Комплекс упражнений для органов чувств

Тренировка органов чувств

Статья обновлена: 2021-03-04

Тренируйте у себя утонченное восприятие внешнего мира. Для этого требуется, когда позволяют условия, повнимательнее относиться к работе всех шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и органов равновесия и координации движений.

Зрение. Прежде всего необходимо соблюдать гигиену зрения, выполнять «Тратаку» и упражнения для глаз, описанные ранее. В обычной обстановке старайтесь не просто получать при помощи глаз необходимую интеллектуальную информацию, а обращайте внимание на цвета, оттенки, насыщенность красок, их взаимоотношение, на форму, величину предмета и т. д. Очень полезно созерцать произведения живописи, скульптуры, разглядывать естественные пейзажи, воссоздавать в своем воображении увиденное в цветном изображении. Вы увидите, что один и тот же предмет или пейзаж меняют свою окраску в зависимости от времени суток, вашего настроения. Каждый день вы можете найти в нем новые перемены. «Все течет, все изменяется», говорили древние. Микро- и макромир постоянно находятся в движении. Поэтому старайтесь во всем, всегда видеть что-то новое. Смотрите на все, словно видите в первый раз.

Слух. В повседневных условиях старайтесь развить у себя спо-собность различать различные звуки и по ним определять их источник. Когда вы шагаете по тихой улице, гуляете в парке, старайтесь услышать легкий шум своих шагов, шелест листьев, вой ветра, пение птиц, определить источник звуков, раздающихся издалека. Тренируйте у себя музыкальные способности. Если у вас нет возможности заниматься музыкой, слушайте приятные для вас музыкальные произведения и пытайтесь различить все инструменты, участвующие в исполнении, их отдельные партии, комбинации с другими инструментами и т. д.

Когда вы остаетесь в тихом помещении, послушайте шум своего дыхания, глотательных движений, биение своего сердца, шелест одежды. Практикуйте у себя развитие воображения под влиянием услышанного: представляйте себе сам предмет, а также ассоциируйте его с другими предметами и явлениями.

Обоняние. Для улучшения этого чувства необходимо регулярное выполнение «Нети». Если нос дышит нормально, тренируйте у себя способность различать всевозможные запахи, используя для этого нерезкие ароматические вещества. Определяйте каждое из них, их сочетания, смешение, завязав глаза. Старайтесь постепенно уменьшать концентрацию этих веществ и определять их по запаху. Тренируйте свое обоняние во время прогулок на природе, вдыхая аромат цветов, деревьев и трав, запах весны, зимы, лета, осени. Улавливайте изменение запаха после летнего дождя, когда весь растительный мир благоухает. Со временем при подобных тренировках ваше обоняние станет великолепным. Сопровождайте эти занятия созданием в своем воображении образов, связанных с тем или иным запахом.

Вкус. Это восприятие, так же как и другие, поддается развитию. Всегда старайтесь определить основные вкусовые качества и оттенки пищи, напитков и воды, когда они не смешаны друг с другом, а потом и в составе блюд, салатов. Как и прежде, сопровождайте дегустацию пищи созданием соответствующих ментальных образов.

Осязание. Это древнее примитивное чувство общения с окружающим миром. В современных условиях ему незаслуженно не уделяют особого внимания. Если ребенку не давать возможности знакомиться с новыми для него предметами с помощью осязания, он будет отставать в своем развитии от сверстников. Тренировки осязания должны быть доведены до такого совершенства, чтобы человек мог определить, что за предмет он трогает, как это делают слепые. Берите в руки различные предметы и, не глядя на них, старайтесь их узнать, создать их мысленный образ, прочувствовать все их характерные внешние особенности: твердость, температуру, форму и т. д. Время от времени полезно подключать сознание к осязанию телом одежды, обуви и других внешних воздействий (ветра, воды и пр.).

Органы равновесия и координации движений. Они также относятся к органам чувств, хотя не все с этим согласны. Вестибулярный аппарат поддается тренировке с помощью упражнений на изменение ускорения в различных плоскостях (так тренируют летчиков, космонавтов) и на развитие устойчивости, равновесия. Йога содержит специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. В основной ежедневный утренний комплекс включены асаны и динамические упражнения, поддерживающие вестибулярный аппарат в должной форме, достаточной для повседневной жизни.

Читайте также:  Как определить темперамент женщины по форме ее ногами

При воспитании детей необходимо уделять достаточное внимание развитию и совершенствованию всех указанных выше органов чувств. Это дает возможность лучше познавать окружающий мир, максимально раскрывать свои способности.

Взрослые люди тоже должны поддерживать состояние органов чувств на высоком уровне. Процесс старения сопровождается снижением всех видов восприятия. Человек постепенно словно отключается от внешнего мира. Тренировка чувств задерживает этот процесс и служит важнейшим фактором сохранения полноценной жизни до глубокой старости. Любой человек, перешагнувший 25— 30-летний рубеж, может отметить, что мир он принимает не так, как в детстве и юности: нет тех сочных, ярких красок, ароматов, звуков, которые были до совершеннолетия. Тренировка всех видов чувствительности вернет вам необыкновенную новизну восприятия, которую вы испытывали в детстве. Вершиной такой тренировки явится способность по желанию мысленно вызывать восприятие любого предмета и явления с соответствующей гаммой зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений одновременно. А это очень важно. Для реализации этого надо идти по пути развития утонченности чувств и защищать себя от притупляющих чувства грубых, резких раздражителей (сильный свет, громкий звук, резкий запах и т.д.). Тренировка чувств должна быть постоянной, на протяжении всей жизни.

Заканчивая изложение Крия-йоги (Ямы и Ниямы), хочется подчеркнуть, что распорядок дня следует планировать так, чтобы в нем осталось время для выполнения процедур и упражнений. Не впадайте в другую крайность — не бросайте все ради йоги. Подобный фанатизм ведет к однобокой ориентации личности, а йога всегда выступает за гармонию человека и его деятельности.

Полезная информация, организации инвалидов, знакомства

2021-09-28 10:16:48

Риск парацетамола для будущих мальчиков
Исследования показали, что длительное употребление парацетамола беременными женщинами может привести к репродуктивным нарушениям у младенцев мужского пола

Источник

Гимнастика для глаз: зарядка при работе за компьютером

Помимо базовых правил заботы о зрении (соблюдение режима отдыха от электроники, подбор оптимального освещения помещения в тёмное время суток и т.д.) существует специальная гимнастика для глаз – подобранный врачами комплекс упражнений, помогающий не только сохранить, но и восстановить зрение.

Эффективны ли такие тренировки? – да! Они избавляют от напряжения и укрепляют глазодвигательные мышцы. Окулисты часто рекомендуют их пациентам, жалующимся на ощутимое ухудшение зрения. Гимнастику для глаз нужно выполнять ежедневно в течение получаса – только так получится достичь желаемых результатов. Как правило, уже через несколько месяцев выполнения люди видят лучше: конечно, за такой короткий срок вряд ли получится восстановить все функции органа чувств, однако добиться значительных улучшений реально.

Всем ли подходят тренировки? – да, но для пожилых людей, теряющих зрение из-за возрастных изменений, они не слишком действенны. Гимнастика идеальна для тех, кто много работает за компьютером, носит линзы или очки.

Упражнения для глаз

Восстанавливать зрение следует с простейших комплексов (чтобы не перегружать глаза), затем важно постепенно увеличивать нагрузку: строго соблюдайте количество повторений и не игнорируйте ощущения! Занятия должны быть комфортными!

Моргание

Привести глазные мышцы в тонус помогает моргание: быстро моргайте в течение 5-10 секунд, потом ненадолго прикрывайте веки. Повторите 2-3 раза. Ещё один простой комплекс: сильно зажмурьтесь на 2-3 секунды, затем откройте глаза (сделать 10-15 раз).

Смотрим в окно

Тренировка с помощью окна – последовательность действий, отлично расслабляющая глаза: найдите или поставьте точку на стекле (например, маркером), сфокусируйте взгляд на ней, затем на предмете, расположенном далеко. Нужно 10-15 повторений.

Стреляем глазами

Полезно время от времени выполнять и такой комплекс: поочерёдно смотреть «до упора» вправо и влево или вверх и вниз, удерживая голову неподвижной – 10-15 повторений достаточно. Также можно и просто очерчивать взглядом круг, стараться отводить глаза в самые дальние точки.

Йога для глаз

Помимо традиционных занятий существует «йога для глаз» — последовательность движений, благодаря которым налаживается питание нервов и усиливается кровоснабжение тканей. Вот некоторые из упражнений:

  1. Держите ладони на расстоянии 20-30 см от лица, не смыкайте пальцы (между ними должны оставаться небольшие просветы). Плавно поворачивайте голову в стороны, всматривайтесь вдаль сквозь пальцы, скользите взглядом. Повторите 20 раз.
  2. Делая медленный и глубокий вдох, расслабьтесь, затем посмотрите в точку между бровями. При выдохе верните глаза в прежнее положение, затем ненадолго их прикройте.
  3. Глубоко вдохните, взгляните на кончик носа, постепенно возвращая глаза в исходное положение, выдыхайте. Сделайте несколько повторений.
Читайте также:  Чувство юмора важно или нет

Пальминг по методике Бейтса

Удобно расположитесь на стуле или в кресле. Закройте глаза. Потрите ладони так: они должны стать тёплыми. Придав рукам форму лодочки, прикройте ими веки, скрестите пальцы на лбу. Расслабьтесь, подумайте о добром и позитивном. Дождитесь, пока перед глазами появится тёмное поле – признак полного расслабления мышц. Для того, чтобы выйти из пальминга, не убирая ладоней, несколько раз зажмурьтесь и расслабьтесь. Не открывая глаз, положите руки на стол или колени. Затем аккуратно потрите глаза руками, быстро моргая, смотрите на всё, что вас окружает. Постепенно верните глаза в спокойное состояние.

Источник

Учительский тренинг, нацеленный на развитие всех пяти органов чувств

Для развития всех пяти органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) преподавателю необходимо выполнять ряд специальных актёрских упражнений:

Упражнения для развития зрения

Выполняйте это упражнение в любом месте, в любое время. Вам понадобится для этого пять секунд. Представьте, что ваше сознание – это фотоаппарат. «Нажмите на спуск» и запечатлейте в памяти окружающую картинку. Представьте, как это будет выглядеть на фотографии: пешеход застыл на полдороге, дерево навечно наклонилось под порывом ветра, птица замерла в небе и т. д. За день сделайте несколько таких «кадров», а вечером просмотрите их. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем лучше будет качество вашей мысленной «фотографии».

Упражнение великолепно развивает зрительное внимание.

Вы наверняка замечали, что после того, как вы пристально посмотрели на какой-то объект, его образ ещё какое-то время остаётся в вашей памяти. Это может быть секунда или даже доля секунды, но образ исчезает не сразу. Давайте назовём это явление «шлейфом образа». Попытайтесь к этому шлейфу образа добавить своё воображение. Например, рассмотрите фотографию. Закройте глаза: с полсекунды снимок ещё будет стоять перед глазами. «Ухватите» шлейф образа, зафиксируйте его и восстановите все детали фотографии. Ваша цель – добиться такой устойчивой картинки, чтобы воображаемая фотография была бы такой же чёткой и ясной, как и реальная.

Точно так же можете поступать с любым предметом. Рассмотрите свои домашние тапочки, лежащую на столе книгу, компьютерную мышь, сломанный карандаш, бутылку с минеральной водой т. д.

Упражнения для развития слуха

Вспомните свои недавние слуховые впечатления. Что вы слышали дома, собираясь на работу? Что вы слышали на улице, в транспорте?

Вспомните любимую песню или романс. Мысленно спойте её.

Вспомните какое-нибудь вокальное музыкальное произведение: а) классические (романсы Чайковского, Грига, Мусоргского); б) современное.

Возвращаясь с концерта классической музыки, попытайтесь мысленно прослушать симфонию, только что перед этим сыгранную, припоминая все детали исполнения и самые незначительные уклонения от партитуры.

Упражнение великолепно развивает музыкальный слух.

Слушайте только то, что звучит в данной комнате.

Слушайте только то, что звучит за стеной или за дверью и т. д.

Одновременно читают вслух два человека, одни слушают только одного; другие – другого.

Упражнения для развития обоняния

Концентрация на запахе. Возьмите салфетку и смочите её одеколоном или эфирным маслом. Положите её на таком расстоянии, чтобы запах не был слишком резким и раздражающим.

Закройте глаза и сосредоточьтесь полностью на обонятельных ощущениях. Постарайтесь «разложить» этот запах на несколько других, более простых.

Это упражнение поначалу необходимо выполнять с закрытыми глазами. Вы – дома, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Начните принюхиваться. Постарайтесь уловить какой-нибудь запах и понять, чему он принадлежит. Когда вы натренируетесь улавливать запахи дома, выполняйте это упражнение на улице, на работе, в транспорте. Не концентрируйтесь более чем на одном запахе.

Читайте также:  Мои чувства это моя проблема

Упражнения для развития осязания

Упражнение выполняется в течение целого дня. Время от времени спрашивайте себя: чем я занимаюсь прямо сейчас? И мысленно отвечайте, проговаривайте, чем вы заняты. Например, если вы в этот момент читаете книгу, так и отвечайте: я читаю книгу. Едите яблоко – проговорите про себя: я ем яблоко. Постарайтесь ощутить этот процесс всем вашим существом. Если вы читаете книгу – сосредоточьтесь не только на содержании, но и на белизне страниц, форме букв, тактильных ощущениях, когда пальцы прикасаются к обложке. Едите яблоко – почувствуйте его вкус, упругость, гладкость кожицы, цвет. Проанализируйте вкус яблока, какой он – сладкий или кислый? Какие ассоциации вызывает у вас запах этого фрукта?

Точно так же осознавайте любое ваше занятие в течение дня. Специально помнить об упражнении не нужно, но когда вспомните, тут же задавайте себе вопрос, и начинайте осознавать свои действия.

В конце дня вспомните все эти моменты. Вы будете удивлены, насколько ярко, и хорошо они запомнились.

Представьте, что вы поднялись на свет ни заря. Вам нужно пораньше прийти на работу, чтобы подготовиться к важному совещанию, но вам очень хочется спать. Убойная доза кофе не помогла: сонливость вас не покидает. Как же взбодриться? Примите контрастный душ! Вообразите, как вы залезаете в ванну, включаете горячую воду, нежитесь под струями тёплой воды. Но необходимо переключать на холодную! Вы долго не решаетесь на это, но время поджимает. Зажмурив глаза, вы поворачиваете кран. Ледяная вода обжигает, ваше тело покрывается мурашками. Представляйте себе это действо во всех подробностях, так, чтобы вы и в самом деле взбодрились!

Упражнения для развития вкуса

Сядьте в кресло. Ослабьте мускулы. Устремите взгляд в одну точку (напряжения не должно быть: нужно совершенно ослабить мышцы глаз, благодаря чему взгляд остановится). Дышите ритмически, медленно и спокойно. Дыхание должно быть не глубоким, почти без колебания груди, рёбер и живота. Сидите неподвижно, всё тело должно как бы застыть. Направьте внимание на вкусовое ощущение, стараясь ничего не видеть, не слышать, не обонять, не осязать. Чтобы лучше сосредотачиваться на вкусовом ощущении, вам поначалу придётся воспользоваться вспомогательными средствами: сахаром, солью, ломтиком лимона и т. п. Возьмите в рот кусочек сахара или ломтик лимона и сосредоточьтесь только на вкусе. Запомните его. В дальнейшем вы сможете упражняться по памяти.

Для этого упражнения вам понадобится стакан любой питьевой воды – простой или минеральной. Лучше, чтобы она была без газа. Возьмите в рот немного воды, не глотайте. Постарайтесь почувствовать вкус воды. Чувствуется ли в ней какой-нибудь привкус? Не горчит ли она? Или же, наоборот, чудь сладковата? Может, вы ощутите привкус соли, кислоты или железа? Держать воду во рту следует до тех пор, пока она не нагреется. Затем можете сделать другой глоток. Таким образом, вам нужно будет выпить стакан воды. К концу упражнения вы точно будете знать, какой вкус у этой воды.

Хорошо-развитые органы чувств позволят преподавателю в ещё большей степени контролировать ситуацию на своём уроке, а также развить в себе такое чувство как интуиция. Для преподавателя интуиция зачастую может играть весьма существенную роль, так как некоторые педагогические проблемы могут быть решены только на чисто интуитивном уровне. Выработка индивидуального подхода к каждому ученику, принятие смелых педагогических решений относительно того или иного вопроса, выявление тех или иных черт характера личности и т. д., все эти педагогические проблемы требуют от преподавателя хорошо-развитой интуиции. В том случаи, если преподаватель не будет развивать в себе все свои пять органов чувств на постоянной систематической основе, ему никогда не удастся развить в себе такое чувство как интуиция до того уровня, который необходим для решения самых сложных педагогических проблем.

Источник

Оцените статью