Конкретно чувственный образ воплощающий эстетическое
91. Книга «Закат Европы» была написана:
• О. Шпенглером
92. Комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.), называется:
• педагогической антропологией
93. Комплекс наук, изучающих становление человека в процессе воспитания, обучения и развития, определяется как антропология
• психолого-педагогическая
94. Комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных и других заболеваниях получило название:
• клинической психотерапии
95. Конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности, называется:
• художественным образом
96. Конкретным, видимым в реальности способом существования психического в человеке является его:
• субъективность
97. Культура воспроизводства человеческого рода входит в __________________ культуру.
• материальную
98. Культура обеспечивает сохранение
• человеческого опыта
99. Логотерапия разработана:
• В. Франклом
100. Макросистема экологической среды развития не включает:
• сотрудников родителей
101. Мгновенное и четкое научение или понимание — это:
• инсайт
102. Микросистема экологической среды развития не включает:
• географические условия
103. Мысль о том, что «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке силы и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти. » принадлежит:
• К.Д. Ушинскому
104. Мышление подростка по сравнению с младшим школьником становится более
• абстрактным, критическим и творческим
105. Н.Я. Данилевский не признавал существование:
• единой линии в развитии человечества
Источник
Ответы на тесты по теме Психология
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса .
В физическую сферу входят:
размеры и форма органов
Деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире называется:
Гносеология — это раздел философии, учение о .
—> Группы тренинга основаны
Анатомо-физиологические особенности, создающие возможности для развития способностей, — это:
Для изучения взаимодействия человека и общества психолого-педагогическая антропология использует метод
—> —>
Мысль о том, что «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке силы и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти. » принадлежит:
Фактором психического развития не является:
Исследование процессов воспитания должно вестись с точки зрения основных феноменов человеческого существования (работа, власть, игра, смерть, любовь), полагал один из сторонников синтетической тенденции в педагогической антропологии
Конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности, называется:
Из перечисленных критериев, типология культур может строиться:
Отражение действительности в художественных образах называется:
«Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности, и отражение действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением — единством реального и идеального», — писал .
—>
Способ познания, отвечающий конкретным задачам исследования, содержащий описание объекта, процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных, называется:
Из перечисленного, биологический фактор включает в себя:
врожденные качества; наследственность
Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества называют:
Из перечисленного, основными видами деятельности школьников являются:
игра; труд; учение
Процесс увеличения размера, функциональных возможностей или сложности органа или организма до точки оптимальной зрелости называется:
Характерной особенностью развития является:
переход количественных изменений в качественные
Научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально, называется:
Источник
Конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к реальности, называется
(*ответ*)
Конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к реальности, называется
(*ответ*) художественным образом
nbsp;стереотипом
nbsp;духовностью
nbsp;ментальностью
Культура воспроизводства людского рода входит в _ культуру
(*ответ*) вещественную
nbsp;социально-политическую
nbsp;духовную
nbsp;физическую
Культура обеспечивает сохранение
(*ответ*) людского опыта
nbsp;закономерностей развития
nbsp;врожденных параметров
nbsp;потомственных качеств
Логотерапия разработана
(*ответ*) В. Франклом
nbsp;Ф. Перлзом
nbsp;Я. Морено
nbsp;К. Роджерсом
Макросистема экологической среды развития не включает
(*ответ*) служащих родителей
nbsp;нравственные законы
nbsp;публичные ценности
nbsp;культурные традиции
Микросистема экологической среды развития не включает
(*ответ*) географические условия
nbsp;одноклассников
nbsp;сверстников
nbsp;членов семьи
Мышление ребенка по сопоставлению с младшим школьником становится более
(*ответ*) абстрактным, критичным и творческим
nbsp;абстрактным, образным и творческим
nbsp;критическим, избирательным и конкретным
nbsp;избирательным, конкретным и образным
Н.Я. Данилевский не признавал существование
(*ответ*) единой линии в развитии человечества
nbsp;славянского культурно-исторического типа
nbsp;развития отдельных культурных типов
nbsp;только приватных цивилизаций
Наряду с глобальными субъектами в мировой культуре действуют локальные субъекты, либо
(*ответ*) субъекты подкультур
nbsp;субъекты деятельности
nbsp;групповые субъекты
nbsp;личные субъекты
Наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, принципах ее функционирования именуется
(*ответ*) культурологией
nbsp;эстетикой
nbsp;этнологией
nbsp;антропологией
Не числятся общими противоречия меж
(*ответ*) желанием обучаться и недостающими возможностями
nbsp;персоною и обществом
nbsp;организмом и средой
nbsp;способностями и потребностями
Нужная, значимая, циклическая взаимосвязь явлений реального мира определяется как
(*ответ*) закон
nbsp;принцип
nbsp;закономерность
nbsp;управляло
Источник
7. Формы проявления и существования эстетического сознания
В соответствии с задачами той или иной эстетической деятельности возникают адаптированные к ней формы наглядно-действенной, чувственно-образной и интеллектуально-логической активности человека.
образ и феномен сознания.
Эстетическая активность человека требует развития и выделения различных форм сознания, которые обеспечивают субъекту возможность эстетического созерцания, восприятия, творческого мышления. Развитие эстетического сознания и формирование самостоятельного вида духовной деятельности предполагают возникновение и развитие таких его инвариантных форм, как эстетическое чувство, потребность, вкус, суждение, оценка, идеал, теория и др. Эти понятия отражают структуру эстетического сознания.
Эстетическое чувство является исходным, первоначальным элементом эстетического сознания. Его можно рассматривать как способность и как специфическую эмоциональную реакцию индивида, связанную с глубоким переживанием от восприятия эстетического предмета, которым может быть продукт природы, труда, произведение искусства. В последнем случае речь пойдет о художественном чувстве или об эмоциях. Следует различать эстетическую эмоцию как непосредственную, быстро сменяющуюся эстетическую реакцию на объект отражения. В эстетическом чувстве эстетические эмоции проявляются в концентрированном виде. Эстетическое чувство достаточно сложное из-за его глубинной пси-хологиче ски индивидуальной природы. Рассмотрим его функционально-эстетические свойства.
• Эстетическое чувство является основой целостной эстетической реакции человека. Судить об эстетическом чувстве можно по тем эстетическим проявлениям, которые человек обнаруживает: улыбки, слезы, восторг или, напротив, гнев, страдание, молчание. Все сферы человеческой жизни в их эстетической значимости для человека имеют эмоционально наполненный смысл.
• Человек не только познает, но и переживает жизненно важные ситуации. Это две стороны его индивидуальной жизни. Гегель подчеркивал дар соучастия, вхождения в ситуацию, спаянность мира и человека в эстетическом чувстве. Он считал, что в эстетическом чувстве нет различий между рассудочной личностью и внешним миром. Аристотель видел природу эстетического чувства в катарсисе, или в трагическом очищении. Причем катарсическую направленность он связывал с той картиной динамики переживания, в которой налицо развитие положительного разрешения ситуации.
• Эстетическое чувство несет в себе позитивное, положительное начало для человека. Подлинно эстетические переживания вызывают, как правило, восхищение, преклонение, наслаждение, радость. Эстетическое чувство имеет жизнеутверждающий, оптимистический характер. Если эстетический факт реальности или факт искусства угнетает, забивает человека, давит, загоняет в угол, то эстетическое чувство теряет свой позитивно-утверждаю-
щий потенциал. Там, где кровь, коварство, насилие, преступление абсолютны и даже в конечном итоге не развенчаны положительным эстетическим идеалом, там нет места эстетическому чувству. Оно возникает на почве гармонии человека и мира. Если и присутствует дисгармония, то она носит временный характер. От ее разрушения или восстановления зависит позитивный вектор эстетического чувства.
• Эстетическое чувство связано с красотой. Для того чтобы возникло подлинно эстетическое чувство, в ситуации эстетического взаимодействия предметов и человека должны присутствовать универсальные эстетические свойства и закономерности: мера, целесообразность, гармония, совершенство, целостность и др. Именно чувство красоты способно стимулировать нашу нравственность, познавательную, интеллектуальную деятельность, духовную жизнь. Под влиянием позитивных качеств, которые пронизывают эстетическое чувство, происходят существенные изменения личности.
• В эстетическом чувстве находят взаимодействие многие сложнейшие и тончайшие способности личности. Эстетическое чувство взаимодействует с оценочными моментами познавательной деятельности. Оно переплетается с нравственными чувствами. Например, чувство прекрасного может быть связано с любовью
к Родине, патриотизмом, долгом, справедливостью. Интеллектуальная деятельность также связана с особой радостью, эстетическим мерцанием истин. Еще более сложным является взаимодействие художественных эмоций. У каждого человека смех и слезы, любовь и ненависть, печаль и радость по поводу прочитанного, прослушанного, просмотренного сочетаются своеобразно. В этой связи важно отметить свойство амбивалентности эстетических эмоций, когда даже один и тот же факт может вызвать у человека противоположные чувства — «смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание.
Роль эстетических чувств в жизни человека трудно переоценить. Чем более они развиты, тем богаче сам человек и полнее его жизнь. Именно на эстетических чувствах человека во многом покоится его духовная жизнь.
• В процессе генезиса эстетической деятельности и сознания развивающееся чувство ставило человека в ситуацию, когда появлялись вновь и вновь желание, интерес, потребность испытать радость, наслаждение и другие эстетические чувства от встречи с прекрасным. От этого возникает и формируется у человека потребность воспринимать и приумножать прекрасное в жизни, или эстетическая потребность. В отличие от эстетического чувства, которое сопровождает деятельность созерцания, восприятия, практически творческую деятельность, эстетическая потребность конкретизирует эстетическое чувство, обеспечивая укорененность эстетических действий в труде, общении с природой, взаимоотношении с другими людьми в художественном творчестве. Эстетическая потребность — важный мотив и побудительная причина эстетического удовлетворения и радости. В отличие от чисто утилитарных или физиологических потребностей, их ценность не в пользе или выгоде. Так же как и в эстетическом чувстве, в них заключена тайна бескорыстного наслаждения предметом. Это могут быть горы, звезды, произведения искусства, компьютер. Во всех отношениях эстетическая потребность предстает как духовная нужда и незаинтересованная заинтересованность человека в создании и освоении эстетических ценностей.
• Эстетическую потребность характеризуют универсальность и связь с творчеством. Эстетические потребности людей прояв-
ляются в самых разных сферах бытия и не могут быть удовлетворены каким-либо одним видом деятельности. Универсальность эстетической деятельности и сознания порождает чрезвычайно широкий спектр эстетических потребностей человека — от предметов быта до предметов искусства. Эстетическое потребление отличается от утилитарного потребления творческим характером. Оно способно приносить все новые и новые радости человеку, обогащая его духовный мир. Материальная потребность исчерпывается вместе с непосредственным достижением своей цели. У эстетической потребности самоценный, творческий, непотребительский характер.
• Когда эстетические чувства, потребности, интересы воспитываются, культивируются в человеке, они становятся более определенными, устойчивыми и получают выражение в эстетическом вкусе — в способности непосредственно, по первому впечатлению, без предварительного анализа отмечать эстетическую ценность чего-либо. Вкус основан на таких важных формах эстетического сознания, как оценки, суждения, идеалы. И хотя мы не ощущаем их присутствия во вкусе в развернутом виде (все оценки и суждения здесь достаточно лаконичны: «мне нравится, мне не нравится»), тем не менее во вкусе сфокусированы эстетические оценки, интеллектуальные реакции на реалии действительности и искусства. Суждения эстетического характера возникают в результате эмоционального отношения и чувственной информации, которая перерабатывается рационально, на базе индивидуального опыта, знаний человека, его образования, представления об авторитетах сравнительных действий. Поле эстетического вкуса не принадлежит ни чистому чувству, ни чистой мысли. Эта способность эстетического сознания образует органическое единство чувственно-мыслимого в человеке. И хотя в истории эстетики известны приверженцы теорий рациональной основы эстетического чувства (Батте, Шефтсбери), а также теорий эмоциональной его основы (Руссо, Хатчесон, Берк, Монтескье), сегодня исследователи подчеркивают гармоническое единство суждения и переживания рационального, и эмоционального во вкусе.
В эстетическом вкусе поражает большая свобода предпочтений. Личные пристрастия человека, его эмоции уникальны. Голос собственного эстетического чувства диктует внутреннюю оценку: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Если кто-то будет оспаривать вкус другого, тот, естественно, будет защищать свой вкус, поскольку в нем передан опыт собственного эстетического чувства. Кто же и каким образом может доказать неправильность моего чувства? Если правильность моральных чувств основана на моральных нормах, а их несоблюдение способно вызвать либо муки совести, либо общественное порицание, то в анализе красоты таких императивов нет.
Понятно, что во вкусе огромная роль принадлежит личности его носителя, его пристрастиям. Толстому не нравился Шекспир, Григу -Бетховен, Бородину — Лист. Однако их отношения строились в рамках хорошего вкуса. И о таких вкусах можно не спорить. Спор имеет основание в том случае, если сталкиваются вкусы плохие и хорошие, примитивные и развитые, грубо-вульгарные и возвышенно-изящные. Причем дело не в том, чтобы порицать или осуждать человека. Перспективным становится путь воспитания, совершенствования внутреннего мира человека, подъем его духовной культуры. Отсюда борьба с дурными вкусами, а то и полной безвкусицей становится важной образовательной и культурной задачей.
Эстетический вкус в силу дихотомии эмоционального и рационального располагается на границе двух состояний эстетического сознания: обыденно-психологического и рационально-теоретического. Последнее образует эстетические суждения, идеалы, взгляды, концепции и теории.
Эстетические Суждения — это форма эстетического сознания, в которой отражается эстетическое отношение человека к предметам и явлениям посредством утверждения или отрицания их эстетической ценности. Эстетическое суждение отличается от непосредственно-эмоционального словесного реагирования на эс-
тетические аспекты действительности и искусства. В эстетическом суждении закрепляются и передаются другим людям понятия субъекта об эстетических свойствах предмета. Глядя на Владимиро-Суз- ; дальские соборы, мы можем сказать: «Эти соборы — прекрасны». Тем самым мы выражаем определенную мысль через эстетическое суждение и оценку. Как любое научно-познавательное суждение, I эстетическое суждение может быть истинным и ложным. Однако основания и критерии истинности суждения логически не всегда мотивируются. В эстетических суждениях присутствует дух свободы, творчества, непосредственности, интуитивно-таинственного. Хотя, бесспорно, глубина эстетических суждений обусловлена силой и властью таланта, эрудиции, культуры автора. При этом важны факты социальной истины, приговор времени и истории. Так, Белинский высказал гениальное эстетическое суждение о месте творчества Шекспира в культуре человечества. Он писал, что в драмах Шекспира — настоящее, прошедшее и будущее всего человечества. | В этом суждении есть дар предвидения, основанный на знании ? культуры и искусства.
Эстетический идеал (от греч. idea — идея, первообраз) — это обобщенное представление о должной, совершенной и желаемой эстетической ценности в природе, в жизни человека, в искусстве. Идеал отражает не только то, что существует, но и то, что должно быть. В нем мы находим единство существующего и должного. Это высшая цель, к которой во всем и всегда должен стремиться человек.
Начиная с Платона проблема идеала активно разрабатывалась в эстетике Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Ницше. Античные, средневековые, возрожденческие, классицистские, романтические идеалы культуры и искусства сменяли дэруг друга. Разные системы материальной и духовной жизни порождали разные идеалы. Но всегда идеал являл собой воплощение специфических черт эстетического сознания.
Идеал на уровне мысленных образов и идей интегрирован в форме побудительных мотивов познания и деятельности в целостную человеческую практику. В нем отражаются не только идеи и представления о желаемом, но и тенденции, содержание, закономерности исторической деятельности и развития людей. Поэтому эстетические идеалы носят социально обусловленный и конкретно-исторический характер.
Формами выражения идеала могут быть как конкретно-чувственные, так и мыслительные образы в действительности и искусстве. Эстетический вкус представляет собой известное обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Эстетический идеал более глубоко обобщает эстетическую практику человека, классов и социальных слоев, целых эпох. В отличие от взглядов и теорий эстетический идеал не покидает почву чувственно-конкретных образов должной красоты в нашем сознании. Он идеален, а не реален. Выражается эстетический идеал косвенно в отношении человека к миру, в его деятельности, поведении. Но материализуется, опредмечивается, объективируется он в полной мере лишь в искусстве. Художественный идеал, будучи носителем идеала красоты или эстетического идеала, становится доступным для восприятия других людей. Эстетический идеал искусства выступает воплощенным эстетическим идеалом действительности, а положительные персонажи и герои есть не что иное, как эстетический идеал создавшего их художника.
Функция идеала состоит в том, чтобы быть высшим критерием оценки прекрасного в действительности и искусстве. В нем заданы критерии и параметры эстетически желаемого и совершенного. Всякий процесс эстетического познания — это процесс сравнения с идеалом. Идеал — мерило эстетической ценности любого жизненного явления и произведения искусства.
Художник, исполнитель, зритель воспринимают и оценивают явления в свете того или иного эстетического идеала. Человек утверждает или отвергает, подчеркивает одно, опускает другое в соответствии с эстетическим идеалом. Интересно, например, как два русских мастера: А. Фет — поэт, представитель идеи «искусство ради искусства», или «чистого искусства», и писатель-демократ Г. Успенский — оценивают одно и то же произведение искусства в свете разных эстетических идеалов.
И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось.
Так вся, дыша пафосской страстью,
Вся, млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Г. Успенский: «Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? Что это такое? Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос, я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа»1.
У Фета есть такие слова: божественное тело, нега, горделивая, пафосская страсть. В них идеал материализован чувственно и конкретно. У Успенского идеал остается тайной.
Наиболее концентрированные и логизированные формы эстетического сознания находят выражение в эстетических взглядах, концепциях и теориях. Однако если взгляды могут быть достаточно свободными, не всегда последовательно аргументируются и систематизируются, а концепции предопределяют будущие теории, то состоявшиеся научно-эстетические теории обладают всеми признаками систематизированного, доказательного научного знания. Характер аргументации в нем сугубо философский, культурологический, искусствоведческий. В истории эстетики мы часто имеем дело с философскими системами выдающихся ученых, которые не всегда создавали самостоятельные эстетические теории, а решали вопросы эстетики сопутствующим образом. Разви-
1 Успенский Г. И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. М., 1957. С. 247.
тая эстетическая теория представляет стройную и завершенную систему эстетических воззрений. Она основывается на фактическом материале искусствоведения и других конкретных наук, а также на философской методологии.
• Содержание и формы эстетического сознания самоценны как вид духовной деятельности. Формирование эстетического сознания — это длительный и сложный процесс. Он предполагает развитие культуры эстетических чувств, способности к грамотным суждениям и оценкам эстетических и художественных явлений, хорошего вкуса, подлинно современных идеалов. Такое сознание способно облагородить поведение людей, благотворно влиять на их материальную и духовную деятельность, помочь полноценно воспринимать мир, человека, искусство.
Вопросы для повторения темы
1. Эстетическое сознание и его отношение к внешним формам эстетиче-
2. Эстетическое сознание как созерцательная активность.
3. Субъекты эстетического сознания и проблема его структуры.
4. Иерархия понятий, относящихся к характеристике эстетического со-
5. Обоснование содержания понятий:
а)эстетическая эмоция и чувство;
б) эстетическая потребность;
в) эстетический вкус;
г) эстетическое суждение;
д) эстетическая оценка; е)эстетический идеал; ж) эстетическая теория.
6. Почему формирование эстетического сознания связано с формирова-
нием целостной культуры человека?
Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. С. 41 -140. Кассирер Э. Сила метафоры //Теория метафор. М., 1990. С. 33-42. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. М., 1920. С. 56—58.
Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М, 1985. С. 103-128.
Леви-Строс К. Печальные тропинки. М., 1984. С. 78-88.
Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 31-77.
Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1974. С. 17-53. ТурукГ.П. Распознавание художественных вкусов. М, 1999. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.
Источник