Коммуникативная функция эмоций заключается

Коммуникативная функция эмоций

Из всех живых организмов, населяющих нашу планету, наиболее развита эмоциональная сфера у человека. Это объясняется тем, что в процессе эволюции намного удлинился период развития и научения детеныша человека. Для того чтобы ребенок мог не остаться один и выжить, должна была возникнуть связь между ним и матерью, между ним и другими членами сообщества. Фактором взаимной привязанности стали эмоции, обеспечившие безопасность и социальную связь. Эмоционально активный ребенок чаще оказывается на руках у матери или в поле зрения сородичей, что обеспечивает ему защиту от возможных нападений – безопасность, а также успешное научение – он имеет возможность наблюдать за действиями взрослых с близкого расстояния.

В последнее время, особенно большое внимание к себе привлекает вопрос о роли контакта с матерью для развития психики ребенка. Высказывается мнение, что она обеспечивает его не только грудным молоком, но и служит источником жизненно важных раздражителей. Ребенок быстро устает, много спит, что защищает его от перегрузки впечатлениями. Вместе с тем, в обстановке бедной внешними воздействиями, полноценного развития быть не может.

В начале XX столетия особое внимание привлек к себе тот факт, что в американских приютах зарегистрировали почти 100 % смертность грудных детей. Изолированные от матери дети становились апатичными, переставали есть и спать, худели и слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий след, если оно приходится на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последствии в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативность. У них были нарушены взаимоотношения с другими людьми.

Наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между людьми, особенно семейные взаимоотношения, формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу после рождения. Основным в этом процессе является чувство любви и привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, процесс психоэмоционального развития ребенка оказывается искаженным.

Итак, коммуникативная функция эмоций обеспечивает выживание, развитие, физическое и социальное благополучие индивида. Развитая эмоциональная сфера способствует большей вариативности поведения в сравнении даже с поведением высших животных, что необходимо для успешного взаимодействия человека с себе подобными и для успешной адаптации в обществе.

Даже взрослому человеку трудно бывает справиться с житейскими неурядицами, если он одинок и испытывает отсутствие любви. Такое состояние приводит к различным психологическим нарушениям, например, депрессии.

Эмоции стали одним из признаков человечности. Обедненная эмоциональная сфера считается признаком психического расстройства. Не обладая эмоциями и не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

В современном словаре присутствует огромное количество слов, обозначающих различные психические феномены, которые, так или иначе, относятся к сфере эмоций. Исследования внутренней структуры эмоций (Люсин Д.В., 1999) выявили 135 наиболее типичных примеров названий структурных категорий, в которые входили слова обозначающие:

— собственно эмоции (радость, гнев);

— личностные черты (вспыльчивость, импульсивность);

— внешние проявления эмоций (смех, слезы, улыбка, крик);

— психические состояния мотивационной природы (влечение, желание, ожидание).

Из них наиболее типичными при сопоставлении отечественных и зарубежных данных можно считать следующие тринадцать эмоций и эмоциональных состояний:

1. веселье; 6. испуг; 11. страх;

2. восторг; 7. радость; 12. удивление;

3. восхищение; 8. раздражение; 13. ярость;

5. злость; 10 смех;

Наиболее типичные из названных эмоций можно подразделить на 5 групп, соответствующих базовым эмоциям:

Радость – веселье, восторг, восхищение, радость, смех.

Гнев – гнев, злость, раздражение, ярость.

Страх – испуг, страх.

Горе – горе, слезы.

Люди склонны относить к эмоциям, прежде всего, психологические феномены ярко выраженной интенсивности, протекающие с видимыми изменениями физиологического состояния человека — ярость, восторг и др. – в научной психологии называемые аффектами. Кроме того, больше всего названных примеров относится к позитивным эмоциям, входящим в группу «радость». Вполне понятно стремление людей из различных этносов и различного уровня развития культуры к переживанию положительных эмоциональных состояний. О них чаще вспоминают и чаще упоминают в речи. В современном обществе переживание положительных эмоций является признаком личной и профессиональной успешности, тогда как с переживанием отрицательных эмоций обычно связывают отсутствие успешности, потери личного характера, предрасположенность к психическим заболеваниям. При таком психологическом давлении культуры на внутренний мир человека, отрицательные эмоции вытесняются из сознания людей как негативные и разрушающие внешний «образ преуспевания», поэтому они реже воспроизводятся в речи и сознании респондентов (людей, с которыми проводится интервью).

Читайте также:  Каждая наташка волшебница есть настроение творит нет настроения вытворяет

Нейтральные эмоции – удивление, интерес, сомнение и др., – одинаково не воспринимаемые как приятные или неприятные, часто называют «интеллектуальными эмоциями». Ряд авторов (А.Ортони, Дж. Клор, А.Коллинс,1988) утверждают, что эмоциями могут называться лишь полюсные психологические состояния, воспринимаемые как позитивные или негативные чувства. Однако, экспериментальные данные (Люсин Д.В.,1999) доказывают, что в число самых типичных эмоций респонденты включают «удивление» и другие не «окрашенные» переживания.

Кризисы жизни и состояния, возникающие как результат их последствия, переживаются с определенными эмоциями. Эмоциональный фон постоянный спутник нашей жизни.

Вопросы к теме.

1. Дайте определение понятия «базовая эмоция».

2. Назовите отличительные признаки базовых эмоций.

3. Расскажите о характере физиологической обусловленности эмоций.

4. Перечислите основные функции эмоций. Расскажите подробно о каждой из них.

5. Охарактеризуйте понятие аффективно-когнитивной структуры и расскажите о путях формирования адаптивных поведенческих реакций.

6. Расскажите о теории возникновения эмоций Джемса-Ланге и Кеннока-Барда.

7. Перечислите эмоциогенные стимулы.

8. Охарактеризуйте влияние ректикулярной формации на динамические параметры эмоциональных состояний.

9. Расскажите о физиологическом механизме формирования и регуляции эмоциональных состояний.

10. Чем отличается теория прямой мотивации от теории иерархии потребностей А. Маслоу.

11. Назовите примеры структурных категорий эмоций.

Источник

Психофизиология эмоций

Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.

Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.

Читайте также:  Чувствует ли плод вкус еды

Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Эмоции выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.

Подкрепляющая функция эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, — пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина — электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.

Также не удается выработать условнорефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. То есть индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллектуальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По существу, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим. В частности, уже в этом выражается переключательная функция эмоций.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Читайте также:  Как избавиться от депрессии если тебя бросила девушка

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов наших предков.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Источник

Оцените статью