Компетенция эмоциональный интеллект как развить

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Читайте также:  Как научится делать что чувствуешь

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Источник

Как развивать эмоциональный интеллект? Исследования Дэниела Гоулмана

Книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» впервые была издана в 1995 году, но и сейчас она сохраняет свою актуальность. Тьютор по развитию эмоционального
интеллекта Артем Ступак рассказывает, почему.

«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (с) Публий Сир

Будучи журналистом Гоулман проводил интервью со многими успешными людьми и понял, что есть в их поведении что-то такое, что напрямую влияет на достижение успеха, создание гармоничных отношений и развитие лидерских качеств. Изучив наработки и исследования по эмоциональному интеллекту предшественников, Гоулман создал свою структуру компетенций эмоционального интеллекта.

Читайте также:  У меня депрессия что с этим делать

Подробнее об этом сертифицированный бизнес-тренер и тьютор по развитию эмоционального интеллекта Артем Ступак.

Гоулман разделил компетенции на два вида:

Внутриличностный эмоциональный интеллект

Межличностный эмоциональный интеллект

2. Навыки социального общения

А теперь обо всем по порядку.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание своих эмоций

2. Понимание причины возникновения эмоций

3. Адекватная самооценка — сильные и слабые стороны

4. Уверенность в себе

5. Умение ставить цели и достигать их

Эти навыки развиваются именно в такой последовательности, и вот почему: не понимая, что человек чувствует и почему, он находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Которое влияет на его самооценку и адекватное восприятие самого себя, что напрямую влияет на уверенность в своих силах. В таком состоянии человек имеет трудности с целеполаганием и последовательным достижением результатов.

Данная группа навыков одна из самых сложных для развития и, в тоже время, основополагающая в развитии эмоционального интеллекта в целом.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Управлять своим эмоциональным состоянием (как негативным, так и позитивным)

2. Управлять эмоциональными импульсами

3. Рациональное принятие решения в эмоциональной ситуации

4. Эффективное управление дистрессом

5. Создавать у себя необходимое эмоциональное состояние

Профессиональные руководители да и просто успешные люди умеют не только понимать себя, свои эмоции и чувства, но и управлять своим состоянием, не давая негативным эмоциям спровоцировать на непоправимые
действия. Как известно, иногда, самое лучшее слово — то, которое я не сказал.

Живой человек испытывает и проявляет всю палитру эмоций и связанных с ними состояний: от крайне негативных до крайне позитивных. Но жить по воле страстей и, что еще хуже, принимать решения, полагаясь на сиюминутные эмоциональные импульсы, — значит отдать свою жизнь на волю случая.

Данная группа навыков эффективно «прокачивается» только после развития компетенции «Самоосознание». Как мы можем управлять тем, что не можем проанализировать и понять? Сначала понимаю — потом управляю.

Есть два вида стресса — эустресс и дистресс. Первый вариант выводит нас из зоны комфорта и дает позитивный эффект в нашей жизни. Второй же, наоборот, излишне нагружает нашу нервную систему и разрушает нас. Эффективно управлять своими эмоциями — знать и применять индивидуальные техники и методы нормализации эмоционального состояния.

Эмоции — энергия, которую надо уметь направлять на достижение своих целей, создавая у себя необходимое для этого ресурсное состояние. Управление эмоциями подразумевает еще и создание или возбуждение у себя
нужной эмоции для решения задачи. Поэтому негативные эмоции, как и позитивные, могут послужить хозяину на пользу.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание: почему я делаю то, что делаю

2. Понимание своего профессионального и личного пути

3. Оптимизм, видение перспектив и умение принимать собственные ошибки

4. Приемы самомотивации

Великие открытия, успешные бизнес-проекты были сделаны людьми, которых никто насильно не заставлял, не мотивировал к этому. У этих людей откуда-то было собственное желание добиться своих целей и готовность преодолеть все преграды и ошибки на этом нелегком пути.

Читайте также:  При чувстве голода инсулин

История жизни Томаса Эдисона, Рея Крока или Стива Джобса наглядно иллюстрируют компетенцию «Мотивация». Знание своих целей, понимание, почему мне это важно и ценно, следование своей интуиции или зову сердца, готовность сделать сотни ошибок и еще раз попробовать снова и снова — это способствует достижению успеха во всех сферах жизни.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Когнитивная эмпатия

2. Эмоциональная эмпатия

3. Эмпатическая забота

Когнитивная эмпатия — умение понять эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам (вербально, невербально, паравербально).

Эмоциональная эмпатия — это сопереживание. Умение представить себя на месте другого человека и понять причину его эмоций: почему он так чувствует и поступает. Мы все находимся в разных жизненных обстоятельствах, которые определяют наши решения, поступки, эмоции и реакции. Понимание, что именно являлось причиной определенного действия другого человека, позволяет нам скорректировать собственное поведение с ним.

Эмпатическая забота — способность понять, в чем именно нуждается другой человек в этой ситуации от меня. Умение оказать правильную эмоциональную поддержку отличает человека с высоким уровнем развития эмпатии.

Навыки социального общения

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание различия людей, их сильных и слабых сторон

2. Умение устанавливать новые связи и выстраивать долгосрочные отношения

3. Навыки эффективной коммуникации

4. Социальный анализ

Положительный эффект развития первых четырех компетенций эмоционального интеллекта неизбежно тянет за собой вверх и последний пятый навык. Что логично: понимающий себя человек, умело управляющий своим состоянием, знающий, чего хочет и двигающийся к своей цели, умеющий считывать эмоции других людей, качественно лучше создает и выстраивает отношения с другими людьми.

И тем не менее, необходимо сознательно развивать свои навыки коммуникации, которые входят в разряд soft-skills навыков: научиться понимать различия людей, создавать и выстраивать долгосрочные отношения поможет типология поведения людей DISC.

Умение красиво говорить, выступать публично, убеждать и аргументировать, понимая, с каким человеком я говорю и в чем его особенности, в каком он эмоциональном состоянии, делает нашу коммуникацию эффективной. И конечно же, умело защищаться от эмоциональных и других видов манипуляций — ведь как известно, мир не без «добрых» людей.

Социальный анализ — умение прогнозировать поведение других людей. И этот навык особенно важен для руководителя. Как именно воспримет команда управленческие решения, поставленные цели и задачи — будет саботировать или ринется в бой — зависит от опыта и профессионализма управленца в понимании людей.

Итак, подходить к развитию эмоционального интеллекта необходимо системно и последовательно, начиная развивать компетенции внутриличностного эмоционального интеллекта. И самое главное — EQ невозможно развить быстро, только каждодневное сознательное желание разбираться со своими эмоциями, чувствами и мотивами поступков даст ощутимый эффект в умении управлять собой.

Часто я слышу от участников тренинга EQ, что они как можно быстрее хотят научиться управлять другими. Но если нет гармонии с самим собой, разве можно ее создать с другими?

Источник

Оцените статью