Компоненты познания чувственное абстрактно логическое интуитивное

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Читайте также:  Что такое эмоциональный покой

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Чувственное, рациональное и интуитивное в познании

Философская дисциплина, исследуемая проблемы познания, называется гносеологией. Главные гносеологические проблемы можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы её критерии?

Что есть знание?

В определении знания нужно обязательно включать свойство истинности, неверным знание быть не может. Действительным знанием может быть названа только та истинная информация, которая имеет достаточные основания, а не угадана случайно.

Знание скрывает за собой целый ряд гносеологических проблем. Большинство из них коренится в диалектической (т.е. противоречивой) природе взаимоотношений знания и воспроизводимой им реальности. Знание, например, конечно и ограничено, а представляемая им Вселенная бесконечна и безгранична. Знание стремится к точности, определенности, предсказуемости. Но это возможно лишь в статичном, устойчивом положении. Реальность же изменчива, подвижна, непредсказуема.

Знание – это конечный результат весьма сложного процесса познания.

Виды познания:

— чувственное (перцептивное) – деятельность органов чувств (зрение, слух, осязание

— рациональное – работа разума, абстрактно-понятийное мышление.

Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – элементарный психический процесс, сост. В запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздейтвия на наши органы чувств.

Восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность.

Представление – сохранение памятью образов предметов, когда-то ранее воздействовавших на органы чувств

Рациональное познаниесводится к понятийному абстрактному мышлению.
Абстрактное мышление – целенаправленное обобщённое воспроизведение свойств, связей, отношений вещей.
Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.
Понятие – мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определённой совокупности признаков.
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается.
Умозаключение – рассуждение, в ходе кот. Из нескольких суждений выводится логически новое суждение.
Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, предварительное объяснение факту.
Теория – высшая форма организации научного знания, целостное представление о законом. И существен. Связях определённой области действительности.
Две познавательные способности человека: сенситивная (чувственная) и рациональная (мыслительная).
Результат – истина, рождается только вкупе.

Читайте также:  Выразить свои чувства любимой женщине

Интуиция — (от лат. intuitio — пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что:

1) интуиция — это особая форма скачка от незнания к знанию;

2) интуиция — это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.

Исследователи отмечают также и признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса; непосредственный характер возникновения знания. Выделяют также формы интуиции: чувственную и интеллектуальную. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач. Еще его особенность в том, что оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Оно всегда эмоционально окрашено. Оно всегда просто и лаконично и никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый ключевой элемент.

Также следует сказать о том, что выделение в познании чувственного и рационального познания, а также интуиции вовсе не означает, что процесс познания протекает именно в такой последовательности. В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Познание. Формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное

Познание является одним из видов человеческой деятельности, процессом приобретения знаний. Содержанием и результатом познавательного процесса является знание. Ученые выделяют различные виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все виды познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом.

В познании присутствуют субъект и объект познания. Под субъектом познания подразумевается человек, наделенный волей и сознанием, в широком смысле – общество в целом. Объектом познания является познаваемый предмет, в широком смысле – весь окружающий мир, в том числе и сам человек. В объекте познания выделяются разные его стороны или предметы познания. Так, человек является одновременно объектом познания многих наук, но познают его они с разных сторон, то есть предметы познания для наук различны: анатомия познает строение человеческого тела, психология – психологические качества, социология – человека как социальное существо и пр. Человек может познавать и сам себя. В таких случаях говорят о самопознании. Анализ субъектом своего сознания и отношения к жизни называют рефлексией.

Существуют различные подходы к определению того, что находится в центре философского познания. Одним из таких направлений является экзистециализм – иррационалистическое направление в философии, считающее, что предметом философии является человек. Постигая себя как экзистенцию, человек приобретает свободу, которая есть выбор своей сущности.

Современная гносеология в основном занимает позиции гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики – необходимость подходить к проблеме познания диалектически (с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассмотрения всех предметов и явлений в плане их возникновения и становления;

практики – признания главным способом познания практики;

познаваемости – убеждения в самой возможности познания;

объективности – признания самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – поиска именно индивидуальной и достоверной истины в конкретных условиях.

Выделяют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (эмпирическим или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Основными формами чувственного познания являются:

Читайте также:  Чувствую запах крови во рту

а) ощущение – непосредственное воздействие познаваемого предмета на один из органов чувств: зрительное ощущение, слуховое и пр.;

б) восприятие – непосредственное воздействие познаваемого объекта на несколько органов чувств одновременно. Результатом восприятия является целостный образ объекта познания;

в) представление – форма познания, при которой чувственный образ предметов и явлений сохраняется в сознании благодаря механизму памяти, что позволяет воспроизводить его без непосредственного воздействия на органы чувств.

По времени удерживаемой информации память подразделяют на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (месяцы, годы, десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется большим объемом сохраняемой информации. Главным механизмом ввода данных в долговременную память и их закрепления является повторение. Кратковременная (оперативная) память обеспечивает оперативное удержание данных, поступающих от органов чувств.

Роль эмпирического познания проявляется в следующем: органы чувств являются единственным каналом связи человека с окружающим миром; без органов чувств человек не способен к познанию в любой форме; потеря даже части органов чувств осложняет процесс познания; органы чувств дают необходимый и достаточный минимум первичной информации, требуемый для всестороннего познания объектов материального и духовного мира.

Однако не всё можно познать с помощью органов чувств. Чувственный образ служит предпосылкой для перехода к рациональному познанию, мышлению. Образ кодируется понятием, и затем человек может оперировать им, не нуждаясь в демонстрации самого предмета. Разумеется, чтобы понимать друг друга, люди должны подразумевать под одними и теми же понятиями одни и те же предметы, говорить на одном языке. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мысли, отражающая общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Понятие отражает мысль о предмете (стол) и свойстве предмета (синий). В языке понятие выражается словом (простое понятие – стол) и словосочетанием (сложное понятие – письменный стол).

Суждение (высказывание) – форма мысли, в которой устанавливается связь между понятиями, а также утверждается или отрицается что-либо. Суждение может быть истинным, если оно адекватно отражает объективную действительность, и ложным: утвердительным (утверждение) или отрицательным (отрицание). Структурными элементами суждения являются понятия. Суждения выражаются в языке предложениями. Понятие и суждение связано с оперированием уже имеющимися знаниями.

Получение нового знания достигается на уровне умозаключения – самой сложной формы рационального познания. Структурными единицами умозаключения (рассуждения) являются суждения. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение есть цепь высказываний, связанных отношениями логического следования от общих утверждений к частным, индуктивные – от частных к общим.

В отличие от чувственного, результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах или в языке. С помощью рационального познания конструируются понятия-идеи, впоследствии воплощаемые в реальную действительность. Промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием служит интуиция – познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию путем его прямого усвоения. Механизм интуиции науке доподлинно не известен. Можно лишь сказать, что интуитивное знание не приходит к случайному человеку. Если ученый напряженно работает над какой-либо проблемой, но не может прийти к ответу, его может «озарить», даже во сне. Ведь принцип периодической таблицы приснился Д.И. Менделееву, который и работал над этой проблемой, а не дворнику его дома. Выделяют следующие черты интуиции: 1) неожиданность решения поставленной проблемы; 2) неосознанность путей и средств разрешения проблемы; 3) непосредственный характер постижения истины.

Один и тот же объект познания может изучаться при помощи методов как рационального, так и эмоционального познания. Истинным может быть знание в любой его форме: эмпирическое, рациональное, интуитивное.

Источник

Оцените статью