Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В школу-с радостью!»
Нина Шило
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В школу-с радостью!»
Время занятия: 25 — 30 мин.
Цель: Помощь детям в благополучном переходе из ДОУ в школу, повышение школьной мотивации и эмоционально-волевых усилий.
• Создать доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
• Развивать умение детей управлять своим настроением, поведением, прилагая эмоционально-волевые усилия.
• Выработать уверенность в своих возможностях.
• Развивать умение детей искать выход из трудной ситуации.
• Учить действовать согласованно.
• Развивать способность к рефлексии.
• Формировать мотивацию к учебной деятельности.
• Формирование способности управлять собственными эмоциями
• Укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения.
• Формирование способности к совместной творческой деятельности.
Психолог: ребята добрый день! Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Психолог: Давайте встанем в круг, поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Психолог: Посмотрите у меня в руках три цвета. Зелёный цвет означает – спокойствие, Жёлтый цвет – радость, хорошее настроение, чёрный цвет – печаль, плохое настроение. А теперь, закройте глаза и мысленно представьте, с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие и какого цвета ваше настроение. Откройте глаза.
— А теперь возьмите жетончик, цвет которой больше всего подходит вашему настроению и опустите его в волшебную коробку настроения.
Психолог: Ребята, вы очень много знаете и умеете, и поэтому очень скоро перед вами откроются двери школы. Вы хотите пойти в школу?
Упражнение «Я хочу в школу, потому что:».
Психолог: Ребята, продолжите предложение «Я хочу в школу, потому что.»(Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.)
Психолог: Ребята, помните, вы рисовали рисунки на тему «Я и школа», давайте рассмотрим их. Какие они яркие! Красивые! Все ли нарисовали себя в школе?
Психолог: У нас сегодня будет с вами много интересных, познавательных заданий! Но для начала вам нужно разделиться на две команды. Я раздам вам жетончики. У кого Жёлтый цвет садитесь справой стороны, у кого зелёные слевой. Давайте придумаем название команд! Как назвать тех кто хорошо учится? Кто старается? Итак первая команда называется -, Вторая — ….
Каждой команде я раздам смайлики, ими вы будите показывать своё настроение. У нас с вами есть две доски на которых будет отображаться сколько заданий ваша команда выполнила правильно.
Ребята, а когда начинается урок, что звенит? (звонок) Он похож на звон нашего колокольчика? Каждое новое задание будет начинаться со звона колокольчика.
Вы готовы? Покажите смайликами какое у вас сейчас настроение? Отлично тогда начинаем.
Задание 1: Поговорим о школе
Психолог: Каждой команде я буду задавать вопросы о школе. Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает жетончик. Чья команда наберёт больше жетончиков, получает балл.
• Как в школе нужно обращаться к учительнице?
• Если тебе нужно о чём – то спросить учительницу, как ты поступишь?
• Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
• Для чего нужна перемена?
• Как в школе называется комната, где дети учатся?
• Как в школе называется стол, за которым дети сидят?
• Где пишет учитель, когда объясняет задание?
• Что такое отметка?
• Какие отметки плохие, а какие хорошие?
Психолог: Молодцы! Давайте посчитаем у какой команды больше жетончиков? Итак команда получает первый балл.
Задание 2: Распределение внимания
Психолог: Будьте внимательны! Я буду говорить разные цифры вы слушаете внимательно и если услышите цифру «5», то хлопните в ладоши; а если цифру «1», то топните ногой. Понятно задание?
Психолог: Молодцы! Какая команда лучше справилась? Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Задание 3: Решение задачи
Психолог: Вам нужно устно решить задачу. Составить решение. И выложить его кубиками. Внимание! Всё это вы делаете не разговаривая друг с другом!
1 команда: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало? (3 + 1 = 4)
2 команда: Пять щенят
Плюс мама – лайка.
Сосчитай – ка! (5 + 1 = 6)
Молодцы! Вы успешно справили с заданием. Какая команда получает балл?
Задание 4: «Собери эмоцию»
Психолог: Ребята, а какие вы знаете эмоции? Какие эмоции вы испытываете когда выигрываете соревнования? (пока слайдов) Когда у вас всё получается? А когда у вас что — то не получается? Давайте попробуем собрать картинки эмоций.
Задание 5: Составь слово
Психолог: Команды внимательно слушайте загадки. Ответ вы должны выложить кубиками.
1 команда: Меж двумя звонками срок
2 команда: Подруга всех учеников,
Она от школьной жизни старта
Повсюду рядом. Это.
Ребята вы справились со всеми заданиями! Давайте подведём подведём итог, и посчитаем у какой команды больше баллов.
Психолог: Ребята, а покажите какое у вас сейчас настроение? Давайте вместе составим слово «школа»!
Вы всё сделали молодцы! А посмотрите на нашу школу. Какие чувства у вас вызывает школа? Попробуйте составить интересное, красивое предложения о школе.
Психолог: Хорошо! Я вижу что вы все готовы к школе и хотите в школу!
Психолог: Ребята посмотрите, я тоже приготовила рисунок школы. Посмотрите кого в ней не хватает? Правильно – учеников! Давайте каждый выберет себе подходящий к вашему настроению смайлик, и поселит его в нашу школу. Звучит песня Барбарики – школа
Психолог: Замечательно! Теперь наша школа наполнена учениками! Давайте похлопаем друг другу!
Родительское собрание в подготовительной группе «В школу с радостью» Родительское собрание «В школу с радостью» Цель: Познакомить и проанализировать родителей будущих первоклассников о степени готовности.
Источник
Классный час «Школа радости»
классный час на тему
Классный час «Школа радости» направлен на развитие у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитание профессионально значимых качеств будущего специалиста на примере великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_shkola_radosti.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Школа радости
Цель: способствовать развитию у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитывать профессионально значимые качества будущего специалиста на примере великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского.
Задачи: 1. Познакомить студентов с педагогической деятельностью великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского .
2. Формировать разностороннее представление о значении, об особенностях педагогической профессии.
3. Воспитывать у студентов интерес и ответственность к своей профессиональной деятельности.
Форма проведения: классный час, дискуссия
Оборудование: портрет и высказывание В.А.Сухомлинского, : «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства», «Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее»,
«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитанию…Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка», «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»; схема профессионально значимых качеств (таблицы)
Предварительная работа: подготовить выступление студентов выпускной группы, подобрать высказывание В.А.Сухомлинского о педагогической профессии, продумать формы эмоционального воздействия на личность студента.
Сообщение темы и цели классного часа (Тема: «Школа радости» появляется на доске).
Вступительное слово (классного руководителя) .
> Вы готовитесь стать педагогом. Профессия педагога – самая благородная профессия на Земле, потому что педагог своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном счете, Будущее своего ученика, воспитанника.
> Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Это труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
— Что вы знаете о профессии педагога?
— Что побудило вас выбрать данную профессию?
-Определите свой профессиональный идеал, то ест, какие именно качества вы считаете профессионально значимыми для педагога образовательного учреждения?
-Какие качества называются профессиональными?
> Каждый педагог должен обладать перечисленными профессионально значимыми качествами, и если он считает, что какое-то качество у него развито не на достаточном уровне, он должен развивать его в себе.
> Важная задача педагога – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо во всем. Каждый ваш урок, занятие должны оставить в душе ребенка то положительное, интригующее ощущение. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидание — старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать интерес ученика – важнейшее условие достижения в обучении и воспитании, а следовательно и вашего успеха как профессионала.
>Преподаватель, воспитатель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебой, работой, когда воспитанники не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия.
>Замечательным примером такого педагога, педагога профессионала, с которого вам необходимо брать пример, является Василий Александрович Сухомлинский, с деятельностью которого вы сейчас познакомитесь.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература. В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда. В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Она помещалась в небольшом и неказистом здании, построенном в начале XX в.; здесь размещались и квартира, где Сухомлинский жил с семьей, и его кабинет — маленькая комнатушка.
Павлышская школа, ставшая знаменитой в 60—70-е гг., объединяла уже несколько зданий, оранжерею, сад, пасеку, виноградник, опытные участки. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованных рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», — так называл ее Сухомлинский.
«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник, объединены множеством интересов и увлечений».
До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директор Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнил счастьем».
Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Результатом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Воспитание коммунистического отношен труду» (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.
В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию и остался в школе. В 1968 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Опыт творческой работы Павлышской школы, обобщенный и отраженный в книгах и статьях В.А. Сухомлинского, вызвал большой интерес педагогов как в СССР, так и в других странах.
Учение школьника. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и насыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию, радости знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте», — писал Сухомлинский.
Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильности учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и, вне школы, не только развивает, но нередко подавляет детский ум. Сухомлинский это очень остро чувствовал и не преставал писать о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное значение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его школой: у Сухомлинского дети как дети. Он не только не глушил, не сокращал, но наоборот, раздвигал, удлинял, всячески продлевал детскость. Возможно, в этом состоит одна из наибольших его заслуг.
Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потребность ответить на вопрос, и вызвать ее — самое трудное дело и наиболее верный показатель педагогического мастерства.
«Учитель в ходе изложения должен быть щедрым на факты обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно анализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, в процесс — победа и торжество ученика. Научить ученика думать самая важная задача учителя.
Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его. Кажется простое дело — оценка. Но нередко можно наблюдать «погони» учителя и родителей за отличными оценками, тогда несчастный ребенок, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником
Если ученик еще не достиг тех результатов, которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.
Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ребенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.
Приводимые выдержки из отдельных работ Сухомлинского позволяют понять, каким он видел учителя и с какими педагогами работал.
Что значит хороший учитель? Это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимав близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, некогда не забывает, что и сам он был ребенком.
Хороший учитель — это, во-вторых, человек, хорошо знающий на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный нее, знающий ее новейшие открытия и достижения.» Гордостью школы становится учитель, который к тому же обладает способностью к самостоятельному исследованию. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки — все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу изучаемого предмета и самого учения. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель своих учеников.
Хороший учитель — в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.
Хороший учитель — это, в-четвертых, человек владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. в хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.
Учитель готовится к уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии педагогического труда: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Стать хорошим учителем можно, являясь хорошим воспитателем, так как без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура и все знания педагога являются мертвым багажом.
Воспитывать только на уроках невозможно, считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учениками и вне класса. Поход и школьный вечер — вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не может ограничиваться только передачей знания, он призван развивать особенный интерес к чему-то. Ученик должен найти свой интерес и во внеклассной работе, чтобы у него разгорелся огонек духовной деятельности, укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет, например, списывать контрольную у товарища. Надо развить у ребенка чувство гордости и достоинства, разбудить в нем совесть. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку.
И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей.
«Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой — только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты».
И, конечно, без любви учителя к детям не может быть успешной его деятельности. А «научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него»
«Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого, скрупулёзного отношения к делу, соединяемого с творчеством, многогранным интересом, окрыленностью, выдумкой. Иногда кажется, что силы его неисчерпаемы, а запас времени — вдвое или втрое больше, чем у человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда была полная отдача сил, словно эта часть работы — единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было.
> Таким образом, на примере педагогической деятельности Василия Александровича Сухомлинского , следует отметить, суть данной профессии — профессии педагога заключается не только в том, чтобы дать знания, а в высокой миссии, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке.
> В заключение классного часа хотим, чтобы вы обратили внимание на следующие высказывания великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, и поделились своим мнением по их поводу:
1. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства»;
2.«Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее»;
3.«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитанию…Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»;
4. «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002
- Мухин М.И. В А.Сухомлинский об умственном воспитании. – Киев, 1983
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М.,1961
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1973
Источник