Конфликтные эмоциональные состояния юридическая психология

Раздел II. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

§ 4. Поведение человеке в конфликтных эмоциональных ситуациях

Эмоциональные состояния отражают объективную реальность в процессе взаимодействия личности и общества. Совершение преступлений отличается экстремальностью ситуаций, вызывающих различные эмоциональные отражения в личности в зависимости от того, какое место она занимает в механизме преступного события: лицо, совершающее преступление (преступник), жертва преступления (потерпевший) или очевидец (свидетель) происшедшего. Возникновение эмоциональных (психических) состояний в процессе преступного события обусловлено рядом факторов: видом преступления, его длительностью или кратковременностью, способом совершения преступления, индивидуально-психологическими особенностями участников, предшествующим преступлению поведением и др.

Преступное событие является тем воздействием, которое вызывает различные эмоциональные реакции. Наиболее часто такие реакции связаны с эмоциональной (психической) напряженностью или стрессом. В определенных интерпретациях эти категории используются как синонимы. Напряженность рассматривается в качестве психического состояния, обусловленного предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития события. Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс возникает при различных опасностях, физических или умственных перегрузках, при необходимости принимать ответственные решения. В психологии различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят физическую перегрузку, болевые стимулы, действие высокой (или низкой) температуры и т. п. К психологическим стрессорам причисляют — наличие опасности, угроз, обид и др.

Очевидец (свидетель) или жертва тяжкого преступления находится в состоянии стресса (напряженности). Его состояние характеризуется тем, что все процессы как бы «приторможены»: человек плохо соображает, плохо слышит, неадекватно воспринимает свои движения и др. Уровень напряженности у тех или иных людей может быть различным. В состоянии стресса находится и лицо, совершающее преступление, связанное с теми пли иными опасностями, угрозами, рисками.

В психологии различают эмоциональное состояние — растерянность или фрустрацию. Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [1] ; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают; фрустратор — причину, вызывающую состояние; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию. По определению Н. Д. Левитова фрустрация — это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [2] .

Фрустрация сопровождается в основном отрицатель- ними эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, безысходности. Уровень фрустрации находится в зависимости от интенсивности фрустратора, индивидуальных особенностей личности.

Возникновение состояния фрустрации во многих случаях характерно для посткриминального периода, когда после совершенного преступления человек (преступник или жертва) не видит выхода из создавшейся ситуации. В ряде случаев такие лица склонны к суицидальному поведению (самоубийству).

Экстремальные ситуации порождают страх у человека. В психологии страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека. Это состояние варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас и др.). В психологической литературе отмечают существование трех форм страха (В. Л. Васильев): стеническая форма (паника, плохо или совсем не контролируемая сознанием); астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках, астеническое возбуждение — поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и преодоление страха.

В патологических случаях речь идет о фобиях (непреодолимый навязчивых страх перед каким-либо предметом или явлением). 3. Фрейдом рассматривается две группы фобий: 1) «житейские страхи» (страх смерти, инфекции и т.п.); 2) специальные фобии (боязнь открытых пространств, определенных животных и т. п.). По мнению ученого причиной фобии, как и любого симптома, является бессознательный конфликт душевных стремлений [3] .

Страх может способствовать гиперболизации воспринимаемого (преувеличению). В частности, если нападавших в ходе преступления было четверо, лицо, находящееся в состоянии страха, может указывать, что их было шесть или семь. Если нападало одно лицо, то человек в состоянии страха может говорить о косой сажени плечей, высоком росте, злобном и страшном лице преступника и др.

[1] Яркое проявление фрустрации можно наблюдать на скорпионах. Так, если из веревки сделать круг и поджечь, а внутрь разместить скорпиона, никакой объективной угрозы для его существования нет. Вместе с тем насекомое начинает метаться по кругу, не видит выхода из создавшейся ситуации, в результате чего собственной иглой бьет себя в голову и убивает.

[2] Левитов Н. Д. Фрустрация — один из видов психических состояний // Вопросы психологии. — 1967. — № 6. — С. 120.

[3] Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1989. — С. 446-447.

Источник

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Ответы на билеты по юридической психологии — КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Стресс — это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Стресс — это неспецифическая адаптационная реакция — общая тотальная мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование.

Читайте также:  Как избавиться от депрессии если тебя бросила девушка

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от латинского affectus — совершать согласно с чувством) —это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации безмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к продуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, неожиданно возникшее непреодолимое препятствие на пути к заветной цели, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности—избирательность в выборе поведенческого акта, резко вменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. в состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции частично теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий.

Поскольку аффект оказывают влияние на квалификацию преступления и на меру наказания это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение судебно-психологической экспертизы.

Крах надежды, гибель близкого человека, акт грубого насилия — такого рода причины нередко вызывают стойкое и глубокое отрицательно-эмоциональное отношение — фрустрацию. Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития.

Кроме фрустрации существуют и другие депрессивные состояния, также сопровождающиеся некоторой дезорганизацией психической деятельности (печаль, тоска, неудовлетворенность и т. д.).

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА В СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека.

Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях.

Отвергая тактику «захвата врасплох» и т. п. «психологических ловушек», следователь должен правильно выбрать ситуацию для постановки узловых вопросов. Предъявляя улики в последовательности возрастания их значимости, диагностируя и изобличая ложные показания, следователь создает соответствующие эмоциональные состояния. Но весь этот комплекс психических состояний должен содействовать объективному расследованию обстоятельств, а не «выхватыванию» лишь тех сторон этих обстоятельств, которые больше всего «подходят» к версии следователя.

Сильные эмоции гнева, испуга, страха, паники, ревности и т. п. снижают уровень осознанности восприятия, препятствуют объективному установлению связей между частями объекта, между отдельными действиями людей. Свидетели иногда затрудняются ответить на элементарные вопросы, связанные с восприятием происшествия, легко поддаются внушению.

Влияние эмоций и чувств на процессы памяти состоит в том, что полнее и прочнее запоминается то, что связано с нашими эмоциями и чувствами. Причем следует иметь в виду, что одни люди лучше запоминают то, что вызывает положительные эмоции, а другие — то, что связано с отрицательными переживаниями.

Нередко свидетели испытывают отрицательные эмоции при даче показаний. Это тормозит функционирование памяти. В таких случаях более полные показания могут быть получены в более спокойной обстановке. Следует категорически осуждать стремление некоторых следователей специально нагнетать обстановку строгости, напряженности при допросе свидетелей.

Началу осмотра места происшествия должна предшествовать организационная работа следователя (подбор оперативной группы, подготовка и проверка научно-технических средств, приглашение специалистов, охрана места происшествия и т. п.). Большое значение имеют относительное постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих функций, четкое взаимодействие.

Организуя оперативную группу, необходимо помнить о целесообразности сочетания профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологической совместимости (готовности вместе работать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях выдержку, благожелательность, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты).

Осмотр места происшествия относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично, в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Осмотр места происшествия – это вид сложной комплексной деятельности, состоящей из действий следователя, сотрудников органа дознания, специалистов и понятых при руководящей роли следователя.

Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах*.

Источник

Конфликтные эмоциональные состояния юридическая психология

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх, растерянность и др.), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Читайте также:  Могут ли повышаться лимфоциты при стрессе

Эмоциональная активация возникает в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. Именно в такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений (иначе говоря, способностью эмоционально оценить ситуацию в целом). Общая ориентировка, предварительная оценка и является функцией эмоций как специфического знания. Несмотря на субъективность формы такого знания, в нем налицо объективное содержание действительности — реальная исходная ситуация. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

Эмоции и чувства в общении следователя с участниками уголовного процесса играют особую роль. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность, понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т.п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его интересы, наклонности. В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (или эмоции). Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других — ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими.

Эмоции и чувства являются своеобразной сферой человеческой психики и всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Спи как бы индикаторы, указывающие степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношения личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тое всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность. Напряженность, именуемая еще английским словом «стресс» (stress), возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные для себя решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других — менее заметной и короткой. Растерянность или, как еще ее называют по-английски, «фрустрация» (frustration буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Н.Д.Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 . В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — нроизводны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: степическая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение — поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других — они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих — воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность — это тревога, т.е. ожидание опасности, по исходу своему неизвестного и потому волнующего человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее. Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через 3 — 4 дня целесообразно произвести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Читайте также:  Эмоциональный шок что это такое

Воля — это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение, которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более ранним филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап — возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) и сразу за этим мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение.

Немаловажное качество — инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств следует отметить самостоятельность в решении, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал великий русский физиолог И.П.Павлов в своей небольшой статье «Рефлекс цели». Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Ценность, непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе -. это не коренные наши черты, это -дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца. оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы» 3 .

Воля человека проявляется различно по таким качествам, как сила, моральная воспитанность и самостоятельность.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые. Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т.е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как отсутствие воли, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, которая характеризует человека как в отношениях к людям, общественным задачам, так и формах поведения.

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит человек перед собой, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами руководствуется он, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. — будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

На другом полюсе моральности характера стоит человек аморальный, для которого люди — лишь средство для достижения своих эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты, обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Между этими двумя полюсами в характере располагаются различные переходные типы, более близко стоящие то к первому, то ко второму.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки в моральном воспитании, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия по внушению. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влияниям заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей черты характера: правдивость, застенчивость, решительность, справедливость — будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость, справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного — с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее место занимают эмоциональные состояния, а поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств, настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными, т.е. в переживаниях — чувствах, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

1 См.: Левитов H.Д. Фрустрация — один из видов психических состояний//Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 120.
2 Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. М. 1964. С. 192.
3 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1.1951. С. 312.

Источник

Оцените статью