним с вами практическую работу и научимся создавать таблицы в Microsoft Offise Word. Таблица будет состоять из 3 столбцов и 4 строк. В первом столбце у вас будет называться порядковый номер, второй у вас будет называться процессы познания окружающего мира, а в третий — определения. Прошу присесть за компьютеры, не забудьте взять тетради.

Источник

Оцените статью