Коммуникативные барьеры отрицательных эмоций

Барьер отрицательных эмоций.

Понятие, виды коммуникационных барьеров

Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.

Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению .

Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.

Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:

Барьер темперамента.

Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.

Барьер характера.

В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/

Барьер акцентуации характера

Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.

X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.

Барьер самооценки.

Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.

Барьер манеры общения.

С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.

Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.

Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.

Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.

Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.

Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.

Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:

— Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.

— Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.

— Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.

— Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).

— Барьер страха.

— Барьер вины и стыда. Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.

— Барьер плохого настроения.

7. Барьер речи.Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.

А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:

— Избирательное слушание. При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.

Читайте также:  Девушка сказала что у нее нет чувства

— Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.

— Достоверность источника.Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.

— Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

— Внутригрупповой язык. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.

Фильтрование.Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.

— Перегрузка общения.Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.

— Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

— Давление времени.Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.

Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:

1. Барьеры по форме изложения:

— семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;

— стилистический барьер возникают при несоответствии стиля речи и актуального психологического состояния реципиента или стиля речи коммуникатора и ситуации общения. К возникновению данного барьера может привести употребление слов-паразитов, ненормативной лексики, непонятных и многосложных слов. Все это может привести к свертыванию общения;

Читайте также:  Если есть любовные чувства то как от них избавится

— фонетический барьер может возникнуть при общении на разных языках или диалектах, при наличии у сторон процесса общения – собеседников — различных дефектов дикции и речи. Также, причиной его возникновения может стать употребление в речи скороговорок, звуков-паразитов и т.д.

Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.

2. Идеологические барьеры:

— барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

— барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;

— барьер несовпадения социальных установок;

— барьер различия ценностных ориентаций;

— барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.

3. Собственно психологические барьеры — это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.

4. Социально-психологические барьеры:

— когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

— организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;

— сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;

— психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.

5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.

Источник

Барьер отрицательных эмоций.

«Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно, преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рука — этот тончайший аппарат чувствительности — содрогается и протестует всеми своими нервами. ».

А.Куприн «Колесо времени»

Отталкивающие манеры в разговоре не просто и не всегда следствие невоспитанности. Во многом они обусловлены отсутствием самоконтроля.

Примерно у 30-50% людей изо рта исходит неприятный запах, от которого у собеседника могут появиться неприятные эмоции и даже тошнота. Один профессор-медик полушутливо советовал студентам: «Избавьтесь от неприятного запаха изо рта, и вас перестанут избегать девушки». Около 80% людей источают интенсивный запах пота. Подавляющее большинство людей даже не подозревают о наличии у них столь сильного отталкивающего фактора. Дело в том, что обоняние человека относительно быстро привыкает к неприятным запахам, особенно собственным.

Хорошее настроение тоже может служить барьером в общении, если оно неуместно (на панихиде).

Если изобразить колебания настроения в виде графика, то для каждого человека получится своя неповторимая кривая с пиками и спадами. У одних они редки и незначительны, у других – частые и резкие, направленные в сторону «+» или «-» эмоций. Первый вариант – свидетельство психического здоровья, второй – крайние варианты нормы или невроз.

4. Барьер личностных особенностей. Помимо барьеров, причины которых находятся вне личности, рассматриваемых выше, Б.Д. Парыгин предлагает различать внутренние барьеры личности, связанные с такими образованьями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями как ригидность, конформность, слабоволие и т.д.

3. Интерактивные барьеры (барьеры взаимодействия).

1. Барьеры социальных мотивов.В исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (т.е., мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив максимизации общего выигрыша (кооперации);

2) мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) мотив минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов (табл. 13).

Социальные мотивы и успешное взаимодействие

Социальные мотивы Успешное взаимодействие
Мотив максимизации общего выигрыша (кооперации) Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм). Альтруизм
Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция). Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм). Индивидуализм, агрессия
Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия). Альтруизм
Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство). Равенство

Во всех остальных случаях возникают барьеры взаимодействия, приводящие к конфликтам.

2. Барьеры межличностной несовместимости партнеров.

Совместимость – оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности. К.К. Платонов выделил четыре группы совместимости (табл. 14).

Группы совместимости и их сущность

Группы совместимости Сущность
Физиологический Совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, динамических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, основных психических процессов (ощущение, восприятие и т.д.); психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устойчивостью к работе в экстремальных условиях.
Психофизиологический
Психологический Соответствие характера и мотивов
Социально-психологический Согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций, культурного и общеобразовательного уровней развития.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Перечислите все существующие коммуникативные барьеры?

2. Пожилые люди слабо прислушиваются к мнению молодых. Какой коммуникативный барьер характеризует этот факт?

Читайте также:  Сильное чувство тошноты ночью

3. В каких случаях возникает логический барьер непонимания?

4. В четырех ниже приведенных текстах нарушены основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания. Определите какие законы логики нарушены в каждом из текстов и в чем заключаются нарушения?

а) «Я вижу, уважаемые коллеги, как вы все волнуетесь. Невозмутимы лишь наши ветераны, бывалые люди».

б) «Хорошо, что после долгих колебаний власти набрались-таки мужества начать реформы. Но я был вчера в ряде сел Рязанщины и увидел, насколько стало хуже их жителям: денег нет, товаров нет, даже при тех небольших деньгах, которые остались, купить нечего».

в) Директор завода на общем собрании коллектива напомнил сотрудникам, что все члены делегации предприятия на переговоры с иностранной фирмой переизбраны.

г) Наша фирма является ведущей в стране по выпуску детской обуви. Достаточно сказать, что мы выпускаем более 150 образцов туфель, ботинок и т.п.».

Законы логики: – тождества – требует определенности и точности в рассуждении, не допускает расплывчатости, неконкретности высказывания, – непротиворечия – не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, – исключения третьего – если есть два противоречащих друг другу суждения, то одно из них является истинным – никакого третьего суждения быть не может; – достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

5. В чем заключается психологический смысл парадоксального вопроса – а бывает ли первое впечатление первым?

6. Любая ли эмоция может воздвигнуть барьер на пути нормального общения?

7. Какие факторы могут спровоцировать возникновение барьера отвращения и брезгливости?

8. Может ли хорошее настроение служить барьером в общении? Если да, то, в каких случаях?

9. Какие личностные особенности могут являться барьерами в общении?

10. В чем сущность барьеров социальных мотивов?

11. Какие четыре группы совместимости выделил К.К. Платонов?

Список литературы

1. Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1998.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.

5. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

7. Урбанович А.А. Психология управления. Мн., 2003.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

9. Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М., 1992.

ТЕМА 14.

Трудности общения

Трудности межличностного общения, в отличие от барьеров общения, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, по степени влияния на успешность общения.

В.Н. Куницыной (1995) предложена общая классификация трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам.

Группы трудностей по содержательно-функциональным характеристикам:

1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера: социальная неуверенность (возникает в условиях ролевого общения (начальник-подчиненный)), робость (поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор), застенчивость, неумение установить психологический контакт.

2) объективные трудности, то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Они вызваны объективными и, в общем, устранимыми причинами:

– трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта).

Коммуникативность – владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу и т.д.).

– трудности коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

Коммуникабельность – владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями).

Группы трудностей по причинной обусловленности:

1) первичные – зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних относятся агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

2) вторичные – могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения в общении. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров, неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (невозможность уединиться или депривация в детском возрасте), следствие общения со скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным и т.д. партнером.

Свойства личности, приводящие к трудностям в общении(Куницына, 1991):

человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);

не хочет, не умеет и не может общаться (аутичность, глубокое одиночество);

умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

умеет, может, но не хочет (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);

может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Источник

Оцените статью