Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_emotsionalno-volevoy_sfery_do-shkolnika.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.
Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.
Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка
Основу эмоционально-волевой сферы составляют:
- Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
- Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
- Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
- Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.
К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.
Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.
Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.
Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость. Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека. Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.
Разница между эмоциями и ощущениями — определение
Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.
Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.
Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям
Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.
В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д. Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).
Эмоциональная сфера — структура
Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.
Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.
Причины нарушений эмоциональной сферы
Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.
Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.
Виды нарушений эмоционально-волевой сферы
Развитие волевых качеств ребенка
Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.
Что такое воля и как ее развивать
Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:
- Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
- Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
- Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.
Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка
Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.
Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.
Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.
Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).
Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).
Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.
На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.
- Улыбнуться, как Буратино.
- Испугаться, как Красная Шапочка.
- Рассердиться, как мачеха Золушки.
Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.
Ребенок старается изобразить не вербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данные ВОЗ неутешительны 1 из 88 детей раннего возраста имеет те или иные черты аутического спектра. Коррекция подобных расстройств тем более положительна, чем раньше выявлена проблема. На территории .
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развив.
Выступление по самообразованию.
Выступление по самообразованию.
Консультация для родителей «Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника".
В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника весьма актуальна. Эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и свю жизнь реконструируется здание чело.
Источник
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Лариса Матевосян
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, усложнение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции и волевые усилия приводят к дальнейшим возрастным изменения в эмоционально-волевой сфере. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит под воздействием социальной среды, окружающей ребенка и под воздействием наследственных и физиологических факторов.
Развитие речевой активности, познавательной сферы способствует освоению в этот возрастной период пониманию ребенком «языка чувств», появляется способность выражать чувства с помощью интонации голоса, мимики. В старшем дошкольном возрасте дети научаются понимать переживания другого человека. Включение речи в эмоциональные процессы позволяет дошкольникам словесно обозначать свои переживания по отношению к явлениям окружающего мира, свои поступки и чувства, а также к поступки сверстников и эмоциональное состояние взрослых.
К 5-6 годам дети восприятие экспрессии становится дифференцированным. Это дает детям дошкольного возраста более точно оценивать переживание человека. В тоже время дети боле точно распознают положительные эмоции, чем отрицательные по эмоциональной выразительности лица.
Согласно проведенным исследования, А. М. Щетинина выделила шесть типов восприятия детьми эмоционального состояния.
Первый тип довербальный. Этот тип характерен для детей 4-5 лет. Этому типу присуще не обозначение эмоции словами, а познание ее происходит через установление связи выражения лица с конкретной ситуацией.
Второй тип диффузно-аморфный. Дети называют эмоцию, но определяют её поверхностно. Этот тип характерен для большинства детей 4-5 лет.
Третий тип диффузно-локальный. Воспринимая эмоциональное состояние глобально или нечетко, дети определяют экспрессии отдельных элементов лица (чаще всего лица). Этот тип зафиксирован у 27% детей 4-5 лет. Некоторые из них уже могут проявлять свое эмоциональное отношение к различным состояния человека.
Четвертый тип аналитический. Дошкольники с преобладанием этого типа восприятия способны определять эмоциональное состояние человека с помощь выделения отдельных элементов экспрессий лица, а не позы. Большинство детей с преобладанием этого типа восприятия способны проявлять своё сопереживание, сочувствие при восприятии эмоции гнева, страха, грусти. Аналитический тип восприятия характерен для некоторых детей 5 лет, а также для детей 6-7 лет.
Пятый тип синтетический. Дети с этим типом воспринимают элементы экспрессий целостно, в совокупности. Например, «глаза злые и лицо злое». Этот тип характерен также для детей 6-7 лет.
Шестой тип аналитико-синтетический. Этот тип характерен для большинства детей подготовительной группы, могут выделить элементы экспрессии и в тоже время объединить их. Некоторые дошкольники способны выражать эмоциональный отклик на эмоциональное состояние человека.
А. М. Щетинина в своих исследованиях сделала вывод, что типы восприятия экспрессий неустойчивы, с возрастом они изменяются в качественную сторону и развиваются в процессе обучения.
На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять своими эмоциями. Адекватное эмоциональное реагирование развивается на основе умения ребенка различать эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям, угадывать их поведенческие реакции. Эти способности появляются уже с 3-4 лет. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, желания. Дети с 5 лет учатся улаживать возникающие конфликты без помощи взрослых.
В ряде работ А. В. Запорожец было определено, что в дошкольном возрасте изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, развивается ее эмоциональна регуляция. Внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется с помощью эмоциональной коррекции. Для этого механизма характерно согласование поведения дошкольника с личностным смыслом ситуации и выполнением им действий в зависимости от его потребностей и интересов [2].
В период дошкольного детства возникает эмоциональное предвосхищение, которое помогает ребенку предвидеть и переживать предполагаемый результат своей деятельности и эмоциональную реакцию взрослых на его продукт его деятельности и его поступки. На этом этапе у ребенка появляется способность эмоционального воображения. Оно помогает ему перед началом деятельности проигрывать результат деятельности и его эмоциональные последствия для окружающих.
В период дошкольного возраста интенсивно развиваются эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства. Развитие эстетических чувств в этот период связано с развитием художественного восприятием и собственной художественно-творческой деятельности. Взрослый помогает ребенку понять красоту в окружающем мире, а также понимать и эмоционально воспринимать художественные произведения в литературе и живописи. Дошкольник одобряет красивое и доброе и осуждает злое и безобразное.
Развитие интеллектуальных чувства обусловлено развитием познавательной деятельности и интересов. Радостные чувства у ребенка возникают при узнавании нового. Положительные эмоции сопровождают новые знания, любознательность, уверенность, но и вызывают их.
В работах А. В. Запорожец прослеживается исследования развития у детей 5-7 лет «эмоциональной децентрации». К старшему дошкольному возрасту ребенок научается сопереживать, сочувствовать при неудачах сверстника. Ребенок переживает сочувствие к чужой боли. Сопереживание побуждает его к первым нравственным поступкам- уменьшить боль, защитить другого, отказаться от своих желаний в пользу другого. К старшему дошкольному возрасту ребенок умеет активно включаться в ситуацию эмоционального состояния другого и переносить её на себя и переживать её как свою.
Симпатия, сочувствие, отзывчивость порождают дружеские отношения дошкольников. В 5 лет преобладает дружба поочередно со всеми и только к 6-7 годам проявляются задатки дружбы в парах, которая складывается на основе игровых интересов и познавательных склонностей.
Нравственные чувства в дошкольном возрасте развиваются при непосредственном участии взрослого окружения. Нравственные чувства формируются на основе практического выполнения требований взрослых, следования нормам поведения, и обобщения личностного опыта переживаний. В старшем возрасте формируется умение ребенка оценивать собственные поступки и поступки сверстников и включение в переживание им отношения к определенным поступкам и действиям [3].
Одним из важнейших формирующихся в дошкольном возрасте нравственных чувств является чувство долга. Начальная стадия формирования этого качества закладывается уже в 3 года, ребенок выполняет поручения и требования взрослого. Например, поделиться игрушкой. В это время ребенок начинает кумулировать нравственный опыт, подчиняться требованиям взрослого. Хотя в это время он не осознает этих требований. К 6-7 годам дошкольник осознает необходимость норм правил поведения и подчиняет им свое поведение и поступки. Ошибки в поведении приводят ребенка к ощущению чувства неловкости, вины, смущения, стыда[4].
В дошкольном возрасте происходит формирование воли как способности управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе взросления под влиянием взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия решению поставленных задач, добиваться цели, преодолевать трудности.
В исследованиях В. А. Иванникова показано, что период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя «побуждение и торможение действия в этом возрасте в основном еще регулируются действием реальных внешних стимулов». Вследствие развития речи и основанного на нем мышления ребенка постепенно формируется внутренний интеллектуальны план, благодаря которому ребенок создает замысел и план игровых действий подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях. К трем годам дошкольник пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда неприятное действие совершается ради благоприятного мотива. Дети 4-5 лет выбирают действия, близкие к мотивам, а дети 6-7 лет при выборе действия пользуются отдаленными мотивами.
В возрасте 3-4 лет у ребенка начинают складываться первые мотивы долга. В первую очередь это игровые мотивы, а к старшему возрасту складываются познавательные и общественные мотивы. Одним из главных мотивов поведения на протяжении всего дошкольного детства остается выполнение просьб взрослого и получение от него положительной оценки.
Как говорилось выше в дошкольном возрасте появляются задатки самооценки. Благодаря этому свойству ребенок научается регулировать и контролировать свое поведение.
В исследованиях А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и Ц. И. Непомнящей был сделан вывод, что к концу дошкольного периода у детей формируется умение связывать задаваемые цели с мотивами, чтобы обеспечить успех в решении задачи или действия.
Развитие волевой регуляции в дошкольном возрасте связано с соотношением внешней и внутренней стимуляцией. Если в 3-4 года действие побуждается взрослыми и представлением о возможности получения поощрения (игрушка, выполняя неинтересную работу, то у старших дошкольников растёт роль внутренней стимуляции собственной постановки цели, намеренного изменения мотивации [5].
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход к внутренней регуляции действий и поведения. Все действия приобретают осмысленный и произвольный характер. В результате появляется способность управлять собой в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте поведение складывается из импульсивных поступков. Только в старшем возрасте проявляется способность к длительным волевым усилиям. В этот период появляются и развиваются волевые действия.
К 6-7 годам формируется произвольность в сфере общения. Это появляется в отношении к просьбам и заданиям взрослого, в умении принять и выполнить по определенным правилам, а также в ролевых играх и играх с правилами. Игры с правилами способствуют формированию осознания правил личностного поведения. Ребенок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то результата игры не получится [4].
В своих исследованиях А. В Запорожец показала, что к 4 годам у ребенка формируется выделять объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам ребенок уже способен выделять не только цель и объект, но и способы действия с ним. К 6 годам опыт построения деятельности становится обобщенным. Степень активность ребенка как субъекта деятельности говорит нам о степени сформированности произвольных действий.
Важной особенность, как говорилось выше, эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста является сформированность эмоционально-волевой компонента психологической готовности к обучению в школе. Главной чертой старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку управлять своим поведением, включаться в учебную деятельность [1].
Таким образом, за период дошкольного возраста у ребенка должны сложиться социально-нормативные характеристики, среди которых адекватное эмоциональное и чувственное восприятие себя и окружающего мира, самостоятельность, инициативность и способность к волевым усилиям. Это обеспечивает это успешную адаптацию ребенка к новой социальной роли школьника.
Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста обусловлено важной ролью в возникновении у ребенка мотивов как регуляторов деятельности и поведения, а также в возникновении самосознания и его развитием в ходе онтогенеза. Эмоционально-волевое воспитание и развитие есть основа, на которой зарождается личность человека и является успешной предпосылкой усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом.
1. Донцова Д. А., Власова С. Е. Психологическа готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // ж.Психология и педагогика:Методика и проблемы: практическое применение. 2016. №50-1.
2. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника // А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. URL: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 15.01.2017).
3. Нечетова М. Ю. Становление эмоционально-волевого компонента старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // ж. Наука и современность. 2011. №11. с. 177-182.
4. Сидячев Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 102-120.
5. Сидячева Н. В. Волевая регуляция и возможность ее формирования в раннем дошкольном возрасте // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 112-121.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Источник