Комнаты психо эмоциональной коррекции

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_oborudovaniya_sensornoy_komnaty_v_psihologicheskom_soprovozhdenii_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Занятия в сенсорной комнате направлены на:

* Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений

* Снятие эмоционального и мышечного напряжения

* Коррекцию психоэмоционального состояния

* Развитие коммуникативной сферы

* Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы

* Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,

Общий эффект от мультисенсорной среды комнаты для детей заключается в снятии мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, страхов. При этом плавно активизируется мозговая деятельность, что благожелательно сказывается на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

Релаксационный – в него входят мягкие покрытия (настенные, напольные маты), пуфики, приборы, создающие рассеянный свет, релаксационная музыка, игрушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, установки для аромотерапии.

Активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, массажные мячики и т.д. дополнительно в него можно включить сухой бассейна, а также интерактивное оборудование последнего поколения.

Основные методы и приемы работы в сенсорной комнате:

  • Игры и игровые упражнения: психогимнастика в игровых упражнениях и

игровых ситуациях; коммуникативные игры на приветствие, взаимодействие;

ролевые игры, обсуждение

  • Дыхательные упражнения
  • Сказкотерапия и визуализация
  • Аромотерапия и музыкотерапия
  • Самовыражение через пантомимические этюды, слово, танец, цвет
  • Релаксация, элементы рефлексии

В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).

При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.

Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации.

Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение.

  1. Приветствие . Разминка, гимнастика (растяжки, упражнения на тренировку дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики). Создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие.
  2. Основная часть направлена на решение задач программы, включает

функциональные, когнитивные, коммуникативные упражнения и релаксацию.

  1. Заключительная часть . Завершение занятия: подведение итогов, обратная

В сенсорной комнате осуществляется немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для ребенка, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Оборудование «Сенсорной комнаты» предназначено как для развивающих занятий, так и для психоэмоциональной разгрузи и релаксации детей.

Мною проводятся комбинированные занятия, с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с особыми образовательными потребностями, учитывая их психофизические возможности. Для одних детей занятия проводятся как релаксирующие сеансы в данной комнате, для других — как часть коррекционно — развивающего занятия.

Важно использовать оборудование в зависимости от направленности коррекционно — развивающей деятельности, показаний и противопоказаний к использованию данного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание занятий о пределяются возрастом детей, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции. Занятия проводятся индивидуальные, групповые или подгруппами по 2—4 человека. Количество человек в подгруппе определяется целями работы, возрастом занимающихся.

В зависимости от задач и возраста детей использую разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде сенсорной комнаты.

Длительность занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для возбудимых детей длительность занятий сокращаю, снижаю нагрузка на сенсорику, исключаю элементы активной стимуляции. На занятиях с такими детьми чаще всего применяют напольный мат или кресло с гранулами вместо бассейна с шариками (легковозбудимому ребенку труднее расслабиться в подвижных шариках).

Форма проведения варьируется и планируется согласно ведущему виду деятельности — игровая и учебная. В период адаптации воспитанников и с детьми младшего звена целесообразно организовать игру или сказку. С подростками необходимо планировать и проговаривать цель и задачи предстоящей деятельности.

Вывод: Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом сопровождении. Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей.

Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей

с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня

информированности об окружающем мире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующ.

Данное занятие составлено на основе «Программы коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате «Удивительный знакомый мир». Цель занятия: развитие сенсомоторных навыков, компенс.

В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол.

Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога.

В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления и возможности по сопровождению педагогом — психологом обучающихся с нарушеним интеллекта.

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье раскрывается те.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе.

Источник

Статья Комната психологической разгрузки

В советские времена основной задачей комнат психологической разгрузки было снижение общего и различных видов специфического утомления — позотонического, зрительного, слухового, двигательного, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения.

Времена изменились, изменились люди, нагрузка на психику приобрела другую форму. И если раньше боролись с эффектами монотонии, то в наше время редкие профессии можно назвать монотонными, в основном из-за смещения количества рабочих специальностей в интеллектуальную сферу. Средний менеджер за время рабочего дня имеет дело с таким количеством информации, которое раньше растягивалось на месяц.

Кроме того, и в нерабочее время на человека выливается огромное количество ненужной информации. С каждым годом повышается интенсивность и насыщенность информационного потока – цветные телевизоры и мониторы, интернет, цветовые, световые и психологические приёмы, используемые в рекламе, плееры и мобильные телефоны.

Разумеется, комнаты психологической разгрузки и методы, применяемые в таких местах, меняются. Основной целью является психическое и умственное расслабление. При этом основой комнаты психологической разгрузки является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Свет является естественным, наиболее эффективным фактором воздействия на человека, он может служить универсальным средством лечения и коррекции нарушенных функций, поскольку помогает организму мобилизовать свои защитные силы и восстановить генетически заданное состояние здоровья человека. Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет.

Рекомендуемые параметры комнаты психологической разгрузки

МЕТОДИКА РАБОТЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ

АКТИВАЦИОННЫЙ

Световое оборудование

Световое оборудование также подразделяется на релаксационное и активационное. К первой группе относятся фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также: воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование. Ко второй группе относятся: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», интерактивные панели «Осенний лист», «Цветные фигуры», «Огненное колесо» и др., системы прожекторов «Бегущие огни» и «Луч».

Настенное небьющееся зеркало «Отражение» — безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. Пара зеркал может использоваться, как зеркальный уголок.

Музыкальный центр с набором кассет или CD дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

Сенсорные уголки и воздушно-пузырьковые колонны целесообразно устанавливать по углам помещения. Поднимающиеся пузырьки воздуха при подсветке создают великолепный визуальный эффект. Если прижаться к воздушно-пузырьковой колонне, можно ощутить нежную вибрацию. Для удобства сидения, пузырьковая колонна дополнительно оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Зеркала желательно использовать парами, образуя из них зеркальный уголок. Некоторые модификации сенсорных уголков дополнительно комплектуются фибероптическими волокнами «звездный дождь» с подсветкой. В домике из волокон можно спрятаться от окружающего мира, оставшись наедине с колонной.

Зеркальный шар с приводом вращения, профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» — луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали. Разноцветные зеркальные шары помимо колоритного светового эффекта являются прекрасным элементом интерьера сенсорной комнаты. А зеркальные полусферы из классических белых или разноцветных зеркал помимо этого позволяют экономить пространство в помещениях с невысокими потолками и небольшими размерами.

Прибор динамической заливки света «ПЛАЗМА-250» и «Плазма-LED — прибор, который создает на противоположной стене или на экране световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее движение плазмы или сказочную планету, приковывает внимание, создаёт поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии. Пространство на противоположной стене должно быть свободно от других элементов комнаты. Расстояние до плоскости, где наблюдается проекция должно быть 3-6 м.

Проектор светоэффектов “Солнечный” с ротатором колес в комплекте с колесами светоэффектов — прибор, проецирующий на противоположной стене картинку движущихся форм и цветов различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос, историческая Русь и т. д.). Расстояние до плоскости, где наблюдается проекция должно быть 3-6 м. Объектив проектора оснащен механизмом наведения на резкость. При больших расстояниях от проектора до места получения проекции желательно использовать более мощный проектор «Солнечный-250».

Звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская Пирамида» — позволяет создать 4 или 8 разных по рисунку и тону световых проекций, движущихся по стенам и полу, останавливающихся и меняющих направление в такт музыки или громкого звука (например, хлопков). Проектор показан для занятий по стимулированию двигательной активности посетителей сенсорной комнаты. Хлопни в ладоши или топни ножкой – рисунки переместятся в пространстве и картинка изменится. А можно и потанцевать под музыку. Движущиеся разноцветные картинки тоже будут в такт пританцовывать. Наилучшее место расположения проектора – под потолком.

Звукоактивированный контроллер «Бегущие огни» — контроллер, управляющий набором прожекторов. Прожектора переключаются с постоянной, но регулируемой скоростью или же от звука (акустический режим). Контроллер также стимулирует двигательную активность, с ним также можно потанцевать под музыку.

Интерактивная система «Луч» — 4 прожектора с разноцветными лучами, управляемые с пульта кнопками. Включение прожекторов независимое. Своим светом прожектора заливают комнату различными цветами. Приятно помечтать в комнате, где все, например, желтое. Как известно, заливка пространства комнаты синим и зеленым цветами успокаивает, помогает расслабиться. Цвета красный и желтый напротив стимулируют активность, деятельность. Можно включать одновременно несколько цветов: интерьер комнаты преображается, появляются разноцветные тени.

Световой проектор “Жар-птица” — прибор проецирует разнообразнейшие световые эффекты на все пространство комнаты. Игра красок и цветов, проецируемая на стену или на экран, напоминает хвост “жар-птицы”. Полностью охвачено световым эффектом все пространство комнаты: по стенам, потолку по всем поверхностям плавно двигаются большие разноцветные «морские звезды».

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь»- водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут, меняют цвет разноцветные “звездочки”. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок “Звездный дождь” с гребнем — гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору.

Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” — каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана. «Веселый фонтан» очень хорош, если его расположить в центре сенсорной комнаты. Или же – в углу. В последнем случае целесообразно использовать в сочетании с зеркальным уголком.

Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) — оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. Светящиеся точки на полу и на стене безопасны, их можно трогать руками. А можно и просто разместившись в удобной позе, в удобном сидении (мягкие пуфы с гранулами) созерцать прекрасную картину и о чем-то помечтать. Размеры ковров и количество светящихся точек могут быть различными.

Настенный ковер «Мерцающие Фигуры» — вплетенные в ворс ковра оптические волокна образуют геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, звезда. Ковер подсвечивается многоканальным источником света. Со специального пульта возможно независимое вкл/выкл фигур поочередно или одновременно. Зажженные фигуры меняют цвет. Размеры ковра могут быть различными. На ковре также выложен звездный фон, который можно отключать. Настенный ковер «Зажги созвездие» — Фибероптические волокна на фоне черного ночного неба образуют созвездия. Различная яркость звезд максимально приближена к реальности. Аналогично «Мерцающим фигурам», ковер подсвечивается многоканальным источником света, позволяющим зажигать как все 12 созвездий, так и единичные из них с кнопочного пульта.

Настенное зеркальное панно «Таинственный свет» — также предназначено для стимуляции зрения и тактильных ощущений. Эффект мерцания свисающих фибероптических нитей на фоне безопасного зеркала. Приятно поиграть живым светом, который у вас в руках, а можно и попробовать сплести из нитей какие-нибудь интересные формы.

Зеркальное ультрафиолетовое панно “Загадочный свет” — предназначено для стимуляции зрения и тактильных ощущений. Разноцветные нити в темноте подсвечиваются ультрафиолетовым светом. Наблюдатель попадает в атмосферу загадочной таинственности. Зеркало создает объем, расширяет пространство.

Ультрафиолетовая лампа и набор аксессуаров к ней (гибкий шнур, цветные стержни, набор из 6-ти красок с кисточкой и декоративные растения, светящиеся в УФ, магические светящиеся жезлы и т.п.) — создают восхитительную текстуру и визуальный эффект. Аксессуары крепятся в любой точке комнаты и переливаются под ультрафиолетовым светом. Стимулируют зрение и исследовательский интерес, развивают ловкость и мелкую моторику.

Однако, надо помнить, что ультрафиолет, использующийся в зеркале, в больших количествах вреден для глаз. Необходимо ограничить занятия с ультрафиолетовым оборудованием в сенсорной комнате до 40 минут для детей, и до часа при занятиях со взрослыми.

Интерактивная панель “Осенний лист” — интерактивная панель создает имитацию падающих листьев и приглашает к активному действию. “Поймайте”, приведите в движение или остановите движение листа. Не забывайте, что лист может иметь различный вид, падать с разной скоростью. А «поймать»его можно, нажав на нужную кнопку пульта или панели (тактильный режим) или же от души хлопнув в ладоши или топнуть ногой (акустический режим). Панель показана для проведения занятий с людьми с ограниченными возможностями. Позволяет внести в необходимые упражнения интерес.

Звездная сетка с контроллером — сеть, в узлах которой разноцветные лампочки. Она подвешивается к потолку горизонтально (как “Звездное небо”) или вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего “неба” до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки глазодвигательного анализатора. Волшебная нить с контроллером — 10-ти метровая гибкая трубка, с цветными лампочками внутри. Свет путешествует внутри трубки. Скорость движения света можно регулировать при помощи ручки на контроллере, что создает бесконечно разные эффекты. Трубка абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Если трубку погрузить в сухой бассейн, то тогда шарики заиграют разными огоньками, и вы сможете насладиться как бы купанием в цвете.

Светильник “Пламя” — светильник, имитирующий горящий костер. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. “Холодный огонь” светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и потрогать.

Солнечный-100, Солнечный-250, Солнечный-LED, Болид – Проекторы для создания динамических визуальных эффектов (меняющиеся картинки). Изображения проецируются на противоположную стену. Важно, что проектор дает непрерывное изображение проецируемой картинки, что очень важно для целого ряда посетителей сенсорной комнаты. Изображение от различных плазменных панелей, телевизоров и т.п. как известно, разделено на пикселы, состоит их 25 кадров, и таким образом не является непрерывным. Это.как отмечает ряд специалистов, негативно сказывается на центральной нервной системе, вызывает переутомление и т.п. Особенно, этот негативный эффект наблюдается у детей. Проекции проекторов типа «Солнечный» лишены этого недостатка. Сменные картинки – диски устанавливаются на ротатор. Темы картинок различные: природа, бабочки, космос, смена погоды, времена года, историческая Русь.

Наборы для звездного неба могут использоваться, как для изготовления настенного ковра, так и отдельно, как безопасный пучок светящихся волокон торцевого свечения.

Источник

Читайте также:  Как избавить себя от депрессии
Оцените статью