Коммуникативные эмоциональные состояния кратко

Содержание
  1. ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния
  2. Читайте также
  3. ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ»
  4. Глава 6 Эмоциональные потребности
  5. 61. Эмоциональные состояния
  6. Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД
  7. Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы
  8. Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
  9. Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности
  10. Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия
  11. 21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний
  12. Глава 7 Коммуникативные навыки
  13. Глава 4 Эмоциональные психические процессы
  14. Эмоциональные состояния, вызванные неудовлетворенными потребностями
  15. Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ
  16. Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении
  17. Сущность, компоненты и функции эмоциональных состояний
  18. Готовые работы на аналогичную тему
  19. Классификации основных видов эмоциональных состояний
  20. Эмоции в общении
  21. РАЗДЕЛ I. Психология общения
  22. ГЛАВА 2. Средства общения
  23. ГЛАВА 8. Коммуникативные эмоциональные состояния
  24. 8.8. Гнев

ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния

Коммуникативные эмоциональные состояния

Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к другу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ»

ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ» Некоторым отношениям надо положить конецМежду людьми могут сложиться такие отношения которые враждебны духовному росту, вредны для психики, разрушительно воздействуют и на эмоциональное и на физическое состояние

Глава 6 Эмоциональные потребности

Глава 6 Эмоциональные потребности Эмоциональные потребности связаны с богатством переживаний и насыщенностью эмоциональной жизни, со способностью воспринимать широкий спектр эмоций и чувств, со способностью любить и принимать любовь, симпатизировать другим или

61. Эмоциональные состояния

61. Эмоциональные состояния В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т. д.Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но

Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД

Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД Суицид причиняет семье больше боли, чем любая другая смерть, и его труднее принять. Близкий человек часто страдает от чувств вины и стыда, которые мешают естественному переживанию горя. Гарвардская медицинская

Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы

Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы После ранений, порезов на коже часто остаются шрамы в виде твердых, плотных образований. Их задача – создать на поврежденном месте защитный покров, предохраняющий от повторных травм. Когда неправильно подобранная обувь начинает

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности

Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности Переживаю ли я за других? Трудный вопрос. Да, наверное, все-таки переживаю… но я не позволяю чувствам мешать мне… То есть я такой же нежный и заботливый, как и любой другой человек, но давай

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний

21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний 1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда

Глава 7 Коммуникативные навыки

Глава 7 Коммуникативные навыки В предыдущих главах мы в различной степени затрагивали коммуникативные навыки, поскольку именно они в первую очередь влияют на то, комфортно с вами другим людям и вам с ними или нет. А как известно, именно комфортное сосуществование

Глава 4 Эмоциональные психические процессы

Глава 4 Эмоциональные психические процессы § 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический

Читайте также:  Не испытываю эмоции никогда

Эмоциональные состояния, вызванные неудовлетворенными потребностями

Эмоциональные состояния, вызванные неудовлетворенными потребностями • Гнев.Гнев — это не то чувство, от которого можно отмахнуться, он захлестывает как волна. Гнев часто маскирует другие эмоции, за ним может скрываться печаль, разочарование, усталость, меланхолия,

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ Оптимальное боевое состояние В предлагаемом методическом пособии рассмотрены вопросы индивидуальной психологической самоподготовки бойца, а также любого индивидуума к рукопашному бою. Вид боя

Источник

Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность, компоненты и функции эмоциональных состояний

Эмоциональные состояния – это реакции психики человека на разнообразные жизненные обстоятельства, определяющие направленность деятельности личности.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на принятие решений человеком, его реагирование на поведение и поступки других людей, самочувствие и продуктивность деятельности. В случае, если человек не способен контролировать собственные переживания, то они начинают как бы «управлять» им, то есть оказывать влияние на его действия, поступки и поведение, что в итоге может привести не к самым приятным последствиям.

Эмоциональное состояние представляет собой достаточно сложный психический процесс, который состоит из трех взаимосвязанных элементов:

  • Физиологический компонент – представляет собой внешнее отражение того, что на данный момент происходит в организме при проявлении того или иного эмоционального состояния. Например, учащенный пульс и сердцебиение, повышение частоты дыхания и т.д.
  • Психологический компонент – характеризует непосредственно переживаемые человеком эмоции. Например, грусть, гнев, радость и т.д.
  • Поведенческий компонент – проявляется в виде жестикуляции, мимики, разнообразных действий (активность, заторможенность, плач, агрессия и т.д.).

Физиологический и психологический компоненты представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния человека, в то время как поведенческий компонент характеризует его внешне проявление.

Основные характеристики эмоциональных состояний:

  1. Полярность. Эмоции могут быть положительно и отрицательно окрашенные. Кроме того встречается и смешение эмоций. Например, человека можно одновременно любить и испытывать по отношению к нему гнев или обиду.
  2. Энергетическая заряженность. По напряженности выделяют стенические переживания и астенические переживания. Стенические переживания – это переживания, которые вызывают у человека повышение активности (восторг, разъяренность, воодушевление и т.п.). Астенические переживания – это переживания, которые понижают активность человека (страх, грусть, тоска и т.п.).
  3. Целостность. Эмоции оказывают воздействие на весь организм человека, предполагая взаимодействие между всеми психофизическими сторонами личности, все это проявляется в движениях, поведении, образе мыслей и т.д.
  4. Неотчуждаемость. Эмоциональное состояние человека тесно связано со всеми процессами, происходящими в его психике. Эмоции сопровождают не только работу органов чувств, но и оказывают влияние на интеллектуальную деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции эмоциональных состояний:

  • Субъективная функция – эмоциональное состояние оказывает влияние на формирование у человека собственной точки зрения, а также позволяет устанавливать контакты и связи с внешним миром.
  • Коммуникативная функция – позволяет определить настроение другого человека, что позволяет правильно установить с ним контакт, а в некоторых случаях и вовсе манипулировать поведением.
  • Поведенческая функция – эмоциональное состояние определяет направленность поведения человека.

Классификации основных видов эмоциональных состояний

Существует множество различных подходов к систематизации и типологизации видов эмоционального состояния.

Наиболее простым и распространенным является следующее деление:

  • Позитивные эмоциональные состояния – приносят человеку удовлетворение, создают ощущение счастья и довольства от происходящего.
  • Негативные эмоциональные состояния – приносят человеку состояния неудовлетворенности и плохого настроения.
  • Нейтральные эмоциональные состояния – не оказывают прямого воздействия на состояние человека, его поведение и поступки.

Еще одной популярной классификацией эмоциональных состояний является классификация Додонова, в которой состояния распределяются на виды в зависимости от выполняемых функций:

  1. Коммуникативные – возникают у человека в процессе общения.
  2. Альтруистические – находятся во взаимосвязи с стремлением приносить другим людям пользу и радость.
  3. Практические – проявляются в случае, если человек успешно выполнит задуманное и получил ожидаемый результат.
  4. Глорические – связаны с потребностью человека самоутвердится.
  5. Путнические – связаны с тягой к опасности и риску.
  6. Романтические – связаны со стремлением к необычному, нестандартному, новому.
  7. Эстетические – возникают у человека при взаимодействии со сферой искусства.
  8. Гностические – обусловлены тягой к познанию нового.
  9. Акизитивные – основаны на собирательстве и накоплении.
  10. Гедонистические – обусловлены испытанием удовольствия от осуществляемой деятельности или результата своего труда.
Читайте также:  Как побороть депрессию после расставания с девушкой

Эмоции в общении

Эмоциональное состояние человека имеет большое значение в его общении и взаимодействии с другими людьми. Обусловлено это тем, что оно оказывает влияние на его голос (ласковый, грубый), мимику, жесты, позу и т.д.

Именно эмоциональное состояние регулирует взаимоотношения между людьми, благодаря тому, что они представляют собой достаточно сложную форму поведения, готовность действовать тем или иным образом по отношению к определенным людям.

В повседневной жизни эмоциональное состояние оказывает влияние на межличностные отношения людей, либо облегчают их, либо усложняют. Эмоции способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность.

Эмоции в общении играют огромную роль, и это важно не только для построения взаимоотношений с окружающими людьми, на работе и т.д. Это важно для семьи и той атмосферы, которая будет сформирована благодаря им. Многие даже не осознают, что эмоции являются определяющим фактором для создания благоприятного микроклимата в общении между людьми. Ведь от того, насколько положительные эмоции человек испытывает во время общения, будет зависеть, захочет ли он и впредь общаться с тем или иным человеком.

Источник

РАЗДЕЛ I. Психология общения

ГЛАВА 2. Средства общения

ГЛАВА 8. Коммуникативные эмоциональные состояния

8.8. Гнев

Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость». По Э. Шострому, негодование – это блокированная или неполная, а также лживая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх.

Многие из нас (так называемые «манипуляторы») выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев – более предсказуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступления одного человека: другая сторона тоже рассердится. Когда же один человек признается другому, что он обижен, случиться может все, что угодно, и реакция другой стороны непредсказуема. Другой человек может рассердиться, расплакаться, холодно удивиться. Подход Шострома к пониманию гнева излишне односторонен в связи с тем, что он рассматривает только случай замены истинной эмоции ложной. Однако гнев и сам может быть истинной эмоцией, например при нанесенном человеку оскорблении; Х. Коут (Kohut, 1975) называет этот вид гнева «нарциссическим». Сильный гнев обозначают как ярость, при которой появляется ничем не сдерживаемое агрессивное поведение. Ярость бывает «благородная», «праведная» («Пусть ярость благородная вскипает как волна. Идет война народная, священная война»), конструктивная (когда яростно, со злостью отстаивают в горячем споре свою точку зрения) и деструктивная (находящая выражение в насилии, жестокости).

Причины гнева. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом и другими моральными причинами, особенно если они неожиданны для субъекта. Но чаще всего причиной гнева является фрустрация, непреодоленное препятствие к достижению какой-либо цели. Поэтому у ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать рефлекторный приступ гнева стеснением движений.

Гнев возникает постепенно из цепочек негативного поведения, когда двое людей становятся на тропу взаимных обвинений (т. е. когда возникает ситуация «слово за слово»). Чаще всего такие цепочки возникают между людьми, имеющими равные права: между мужем и женой, между родителем и ребенком, между сослуживцами.

Зарождаются эти негативные цепочки чаще всего в связи с достаточно безобидными событиями и до какого-то определенного момента себя не проявляют. Поначалу обмен раздраженными репликами выглядит вполне банально, поэтому общающиеся не придают значения зарождению негативной цепочки. Но если цепочка включает в себя больше трех-четырех реплик, то конфликт начинает сопровождаться криками, угрозами, физической агрессией. Последнее звено в цепочке, после которого прорывается гневная вспышка, называется «запускающим».

Читайте также:  Как называется человек который чувствует чужую боль

Паттерсон приводит список вербальных «звеньев», которые чаще всего способствуют зарождению опасной негативной цепочки.

1. Настойчивые советы.

2. Резкая критика.

3. Повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки («Ты никогда мне не помогаешь…»; «И это ты называешь едой?»).

4. Решительное установление границ разговора («Все, хватит. Забудь об этом» или «Сейчас же прекрати!»).

6. Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков («Все вы, женщины (мужчины), одинаковы.»).

7. Бранные слова.

8. Обструктивное поведение («Я вообще отказываюсь это обсуждать!»).

9. Необъективная интерпретация намерений собеседника («Я знаю, чего ты добиваешься; ты хочешь.»).

10 Ирония, постоянные поддразнивания, «уколы».

11. Уничижительные заявления («Я не могу показаться с тобой в приличном обществе»).

12. Высказывания, имеющие целью «выпустить пар» («Убирайся из моей жизни!»; «Мне осточертела твоя физиономия!»).

14. Сарказм («Знаю, как ты починишь! Как в прошлый раз, когда пришлось вызывать водопроводчика»).

16. Ультиматумы («Если ты не изменишься, я ухожу»).

Гнев можно спровоцировать не только вербально (через слово, высказывание), но и невербально (через мимику, жест, телодвижение).

Виды гнева. Выделены два вида гнева: внешний и внутренний (Knigth et al., 1988). Первый вид связан со склонностью человека к внешнему выражению гнева в виде прямой или косвенной физической и вербальной агрессии, второй вид – с переживанием гнева без его внешнего проявления (т. е. без агрессии).

Проявление гнева. Человек при гневе чувствует себя раздраженным («кровь кипит»). В кровь выбрасывается большое количество адреналина, в результате чего повышаются частота сердечных сокращений, кровяное давление, расширяются периферические кровеносные сосуды. Это сопровождается резким покраснением («пылающий гневом») лица (правда, иногда гнев сопровождается и побледнением лица), напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, придавая лицу нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксированных на объекте гнева. Ноздри расширяются, крылья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, обнажая стиснутые или скрежещущие зубы. С возрастом люди научаются скрывать экспрессию гнева, поэтому его выражением могут быть и плотно сжатые губы. У одних глаза широко раскрыты, блестят («сверкают гневом»), иногда наливаются кровью и выпячиваются, зрачки расширены, у других прищурены. Дыхание учащенное и глубокое. В моче появляется сахар, прекращается секреция желудочного сока (Кеннон, 1927). Тело прямое, напряженное, иногда наклонено по направлению к объекту гнева. Жесты становятся совершенно бесцельными, движения некоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются человеку, голос обрывается. Если человек много говорит, то появляется пена у рта. Маленькие дети кричат, брыкаются, катаются по полу, царапаются и кусаются.

Роль гнева. Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты индивида. С развитием цивилизации эта роль гнева стала не столь важной. Поэтому гнев и различную степень его проявления (злость как слабый гнев и ярость как сильный гнев) можно отнести к отрицательным аффектам, хотя многие по-прежнему рассматривают его как средство самозащиты (М. Мак-Кей и др., 1997). Он сопровождается приливом сил, энергии (за счет выброса в кровь адреналина, способствующего мобилизации энергоисточников организма). Это повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. При ярости мобилизация энергии и возбуждение столь велики, что человек чувствует, что он взорвется, если «не откроет клапан и не выпустит из себя пар». Человек становится склонным к импульсивным поступкам, готовым напасть на источник гнева или проявить агрессию в вербальной форме. Однако, как говорил Л. Н. Толстой, «то, что начато в гневе, кончается в стыде».

Способы борьбы с гневом:

1. Поискать другое объяснение.

2. Отвлечься, заняться какой-либо работой.

3. Найти смешное в сложившейся ситуации.

4. Вести диалог с самим собой.

1. Выяснить, какие ситуации чаще всего вызывают гнев. Затем разработать план по преодолению таких ситуаций.

2. Научиться признавать, что жизнь не всегда честна и справедлива.

3. Научиться договариваться, искать компромисс, вести диалог, который позволит посмотреть, как ситуация видится с другой стороны.

Источник

Оцените статью