Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья
Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.
Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.
Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.
Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей — воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. [1]
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [4]
Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д.Кошелева особо среди них выделяет: [3]
• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;
• обстановка в семье ребенка.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. [2]
Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния,проявляющиеся:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
• в проявлении упрямства;
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д. [5]
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка. Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.
Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психическогосостояния воспитанников:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Время проведения в режиме дня: Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Время проведения в режиме дня: В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Время проведения в режиме дня: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Особенности методики проведения:Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Время проведения в режиме дня: В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия):
Время проведения в режиме дня: В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.
Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Время проведения в режиме дня: В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Время проведения в режиме дня: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
•Технологии воздействия цветом:
Время проведения в режиме дня: В течение всего дня.
Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
• Психогимнастика:
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:
• необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.
Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17
2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 8. С. 91-96.
3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М. : Академия, 2003.- 176с.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. » Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто.
Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.
Источник
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Анна Разделкина
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕБЕНКА В ДОУ»
педагог – психолог МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления
№ 151» г. Саратова Разделкина А. Э.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить ребенка вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В наше время, когда родители слишком заняты тем, что надо обеспечить материально семью, не уделяют должного внимания своим детям, считая, ненужным тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
• позитивность окружающей детей обстановки;
• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;
• гибкий,личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
Должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Знакомство с базовыми эмоциями должно осуществляться, как в ходе воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, хороводных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
В заключении хотелось рассказать притчу:
«Когда Творец закончил лепить человека,у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:
— Что тебе еще дать?
— Дай мне счастье! – ответил человек.
-Ну, хорошо, протяни руку, – и положил на ладонь человека последний кусок глины.
— Дальше лепи сам».
Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты. Одной из таких игр, которую можно проводить каждый день с небольшими видоизменениями, является
Ритуал приветствия «Солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
В процессе игры, дележа игрушек дети часто ругаются и ссорятся. Научить ребенка мириться – непростая задача для родителей и воспитателей. В этом поможет игры «Мирилки». Расскажите ребенку, что с помощью «мирилки» очень удобно (а главное весело) мириться с подружками и друзьями. При этом нужно соблюдать специальный «волшебный»ритуал: зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими, произнести наизусть текст «мирилки».
Солнце выйдет из-за тучек,
Чем ругаться и дразниться Нас согреет теплый лучик.
Лучше нам с тобой мириться! А ругаться нам нельзя,
Очень скучно в ссоре жить, Потому, что мы друзья.
Потому, давай дружить!
Можно поиграть с детьми в игру «Зайки и слоники» (Лютова Е. Н., Мотина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу предложить игру, которая называется, «Зайки и слоники». Сначала мы будем с вами «зайками- трусишками». Скажите, когда зайка почувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит! Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.»
Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человек?», дети разбегаются по группе и прячутся. «А что делают зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми несколько минут.
«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Что делают слоны, когда видят тигра…»Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Много игр, которые направлены на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
Цель: игра учит доверию. Успех продвижения зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться до мяча нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в одной цепи, но без помощи рук, нужно пройти по определенному маршруту.
Для наблюдающих: следует обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».
Очень интересная игра «Неожиданные картинки»
Цель: Во время игры можно увидеть вклад каждого ребенка в общий рисунок.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую – нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картинку.
Дать детям порисовать еще 2-3 минуты и попросить снова свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. Можно оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Этюды на расслабление мышц.
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«Сейчас мы будем с вами спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штагу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу н6а пол, отдохните. Попробуем еще раз. (Можно предложить приподнять, штангу надо над головой и попытаться зафиксировать положение)
Свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз»
А вот и прощальная игра… ВЫСОКО,
Нам книгу закрывать пора,А ты ответишь:
Мы все надеемся, НИЗКО.
Что с ней Скажу я слово
Немножечко умней,А ты ответишь:
Слов смешных Скажу я слово
И много ПОТОЛОК,
Всяких всячин.А ты ответишь:….
И, если ты Скажу я слово
Запомнил их, Не зря ПОТЕРЯЛ
Твой день потрачен.И скажешь ты:…
И нам с тобой Скажу тебе я слово
Пришел черед ТРУС
Сыграть в игру Ответишь ты:….
Скажу я слово НАЧАЛО я скажу,
«Взаимоотношения в игре. Влияние игр на эмоциональное состояние ребенка» «Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого».
«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” в подготовительной.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической.
Характеристика на ребенка ДОУ ___ посещает д/с «Классика» с., с этого же времени она обучается у последнего воспитателя, сад посещает охотно,.
Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка. » Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи:.
Проблема адаптации ребенка к ДОУ Каждый год большое количество детей впервые приходят в дошкольное учреждение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими.
Проект «Ребёнок и эмоциональное благополучие» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию наш проект в соавторстве Ансон Т. Н. Решетовой Е. В. и Александровой А. С. «Не подарок.
Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Современные условия нашей жизни и жизни наших детей с уверенностью можно считать стресогенными. Одной.
Эмоциональное благополучие ребенка Эмоциональное благополучие ребенка (подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М.) В развитии ребенка мы чаще всего уделяем внимание физическому.
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических.
Источник