Конец депрессии через планируемое устаревание

Коварный план: почему всё вокруг ломается

Коварный план: почему всё вокруг ломается

Однажды у моего смартфона перестал заряжаться аккумулятор. Казалось бы, ничто не предвещало проблемы, ведь ещё накануне его заряда хватало примерно на два дня работы. Но внезапно посреди рабочего дня телефон стал бешено разряжаться. Я удивился и сразу подключил его к зарядному устройству. Через некоторое время, проверив его, я удивился ещё больше — уровень заряда не только не увеличился, но стал даже ниже, чем был раньше. Телефон разряжался быстрее, чем заряжался.

Уточню, что аккумулятор и зарядка были фирменные — от производителя, да и сам телефон был совсем не бюджетный. К сожалению, никакие танцы с бубном не помогли. Аккумулятор оживить не удалось, пришлось экстренно покупать новый, благо он был съёмный.

Мы уже привыкли, что наши устройства периодически ломаются. Особенно, если они проработали немало лет. Размышляя об этом, я решил проверить — сколько же проработал аккумулятор в моём смартфоне. Нужно было узнать дату первого включения устройства. Нет ничего проще — в магазине, только распаковав новый смартфон, я сделал тестовую фотографию. Она всё ещё хранилась в памяти — достаточно было посмотреть её дату.

И знаете что? Аккумулятор «сдох» ровно через год после первого включения. Не примерно, а прямо день в день — число и месяц полностью совпали. Вы удивитесь, но следующий аккумулятор перестал заряжаться точно так же — ровно через год после замены. Этот факт мог бы показаться странным совпадением, если бы мы не жили в пластмассовом недолговечном мире, где правит бал запланированное устаревание.

Старая техника повсюду / Фото Wikimedia Commons

А досочку мы незаметно подпилим

Задумывались ли вы о том, что ваша техника ломается не случайно, а запланировано? Производителям невыгодно, чтобы их устройства работали вечно. Попользовались смартфоном максимум год-два, и будет вам — пожалуйте покупать новую модель.

Человечество придумало множество способов повышения надёжности техники и деталей. Но грамотный инженер, знающий как повысить надёжность, прекрасно представляет себе и как её искусственно понизить. Существует множество способов организации маленькой незаметной диверсии, которая приведёт к поломке сразу после окончания гарантийного срока на изделие. Весьма коварный план.

Самое обидное, что в дорогой технике часто ломается что-то совсем мелкое и незначительное. Какая-нибудь пластмассовая деталька. Производитель, может, и выражает готовность эту деталь заменить, но по такой цене, что мы невольно задумаемся: а нужно ли чинить старое устройство, может проще купить новое?

В статье «Электроника на один раз» приведён список основных методов организации запланированного устаревания:

  • Специальные микросхемы-счётчики, которые хранят статистику операций. Например, количество напечатанных на принтере страниц. Как только счётчик достигнет заранее заданного порога, устройство внезапно «случайно» выходит из строя.
  • Использование дешёвых ненадёжных материалов. Выбираем какую-нибудь важную механическую деталь, без которой функционирование устройства становится невозможным, и делаем её из недолговечной пластмассы. (У меня в шкафу лежит дорогой объектив, который вышел из строя по причине поломки маленькой пластмассовой шестерёнки раскрытия диафрагмы).
  • Несъёмный аккумулятор. (Действительно, если бы аккумулятор в моём телефоне был встроенным, мне бы не оставалось ничего другого, кроме как купить новое устройство).
  • Неразборный корпус. Тут прямо простор для фантазии. Например, можно использовать клей или сварку вместо винтов. Если винты всё же есть, то сделаем у них уникальный рисунок головки, чтобы выкрутить их могли только в сервисном центре.
  • Несовместимость с новыми компонентами. Интересный пример из той же статьи: разъём на материнской плате для установки процессоров Intel Core первого поколения имеет 1156 контактов (LGA 1156), а процессоров Intel Core второго поколения — 1155 (LGA 1155). Инженеры гордо отрапортовали, что «оптимизировали» количество разъёмов, а пользователям для замены процессора нужно приобретать новую материнскую плату.

Здесь перечислены только самые частые способы. Кто знает, что ещё придумали производители? Главное, чтобы эти способы были незаметными и неочевидными — потребителям вряд ли понравится явное ограничение срока службы приобретаемого ими устройства.

Сначала шутка, потом — суровая реальность

А ведь были времена, когда купив, скажем, граммофон, потребитель был уверен в том, что тот будет функционировать годами. Вещи делали такими надёжными, что ими могло пользоваться не одно поколение. Наверняка у вас есть такие изделия прошлого века, которые работают и работают, даже не думая ломаться. Качественные материалы, надёжная сборка, продуманная конструкция — всё это стандарты производства, которые в современном мире ушли в прошлое.

Идея запланированного устаревания родилась ещё в начале XX века — во времена Великой депрессии. В 1932 году Бернард Лондон написал сатирический памфлет «Конец депрессии через планируемое устаревание». Он в шутку предложил обязать потребителей возвращать товар производителю через определённый промежуток времени. Всё это могло бы оживить экономику и обеспечить заработок для множества безработных. В те времена это казалось смешным, в наше время это уже норма — вспомните про государственные программы утилизации автомобилей и другой техники.

На самом деле Бернард Лондон просто описал концепцию, до которой в те времена уже додумались многие производители. Широко известный пример — это так называемый картель Phoebus. В 20-х годах прошлого века производители электронного оборудования (в него, например, входили Philips и General Electric) заключили тайный договор об искусственном снижении срока службы ламп накаливания с 2500 до 1000 часов. Ну и заодно решили поднять на них цены. Представители картеля даже проводили регулярное тестирование ламп, выпущенных его участниками. Если лампа случайно не перегорала через положенные 1000 часов, то на её производителя накладывался штраф.

Читайте также:  Признаками психоэмоционального стресса являются

Так что идея намеренного изготовления некачественной продукции родилась ещё век назад. Компании, которые по старинке делали надёжную технику, постепенно разорялись. Их место занимали компании, которые вовремя поняли, что потребитель не купит новое устройство, пока у него работает старое.

В наши дни эта идея получила новый виток развития — если правильно организовать маркетинговую компанию, то потребитель может захотеть купить новую модель даже в том случае, если старая ещё вполне работоспособна: «Что это я буду как дундук с прошлогодним айфоном ходить?!»

Эта музыка не будет вечной

До сих пор мы говорили только про устройства и технику. А ведь совсем не сложно организовать планируемое устаревание приложения или, например, операционной системы. Что если ошибки и ненадёжность всеми нами «горячо любимой» ОС — это не просто следствие некачественной разработки?

В любой операционной системе можно организовать незаметное накопление мусора, который постепенно будет замедлять её работу. Всегда можно «забыть» удалить неиспользуемые объекты в реестре или файлы на диске, «случайно» оставить старые версии компонентов. Да мало ли что можно придумать — главное, чтобы это было незаметно для пользователя. Работа системы будет постепенно замедляться и в какой-то момент потребитель задумается о приобретении новой версии системы, надеясь, что все недостатки в ней волшебным образом исчезнут.

С помощью программ также можно «помочь» устареванию периферийных устройств. Тут даже ничего не придётся делать — достаточно просто перестать выпускать обновления драйверов для новых версий операционных систем. Со сменой системы пользователь вынужден будет сменить и устройство — ведь без драйверов оно просто перестанет работать. А самостоятельно написать драйвер может далеко не каждый.

Точно также устаревают и обычные приложения. Хотя обычно большинство приложений продолжают работать в новой версии операционной системы, иногда встречаются программы, которые просто перестают запускаться. Приходится запускать их в виртуальной машине, а на это тоже способны далеко не все пользователи.

Дальше действовать будем мы

Как же нам вернуть надёжность нашей технике, как заставить производителей снова выпускать качественные и долговечные устройства?

Есть несколько путей решения проблемы планируемого устаревания:

  1. Юридический. Многие страны сейчас принимают законы, которые не просто защищают права потребителей, но явно противодействуют запланированным поломкам. В США в 2003 году суд не только обязал компанию Apple увеличить гарантийный срок службы плееров iPod до двух лет, но и выплатить потребителям компенсацию за несъёмный аккумулятор. В Великобритании специальная организация пристально изучает случаи массовой поломки устройств сразу после окончания срока службы.
  2. Развитие здоровой конкуренции. Считается, что на рынке с высокой конкурентностью производителям становится невыгодно производить недолговечные вещи. Ведь надёжность — это один из тех факторов, которые заставляют потребителей выбрать товар другой марки. В 60-х годах XX века на американский рынок пришли японские производители автомобилей, которые славились своим высоким качеством. Американские производители были вынуждены срочно увеличить срок службы своих автомобилей, иначе они бы просто проиграли в конкурентной борьбе.
  3. Экологический. Планируемое устаревание — это прежде всего горы устаревшей техники на свалках по всему миру. Эти устройства вполне могли бы ещё продолжать работать, если бы производители позаботились об упрощении и удешевлении их ремонта. В современном мире потребителю проще купить новый смартфон, чем отремонтировать треснувший экран. В некоторых странах производителей уже обязали принимать и утилизировать старые аккумуляторы и элементы питания. Есть подобные правила и в отношении самих устройств. Если производитель будет обязан за свой счёт выполнять утилизацию старой техники, то он сто раз подумает, так ли уж ему нужно, чтобы устройства быстрее ломались.
  4. Пользовательская стратегия. Наконец, мы с вами можем самостоятельно давить на производителя. Не стесняться пользоваться гарантией, пока она ещё действует. Не покупать новые устройства, пока не вышли из строя старые. Приучать себя ухаживать за техникой, ремонтировать старые устройства в случае незначительных поломок. Стараться выбирать долговечные товары. Ну и, конечно, в меру своих сил и возможностей разоблачать уловки производителей.

Хекль Вольфганг, автор книги «Новая жизнь старых вещей», пишет: «Для многих материалов существует правило: чем дороже, тем долговечнее. Конечно, потребитель не всегда может купить качественные товары с длительным сроком службы, просто потому что их уже не существует или они стали редкостью. Однако ситуация изменится, если мы начнём ценить товары, долговечность которых оправдает их высокую цену».

Возможно, когда-нибудь наши вещи и устройства перестанут разваливаться и выходить из строя от малейшего воздействия. Когда-нибудь корпуса приборов снова начнут делать из прочного металла, а не из хрупкой некачественной пластмассы. Когда-нибудь производители снова будут стараться увеличить надёжность вещей, а не искусственно её уменьшать. Когда-нибудь сроки гарантии на сложную технику будут исчисляться десятилетиями. Когда-нибудь в рекламных роликах новых гаджетов снова появятся слова «ремонтопригодность», «надёжность» и «долговечность». Очень хочется в это верить.

Хинт для программистов: если зарегистрируетесь на соревнования Huawei Cup, то бесплатно получите доступ к онлайн-школе для участников. Можно прокачаться по разным навыкам и выиграть призы в самом соревновании.

Перейти к регистрации

Источник

К вопросу о запланированном устаревании

Я хочу поговорить с вами об одной из вещей, которые принято ругать. Эдакая священная корова, только наоборот — с коровой обращаются уважительно, принято так, даже если она гадит в реку, откуда вы пьете, а вот с «коровой наоборот» все иначе: «гоните ее, насмехайтесь над ней». Зашла речь — выдайте пинок, это социально одобряемое поведение.

Читайте также:  Как называются тонко чувствующие люди

Я хочу поговорить с вами о запланированном устаревании.

Лампочка, которая горит уже 119 лет. Готовы заменить свои светодиоды на нее?

Запланированное устаревание и гонка характеристик — одна из причин, по которым вы сейчас смотрите во что-нибудь типа FullHD монитора, а в соседней с этим текстом вкладке у вас видео, которое качается в реальном времени по беспроводной сети, и показывается с частотой 120 кадров в секунду, а не в терминалы с текстовым интерфейсом, разрешением 128х128 и скоростью связи 24кбод.

Сторонники конкуренции говорят, что FullHD и прочие радости жизни обеспечила нам именно конкуренция, но это не так: достаточно посмотреть на отрасль, в которой конкуренция есть, но по историческим причинам сложилось так, что нет и запланированного устаревания. Например, возьмем сантехнику. Или мебель. Или строительство домов. Или посуду.

Во всех этих отраслях есть конкуренция. Знаете, сколько компаний, занимающихся строительством? Или производством строительных материалов? Или сантехники? Мебельщиков? Много. Гораздо больше, чем компаний, которые сделали свой процессор, даже если «сделать» это «купить у ARM чертежи, доработать и произвести на другом заводе». Гораздо больше, чем компаний, которые производят телефоны. Вроде бы, конкуренция будь здоров, так? Почему же прогресса практически нет в мебели? Мы все так же пользуемся шкафами из деревянных опилок на клею, которые закрываются дверцами, посаженными на металлические петли, которые практически не изменились со времени моего рождения?
Ну, конечно, появились новые марки стали и газлифты, но это и близко нельзя сравнить с переходом от перфокарт до экранов 120Hz, терабайтных накопителей размером с ноготь и процессоров, переваривающих гигабайтные потоки в реальном времени.

Почему жилые дома — это точно такие же коробки из бетона или кирпичей, с дырками в стене, забранными плоскими листами расплавленного песка?

Почему я все еще ем с плоского листа запеченой глины?

Любого из нас можно переместить в 1980 год, и он будет вполне в силах приготовить себе еду, помыть руки, положить вещи в шкаф и выйти из дома. Однако, дайте ему в руки компьютерную технику того времени, и он будет в растерянности: настолько огромная разница между технологиями.

Да если бы остальные области развивались с той же скоростью, у нас бы был ионный душ, трансформируемые тарелки из пластика, гравитационная вилка и голографические обои на стенах из полимерного композита. Где мой ионный душ?!

Почему же ваш телефон и компьютер развились, а дома, посуда и сантехника — нет?

Все эти области обладают одной общей чертой — в них нет давления на старые технологии. Совершенно нормально жить в доме, которому 50 лет, совершенно нормально пользоваться вилкой прошлого поколения, совершенно нормально мыть руки под устаревшим краном. Удивительно, что вообще есть понимание устаревшего крана: в последнее десятилетие все больше и больше кранов с одной рукояткой. Но никто никогда не скажет «ну ты и тормоз, все мои знакомые перешли на термостатированные смесители, а ты все еще пользуешься прошлым поколением».

По простой причине: когда вы покупаете новый кран, в котором есть термостат, в вашей жизни ни-че-го не меняется. Ну, прибавляется немного удобства. Но вы прекрасно проживете и без этого. Хотя конкуренция среди производителей есть, появляются новые модели, рынок живой. Но прогресса почти нет.

Потому что конкуренция не работает на прогресс, если нет механизма, который бы выдавливал с рынка старые технологии. Нет давления — старые технологии прекрасно сосуществуют с новыми, отгрызая у них весомую долю рынка, потому что старые технологии, как правило, дешевеют по мере развития и увеличения производства.

Можно приблизительно разделить краны на поколения: игольчатые, керамические, керамические с единым рычагом, термостатные, и какие-нибудь электрические (наверняка же есть?). Это прогресс за последние 40 лет.

Теперь сравните, что произошло за 40 лет с IT. Что еще больше увеличивает разницу, так это то, что краны с новыми технологиями стоят на порядок дороже обычных, а телефоны сейчас сравнимы с суперкомпьютерами сколько-то-там летней давности, но в отличии от них, раздаются практически бесплатно: на любой барахолке вы найдете телефон 8-летней давности за пару тысяч рублей, и он будет сильно мощнее компьютера 40 лет назад, который тогда продавался за $1000.

И я сравниваю телефон, который у меня сейчас, с тем, что был у меня предыдущие 5 лет (я редко их меняю, по времени сравнимо со временем жизни сантехники), и это небо и земля: экран лучше, камера гораздо лучше, скорость передачи данных выше, памяти больше, плюс разные фишечки, улучшающие пользовательский опыт, типа разблокировки по отпечатку. Стоил новый телефон плюс-минус столько же, сколько и старый на момент покупки.

И не то, чтобы краны достигли идеала. Контроль температуры, анализы воды, ароматизация, умягчение, автоматический набор ванны, автоматическое поддержание температуры в ванне, безопасный режим для детей, чтобы не обожглись, переключаемый кран для питьевой/технической воды, счетчик литров, и так далее, все это автономное и питаемое от тока воды. Это я за пять минут придумал. Посадить маркетолога с технарем, там будет на два порядка больше идей. До идеала еще далеко.

Все гораздо проще: всем плевать на краны, это утилитарная штука. Так же, как стол или окно, или мебель: во всем этом единственное давление отбора — это дизайн.

Читайте также:  Резкое ухудшение эмоционального состояния

Нет давления отбора — нет эволюции.

Нет эволюции — все рассчитывают, что объекты живут долго.

Все рассчитывают на пять-десять лет, производители и закладывают 5-10 лет.

Вещи служат долго, но обратной стороной всего этого является низкая изменяемость.

Можно найти промежуточный этап между кранами и телефонами — например, что-то вроде кухонной техники. Холодильник и плита из 80 годов могут служить и поныне, и прекрасно работать.

Правда, не стоит обольщаться, что вот тогда были инженеры, которые создавали технику надежную, а сейчас делают говно, запланированное устаревание, и все такое ради потребительского спроса.

Техника 80-х годов, безусловно, служит и сейчас. Но только пользоваться ей никому не надо, потому что она неудобная и несовременная. Конечно, десяток процентов людей она устраивает, но вот большинство — нет, это довольно заметно: как правило, люди стараются поменять старый холодильник или плиту времен СССР на новую, несмотря на то, что она дороже и не проживет 40 лет, а старая техника вполне еще живая.

Никакого запланированного устаревания в старой технике нет, а давление на устаревшие технологии, в отличии от кранов, есть — тут оно больше функциональное, но есть и часть, связанная с потребительской гонкой: старый холодильник уже выглядит несовременно.

Инженерия потребительских товаров не существует в отрыве от потребления этих товаров, а значит, и от потребителей, маркетологов, моды, роста характеристик, доступных возможностей производства, etc. Пытаясь делать правильно, на века, нельзя достигнуть успеха на потребительском рынке, имеющем давление на старые технологии. Максимум — занять там маленькую-маленькую долю, состоящую из людей, которым уровень техники 80 годов вполне норм. Такие есть, это нормально, но их не очень много.

А то, что называется запланированным устареванием — во многом просто подстройка под то, что потребитель все равно через два года поменяет телефон на новую версию, и нет смысла закладывать в него ресурс на пять лет: вас обойдет производитель, который не будет этого делать, за счет цены. А ваша повышенная за счет надежности цена не даст вам долю рынка: если бы люди предпочитали ходить с одним и тем же телефоном пять лет, а все телефоны на рынке жили бы год, то уже бы появились компании, которые обещали бы бесперебойную работы в течение пяти лет, и заняли действительно большую долю рынка.

Компании, которые закладывают ресурс больше, чем соседи по рынку есть — но как правило, они производят в некотором роде премиальную технику, и могут позволить конвертировать часть маржи в увеличенный жизненный цикл устройства (туда, помимо качества материалов и сборки, входят и обновления ПО, и гарантийное обслуживание). Но во всех этих компаниях добавочную стоимость по отношению к среднему уровню рынка создает именно «премиальность», неважно, чем она достигается — брендом, дополнительными сервисами, функциями, качеством, но никогда не продленным сроком службы самим по себе.
Рынки, на которых срок службы реально важен, существуют, но это не потребительские рынки — это узко-специализированные области, типа промышленной автоматики, медицины, оборонка, космос, и так далее.

На рынках же, где отсутствуют механизмы, стимуляции спроса — низкий уровень развития технологий, это их обратная сторона. Просто потому, что любое развитие технологии — это деньги. Можно вложить миллион долларов в новую технологию процессоров, но все что можно получить взамен — это лабораторный образец стоимостью $5000.

Например, можно оценить стоимость производства микросхем малыми тиражами, если взять за образец космические программы: стоимость разработки микросхемы не на самом новом техпроцессе — $100м-$300м, при этом каждая микросхема обходится в $1000-$2000, каждая. А характеристики примерно такие же, как у тех, что за $2 — тот же кремний, те же техпроцессы, может, чуть площадь побольше.
Для дальнейшего развития и доведения стоимости процессора до $5 необходимы суммы на порядки больше, миллиарды и триллионы.

Их невозможно получить инвестициями:
Во-первых, инвестиции — это вложения денег в обмен на прибыль. Вкладываться в технологию, которая не протестирована итеративно, разрабатывается по модели водопада в течении 20 лет и только потом выйдет на рынок слишком рискованно.
Во-вторых, это слишком большие деньги, чтобы их просто так найти на свободном рынке у инвестора или пары инвесторов.
Из-за этого процесс вывода на рынок суперпроизводительного дешевого процессора всегда начинается не с такого уж и производительного и ужасного дорогого процессора: сначала малые партии покупают за большие деньги, на эти деньги технология становится дешевле, поэтому следующую версию можно продавать дешевле, и через десяток таких итераций получается быстрый процессор за относительно немного денег.

Однако, такая цепочка разработки просто нуждается в потреблении, она не может работать без нее, это даже не еда, а ее воздух. Для разработки процессора необходима структура рынка, которая может обоснованно потреблять процессор на человека каждые пять лет. Достигается это запланированным устареванием, модой, цветом корпуса или гонкой таковой частоты и объёмов памяти — не столь важно.

Главное — что развитие конкретной технологии процессора обеспечивается исключительно желанием потребителей во всем мире менять процессор каждые несколько лет.

И если вы все-таки хотите, чтобы везде продавались ноутбуки, которые не ломаются в течение 10-20 лет, осознайте, что за это пришлось бы либо заплатить экраном с разрешением 640х480 и жестким диском в гигабайт, либо увеличением цены ноутбука в 5-10 раз.

Источник

Оцените статью