Комплекс жертвы чувство вины

Чувство вины и позиция жертвы

Когда наше сознание находится в области Сердца — мы уравновешены, мы ощущаем свою связь с Творцом и свою Судьбу. Но стоит какой-то ситуации выбить нас из этого состояния — и мы оказываемся в Уме. В отключенном состоянии помимо страхов нас ожидает еще как минимум одна хитрая ловушка. Ум неизбежно начинает сравнивать себя с окружающим миром. И тогда мы попадаем в плен либо чувству вины, либо ощущению жертвы обстоятельств.

Хотя варианта только два, их бывает не так легко распознать и вовремя пресечь. Поскольку, они могут проявляться под множеством разных личин. Утешает одно: по мере получения опыта перепросмотра жизненных ситуаций мне с каждым разом легче обнаружить скрытый мотив моих поступков: действовал ли я под давлением чувства вины или исходя из позиции жертвы обстоятельств.

Дело в том, что оба этих состояния возникают, когда ум регистрирует кажущееся несоответствия себя и окружающего мира. И вот это тонкое фоновое ощущение несоответствия можно научиться различать и отлавливать.

Давайте попробуем описать эти ощущения, а заодно убедимся, что варианта несоответствия действительно два и они дополняют друг друга:

Мне дали слишком много

Я не заслуживаю (обида или злость на себя)

Чувство вины Жертва обстоятельств
Я — хуже других Я — лучше других
Окружающие виноваты
Я должен Мне должны
Не принимаю события и свои поступки (на физическом плане) Не принимаю свои мысли и чувства (на тонком плане)
Глубинный страх: мою любовь никто не принимает Глубинный страх: меня никто не любит

Поговорим немного подробнее о каждом проявлении. Итак, жертва. Я сам на протяжении своей жизни охотнее играл в жертву обстоятельств, поэтому мне легче описать это состояние.

Когда человек сталкивается с серьезным вызовом и не готов преодолеть его сходу, он, как правило, выдумывает оправдание. Проще всего выставить себя жертвой обстоятельств. Мол, я-то хороший, только вот не повезло сегодня. С помощью такой хитрости мы обманным путем получаем от окружающих любовь и внимание, которые, по нашему мнению, мы недополучили.

Например, когда мы расстались с моей первой женой, для меня это был серьезный удар. В глубине души я и так никогда не был уверен, что являюсь хорошим мужем. А в возникшей ситуации скрытые до поры страхи полезли изо всех щелей: а вдруг все окружающие узнают о моей темной стороне, моих недостатках? А вдруг они действительно так огромны, и меня никто не будет любить (вот, даже жена не смогла)? И я прикинулся жертвой: несчастным мужем, которого бросила жена и который от этого очень страдает. Меня жалели все: мои родители, её родители, друзья и знакомые. Все были на моей стороне и осуждали жену. Это немного успокоило меня. И очень долгое время ушло на то, чтобы принять тот факт, что причина разрыва была в нас обоих в равной степени. Обратите внимание: не декларировать это на уровне ума, а именно так и чувствовать.

Преодолеть позицию жертвы очень помогает концепция зеркал. Если мы принимаем, что окружающий мир является нашим зеркалом, то мы уже не можем обвинить окружающих в своих неудачах, и поставить себя выше других.

Чувство вины — то же самое, но с противоположным знаком. В этом случае мы боимся, что окружающие не примут нас такими, какие мы есть. А в итоге, не принимаем сами себя. И начинаем относиться к себе чрезмерно строго, по сути, постоянно наказывая себя. Тем самым перекрываем сами себе поток любви и света из внешнего мира и энергетически оказываемся в действительно темной яме, говоря при этом: «я это заслужил!».

В какой-то момент своей жизни я решил оставить учебу в университете и научную карьеру. И тем самым в один момент подвел ожидания множества людей, возлагавших на меня свои надежды: родителей, научного руководителя, родственников и т. д. А, поскольку, я сам сделал этот шаг не осознанно, не находясь в сердце, у меня у самого была куча страхов и сомнений, верно ли я поступил. А вдруг окружающие правы, и я совершил непоправимую ошибку? Вот такие постоянные терзания привели к формированию у меня чувства вины перед всеми, кого я «подвел». Не умея им объяснить и передать свои чувства, я, в итоге, начал агрессивно реагировать на все попытки заговорить со мной об учебе или науке. На самом деле, это была злость на себя: как наказание за свою неосознанность и свою, возможно, ошибку.

Как избавиться от чувства вины? Точно так же: работа с зеркалами и анализ своих глубинных чувств, мыслей и мотивов. Рядом с человеком, находящимся в вине, часто возникает мелкий тиран — тот, кто рад поиздеваться над слабым, или просто бесконечным нытьем и нравоучениями постоянно усиливает чувство вины. Такое зеркало показывает нам, как мы насилуем сами себя, добровольно накладывая на себя наказания и ограничения. Какую именно часть себя мы не можем принять? Зачем так мучаем себя? Какие наши убеждения идут вразрез с нашими поступками, из-за чего мы не можем принять последние и вынуждаем себя испытывать чувство вины?

На практике, чувство вины и позицию жертвы сложно разграничивать — они могут проявляться отдельно и вместе в самых невообразимых сочетаниях. Например, часто бывает, что находящийся долгие годы под гнетом чувства вины человек смиренно позволяет всем вытирать о себя ноги. Но в какой-то момент он не выдерживает постоянного неприятия себя и взрывается, сваливаясь в противоположное состояние: неприятие окружающих. Происходит скандал. Поостыв и ужаснувшись своих поступков, человек еще жестче загоняет себя в чувство вины, одновременно считая себя жертвой своей непутевой судьбы. И так далее по кругу.

Так, ну и теперь, наша почти постоянная рубрика «уголок эзотерика» :). Полагаю, что на этот сайт заходят люди, интересующиеся своим развитием, и имеющие определенный опыт в этом. И часто мы встаем на этот путь под действием скрытого чувства вины или гордыни. Так что не могу удержаться, чтобы не «проехаться» по эзотерическим собратьям — уж простите мне мою позицию жертвы :).

Итак, все школы вознесения, все, проповедующие счастливый переход человечества в пятую расу или шестую с половиной плотность, все, кто обещают, будто нас спасут высокоразвитые сущности, инопланетяне или какие-нибудь великие учителя человечества — все подобные организации играют на мотиве жертвы. Желание вознестись куда-то (а, по сути, просто сбежать из этого мира) — строится на подсознательной обиде на этот мир и нежелании проходить свои уроки. Дескать, здесь со мной обошлись плохо, но ничего, мы посмотрим, кто где окажется после «вознесения». Всё это искусно подогревается проповедями: «Мы все тут достойны большего! И в нужный момент нас всех спасут добрые боги!».

Жалующиеся на непонимание жестокого общества «дети индиго», и прочие «не принятые обществом одинокие мыслители» — тоже прочно сидят в обвинении мира.

Другая группа школ любит попугивать адептов. «Вам рано еще открывать третий глаз — а то вас съедят злые астральные крокодилы», «Вы не сможете самостоятельно ничего достичь без Учителя» — такие играют на чувстве вины. Сюда же относится, например, и большая часть христианства с их учением об изначальной грешности человека.

Не нужно обижаться на школы и учителей — это будет позиция жертвы. Человек попадает ровно в такую школу, которая зацепит и срезонирует с его скрытыми страхами, чтобы он получил возможность их проработать.

Обратите внимание на этот момент! Все духовные школы созданы в первую очередь для того, чтобы помочь человеку проработать его собственные недостатки! Невозможно научить человека быть духовным, быть просветленным, делать чудеса: мы все изначально имеем божественную природу. Всё, что нам требуется, это раскрыть свой потенциал и победить мешающие этому недостатки. Хорошо, если в духовной школе это понимают — тогда работа идет непосредственно с недостатками и наиболее эффективно. Если не понимают — тогда часто школа работает как ловушка (см. статью об эгрегорах), и человек учится за счет набивания шишек и горького опыта.

Так что, остается пожелать читателям осознанного и мягкого обучения. На мой взгляд, оно состоит в том, чтобы научиться отличать в себе чувство вины и позицию жертвы, смотреть, из-за каких скрытых страхов это возникло, какой урок идет через эту ситуацию, осознавать и отпускать. Освобождать в своём внутреннем мире те места, где были страхи, злоба, гордыня, зависть и т.д., и заполнять их чувствованием, открытостью и любовью.

Комментарии (2)

знаете, мне иногда кажется, что Вы подслушиваете мои мысли 🙂 статьи раскрывают именно те темы, которые меня беспокоят на момент их выхода . Спасибо Вам!

Спасибо, Виталий. Хорошая статья. Для меня своевременная. Я тоже хочу «сбежать». Спасибо даже не Вам, а Ей (скажу по секрету, что Господь у нас не Он, а Она), так как через Вас Она мне даёт понять, что бежать некуда: там будет также, как здесь, ну может больше осознанности, любви и связи с Источником, то есть с Богом (читай: с Ней, Богиней). Мне в этом мире всегда было некомфортно, и я прошёл те позиции, которые Вы описываете в статье. Позиция у меня сейчас — «за державу обидно». Надеюсь, что она трансформируется в что-то более продуктивное. Сейчас со мной происходят фантастические вещи, но об этом как нибудь в следующий раз. Хотя чего тут фантастического, если мы все имеем божественную природу.

Источник

Дэвид Бернс: Как справиться с чувством вины

Ни одна книга о депрессии не будет полной без главы о чувстве вины. Какова функция вины? Писатели, духовные лидеры, психологи и философы веками пытаются ответить на этот вопрос. На чем основано чувство вины? Может, его породила концепция «первородного греха»? Или эдиповы инцестные фантазии и другие табу, о которых говорил Фрейд? Является ли вина реалистичным и полезным компонентом человеческого опыта? Или это «бесполезная эмоция», без которой человечеству лучше было бы обойтись, как предполагают некоторые современные авторы из области популярной психологии?

Когда появилась вычислительная математика, ученые обнаружили, что теперь могут с легкостью решать сложные задачи на движение и ускорение, с которыми было крайне трудно справиться старыми методами. Когнитивная теория аналогичным образом дала нам своеобразный эмоциональный «вычислительный» инструмент, который облегчает продвижение через тернии философских и психологических вопросов.

Давайте посмотрим, что можно извлечь из когнитивного подхода. Вина — это эмоция, которую вы испытываете, когда у вас есть следующие мысли:

  1. Я сделал то, что не должен был (или не сделал, что должен был), и это не соответствует моим моральным стандартам или понятиям о справедливости.
  2. Такое «плохое поведение» показывает, что я плохой человек (или во мне есть склонность причинять вред, у меня испорченный характер, гнилое нутро и т. д.).

Идея о собственной «плохости» — основная причина чувства вины. Без нее действия, причиняющие вред, приводят к здоровому чувству раскаяния, но не вины. Раскаяние возникает из адекватного понимания того, что вы умышленно и необоснованно причинили вред себе или другому человеку, что нарушает ваши личные этические нормы. Раскаяние отличается от вины, потому что оно не подразумевает, что ваш проступок показывает, насколько вы плохой, злой или аморальный человек. Короче говоря, вы испытываете раскаяние или сожаление относительно своего поведения, тогда как чувство вины направлено на ваше «Я».

Если помимо чувства вины вы испытываете подавленность, стыд или тревогу, вы, вероятно, мысленно следуете одному из следующих предположений:

  1. Мое «плохое поведение» делает меня неполноценным или бесполезным (эта интерпретация приводит к депрессии).
  2. Если бы другие узнали, что я сделал, они бы начали презирать меня (эта мысль вызывает чувство стыда).
  3. Мне могут отомстить, или меня могут наказать (эта мысль вызывает тревогу).

Самый простой способ оценить, благотворны или разрушительны эти чувства, — определить, содержат ли они какое-либо из десяти когнитивных искажений, описанных в главе 3. Если эти мыслительные ошибки присутствуют, ваша вина, тревога, подавленность или стыд, безусловно, неоправданны и нереалистичны. Я подозреваю, что вы обнаружите: многие из ваших негативных чувств на самом деле основаны на таких ошибках мышления.

Первое искажение, когда вы чувствуете себя виноватым, может заключаться в том, что вы сделали что-то неправильное. Возможно, так и есть, но, возможно, и нет. Является ли поведение, которое вы осуждаете в себе, на самом деле таким страшным, безнравственным, неправильным? Или вы преувеличиваете масштаб проблемы? Очаровательная медик-лаборант недавно принесла мне запечатанный конверт с листом бумаги, на котором написала о себе что-то настолько ужасное, что не могла сказать об этом вслух. Когда она с дрожью в руках передавала мне конверт, то взяла с меня обещание не читать это вслух и не смеяться над ней. Внутри было сообщение: «Я ковыряю в носу и ем козявки!» Предчувствие катастрофы и ужас на ее лице так разительно контрастировали с мелочью, написанной на листе бумаги, что мне стало смешно. Я потерял все профессиональное самообладание и рассмеялся. К счастью, она тоже от души рассмеялась и почувствовала облегчение.

Утверждаю ли я, что вы никогда не ведете себя плохо? Нет. Такая позиция была бы крайне нереалистичной. Я просто хочу подчеркнуть, что чем больше вы преувеличиваете масштаб ваших промахов, тем сильнее будут напрасные мучения и самоедство.

Второе ключевое искажение, которое приводит к чувству вины, — это стремление повесить на себя ярлык «плохого человека» из-за того, что вы сделали. Именно такое суеверное деструктивное мышление в Средние века приводило к охоте на ведьм! Возможно, вы действительно совершили какой-то плохой, злобный, обидный поступок, но нецелесообразно называть себя «плохим» или «испорченным», ведь так вы будете бесконечно расходовать энергию на переживания и самообвинение, а не на творческий поиск наилучшей стратегии решения проблем.

Другое распространенное искажение, провоцирующее чувство вины, — персонализация. Вы необоснованно принимаете на себя ответственность за то, чего не делали. Предположим, вы высказываете конструктивную критику своему парню, который реагирует на нее оборонительно и обижается. Вы можете обвинить себя в том, что он расстроился, и прийти к поспешному выводу, что ваш комментарий был неуместен. Фактически его расстроили его собственные негативные мысли, а не ваш комментарий. Более того, эти мысли, вероятно, искажены. Возможно, он подумал, что ваша критика подразумевает, что он недостаточно хорош, и сделал вывод, что вы его не уважаете.

И к тому же разве это вы вложили в его голову эту нелогичную мысль? Очевидно нет. Он сделал это сам, поэтому вы не можете взять на себя ответственность за его реакцию.

Поскольку когнитивная терапия утверждает, что именно мысли порождают чувства, вы можете прийти к нигилистическому выводу, что не можете никому причинить вреда, что бы вы ни делали, и, следовательно, у вас есть право творить что угодно. В конце концов, почему бы не уйти из семьи, не изменить жене или не обмануть делового партнера? Если они расстроены, это их проблема, это же их мысли, верно?

Нет! Здесь мы снова подчеркиваем важность понятия «когнитивные искажения». Покуда чувство расстройства вызвано у человека искаженными мыслями, вы можете сказать, что за свои страдания несет ответственность он сам. Если вы вините себя в боли этого человека, это ошибка персонализации. И напротив, если страдание человека вызвано достоверными, неискаженными мыслями, то оно является реальным и действительно может иметь внешнюю причину. Например, если вы ударите меня в живот, я наверняка подумаю: «Ты меня ударил! Больно, чтоб тебя!» В этом случае ответственность за мою боль лежит на вас, и ваше мнение, что вы причинили мне боль, никоим образом не является следствием искаженного восприятия. Ваше раскаяние и мой дискомфорт реальны и достоверны.

Неадекватные требования со словом «должен» — это прямой путь к чувству вины. Иррациональные требования к себе подразумевают, что вам следует быть совершенным, всезнающим или всемогущим. Подобные перфекционистские «правила жизни» вредят вам, создавая невозможные ожидания, и лишают гибкости. Один из подобных примеров: «Я всегда должен быть счастлив». И вот следствие такого правила: каждый раз, когда вы расстроены, вы чувствуете себя неудачником. Поскольку очевидно, что цель достичь вечного счастья нереалистична для любого человека, такое правило лишь вредит и подменяет собой настоящую ответственность за себя.

Другие неадекватные требования со словом «должен» основаны на предпосылке, что вы все знаете. Они предполагают, что вы обладаете всеми знаниями во вселенной и можете с абсолютной точностью предсказать будущее. Например, вы думаете: «Я не должен был идти на пляж в эти выходные, потому что начал заболевать гриппом. Какой же я дурак! Теперь мне так плохо, что придется проваляться в постели в течение недели». Такие упреки нереалистичны, ведь вы не знали наверняка, что из-за похода на пляж состояние так сильно ухудшится. Знай вы это, поступили бы по-другому. Вы человек и приняли такое решение, позднее осознав, что ваша догадка оказалась неверной.

Третий вид требований со словом «должен» основан на предпосылке, что вы всемогущи. Они предполагают, что, подобно Богу, вы имеете безграничные возможности, можете контролировать себя и других людей и достигнуть какой угодно цели. Вы пропускаете теннисную подачу и вздрагиваете, восклицая: «Я не должен был пропустить этот удар!» А почему нет? Неужели ваша игра в теннис настолько превосходна, что вы не можете пропустить подачу?

Понятно, что эти три категории требований со словом «должен» создают неадекватное чувство вины, поскольку не опираются на разумные доводы.

Помимо искажений, отличить ненормальную вину от здорового чувства раскаяния или сожаления могут помочь еще несколько критериев. Это интенсивность, продолжительность и последствия ваших негативных эмоций. Давайте применим их для оценки невыносимого чувства вины состоящей в браке 52-летней учительницы гимназии по имени Дженис. В течение многих лет Дженис находилась в тяжелой депрессии. Ее проблема заключалась в том, что ее неотступно мучили воспоминания о двух случаях кражи в магазине, которые произошли, когда ей было 15. Ведя с тех пор абсолютно честную жизнь, она не могла перебороть память о тех двух инцидентах. Ей не давали покоя мысли, создающие чувство вины: «Я воровка, лгунья, плохой человек, я фальшивка». Агония ее вины была настолько сильна, что каждую ночь она молилась, чтобы Бог позволил ей умереть во сне. Каждое утро, просыпаясь живой, она испытывала горькое разочарование и говорила себе: «Я такой плохой человек, что даже Бог не хочет меня забрать». В отчаянии она зарядила пистолет мужа, направила его себе в сердце и нажала на курок. Оружие дало осечку. Она не взвела курок как надо. Дженис почувствовала окончательное фиаско: она даже не смогла себя убить! Бросив пистолет, она зарыдала от отчаяния.

Вина Дженис неоправданна не только из-за очевидных искажений, но и из-за интенсивности , продолжительности и последствий того, что она чувствовала и говорила себе. Ее чувства никак не похожи на здоровое раскаяние или сожаление по поводу воровства в магазине, это безответственное разрушение ее самооценки, которое ослепляет ее, не позволяет жить здесь и сейчас и не соответствует какому угодно реальному проступку. Последствия ее вины создают предельный парадокс: убеждение в том, что она плохой человек, вынудило ее совершить попытку самоубийства, самый разрушительный и бессмысленный поступок на свете.

Порочный круг вины

Даже если вы испытываете нездоровое чувство вины, основанное на искажениях, вы можете оказаться в ловушке иллюзии, что ваша вина оправдана, как только начинаете чувствовать себя виноватым. Такие иллюзии могут быть очень сильными и убедительными. Вот какими могут быть ваши рассуждения:

  1. Я чувствую себя виноватым и достойным осуждения. Это означает, что я действительно плохой.
  2. Поскольку я плох, я заслуживаю страдания.

Таким образом, вина убеждает вас в собственной негодности и приводит к еще большему чувству вины. Эта когнитивно-эмоциональная связь замыкает ваши мысли и чувства друг на друга. Вы попадаете в замкнутую систему, которую я называю «порочный круг вины».

Этот порочный круг подпитывается эмоциональным обоснованием (см. главу про когнитивные искажения). Вы автоматически предполагаете, что, поскольку чувствуете себя виноватым, должно быть, где-то потерпели неудачу и поэтому заслуживаете страдания. Вероятно, вы рассуждаете так: «Мне плохо, поэтому я наверняка плохой». Это иррационально, потому что ваша ненависть к себе необязательно доказывает, что вы сделали что-то не так. Ваша вина только отражает ваше мнение, что вы вели себя плохо. Возможно, так и есть, но часто это далеко от истины. Например, детей часто наказывают без причины, когда родители устали, раздражены и неверно истолковывают их поведение. В этих условиях чувство вины, возникающее у ребенка, очевидно, не доказывает, что он или она совершили что-то такое уж ужасное.

Самобичевание только подпитывает цикл вины. Мысли, провоцирующие чувство вины, приводят к непродуктивным действиям, которые подкрепляют ваше убеждение о собственной негодности. Например, одна женщина-невролог, склонная испытывать чувство вины, пыталась подготовиться к сертификационному экзамену. Ей было трудно готовиться к тесту, и она чувствовала себя виноватой в том, что не училась как следует. Поэтому она каждый вечер тратила много времени, смотря телевизор, а в это время в ее голове крутились следующие мысли: «Я не должна смотреть телевизор. Я должна готовиться к экзамену. Я лентяйка. Я не заслуживаю быть врачом. Я слишком эгоистична. Я заслуживаю наказания». Эти мысли вызывали у нее огромное чувство вины. Затем она рассуждала так: «Эта вина только доказывает, что я ленивый, нехороший человек». Ее самобичевание и чувство вины только подпитывали друг друга.

Как и многие люди, склонные испытывать чувство вины, она придерживалась мысли, что если она сама себя достаточно накажет, то в конце концов это ее освободит. К сожалению, все наоборот. Вина просто истощала ее силы и подкрепляла убеждение в том, что она ленива и несостоятельна. Единственным результатом ее ненависти к себе стали навязчивые ночные набеги на холодильник, во время которых она объедалась мороженым или арахисовым маслом.

Порочный круг, в который она попала, показан на рисунке 8.1. Ее негативные мысли, чувства и поведение вместе создавали саморазрушительную, жестокую иллюзию того, что она была «плохой» и не могла контролировать себя.

Вина — это безответственно

Если вы действительно сделали что-то неуместное или вредное, следует ли из этого, что вы заслуживаете страдания? Если вы чувствуете, что ответ на этот вопрос положительный, спросите себя: «Как долго я должен страдать? День? Год? Всю оставшуюся жизнь?» Какой приговор вы решите вынести себе? Готовы ли вы прекратить собственное страдание и перестать мучить себя, когда срок вашего приговора истечет? Это по крайней мере было бы ответственной формой наказания, ограниченного во времени. Но для начала ответьте, в чем смысл истязать себя чувством вины? Если вы совершили ошибку и причиняете вред, ваша вина волшебным образом не отменит ошибку. Она не ускорит процесс обучения, не снизит вероятность того, что в будущем вы снова ее совершите. Другие люди не будут любить и уважать вас больше, потому что вы чувствуете себя виноватым и принижаете себя таким образом. Вина не приведет к продуктивной жизни. Так в чем смысл?

Многие спрашивают: «Но как я могу вести себя в соответствии с моральными принципами и контролировать свои импульсы, если не чувствую вины?» Это подход тюремного надзирателя. Видимо, вы считаете, что настолько злонамеренны и неконтролируемы, что должны постоянно наказывать себя, чтобы не сорваться. Конечно, если ваше поведение причиняет вред другим, небольшая доза мучительных угрызений совести лучше поможет вам осознать последствия ваших действий, чем нейтральное, эмоционально не окрашенное признание проступка. Но без сомнений, никому никогда не помогало считать себя плохим человеком. Чаще всего убеждение в собственной негодности лишь способствует дальнейшему «плохому» поведению.

Перемена и обучение происходят быстрее, когда вы: а) осознаете, что произошла ошибка, и б) разрабатываете стратегию устранения проблемы. Вы значительно облегчите процесс, если будете относиться к себе с любовью и расслабитесь. А чувство вины будет только мешать.

Например, иногда пациенты критикуют меня за то, что я позволил себе резкий комментарий, вызвавший у них неправильный ход мыслей. Эта критика обычно причиняет мне боль и вызывает чувство вины, только если в ней есть доля правды. Если я чувствую вину и называю себя «плохим», я, как правило, реагирую оборонительно. У меня возникает желание отрицать ошибку, оправдывать ее или переходить в контратаку, потому что отвратительно чувствовать себя «плохим человеком». Это затрудняет признание своей ошибки и ее исправление. Если, напротив, я не ругаю себя и не чувствую, что мое чувство собственного достоинства ущемлено, мне легко признать ошибку. Тогда я с легкостью исправлю проблему и чему-то научусь. Чем меньше чувство вины, тем эффективнее я справляюсь с ситуацией.

Таким образом, если вы совершили ошибку, надо распознать ее, извлечь урок и изменить ситуацию. Помогает ли здесь чувство вины? Я в это не верю. Вместо того чтобы помочь признать собственную ошибку, вина только запутывает следы. Вы не хотите слышать никакой критики. Вы не можете вынести собственных ошибок, потому что они вызывают ужасные ощущения. Вот почему вина непродуктивна.

Вы можете возразить: «Как я могу узнать, что сделал что-то неправильно, если не чувствую себя виноватым? Вдруг я начну предаваться слепым бесчинствам, неконтролируемому, деструктивному эгоизму, если не буду испытывать вину?»

Все возможно, но я, честно говоря, сомневаюсь. Вы можете заменить чувство вины на более осознанную основу морального поведения — эмпатию. Эмпатия — это способность наглядно представить последствия вашего поведения, как хорошие, так и плохие. Это умение осознать влияние ваших поступков на вас и на других людей, и чувствовать обоснованную, искреннюю печаль и сожаление, не обзывая себя плохим по своей сути. Эмпатия создает необходимый мысленный и эмоциональный климат, позволяющий регулировать поведение в нравственном и самообучающемся ключе, без необходимости использовать хлыст в виде чувства вины.

Используя следующие критерии, вы можете легко определить, являются ли ваши чувства нормальным и здоровым раскаянием или саморазрушительным, искаженным чувством вины. Спросите себя:

  1. Сделал ли я что-то «плохое», «несправедливое», нанес обиду сознательно и намеренно? Или я необоснованно требую от себя быть совершенным, всезнающим или всемогущим?
  2. Обзываю ли я себя из-за этого плохим или гадким человеком? Содержат ли мои мысли и другие когнитивные искажения, такие как преувеличение, сверхобобщение и т. д.?
  3. Реалистично ли мое сожаление или раскаяние? Вытекает ли оно из эмпатического осознания негативных последствий моих действий? Адекватны ли интенсивность и продолжительность моей болезненной эмоциональной реакции совершенному поступку?
  4. Готов ли я извлечь урок из своей ошибки? Что я делаю для этого? Думаю ли, как исправить сложившуюся ситуацию? Или ною, прокручивая в мыслях произошедшее? А может, неоправданно наказываю себя?

Теперь давайте рассмотрим некоторые методы, которые помогут вам избавиться от неуместного чувства вины и укрепить уважение к себе.

1. Дневник записи автоматических мыслей. В предыдущих главах вы ознакомились с дневником записи автоматических мыслей, помогающим преодолеть низкую самооценку и чувство непригодности. Этот метод изящно справляется с множеством нежелательных эмоций, включая чувство вины. Запишите событие, которое вызывает у вас чувство вины, в столбце «Ситуация». Например: «Я грубо ответил коллеге» или «Вместо того, чтобы внести десять долларов, я выбросил призыв о сборе средств среди выпускников в корзину для мусора». Затем «настройтесь» на голос тирана в голове и запишите конкретные обвинения, вызывающие чувство вины. Наконец, выявите искажения и запишите более объективные мысли. Вам станет легче.

Пример такой работы показан в таблице 8.1. Ширли была чувствительной молодой женщиной, которая решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру актрисы. Проведя долгий и утомительный день в поисках квартиры, они с матерью отправились на поезде обратно в Филадельфию. Сев в поезд, они обнаружили, что питание не предусмотрено. Мать Ширли стала жаловаться на отсутствие обслуживания, и Ширли почувствовала, как ее поглощает чувство вины и волна самокритики. Когда она записала мысли, вызывающие вину, и дала им ответ, то испытала существенное облегчение. Она рассказала мне, что, справившись с чувством вины, избежала истерики, которую обычно закатывала в подобных неприятных ситуациях (см. табл. 8.1).

2. Техники нейтрализации требований к себе. Вот некоторые методы для нейтрализации иррациональных требований со словом «должен», которые вы себе предъявляете. Во-первых, спросите себя: «Кто сказал, что я должен? Где это написано?» Смысл в том, чтобы вы осознали, что критикуете себя не оправданно. В конечном счете именно вы устанавливаете свои собственные правила. Как только вы увидели, что правило не приносит вам пользы, вы имеете право его пересмотреть или отменить. Предположим, вы говорите себе, что должны быть в состоянии сделать вашего супруга или супругу постоянно счастливым. Если из опыта вы поняли, что это нереалистично и бесполезно даже пытаться, то можно переписать это правило, приблизив его к реальности. Например: «Я могу иногда делать супруга счастливым, но, конечно, не все время. В конечном счете его счастье зависит от него самого. И я не более совершенен или совершенна, чем он. Поэтому не буду ждать постоянной благодарности за то, что я делаю».

Принимая решение о том, насколько полезно то или иное правило, спросите себя: «В чем преимущества и недостатки этого правила?», «Как требование всегда делать супруга счастливым, помогает мне и какова цена такого убеждения?». Вы можете оценить соотношение плюсов и минусов этого внутреннего правила, используя две колонки, как показано в таблице 8.2.

Еще один простой, но эффективный способ спастись от завышенных требований к себе подразумевает замену слова «должен» на другие, также с помощью техники двух колонок. Для этого хорошо подходят выражения «Было бы хорошо, если» или «Если бы я мог, я бы. ». Они часто оказываются более реалистичными и не так расстраивают. Например, вместо «Я должен делать мою жену счастливой» вы могли бы сказать «Было бы здорово, если бы я смог сделать жену счастливой, потому что она расстроена. Я могу спросить, чем она расстроена, и подумать, чем я, возможно, смогу помочь». Или вместо «Я не должен был есть мороженое», вы можете сказать: «Было бы лучше, если бы я не ел это мороженое, но мой поступок — это еще не конец света».

И еще один метод — показать себе, что ваше требование не соответствует действительности. Например, когда вы говорите «Я не должен был делать этого», вы предполагаете: 1) что действительно не должны были этого делать и 2) вам поможет, если вы себе об этом скажете. «Метод реальности» раскроет, к вашему удивлению, что истина строго противоположна: а) на самом деле вы должны были сделать именно то, что сделали и б) вам будет больно, если вы скажете себе, что не должны были этого делать.

Источник

Читайте также:  Где ремарк спасался от депрессии
Оцените статью