Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»
Ирина Барсукова
Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»
Каждые родители традиционно обращают внимание на развитие умственных способностей ребенка, стараются в первую очередь познакомить с различными предметами окружающего мира. Выходя с малышом на прогулку, мама старается показать, рассказать ребенку о деревьях, птицах, разных насекомых. Дома рассматривая книжки, читая сказки с красивыми иллюстрациями, обращает внимание на сказочных героев. Некоторые родители пытаются уже в три года научить ребенка считать до десяти, а также знакомят с буквами.
Правила поведения малыш усваивает, наблюдая за взрослыми окружающими его дома. Родители, старшие братья и сестры являются основным источником для формирования социально обусловленных чувств.
Маленький ребенок всеми силами стремится к гармонии своего внутреннего мира с миров внешним.
Построение отношений непростая задача для ребенка. Обучение способам общения с людьми начинается с усвоения внешних форм выражения их желаний, стремлений. Речь идет не столь о поступках, сколько об эмоциях, проявления которых ребенок наблюдает с первых дней жизни. Сначала это эмоции матери по отношению к малышу. Чуть позже ребенок сталкивается с проявлением эмоций других взрослых – как по отношению к нему самому, так и по отношению друг к другу. На формирование социальных чувств оказывают влияние и те и другие.
Так что же такое «социальные чувства»?
Социальные чувства не даны от рождения, их необходимо формировать с двух, трех лет. Именно в этом возрасте начинается формирование уверенности в себе, гордости, стыда, совести, любви к близким людям. С ростом самосознания ребенок способен испытывать чувство долга, ответственности.
Как же формируются социальные эмоции?
В отличие от взрослых ребенок еще не научился анализировать причины своих неудач – слишком мал его жизненный опыт. Однако ребенок четырех лет уже способен задуматься почему, например папа на него сердится, а мама отказалась от покупки мороженного. Выводы, которые делает малыш, существенно отличаются от ожидаемых взрослыми.Логика ребенка может привести к умозаключению: «Меня не любят», «Я ни кому не нужен» и т. д. Испытывая переживания, ребенок совершенствует свои, пока еще примитивные, попытки самоанализа. Поэтому родителям не стоит огорчатся по поводу того, что ребенок обижается или плачет. Он еще не умеет направлять свою отрицательную эмоцию на поиск тех причин, которые привели к неудачному поведению. Когда ребенок научится этому, плач и капризы станут постепенно исчезать.
«Чем больше любви в детстве получил ребенок, а точнее сказать, чем лучше родители дали ему понять, что они его любят, чем более адекватными способами показывали свою любовь к ребенку (говорить о своей любви ребенку очень важно, но только этого не достаточно, тем легче будет ребенку потом в жизни и тем большего он достигнет».
Разберемся в аспектах формирования культуры эмоций.
1. Негативные эмоции. При каждом проявлении негативных эмоций следует вместе с ребенком разобраться в том, почему его ожидания не совпали с результатом. Делать это надо тактично, ни в коем случае не ущемляя достоинства ребенка. Взрослый и ребенок – партнеры, которые ищут варианты преодоления конфликтной ситуации.Выходов из этой ситуации как минимум два: оставить все как есть, объяснив причины невозможности изменения ситуации, или внести изменения в привычные установки.
«Ваня надеялся, что за ним в детский сад, как всегда, придет мама и они вместе пойдут в парк. Но за мальчиком приехала бабушка и сказала, что мама занята и придется сразу поехать домой. Ваня очень расстроился, и у него на глазах появились слезы. Бабушка, заметив их, подумала, что внук не желает общаться с ней. Она стала его торопить, повышая голос. Мальчик совсем расплакался.
В приведенном примере установка ребенка «меня должна забрать мама» не совпала с реальной ситуацией. Ребенок еще слишком мал, чтобы объяснить причину своего огорчения.В таком случае бабушке следовало иначе повести разговор с внуком: «Ванечка, ты ждешь маму? Мама сегодня, к сожалению, очень занята, ей дали на работе срочное задание. Она, очень расстроилась, что сегодня не сможет пойти с тобой в парк. Завтра вы обязательно туда сходите. А сейчас давай соберемся, пойдем домой и будем вместе ждать маму. Ты согласен?»
Такой или схожей формой общения с ребенком взрослый человек может заранее предупредить проявление отрицательной эмоции и сгладить ее проявление.
По мере взросления, ребенка следует обучать методам самостоятельного поиска причин того, что не все его желания могут реализоваться в полной мере. Необходимо постепенно формировать умение спокойно, воспринимать те ситуации, когда приходится временно отказываться даже от привычных давно ожидаемых удовольствий. Именно так утверждается у человека способность контролировать свои отрицательные эмоции уже в раннем детстве.
2. Позитивные эмоции. Положительные эмоции возникают тогда, когда результат превосходит наши ожидания, то есть жизнь преподносит некий сюрприз. Например, ребенок давно мечтал о подарке. Но подарок, обещанный, родителями оказался лучше, чем представлялся в мечтах. Такое приятное несовпадение действительности с установкой ребенка вызывает большую радость.
Кажется, что никакого специального воспитания подобных эмоций не требуется, ведь это так естественно – выражать восторг. Однако и в этом случае существуют некоторые правила. Ребенок, которого не учили способам проявления радости, восторга, может проявлять свою радость настолько сильно, что в конечном итоге его действия будут отрицательно оценены окружающими.
Заметим, что сила положительных эмоций бывает достаточно велика и такие эмоции также требуют выхода. Ребенок в силу особенностей его развития еще не может сам самостоятельно направлять их в другое русло. Как же быть? Возможно, родителям стоит поддержать желание ребенка разделить с ними радость? Ведь всегда приятно видеть, как малыш весел, улыбается и чувствует себя очень довольным. Но, скорее всего, механизм направленности положительных эмоций должен быть тот же, что и у отрицательных. То есть, позволив ребенку выразить свою радость, необходимо еще раз проговорить о том,что ее вызвало: «Тебе очень понравился подарок? Я очень рада!». Затем переключить внимание на другую деятельность,то есть направить энергию в другое русло: «А теперь давай попробуем разложить игрушки …» После того как ваш ребенок поймет, что вы разделяете его чувства, понимаете их, он вполне может занять себя самостоятельно. Со временем ребенок научится контролировать свои эмоции, пока же ему необходимо в этом помогать.
3. Уместность проявления чувств. Маленький ребенок эгоцентричен. Поэтому, выражая бурно свой восторг, он не обращает внимание на плохое самочувствие или настроение окружающих, считая, что все вокруг должны чувствовать тоже, что и он. Однако в возрасте трех – пяти лет у ребенка развивается эмпатия – способность сопереживать. Если в семье родители всегда относятся к друг другу с чуткостью, ребенок перенимает этот способ отношения к людям. Правда, и умение сопереживать не приходит само собой. «Бабушка болеет поэтому мы сегодня постараемся вести себя потише»,или: «У папы был трудный день, давай не будем ему мешать». Ребенок способен понять если не смысл, то необходимость уважительного отношения к эмоциям и чувствам других.
Пусть вашему ребенку и не сразу удается выражать свои эмоции с учетом характера ситуации, однако при соответствующей воспитательной работе взрослых, их способности понять потребности и желания малыша уже в четыре – пять лет он сам может задать себе установку на поведение, которое наиболее приемлемо в конкретной ситуации.
Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хотела бы немного рассказать о главном увлечении в моей жизни это реализация социально-значимых.
Играя, ребенок учится жить (Консультация для воспитателей) “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них- средство воспитания,.
Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.
Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.
Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.
Консультация для родителей к Дню друзей на МAAM «Искусство дружить» В нашем современном обществе одиночество становится нормой и найти настоящего друга всё сложнее и сложнее. Неужели дружба потеряла свою.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.
Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.
Источник
Социальные чувства
ЭМОЦИИ
(По Ольге Александровне Ореховой ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА СПб 2006.)
Согласно научной концепции Т. П. Хризман: В «фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно (эстетическое воспитание) закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения, то есть той чувственной части, на которой только и может быть выстроено рациональное сознание». А «искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное, полимотивационное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических
Мы считаем, что определяющее значение в процессе гуманизации психики ребенка имеют высшие социальные и художественно-эстетические эмоции, сопровождающие творчество, которым ранее не придавалось значения в педагогике дошкольного детства. Шарль Блондель сказал важные слова, ставшие афоризмом: «Первая пеленка младенца — саван его природной индивидуальности». Искусство — универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации — одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитания высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис формирования структуры личности дошкольника, определяет осознанные формы его поведения и творчества.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до XIX века , и то. что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций. Впрочем, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций — когнитивного и мотивационного.
Эмоция всегда «оценивает», «окрашивает» отражаемое содержание -ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое и т. д. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом [10, с. 48-49].
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
Для нас главное— понять роль эмоций в жизни человека, в развитии его личности, в общении и деятельности и отобразить логику нашего исследования:
• эмоции — осложнение нервного процесса, начало собственно психического отражения. Все, что без эмоции, — высшая нервная деятельность или болезнь;
• развитие эмоции человека не ограничивается социализацией, окультуриванием эмоциональных проявлений. Развиваются (или не развиваются) новые, собственно человеческие, высшие социальные эмоции, сопровождающие его на жизненном пути;
• социальные эмоции направляют развитие личности человека, структурируют личностные новообразования, определяют его поступки и деятельность, в том числе — отклоняющиеся;
• эмоции тесно связаны с цветовой сенсорикой, этот факт дает возможность изучать эмоции, используя цвет.
Здесь просматривается актуальная прикладная педагогическая проблема: столь важная составляющая психики человека как эмоция в практике развития, обучения и воспитания оставлена на произвол судьбы. Существует большое количество учебных учреждений, занимающихся по разнообразным образовательным программам, развивающим интеллект, художественные и творческие способности, детей обучают различным наукам, языкам, этике поведения в обществе и так далее. Эмоции же развиваются мимоходом.
Подлинные чувства — высшие социальные эмоции — при определенных условиях формируются уже в пятилетнем возрасте и составляют основу личностных убеждений и поведенческих установок. Нужно только воссоздать эти условия для детей: то общение и ту деятельность, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РЕГУЛЯЦИИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Эмоция — это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. «Ощущение и эмоции — два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение — элементарный уровень, в значительной мере имеющий «телесный характер», эмоции — более сложный, соотносимый с понятием «психическое». Можно сказать также, что ощущение — это отражение в психике «телесного», а эмоции — отражение «духовного»»
Д. В. Колесов, разделяющий точку зрения Клапареда , считает неверным термин «эмоциональный тон ощущений», утвердившийся в психологической литературе, на том основании, что многие ощущения уже в полной мере наделены приятностью или неприятностью. К тому же ощущения свойственны и примитивным существам, в то время как способность к эмоциям предполагает определенный уровень развития психики.
Кроме того, по мнению Д. В. Колесова, неправомерно и представление об интегративной включенности эмоций в структуру многих психических процессов. Известный пример — достаточно сравнить зубную боль (неприятное ощущение) и эмоцию досады (негативная эмоция), возникающую при мысли о том, что лечение зуба можно было начать своевременно. Причем досада тем сильнее, чем сильнее боль. Таким образом, неприятное ощущение первично и в данном случае определяет направленность эмоции. Ощущение непосредственно отражает объективную реальность и жестко привязано к моменту взаимодействия анализатора со средой. Эмоция же имеет субъективный характер и может возникать не только в момент взаимодействия, но и в последующем, а в ряде случаев и опережать его на основании предыдущего опыта. Например, предстоящая неприятная встреча вызывает эмоцию неприязни задолго до назначенного срока. По-видимому, первичность или вторичность возникновения ощущения и эмоции определяется тем, что именно — ощущение или эмоция — сигнализирует о наиболее значимом в данной ситуации факторе.
Очевидно и то. что само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Исходя из сказанного, правильнее говорить не об «эмоциональном тоне ощущений, а о гедоническом тоне и ощущений и эмоций, где гедоническое начало («приятное» или «неприятное») выступает как конкретный механизм. определяющий дальнейшее поведение индивида. В эволюционном плане эмоции могли возникнуть не иначе как путем ассоциаций гедонического начала ощущений с механизмами памяти и мышления. Эмоция досады при несвоевременном лечении зуба — вывод мышления. Изначальный, глубинный характер оценочной функции психики как взаимосвязи функций гедонического, памяти и мышления подтверждается результатами нейрофизиологических исследований.
Поэтому из всех функций, которые эмоция выполняет в психической деятельности человека (сигнальная, оценочная, побудительная), особую роль играет оценочная.
Уже в первые часы после рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца — радости и страха, к концу первого года — удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Новые эмоции развиваются за счет индивидуального переноса оценочной функции эмоции на новые жизненные ситуации.
Впервые опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоции, ребенок во многом заимствует у взрослых. На их основе, присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит собственную систему аффективных оценок — отношений. Известно, что функции психики взаимосвязаны, и процессы психической регуляции обусловлены характером отражения, взаимодействия со средой, с обществом, с осознанием себя и своих потребностей и с эмоциями, имеющими побудительную силу, которые вызывают, поддерживают и повышают психическую активность.
Основополагающим принципом регуляции психических процессов является положение Л. С. Выготского о связи между интеллектом и аффектом. «Детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону».
В трудах А. Н. Леонтьева мышление рассматривается как деятельность, имеющая «аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность». Эта идея получила развитие в рамках деятельностного подхода и смысловой теории мышления [44]. Согласно им, «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, что у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».
Высшие эмоции связаны с функциями и результатами высокоразвитого мышления (с воображением, нравственными и этическими представлениями) и с проявлением иной — социально-регулятивной функции эмоций. Социально-регулятивная функция эмоций лежит в основе воспитания.
Оно не способно наделить человека какими-либо новыми ощущениями, помимо тех, которыми наделила его природа, хотя возможно их совершенствование. Иное дело — эмоции.
На предшествующих появлению человека этапах развития эволюции эмоция и стимулируемая ею деятельность, составляли биологическую целесообразность. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия — это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а человеку строить свои взаимоотношения на первых этапах жизни.
У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует человеку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т. д. Таким образом, эмоция социализируется. Однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции — сложные человеческие чувства.Справедливость, долг, честь, патриотизм, творческое вдохновение, чувство прекрасного, сочувствие — высшие социальные эмоции невозможны в животном мире. Они свойственны только человеку и, более того, не всякому человеку.
Границу между эмоцией и чувством провести не всегда просто. В терминах педагогики и психологии развитие и проявление сложных человеческих чувств зависит от условий воспитания, деятельности, идеологии. В терминах физиологии высшей нервной деятельности их различие можно «определить степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов». Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне ее.
Можно выделить чувства, направленные на других людей: любовь, ненависть, презрение, зависть, благодарность. Или чувства, направленные на самого себя: самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, которые могут быть направлены и на себя, и на других: злость, досада. Кроме того, есть чувства, связанные с оценкойразличных событий: огорчение, удивление, разочарование, радость.
А. Н. Лук приводит классификацию высших социальных чувств, отражающих социальные потребности, в сравнении с низшими эмоциями. Так как эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях.
Приводим классификацию А. Н. Лука, которая выглядит следующим образом.
«Высшие» эмоции:
Социальные чувства
Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение, злорадство, сострадание.
Источник