Кому труднее всего руководить людьми по темпераменту

Типология руководителей по темпераменту: какие типы есть?

При замещении вакансий руководящих должностей работодатели очень требовательны к наличию определенных черт характера и навыков. Однако даже при относительно стандартизированных критериях отбора все руководители отличаются в подходах к работе, отношению к подчиненным, стилю ведения дел и тому подобное.

Почему же так происходит?

  • Во-первых, на все сферы жизни, и на профессиональную деятельность в том числе, значительное влияние имеет темперамент;
  • Во-вторых, огромное значение играют амбиции, которые движут человеком;
  • В-третьих, у каждого человека (руководителя) имеется свой предшествующий жизненный и профессиональный опыт, через призму которого воспринимается настоящее, и опираясь на который принимаются решения.

Холерический. Среди холериков можно выделить два типа руководителей.

  1. Харизматичный. Такого типа начальник всегда обладает безусловной загадочностью и притягательностью. Он всегда поддерживает свой образ отличного от других, но это не вызывает у подчиненных раздражения – а даже напротив, коллеги относятся к нему с искренней симпатией и уважением. Харизматик прагматичен, умеет быстро и качественно оценить перспективу, не боится ответственности, решения принимает уверенно и обдуманно.
  2. Император. Зачастую такой руководитель консервативен, решения принимает единогласно, исполнения требует быстрого и четкого. К составу коллектива относится, как к орудию труда, интересуется лишь функционалом, являясь приверженцем мнения о том, что незаменимых людей нет.

Сангвинический. Сангвиники-руководители также встречаются нескольких типов.

  1. Феодал. Отличается свободомыслием и неординарным современным взглядом на работу на фоне общего спокойствия и уравновешенности. Допускает демократичность и свободу в некоторых сферах деятельности подчиненных, однако строго контролирует выполнение возложенных на работников обязательств, за неподчинение непременно наказывает и второй шанс дает неохотно. В отношениях с руководителем такого типа важно соблюдать субординацию и установить доверительные отношения.
  2. Свой среди чужих. В отличие от предыдущего типа, еще более активен, гибок и амбициозен. Ценит действия и поступки. С удовольствием делегирует полномочия заслужившим доверия сотрудникам. Не столь строг, как феодал, однако требует выполнения установленных им правил.

Флегматический. Руководитель, обладающий темпераментом флегматика, немного похож на родителя: он заботлив и наблюдателен, интересуется жизнью сотрудников, стремится создать гармоничный коллектив единомышленников. Однако при этом он не забывает о функциях контроля над своевременностью и качеством работы. Поэтому первична для него все же роль начальника, а не родителя или друга.

Меланхолический. Самый пассивный тип руководителей. Ему сложно дается принятие решений, поэтому он берет в подчинение людей, которым можно делегировать эту функцию. Редко проявляет инициативу и тяжело переносит груз ответственности. Для такого типа руководителя наиболее приемлемо дистанционное руководство, заключающееся в координировании работы группы и распределение полномочий.

Путь вверх по карьерной лестнице доступен абсолютно каждому человеку. Ведь свои особенности имеет не только руководитель – но и коллектив, и сфера деятельности. Поэтому решающим всегда является вопрос совместимости.

Источник

Методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента. Часть 1: холерик, флегматик

Сейчас все знают, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. Каждый человек — уникальная индивидуальность, единственная во Вселенной. У каждого есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым.

Как же распознавать тип темперамента человека? Темперамент проявляется у человека в характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.

Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека. Есть люди быстрые, скоростные, и есть — медленные, «тормозные». Между ними — «средние» по темпоритмам.

Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.

Читайте также:  Как скрыть свой эмоции

Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента. Поддерживая эту давнюю традицию, будем придерживаться в изложении следующей логики:

  • характеристика темперамента и его распознавание;
  • оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный темперамент, и определение для него мотиваторов;
  • оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный темперамент, и его мотиваторы.

1. Холерик

Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ.

Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины — галстук, очки или часы, женщины — прическу и украшения). На совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой, вынимать носовой платок и убирать, шептаться с соседом и т. д. Он с трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться некоторое время в покое.

Это впечатлительный сотрудник, с «переливами» эмоций, которые меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят: «Семь пятниц на неделе!» Он быстро думает и принимает решения, бывает, ошибается. Тем не менее движение и динамика для него — ценности, и он не захочет тормозиться и перепроверять свои выводы.

Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят; «Вспыльчивый, но отходчивый!»

Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно в молодые годы.

1.1. Управленческий стиль руководителя-холерика. Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди!

Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками.

Вообще руководителя-холерика можно «вычислить» сразу же, как только войдешь в офис. Если все сотрудники бегают с напряженными лицами и с рабочими папками в руках, боясь потерять даже минуту рабочего времени, скорее всего, в кабинете сидит холерик. Он, как динамо-машина, «накручивает» и «ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.

1.2. Мотиваторы для руководителя-холерика:

  • Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремление к вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в компании.
  • Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера окажутся для него демотиваторами.
  • Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей и драйвом.
  • Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать нестандартные решения.
  • Ему нравится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других.
  • Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может разумно рисковать, успех для такого руководителя — сильный мотиватор.
  • Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами.
  • Мотиватором для него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой «один — за всех и все — за одного».
Читайте также:  Анисимов птица радость план

1.3. Профессиональный стиль подчиненного-холерика. Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом — удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой. Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом.

1.4. Мотиваторы для подчиненного-холерика:

  • Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом.
  • Его мотивирует участие в инновационных проектах.
  • Работа на прорывах — хороший мотиватор.
  • Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми.
  • Мотиватором может выступить работа на выставках.
  • Хороший продавец.
  • Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент.
  • Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании — сильнейший мотиватор.
  • Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.
  • Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата.
  • Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.

2. Флегматик

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия.

Флегматик — медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Иногда его называют человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство.

Внешне нередко — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении.

Это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным.

Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко — мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности. Там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость, — ищите флегматика.

Несмотря на то что флегматик — спокойный и сдержанный человек, у него есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

2.1. Управленческий стиль руководителя-флегматика. Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый.

Читайте также:  Что такое стресс для мужика

Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.

На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов.

2.2. Мотиваторы для руководителя-флегматика:

  • Стабильность, надежность компании — сильнейший мотиватор для руководителя-флегматика.
  • Угроза немотивированного увольнения — сильный демотиватор.
  • Корпоративные традиции — мотиваторы для такого руководителя.
  • Работа, требующая усидчивости, внимания, тщательности и скрупулезности — хороший мотиватор.
  • Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и незнакомыми, — демотиватор.
  • Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при частых звонках и вызовах высшего руководителя — демотиваторы.
  • Признание успехов и похвала за достижения — мотиваторы.
  • Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в компании — мотиваторы.

2.3. Профессиональный стиль подчиненного-флегматика. Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.

Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14–15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.

Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

2.4. Мотиваторы для подчиненного-флегматика:

  • Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке.
  • Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.
  • Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика — сильный мотиватор.
  • Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика.
  • Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта — мотиваторы.
  • Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.

Часть 2: меланхолик, сангвиник

Наталья Caмoyкинa
По материалам «Elitarium»

Источник

Оцените статью