Компоненты деятельности эмоционально психологический

Компоненты деятельности эмоционально психологический

К.пс.н . Мадалиева З.Б.

Казахский национальный университет, Казахстан

Эмоциональный компонент педагогической деятельности

В настоящее время в психологии вновь обострился интерес к изучению различных аспектов педагогической деятельности, ее организации и содержания. Этот интерес обусловлен социальным заказом по формированию развитой личности, поставленным перед современной школой. Общество ставит новые задачи перед педагогической психологией, предъявляя высокие требования к личности учителя.

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Высокая социальная ответственность, возложенная на учителя, должна исключать проявление им эмоциональной распущенности, раздраженности и нервозности. В то же время ему приходится сталкиваться с конфликтными, эмоционально-напряженными ситуациями, которые влияют на его собственное эмоциональное здоровье, снижают его трудовую и социальную активность.

Известно, что отрицательно окрашенные эмоциональные состояния педагогов снижают эффективность обучения и воспитания, повышают вероятность возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность.

Управление эмоциональным состоянием учителя влияет на его педагогическую деятельность и является одной из форм реализации личностного подхода в обучении и воспитании. Овладение умением произвольной психической саморегуляции позволяет предупреждать возникновение эмоциональной напряженности, а также дает учителю возможность более активно влиять на учебный процесс. Возникает необходимость в воспитании культуры чувств и связанных с ней умений противостоять негативным для психического и физического здоровья воздействиям социальной среды. Для этого необходимо не только знать закономерности протекания эмоциональных процессов и смены эмоциональных состояний, но и владеть умениями и навыками целенаправленного их изменения с учетом динамики процесса обучения.

Необходимыми условиями полноценной здоровой эмоциональной жизни являются изменения ценностного отношения к эмоциям, снятие запрета на различные проявления чувств, понимание их важной, действенной и позитивной роли в жизни человека.

В связи с этим изучение эмоционального компонента педагогической деятельности своевременно и актуально. С этой целью нами было проведено исследование по изучению отношения педагогов к эмоциональным состояниям, возникающим в его работе. Было проведено первоначальное анкетирование, в котором приняли участие 90 учителей школ Алматинской области. На вопрос: «Вы всегда спокойны и выдержаны?» 73% ответили отрицательно. «Умеете ли Вы управлять своими эмоциями?» 52% ответили «нет», «не всегда». «Есть ли у Вас вредные привычки, от которых Вам хотелось бы избавиться?» 37% ответили «да» и проявили желание избавиться от них. «Вам приходилось жалеть, что в какой-то ситуации вы вели себя не лучшим образом?» 48% ответили положительно. Проделав качественный анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что большинство учителей тревожны, не уверены в себе, не умеют управлять своими эмоциями и собой. Это было подтверждено результатами проведенного анкетирования. В исследовании применялась анкета, состоящая из 10 вопросов. На вопрос «Хотели бы Вы расширить свои знания в области психологии эмоций?» все испытуемые ответили «да». «Желаете ли Вы научиться управлять своим поведением, эмоциями?» — все выразили свое согласие. «Применяли ли Вы на практике методы саморегуляции ?», «Считаете ли Вы эмоциональность существенным компонентом педагогической деятельности?» и другие вопросы.

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что учителю необходимо диагностировать некоторые свои личностные особенности с тем, чтобы в дальнейшем у него появилась потребность коррекции своего поведения и эмоциональной сферы.

Читайте также:  Английские идиомы с чувствами

С целью выявления взглядов на роль эмоциональности как одного из важных качеств учителей нами было проведено исследование. Учителям был предложен перечень качеств, значимых для личности педагога. Необходимо было проранжировать их по степени важности (значимости).

По своей значимости личностные качества получили следующ ее ие рархическое расположение:

Значимость качеств педагога для выполнения профессиональной педагогической деятельности

Источник

Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития

Евгения Ермакова
Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития

(опыт использования невербального компактного диагностического приема, «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда (ЦТО).

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет. На современном уровне требований общества для педагогической деятельности необходимо качественно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. А это невозможно без постоянной работы над собой, самосовершенствования и выработки профессионально значимых качеств.

Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив — все это образует исходную базу развития педагога-профессионала. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству (Клименко Л. Н.)

И здесь на помощь учителю приходит психолог, организующий взаимодействие и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса, в том числе и педагогов. Именно психолог может содействовать поддержанию психологического благополучия педагогов, помочь в самораскрытии, в определении сильных и слабых сторон, скорректировать поведение. Весь этот спектр задач сводится к одному из важных направлений в деятельности психолога-психологическому сопровождению педагогического коллектива образовательной организации.

Сегодня психологическое сопровождение-это целая система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий для перехода от позиции «я не могу», к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Позиция –это отношение к чему либо. Личность, как таковая, выражает себя в отношении к объектам среды, людям и самому себе. Само отношение это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Данные понятия нашли отражение в концепции В. Н. Мясищева.

По мнению автора структура отношения включает в себя эмоциональную, оценочную (когнитивную) и поведенческую стороны.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.

Познавательный компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию) объектов среды, людей и самого себя.

Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым для нее объектов среды, людей и самому себе.

Виды отношений, прежде всего, разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.

Автор считает, что первоначальным «пусковым» механизмом в развитии отношения служит аффективный компонент, как дающий материал для последующего осознания действительности и выстраивания поведения побуждающего к деятельности или бездействию. В связи с этим, актуальным становится поиск форм и методов изучения эмоциональной составляющей отношений в рамках психологического сопровождения педагогов. Вашему вниманию мы хотим предложить наш первый опыт использования невербального компактного диагностического приема, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека- это «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда (ЦТО). Чаще всего данную методику используют в работе с детьми, однако возможности ее применения гораздо шире.

Читайте также:  После отливки воском что чувствует человек

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.

В основе ЦТО лежит набор цветов из теста М. Люшера. Этот набор достаточно компактный, и удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый, два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).

Данную методику мы применили в работе с педагогическим коллективом с целью выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию и саморазвитие педагогов.

В диагностическом исследовании приняли участие 30 педагогов одной из образовательной организации города Новокузнецка. Процедура тестирования была достаточно проста и заключалась в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из СЛОВ-СТИМУЛОВ (ПОНЯТИЙ) подходящие цвета.

На слайде представлен набор из 15 слов-стимулов, которые мы посчитали наиболее показательными для достижения поставленной цели (инструкция к методике позволяет это делать самостоятельно).Сюда вошли понятия, изначально несущие в себе негативную (обида, конфликт, позитивную (мечта, победа (успех) и нейтральную (общение, настроение) смысловую направленность. Также, вошли стимульные понятия, относящиеся к исследуемой теме, и связанные с отношением в профессиональной деятельности (урок, ученик, школа, оценка, профессия, коллега, руководитель, самореализация, труд)

Интерпретация полученных результатов обычно проводится на основе качественного анализа цветоассоциативных ответов. Диагностически значимым является анализ ранга цвета и ранга стимульных понятий, а также анализа различных пересечений цветовых ассоциаций (в которых разные слова-стимулы соотносятся с одним и тем же цветом).

Т. о. определённое эмоциональное отношение к цвету (от самого приятного до самого неприятного) отражается и на эмоциональном отношении к исследуемым понятиям, ассоциируемых с этим цветом.

В интерпретации используются параметры валентности и нормативности, как показатели эмоционального принятия либо отвержения стимула, отношение к которому исследуется.

При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нормативность же оценивает соответствие позиции данного цвета ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (Красный (3, Желтый (4, Зеленый(2, Фиолетовый (5, Синий (1, Коричневый (6, Серый (0, Черный (7).

Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному понятию.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, симпатии в отношении педагога к тому или иному понятию, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемые понятия ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ассоциируется какое-либо слово, но и сам этот цвет.

Результаты нашего исследования показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми понятиями можно достоверно связать определенный цвет.

Так, красный цвет- – школа, оценка, успех;

желтый- настроение, мечта;

зеленый — профессия, урок, общение.

Фиолетовый — труд, самореализация

Черный — обида, конфликт.

Бимодальными (зеленый +фиолетовый) оказались- ученик, коллега и руководитель.

На основании анализа данных методики «ЦТО» было выявлено, что такие понятия как самореализация, общение, коллеги, профессия-учитель, урок у большинства исследуемых педагогов находятся в зоне положительного эмоционального восприятия, туда входят также, изначально имеющие позитивную смысловую направленность понятия «мечта» и «успех».

Читайте также:  Не чувствовала любви отца

Обращает на себя внимание, что такие негативные понятия как обида, конфликт находятся в зоне несформированного отношения или неосознаваемого отвержения у подавляющего большинства педагогов. (Это может говорить о неумении конструктивно конфликтовать, подавлении отрицательных эмоций).

Примечательно, что в зоне осознанного эмоционального отвержения у 8 педагогов находится понятие оценка, у 6 человек понятие успех, 4 респондентов негативно относятся к таким словам – стимулам как школа, профессия-учитель, труд. (Это может говорить о наличии признаков профессионального выгорания)

Исходя из выше сказанного, можно сделать предположение, что в целом для данного коллектива педагогов характерна позиция «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Наглядно прослеживается связь таких категорий как самореализация, успех, коллега, профессия с позитивно – эмоционально принимаемой направленностью. При этом обращает на себя внимание и тот факт что некоторая часть педагогов в процессе собственной профессиональной деятельности находится в позиции эмоционального отвержения как осознанного так и неосознанного.

Таким образом, выявление эмоционального компонента отношения педагога к различным сторонам своей профессиональной деятельности дает большой пласт для понимания вектора простраивания работы, направленной на стимулирование самореализации и саморазвития педагогов.

Для достижения этой цели использование такой проективной методики как «ЦТО» может оказаться эффективным и информативным средством диагностики. Малый объем временных затрат на проведение методики, и интерпретации полученных результатов, могут открывать в дальнейшем широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики, в том числе в условиях массового мониторинга с целью изучения эмоционального отношения к той или иной проблеме.

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Проектный метод — фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» ЭССЕ на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» Зачем педагогу творчество? Вопрос весьма.

Источник

Оцените статью