Колесо плутчика сколько эмоций

Что такое колесо эмоций Роберта Плутчика и как им пользоваться

Имею высшее высшее образование, уже давно интересуюсь практической психолог.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Человек – существо с крайне сложной душевной организацией. Внешние проявления могут вообще не соответствовать внутреннему наполнению. Поэтому в психологии огромный раздел посвящен именно классификации эмоций и их разновидностей.

На сегодняшний день существует уже больше сотни теорий, каждая из которых определяет спектр личностных чувств по-своему. Одной из наиболее актуальных и понятных моделей является колесо эмоций, разработанное психологом Робертом Плутчиком. Давай разберем этот вариант более подробно.

Что такое Колесо эмоций

Изначально модель была представлена в виде круга, заполненного различными данными. Сейчас же формат несколько изменился и стал похож на цветок с разноцветными зонами, каждая из которых соответствует конкретной эмоции и её интенсивности.

Чувство размещено таким образом, что по другую сторону от него находится полная противоположность. Можно сказать, что таким простым и наглядным образом модель демонстрирует психологический баланс. Когда одна сторона начинает превалировать, возникает дисгармония, которая может спровоцировать серьезные проблемы в характере.

В Колесе эмоций важно не только наполнение, но и оформление. Каждый «лепесток» окрашен в определенный цвет. Чем ярче переживание, тем интенсивнее фон. Самые сильные эмоции расположены в центре модели. Их можно назвать чистыми или концентрированными.

Второй круг заключает в себе базовый набор чувств средней степени интенсивности. Они более привычны человеку, который находится в нормальном состоянии без перевозбуждения. Последний вариант перечисляет самые сглаженные и легкие эмоции, которые проявляет умиротворенная или хладнокровная личность.

Каждый круг стоит разобрать по отдельности. Ведь модель содержит в себе еще и промежуточные производные. Это сложные чувства, формирующиеся на стыках типовых ощущений.

Определение и виды эмоций

Первый уровень Колеса эмоций Роберта Плутчика

Здесь отражены самые сильные и четко ограниченные реакции человека на то или иное событие. Это простые и конкретные эмоции, которые чаще всего люди употребят по отношению к себе, если попросить их описать текущее состояние. Характеризуются сильной интенсивностью и отчетливым внешним проявлением. Такие чувства скрыть практически невозможно:

Самая позитивно окрашенная эмоция. Возникает, когда человек видит нечто очень приятное его сознанию. В основном сопровождает состояние влюбленности, когда партнеры находятся рядом друг с другом, перерастая в ощущение экстаза и благоговения.

Данная эмоция часто соседствует с восторгом. Обычно возникает, когда человек наблюдает за чем-то превосходящим общепринятые нормы. Тесно переплетается с одобрением других людей за их неординарные способности. Однако легко переходит в зависть.

Характерное состояние, если имеет место серьезная угроза. Организм получает мощный сигнал о надвигающейся опасности. Предполагает начало действий по самосохранению. Иногда ощущение абсолютного ужаса способно ввести человека в эмоциональный ступор.

Так ты чаще всего реагируешь на что-то совершенно новое и необычное. Иногда эмоция граничит с волнением и легким страхом, так как не всегда понятно, чего ждать от текущей ситуации. Если безопасность подтверждается, чувство получает исключительно положительный окрас, а ты перейдешь в состояние внутреннего спокойствия.

Тяжелая и отрицательная эмоция, связанная с потерей чего-либо очень значимого для конкретного человека. Причем масштабы случившегося бывают совершенно разными. Все зависит от личных устоев. Может стать триггером для более активного взаимодействия с окружением.

Giphy

  • Отвращение (фиолетовый).

Это ощущение возникает, когда ты видишь или слышишь что-то неприятное. Обычно связано с желанием отгородить себя от потенциальной опасности. Может быть направлено как на неодушевленные предметы, так и другого человека.

Стандартная реакция организма на возникшее препятствие в виде «врага». Главной целью данной эмоции является полное устранение проблемы. Часто имеет деструктивные последствия. Способно отключать страх и чувство самосохранения.

Негативно окрашенная эмоция, связанная с недоверием к конкретному человеку или ситуации в целом. Быстро теряет отрицательный заряд, переходя в любопытство и заинтересованность при условии полного ощущения безопасности.

И это только самые яркие эмоции, которые появляются на пике психологического напряжения. Движение по шкале интенсивности может быть как к центру, так и наоборот. То есть, гнев способен перейти в досаду, смешанную с разочарованием, а безмятежное состояние с большей долей вероятности сменится восторгом.

Фото Mark Daynes on Unsplash

Перечень базовых эмоций

Согласно рассматриваемой модели, это более спокойное проявление вышеописанных реакций организма на раздражитель. Они чаще возникают в повседневной жизни, так как первый круг является пиковым состоянием организма, которое наступает исключительно под воздействием сильного впечатления. В перечень базовых эмоций входят следующие переживания личности:

  • Радость. Более мягкая степень восторга. Это искреннее чувство, связанное с приятными ощущениями.
  • Доверие. Происходит от восхищения. Имеет очень хрупкие грани, которые легко нарушить. В таком случае совершится переход в подозрительность или тревогу.
  • Страх. Базируется на ужасе, но уже в более мягкой степени проявления. Это типичная реакция на пугающие объекты. Страх не связан с фобиями и иногда возникает от чувства неизвестности.
  • Удивление. Второй пункт по направлению от изумления. Данная эмоция редко остается незамеченной, так как мимика на автоматике демонстрирует реакцию человека.
  • Грусть. Уже не горе, но все еще сильная отрицательная эмоция. Чаще всего скрыта за безразличием или напускной радостью. Имеет разрушительный эффект, но уже не по отношению к окружающим, а самому человеку. Особенно сильно это проявляется, когда движение происходит от краев к центру модели.
  • Неудовольствие. Произрастает из отвращения, но обычно не влечет за собой какого-то физического действия.

Фото Tengyart on Unsplash

  • Злость. Менее разрушительная эмоция по сравнению с гневом. Но все равно негативный окрас чувствуется. Её сложно скрыть, такая эмоция часто проявляется в виде невербальных жестов и определенной мимики.
  • Ожидание. Происходит от настороженности, если обстановка в целом комфортная и опасности не наблюдается. Легко трансформируется как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Промежуточные эмоции

Роберт Плутчик предусмотрел и разнообразные переходы от одного ярко выраженного базового чувства к другому. Обычно они возникают уже на третьем круге, когда эмоции становятся более мягкими:

  • безмятежность, вытекающая из радости, граничит с любовью;
  • принятие, появляющееся после оправданного доверия, способно вызвать чувство покорности или смирения;
  • тревога, возникающая после страха, является прародительницей внутреннего трепета;
  • возбуждение, в которое рано или поздно переходит удивление с положительной окраской, имеет общие границы с разочарованием;
  • печаль как послевкусие от грусти может привести за собой раскаяние;
  • скука, происходящая от неудовольствия, довольно часто перетекает в плохо скрываемое презрение;
Читайте также:  Фотки с надписями нет настроения

Фото Bernard Hermant on Unsplash

  • досада, вытекающая из злости, практически всегда становится базой для пассивной агрессии.

Как видишь, эмоциональная палитра очень разнообразна. Чувства отдельно взятого человека нельзя назвать простыми и очевидными, так как они практически всегда смешиваются и за считаные секунды меняют интенсивность. Понимание этого облегчает воспитание детей и помогает самостоятельно управлять своими эмоциями.

Источник

Как использовать колесо эмоций Роберта Плутчика для развития эмоционального интеллекта.

Колесо эмоций Роберта Плутчика: общая информация

Американский психолог Роберт Плутчик закончил работу над теорией в 1962 году — тогда она была представлена в виде монографии.
Он изобразил 8 основных эмоций человека, представил их в виде противоположных пар. В итоге получилась яркая наглядная схема, напоминающая цветок. Колесо эмоций Роберта Плутчика включает в себя:

Центральный круг — аффекты — эмоции.
Средний — базовые или простые эмоции.
Внешний — сложные эмоции, получаемые, если соединить простые чувства в определенном порядке.

Обратите внимание: чем дальше эмоция удалена от центральной оси, тем слабее является переживание. В нижней точке смыкания лепестков — полное спокойствие или эмоциональный ноль. С помощью колеса эмоций Роберта Плутчика удается лучше представить свои или чужие чувства, понять их и научиться вызывать нужные, а при необходимости — корректировать поведение.

Эмоция состоит из нескольких компонентов.
Во-первых, это некое возбуждение в организме человека.
Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).
В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.

Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.

Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.

Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.

Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

1.Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?

Инструмент полезен и в работе с персоналом. С помощью него можно влиять на сотрудников во время развития, обучения и вовлечения, мотивировать работать лучше, разрабатывать тактику личного развития. Колесо дает возможность спрогнозировать не только действия конкретных людей, но и результаты работы команд.

Жук в коробке.

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки. А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их. А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Колесо эмоций

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика. Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.

Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).

Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект. В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей.

«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Аль¬фрид Ленгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологических ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Упражнения для тренинга эмоций.

Читайте также:  Как себя чувствовали после чистки

Попробуйте несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)

Гнев + Предвкушение = ЗАПАЛ

Предвкушение + Радость = ОПТИМИЗМ

Отвращение + Гнев = НЕГОДОВАНИЕ

Страх + Удивление = СМЯТЕНИЕ

Радость + Доверие = ЛЮБОВЬ

Печаль + Отвращение = ПРЕЗРЕНИЕ

Удивление + Печаль = ДОСАДА

Доверие + Страх = ПОКОРНОСТЬ

Гнев + Радость = ТРИУМФ

Предвкушение + Доверие = НАДЕЖДА

Отвращение + Предвкушение = ЦИНИЗМ

Страх + Печаль = ОТЧАЯНИЕ

Радость + Страх = РИСК

Печаль + Гнев = ЗАВИСТЬ

Удивление + Отвращение = ШОК

Доверие + Удивление = ЛЮБОПЫТСТВО

Гнев + Доверие = ДОМИНИРОВАНИЕ

Предвкушение + Страх = ТРЕВОГА

Отвращение + Радость = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА

Страх + Отвращение = ВИНА

Удивление + Гнев = ВОЗМУЩЕНИЕ

Доверие + Печаль = СОЧУВСТВИЕ

Радость + Удивление = ВОСТОРГ

Печаль + Предвкушение = ПЕССИМИЗМ

Эмоциональный ноль = ПОКОЙ

Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.

  1. Внимательно просмотрите на таблицу. Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

2. Повторите это же упражнение в паре или в группе. Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.

3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице. Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще?

Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

Плюс на минус.

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит. А х В = С, где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция). Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе. Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь». Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой. Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

Как выявить и как работать с иррациональными верованиями.

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться».

Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».

Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»

Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»

Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»
Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

Инструмент для работы по выявлению иррациональных убеждений.
В спокойных размышлениях нет заранее фиксированного, ожидаемого результата в виде предполагаемого решения какой-либо задачи;
в спокойных размышлениях нет самой необходимости мыслить, т.е., выходить рассуждениями из проблемной ситуации;
в этих размышлениях одинаково ценно как логическое, так и алогическое мышление;
это скорее образное мышление, чем понятийное;
этот тип размышлений близок к музыкальному мышлению и его логике.

Здесь прямая ссылка: https://agb.podster.fm/

Прослушайте треки (их 19) в свободном режиме можно не по порядку и дайте обратную связь Александру Беляеву.
Если внутри спорите с информацией, которую услышите. то аргументы записываете и отправляете их в «личку», тогда по этому материалу Александр Беляев сможет сказать на каких базовых жизненных темах есть ограничения, которые мешают вам в жизни.

Вина – стыд: и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

Досада – разочарование: вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Тревога – беспокойство: тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть – ревность: грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями.

Благодарим Андрея Беспалова за материал статьи «Колесо эмоций Роберта Плутчика»

Рекомендации для руководителей:

Как пользоваться колесо эмоций Роберта Плутчика при обучении
Обучение будет успешным, если слушатели усвоят информацию, воспримут ее. Для этого у них должно быть приподнятое настроение, а мысли направлены на запоминание сведений. Если спикер не способен вызвать интерес у публики, люди начинают заниматься своими делами, думать о проблемах, отвлекаться и разговаривать.

До начала проведения обучающего мероприятия воздействуйте на эмоциональную сферу слушателей, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика.

Читайте также:  Почему у человека есть эмоции

Ваша задача — задействовать внутренние ресурсы подчиненных, а не только мотивировать их обещаниями и внешними стимулами. Это интересно! Одна из важных эмоций, которая участвует в успешной деятельности, — эмоция интереса. В совокупности с доверием и радостью она дает человеку энергию, чтобы достигать цели и быть готовым к вызовам. Коктейль эмоций интерес-радость-доверие побуждает к творчеству.

Вариант №1. Смешивайте эмоции

Выберите чувство, которое вы хотите вызвать у сотрудников. Найдите его в колесе, посмотрите, из каких простых эмоций его можно получить. Например, вызвать любопытство помогает интрига или доверительная обстановка, зарядить оптимизмом — знание конечного результата и т.д. По сути, вам нужно вызвать несколько эмоций, которые в комбинации друг с другом дадут желаемый результат. Какие инструменты для этого использовать — решать вам. Лучше заранее подумайте над этим, чтобы не пришлось импровизировать. Выучите таблицу с эмоциональной арифметикой или распечатайте ее, чтобы при необходимости подглядывать. Эмоциональная арифметика: какие эмоции сочетать

Вариант №2. Создайте позитивную атмосферу

При обучении сотрудников учитывайте тот факт, что познавательная активность мозга зависит от испытываемых человеком эмоций. Сложная информация, требующая умственного напряжения, усваивается только в позитивной обстановке. Если участники напряжены, вызовите эмоцию радости и доверия. Добиться этого можно несколькими способами. Тщательно подготовьтесь к мероприятию, подберите спокойные фоновые мелодии, которые будут расслаблять, но не отвлекать. Дайте участникам время, чтобы они пообщались, познакомились, обсудили что-нибудь. Если у вас нет времени на подготовку, расскажите интересную историю, связанную с темой обучения, в самом начале тренинга, которая вызовет разноплановые эмоции. Важно, чтобы участники прониклись повествованием, сопереживали главным героям.

Пример: Менеджер по обучению компании-дистрибьютора селективной парфюмерии Станислав раз в несколько недель проводит тренинг. Его задача — погрузить новичков в корпоративный контекст, дать информацию о продукте. Приходя на встречу, люди чувствуют благоговение перед новым этапом в жизни. Эта эмоция состоит из страха и удивления. Чтобы воздействовать на аудиторию, тренер добавляет к этим эмоциям чувство доверия. Обычно Станислав начинает мероприятие с интересной истории: «Недавно мы запускали на рынок линию ароматов в красивых флаконах с полудрагоценными яркими камнями. Продукт дорогой. Руководитель проекта, которого назначили популяризировать марку, сомневался в успехе. Не по душе ему были ароматы! А его помощница оценила духи. У нее возникло много новых идей, как донести до потребителей очарование линии. Как вы думаете, чем закончилась история?». Участники приступают к активному обсуждению, осваиваются, начинают доверять тренеру, поэтому мероприятия проходят с максимальной пользой.

Вариант №3. Вызовите любопытство

Любопытство побуждает людей слушать внимательнее, улавливать каждое слово, поэтому оно важно при обучении. Чтобы его вызвать, смешайте удивления с доверием. Для этого подойдет красочная презентация. Также вы можете задать нестандартный или провокационный вопрос, запускающий мыслительные процессы. Побудите людей задуматься, проанализировать, дать ответ. Будет идеально, если вы спровоцируете жаркую дискуссию среди участников. Применение колеса эмоций Роберта Плутчика при развитии внутренних коммуникаций Многие HR-ры сталкиваются с проблемой развития внутренних коммуникаций компании. Связано это с тем, что они не могут вызвать интерес у сотрудников. Чтобы исправить ситуацию, задействуйте эмоции. Вызовите любопытство. Например, при развитии корпоративного портала ежедневно добавляйте интересные новости, делитесь собственными наблюдениями. Провокационная информация — запрещенное, но мощное оружие. Используйте ее, если ничто другое не помогает. Сочетайте доверие и предвкушение, чтобы «заманить». Вызывайте эти же и другие эмоции на совещаниях. Так вам не придется заставлять сотрудников посещать их, придумывать наказания, если они не придут. При подготовке к мероприятию обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика. Заранее думайте, как и с чего вы начнете, чтобы заинтересовать подчиненных, чем закончите.

Пример: В компании «Альфа» руководитель Александр не заставлял работников ходить на совещания и посещать корпоративный сайт, но сотрудники все равно делали это. После его ухода ситуация изменилась. Новый управляющий Даниил жаловался директору Станиславу, что подчиненные не желают обсуждать даже серьезные проблемы, а посещаемость сайта упала. Станислав решил поговорить с персоналом. Он выяснил, что поведение сотрудников связано с тем, что им скучно на совещания, а ничего нового управляющий не говорит и не предлагает. После разговора директор вызвал Даниила и попросил его изучить колесо эмоций Роберта Плутчика и научиться им пользоваться. Ситуация изменилась, когда управляющий стал вызывать заинтересованность, предвкушение у сотрудников. Они охотнее шли на совещания, ведь на них стало не так скучно. Как стимулировать персонал с помощью эмоций Эмоции влияют на все сферы жизни человека, его здоровье. Чем больше позитивных чувств испытывает работник, тем эффективнее работает. Создайте в коллективе ощущение благополучия, стабильности, радости. Комбинируйте разные эмоции, записывайте, как себя ведут подчиненные, каких результатов достигают. Со временем вы научитесь ловко вызывать те чувства, которые нужны для решения текущих задач. Экспериментируйте на себе. Заведите дневник, в который записывайте то, что произошло в течение дня, перечисляйте испытываемые эмоции. Через месяц проанализируйте, как и в каких ситуациях вы действовали, что вами управляло. Периодически обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика, чтобы пополнить арифметическую таблицу собственными комбинациями чувств. Почему не удается вызвать эмоции у других Не каждый руководитель умеет вызывать аффекты у подчиненных, распознавать их и управлять ими. Если вы только начали карьеру в этой области, начните с себя. Повышайте уровень эмоционального интеллекта, практикуйте комбинации чувств, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика. Только тогда, когда вы научитесь управлять собой, сможете влиять на коллег. Справка: отсутствие эмоций у человека может говорить о профессиональном выгорании, усталости, а не только о низком уровне EQ. Если вы замечаете, что сотрудники отрешены, не реагируют даже на серьезные раздражители, выясните причину поведения и устраните ее. Помните, что умение управлять эмоциями важно не только для вас, но и ваших подчиненных. Уделяйте внимание личностному росту, проводите тестирование, устраивайте тренинги, раздавайте памятки с рекомендациями по развитию EQ. Со временем вы заметите, что вызывать нужные чувства стало проще, как и управлять ими.
Вывод Колесо эмоций Роберта Плутчика — не такой простой инструмент, как кажется на первый взгляд. Научиться им пользоваться смогут люди, которые знают основы психологии, умеют управлять своими эмоции, определять чувства других и вызывать их. Чтобы узнать тонкости влияния на эмоциональную сферу человека, читайте книги, тренируйтесь, тогда у вас все получится.

Рекомендуем следующие книги к прочтению для развития эмоционального интеллекта:

Источник

Оцените статью