- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
- 12 элементов эмоционального интеллекта. Над чем вам нужно поработать?
- IQ и EQ: общие характеристики и отличия
- Развитие эмоционального интеллекта
- Самоощущение
- Что делать
- Самодисциплина, самоуправление, саморегулирование
- Что делать
- Эмпатия
- Что делать
- Позитивный настрой
- Что делать
- Достижение целей
- Что делать
- Адаптивность
- Что делать
- Влияние
- Что делать
- Совместная работа
- Что делать
- Управление конфликтом
- Что делать
- Тренер и ментор
- Что делать
- Понимание взаимоотношений в организации
- Что делать
- Вдохновляющее руководство
- Что делать
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник
12 элементов эмоционального интеллекта. Над чем вам нужно поработать?
Эмоциональный интеллект обычно воспринимается как способность распознавать мотивацию и эмоции, понимать свои собственные намерения и намерения других людей, а также как умение управлять ими с целью решения определенных задач. Какое отношение он имеет к бизнесу?
Термин был популяризирован в 1996 году, когда вышла книга американского психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Он, в частности, предположил, что EQ, или коэффициент эмоционального интеллекта, может быть даже важнее, чем IQ (коэффициент интеллекта).
IQ и EQ: общие характеристики и отличия
Интеллект, как правило, имеет много определений, из которых только некоторые связаны со способностью адаптироваться, воспринимать и преодолевать проблемы, приобретать и использовать знания. Жизнь конкретного человека зависит от его существования в группах, и на все его способности влияют изменения, которые он вызывает своим собственным поведением в социальной среде. Таким образом, получается, что IQ без EQ мало что стоит.
Поскольку эмоциональный интеллект является относительно новым термином, то и оценить его гораздо сложнее. Но такая же непростая ситуация складывается и с IQ: существует много разных методов оценки общего интеллекта, но ни один из них нельзя назвать идеальным.
Часто место человека в социальной и бизнес-среде зависит от его IQ, а также личных достижений, которые, как принято считать, напрямую связаны с уровнем его интеллекта.
Люди с эмоциональным интеллектом считаются хорошими кандидатами на лидерские позиции. Однако способности без желания упорно и много работать — это пустая трата потенциала.
До сих пор формула успеха предпринимателя была такой:
хороший потенциал + тяжелая работа
Но даже она не работает без развитого EQ.
Развитие эмоционального интеллекта
Ниже можно воспользоваться перечнем характеристик эмоционального интеллекта, чтобы проверить, нужно ли вам совершенствовать некоторые из них или нет.
Самоощущение
Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.
Наличие четкого представления о себе и точное понимание того, что и как вы чувствуете, помогают четко ставить цели. Это также помогает разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, что важно при любой форме социального взаимодействия.
- Если вы не знаете о своих недостатках, то как вы будете их учитывать в общении?
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему ваши усилия в бизнесе не приносят плоды? Возможно, потому, что вы себя недооценили?
Самоощущение — это, по сути, восприятие себя и своего окружения. Вы всегда находитесь под воздействием социального контекста, и этот контекст влияет на вас. Знание общей картины — предпосылка самоощущения.
Что делать
Чтобы лучше в себе разобраться, нужно использовать как можно больше способностей и иметь аналитическое мышление, а именно наблюдать за собой максимально объективно, исследовать свои эмоции и мысли.
- Для этого полезно вести журнал мыслей, чувств, переживаний. Оценивать все действия, задавая себе вопросы.
- Если вы поссорились с кем-то, попробуйте взглянуть на ситуацию с точки зрения оппонента.
Самодисциплина, самоуправление, саморегулирование
Просто понимать себя и свои действия мало — нужно использовать эту компетенцию. Важна саморегуляция — способность стоять на своем, даже когда себя трудно контролировать. Но это качество приходит с возрастом, так как является характеристикой зрелого человека.
Со временем мы развиваем не только свое внутреннее состояние, но и чужое. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом начинают обращать пристальное внимание на то, как их действия влияют на внутреннюю жизнь окружающих.
Именно внутренняя жизнь приводит в движение внешние стимулы, и поэтому люди с EQ обращают внимание на такие тонкости, как образ мыслей других людей.
Что делать
- Вас когда-либо называли эгоистичным, самовлюбленным, эгоцентричным человеком? Если да, то вам следует обратить внимание на саморегуляцию.
Люди с эмоциональным интеллектом управляют собственными действиями и эмоциями прежде всего ради себя, а не для того, чтобы нанести ущерб чувствам других.
Если вы часто взрываетесь или реагируете импульсивно на чужие слова, то вам следует развивать навыки самодисциплины. Научитесь успокаиваться: делайте несколько глубоких вдохов, считайте до десяти, прежде чем реагировать на что-то.
Эмпатия
Сочувствие или способность понимать и разделять чувства других людей является причиной нашей эволюционной потребности держаться вместе и выживать в группах.
Люди, склонные к эмпатии, лучше адаптируются в обществе. Но это совсем не значит, что они конформисты. Просто они способны понимать других и ставить себя на их место.
Проблема заключается лишь в том, что осознание потребностей и чувств других людей может поставить вас в невыгодное положение, если вы забудете о своих собственных потребностях. Вот почему важно, чтобы все элементы эмоционального интеллекта были сбалансированы и находились в гармонии.
Что делать
Эмпатия — это не врожденная чувствительность, а навык, который можно практиковать, изучать и совершенствовать.
Если вы привыкли подробно отвечать на вопрос о своих делах, но не считаете нужным интересоваться жизнью собеседника, то вам следует оттачивать навыки слушания.
- Предлагайте помощь там, где она необходима, но не делайте это по инерции. Быть чутким не означает всегда быть милым для всех.
Почему важно контролировать эмпатию (кому вы будете сопереживать)? Чтобы не оказаться в невыгодном для себя положении и под угрозой манипуляции со стороны менее чутких людей.
В данном случае интеллект выражается в том, чтобы вы в нужный момент проявляете инициативу и хорошо ориентируетесь в своих навыках.
Позитивный настрой
Это оптимизм и способность сосредоточиться на положительных аспектах ситуаций, в которых вы оказались.
Даже в неприятных ситуациях люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом стараются сосредоточиться на том, что они могут извлечь из негативного опыта.
Настойчивость в достижении целей, несмотря на трудности, — это качество, которое отличает успешных лидеров с позитивным взглядом на жизнь от остальной массы людей.
Что делать
Некоторые люди ведут себя так, как будто пессимизм подготовит их ко всем неудачам, с которыми они могут столкнуться.
Но если вы пытаетесь предвидеть и учитывать каждую неудачу, а затем испытываете сомнения относительно того, будет ли бизнес-проект успешным, если вы часто сдаетесь, даже не начав, вам следует изменить настрой на позитивный.
Даже специалисты знаменитой клиники Майо отмечают, что позитивное мышление помогает быстро восстанавливать душевные и физические силы.
Достижение целей
Этот навык сопряжен с желанием соответствовать определенному стандарту качества, а также учитывать отзывы, которые поступают о нашей работе.
Люди, ориентированные на достижения, постоянно ищут способы улучшить себя и усовершенствовать то, что они делают. И речь идет не только об их высокой мотивации, но и о сдержанности в суждениях, самодисциплине и позитивном мироощущении. Такие люди осознают необходимость личностного роста и поэтому не проявляют высокомерие и властность по отношению к окружающим.
С другой стороны, они уверены в себе и достаточно оптимистичны, поэтому верят в результат своей работы. Вот почему они могут замотивировать себя и команду.
Что делать
Постарайтесь ответить на вопросы:
- Позволяете ли вы недостаткам и неудачам взять верх над собой? Достаточно ли у вас личностных ресурсов, чтобы бороться с ними?
- Продолжаете ли вы работать над личным развитием?
Адаптивность
Наивный оптимизм может поставить под угрозу вашу выносливость. Если вы стремитесь к успеху и ориентированы на достижения, но игнорируете необходимость тяжелой работы и избегаете объективной оценки своих возможностей, то в конечном итоге разочаруетесь и превратитесь в пессимиста.
Если вы не приемлете компромиссов и навязываете волю другим, рассчитываете на то, что все вокруг будут прислушиваться только к вашим желаниям, то вы сильно обманитесь в своих ожиданиях.
Адаптивность часто связана с готовностью идти на компромиссы: вы должны пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то. Поэтому нужно быть в состоянии меняться и адаптироваться к ситуациям.
Что делать
Признавая саму необходимость перемен, вы проявляете высокую степень самосознания.
Адаптивность означает склонность к изменениям, потому что они происходят независимо от наших желаний. Мы должны следить за изменениями и принимать их в случае необходимости.
Конечно, чтобы адаптироваться, мы должны присматриваться к своему окружению и стараться воспринимать изменения в поведении, чувствах, эмоциях других людей.
Влияние
Этот навык можно сравнить с отлаженным механизмом: вы знаете, что если «нажмете кнопку», то обязательно что-то произойдет. Психика человека во многих случаях напоминает такой механизм, но нам просто сложно это осознать.
Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом знают, как работает этот механизм и на что «нажать», чтобы произвести желаемый эффект. То есть они знают, как вести себя и как общаться с окружающими — в этом проявляется их социальная компетентность.
И такой подход представлял бы некоторую опасность, если бы они не проявляли эмпатию. Потому что эмпатия — это единственное, что удерживает их от манипуляций.
Теперь вы понимаете, почему все 12 перечисленных в этой статье составляющих эмоционального интеллекта важны в комплексе? Все они друг друга уравновешивают.
Что делать
Если вы хотите стать сильным лидером, то вам нужно научиться определять опасную эмоцию и нейтрализовать ее до того, как она станет проблемой.
- Что чувствуют люди в вашем присутствии?
- Как они относятся к вам?
- Как реагируют люди на ваше появление? Вас встречают с уважением, со страхом, скованностью или с улыбкой на лице?
- Люди рады видеть вас или нет?
- Часто ли они обращаются к вам за советом или мнением о чем-то?
- Когда в последний раз кто-то просил вашей помощи?
Совместная работа
Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом часто обладают лидерскими качествами. Но суть лидерства заключается не в том, чтобы руководить окружающими. Есть важное различие между руководителем и лидером.
Перед лидером стоят сложные задачи, на которые он вдохновляет команду. Он знает, что две головы думают лучше, чем одна, и поэтому прислушивается к другим, уважает мнение своих коллег и принимает от них рабочие предложения.
Лидер также использует навыки эмпатии и влияния, чтобы минимизировать проблемы, которые могут возникнуть из-за различий в характере сотрудников.
Что делать
Вам нужно честно ответить себе на вопрос:
- Кто вы — командный игрок или одинокий волк?
Если последнее, то вам нужно пересмотреть свое отношение к коллегам. Сильная команда всегда мощнее одного сильного человека.
Управление конфликтом
Сильная команда, несмотря на все ее преимущества, всегда нестабильна. Ведь чем больше людей она включает, тем сложнее ею управлять.
У каждого из нас есть свои индивидуальные особенности, которые приходится учитывать окружающим коллегам. Нам всем приходится идти на компромисс, чтобы слаженно работать в команде.
Лидеров с хорошо развитым эмоциональным интеллектом можно назвать идеальными менеджерами конфликтов. По сути, они дипломаты. Такая компетенция достигается благодаря их эмоциональной чувствительности и способности распознавать, идентифицировать и понимать свои эмоции и эмоции своих товарищей по команде.
Другими словами, они знают, как диагностировать и «лечить» проблему.
Что делать
Важно учиться смотреть на ситуацию с обеих сторон и находить компромисс для обеих сторон.
Тренер и ментор
Эмоциональный интеллект предполагает желание совершенствоваться. Поскольку люди с EQ уделяют много внимания эмоциям, они становятся идеальными кандидатами на роль тренера и наставника.
Им знакомы трудности приобретения новых знаний и навыков, и они понимают, как мотивировать людей и нейтрализовать их эмоциональные барьеры (такие как страх, например) при столкновении с чем-то новым.
Они также знают, как важно руководить, а не просто отдавать приказы. Они осознают реальную значимость коллектива и правильно понимают свою роль в нем, которая заключается в том, чтобы способствовать его росту.
Что делать
Постарайтесь вспомнить, с какими трудностями вы сталкивались в процессе обучения лично. Знаете ли вы, как преодолеть эти трудности и ускорить процесс обучения? Если да, то у в вас заложен потенциал тренера.
Понимание взаимоотношений в организации
Люди с EQ часто хорошо организованы и внутренне, и внешне. Обладая способностью считывать цели и мотивы своих коллег, они знают, как можно привести их в гармонию.
Они хорошо ориентируются в корпоративной среде, поскольку понимают, как эмоции влияют на общую производительность в компании. Эти люди учитывают тонкие поведенческие детали и проявляют профессиональный подход к изменениям, которые затрагивают коллективы и отдельные персоны.
Что делать
Посмотрите внимательно на следующие вопросы. Если вы дадите на них хотя бы три отрицательных ответа, то у вас однозначно проблемы с пониманием взаимоотношений в организации.
- Хорошо ли вы понимаете отношения, мотивы и цели ваших коллег?
- Можете ли вы описать эмоциональный климат в коллективе?
- Можете ли вы идентифицировать организационные проблемы в своей компании и устранить их?
- Хорошо ли вы разбираетесь во взаимоотношениях и иерархии, которые сложились в вашей компании?
Вдохновляющее руководство
Одно дело, когда люди доверяют вам как более компетентному человеку. Другое — когда вы вдохновляете их идеей, и они не боятся рисковать на пути достижения целей. В этом секрет лояльности.
Но чтобы возникли такие условия, вам нужно знать каждого из сотрудников в отдельности. Речь идет о неких рычагах воздействия, с помощью которых можно мотивировать людей, чтобы они соответствовали вашим и своим собственным целям.
Ключевым в таких отношениях является доверие. Важно, чтобы люди были не просто заинтересованы в стратегии компании, но и принимали на себя ответственность и важные задачи.
Когда люди верят в возможность своего личностного роста, у них появляется целеустремленность.
Что делать
Как лидер, вы берете на себя полную ответственность за неудачи команды, даже если сотрудники не отказываются от вины. Готовы ли вы к таким взаимоотношениям?
Поощряя творческий подход и инициативность сотрудников, вы взращиваете не только заслуживающих доверия коллег, но и будущих лидеров.
Вы создаете в компании корпоративную традицию, в рамках которой ключевыми понятиями становятся самореализация, самоуважение и лояльность.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник