Конспект комплексного занятия «Наши помощники- органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»
Конспект открытого комплексного занятия. Образовательная область «Познание» в старшей группе
«Наши помощники- органы чувств»
Воспитатель: Полякова Ольга Павловна
- Познакомить детей органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
- Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.
- Развивать исследовательские навыки и умения.
- Продолжать учить детей различать понятия «часть тела», «орган чувств» , «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
- Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Беседа «Знакомимся со своим телом», отгадывание загадок.
Плакат «Строение человеческого тела», макеты или иллюстрации органов, ватные палочки чистые и пропитанные чесноком и духами по количеству детей, баночки с соленой и сладкой водой, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма, кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка, платок, колокольчик, зубочистки с кусочками хлеба, поднос, зубные щетки.
— Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?(Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!
— Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное , ценное в жизни? (Здоровье)
-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).
-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим?(плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит?(голова, туловище, руки и ноги)
-А как вы думаете, для чего нам нужна голова?(Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем,дышим,говорим, называются органами чувств. Скажем вместе : «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.
-Как вы думаете, что у нас внутри головы?(мозг). А зачем он нужен?(с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают , вы узнаете, отгадав загадку.
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
-Правильно, глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать,что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)
— А еще нужно делать зарядку для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2. Часто-часто поморгайте глазами.
3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
— А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
— Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
— А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему?(ответы детей)
— Проведем еще один эксперимент.(За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим?(Игра «Жмурки» с колокольчиком)
— Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху- вниз мы их пощиплем,
-А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?(чтобы дышать, различать запахи)
-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
-Что вы почувствовали?(запах чеснока и духов)
-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете?(не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему ?(примеры детей)
-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
(Переходим в следующую лабораторию)
-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа?(Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)
-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать?(Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды)
-Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы- это зубы, а остатки пищи- кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами). Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа- налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
— Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки- наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
— А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?
-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь-доска с иллюстрациями)
-Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Я вам желаю всегда быть здоровыми! Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат.(Дети рисуют акварелью или карандашами- на выбор. Подвожу анализ работ, выставляю работы детей на доску-выставку)
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей и подготовительной группах «Наши органы чувств»
Ольга Краснопольская
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей и подготовительной группах «Наши органы чувств»
Составила: Краснопольская О. С.
Цель: познакомить детей с органами чувств человека.
Задачи: развивать интерес к изучению окружающего мира, внимание, наблюдатель- ность, мышление, речь, повторить и закрепить понятия КГН.
Оборудование и материалы: изображение органов чувств; ватки, смоченные различными запахами (апельсин, чеснок, уксус, яблоко, духи и т. д., волшебный мешочек с различными мелкими предметами; кусочек лимона, конфеты, лука.
Ход НОД:
В. — Ребята, мы сегодня поговорим с вами о нашем теле, а, точнее, об органах чувств. Какие органы чувств вы знаете? (уши, глаза, нос, язык, руки). Верно! И люди их называют -помощниками. Что ж, давайте начнём по подробнее знакомиться с нашими по- мощниками. Чтоб узнать о каком органе сейчас пойдёт речь, отгадайте, пожалуйста,загадку:
На ночь 2 оконца сами закрываются,
А с восходом солнца снова открываются. (глаза)
Конечно, это наши глаза! Сейчас поговорим о зрении. Для чего нам нужны глаза? (ответы детей). Верно, глазами мы видим мир. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Красивые у вас глазки? А какого цвета бывают глаза? (ответы) Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно относиться к глазам? (ответы) Какие правила бережного отношения к глазам вы знаете?
-умывать по утрам;
-смотреть телевизор не более часа в день;
-не смотреть долго в телефон;
-беречь глаза от попадания в них различных предметов, пыли, мусора;
-кушать продукты, богатые витаминами;
-делать гимнастику для глаз.
В. — Отлично!Давайте сделаем сейчас такую гимнастику: зажмуриться сильно и открыть (3 раза, следить за своей рукой, не поворачивая головы (20 сек., смотреть то на ближ- ний предмет, то на дальний (3 раза). Хорошо, молодцы!
В.— Теперь снова слушайте загадку:
2 братца на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (уши)
Конечно, это ваши ушки! Поднимите ваши ручки. Почему вы их подняли? (потому что услышали команду) Верно! Давайте проведём опыт- заткните ваши ушки пальчиками. (воспитатель говорит слово или предложение. После показывает, чтоб убрали пальчики) А сейчас вы услышала что я вам сказала? (нет) Дак зачем нам уши? (ответы) Кто мне скажет, как правильно ухаживать за ушами?
-вовремя чистить и мыть;
-не толкать ничего в уши;
-защищать от ветра, холода и шума.
В. — Отлично! Давайте сейчас поиграем в игру «узнай по голосу». (один ребёнок становится спиной ко всем. Другой ребёнок должен назвать его по имени. Стоящий угадывает чей был голос)
В. — Давайте разомнёмся немного и проведём физминутку.
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ноги ходят по дороге.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборот,
Покажите мне живот.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
В. — Молодцы! Продолжим знакомиться с нашими органами чувстви вот следующая загадка:
Между двух светил
По середине я один. (нос)
Верно, это наш нос! А для чего он нужен? (ответы) Вот давайте сейчас и проверим как работают наши носики. (по одному ребёнку выходят вперёд и пытается определить с запахом чего ватка, которую даёт понюхать воспитатель) Скажите, если бы наши носы не работали, смогли бы мы отличить- хороший фрукт или он уже испортился? (нет) А как нужно ухаживать за носом?
-не толкать в него ничего;
— беречь от холода.
В. — Умницы! Продолжим нашу беседу.А следующая загадка такая:
Если б не было его,
Не сказали б ничего. (язык)
Да, это наш язычок! Скажите- для чего он нужен? (ответы) На поверхности нашего языка есть определённые участки, которые определяют вкус еды. А что бывает слад- ким? Солёным? Кислым? Горьким? (ответы) Предлагаю поиграть в игру «угадай на вкус» (ребёнок с закрытыми глазами определяет на вкус,что ему в рот ложечкой или вилкой положил педагог- небольшой кусочек лимона, конфеты, лука) Вот так работает наш язычок.
В. — Итак,последняя загадка:
Света ягодки берёт по 2, по 3 штучки.
А для этого нужны нашей Свете… (ручки)
Наши руки- это тоже орган чувств, который отвечает за осязание. И сейчас я предлагаю вам поиграть в волшебный мешочек. (дети на ощупь пытаются определить, что лежит в непрозрачном мешочке) А как нужно ухаживать за нашими ручками?
-защищать от холода;
-вовремя подстригать ногти.
В. — Скажите, ребята, смогли бы мы с вами жить нормально, полноценно, без какого- нибудь органа чувств? Смогли бы мы нормально жить, например, без слуха? А без обоняния? (ответы) Конечно нет, вы совершенно правы! Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? (ответы) Молодцы!
«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.
Конспект-беседа в старшей группе «Органы чувств человека» Конспект — беседа в старшей группе «Органы чувств человека» Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус,.
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».
Конспект ОД по познавательному развитию «Наши неприятные соседи-насекомые» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Источник