Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний
19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Эмоциональные явления — давний предмет философских изысканий и неиссякающая тема психологических исследований. Значительная часть работ касается проблемы распознавания эмоциональных состояний, которая на настоящий момент выступает полем для дискуссий в обсуждении как фундаментальных вопросов психологии эмоций, так и методических аспектов организации эмпирических исследований. Отдельные вопросы, связанные с распознаванием эмоций, получают разработку в других областях психологического знания, в частности, в социальной, дифференциальной психологии, психологии развития.
Ключевой вопрос настоящего исследования заключается в том, каким образом люди распознают эмоциональные состояния других людей и какие характеристики познавательной сферы определяют содержание и эффективность этих оценок.
На сегодняшний день изучение распознавания эмоциональных состояний направляется, как минимум, тремя современными тенденциями, обобщающими полученные ранее эмпирические факты.
Первая тенденция заключается в констатации рядом авторов слабости и недостаточности идущей от Дарвина парадигмы в изучении распознавания эмоций для объяснения эмпирически полученных данных (Russell, Bachorowski, Fernбndez-Dols, 2003). В рамках предлагаемого подхода пересматриваются функции экспрессии, которая традиционно считается наиболее информативным признаком эмоций. Представление об экспрессии как о средстве выражения вовне внутреннего состояния (Изард, 1980; Ekman, 1979) противопоставляется идее об отсутствии однозначной связи между эмоцией и экспрессией (Russel, 1994). Следовательно, процесс распознавания эмоций понимается не как непосредственный и мгновенный, подобный рефлекторному декодированию сообщения (Ekman, 1997), но как более сложный, поэтапный, основанный на интерпретации реципиентом всей доступной ему информации.
Первостепенность роли экспрессии в распознавании эмоций и ее социальная значимость подчеркиваются в отечественных исследованиях, которые руководствуются тезисом о том, что «…выражение и воздействие взаимосвязаны и взаимообусловлены» (Рубинштейн, 2001, с. 567). В контексте проблематики межличностного познания разработаны глубокие идеи и проведены многочисленные исследования, раскрывающие особенности формирования первого впечатления; роль эталонов в социальном восприятии; интерпретации экспрессии лица; социально-психологические факторы, детерминирующие эти процессы (Абульханова, 2002; Андреева, 1998; Барабанщиков, 2003; Бодалев, 1982; Бодалев, Васина, 2005; Лабунская, 1999; Шкуратова, 1994).
Вторая тенденция является современной реализацией исторически сложившегося представления о том, что люди способны понимать эмоциональные состояния с разной степенью успешности. Изучение индивидуальных различий в способностях понимания, описания и контроля эмоций получило интенсивное развитие в начале 90-х гг. в связи с появлением конструкта эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2004). В качестве факторов, выступающих источниками этих различий, исследуются гендерные, профессиональные, личностные характеристики. В теоретическом поиске возможных детерминант способностей в распознавании эмоциональных состояний значительная роль отводится когнитивным характеристикам, которые, однако, практически не исследованы в эмпирическом ключе (Робертс с соавт., 2004).
Третья тенденция современных исследований в области распознавания эмоций связана с отмечаемой исследователями необходимостью повышения экологической валидности экспериментов (Russell, Bachorowski, Fernбndez-Dols, 2003). Типичная экспериментальная ситуация распознавания эмоционального состояния значительно упрощена по сравнению с реальной, так как в ней ограничено количество источников информации об эмоциях.
В настоящей работе материалом для оценивания выступают естественные эмоциональные состояния, что обеспечивает более высокую экологическую валидность процедуры. Такой подход к организации эмпирического исследования мало представлен среди многочисленных работ, в которых для распознавания эмоций используются отдельные признаки (например, экспрессия лица) (Russel, 1996). Проводимый в исследовании анализ связей когнитивных характеристик стороннего наблюдателя (в частности, интеллекта, когнитивных стилей, эмоционального интеллекта) с особенностями распознавания им эмоций восполняет пробел в понимании роли когнитивных факторов в этом процессе.
Объект исследования: распознавание эмоционального состояния другого человека.
Предмет исследования: когнитивные характеристики, связанные с распознаванием эмоционального состояния другого человека.
Целью диссертационной работы является выявление и исследование взаимосвязей между особенностями распознавания наблюдателем эмоциональных состояний и его когнитивными характеристиками.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития исследований распознавания эмоциональных состояний и факторов, определяющих индивидуально-психологические различия в этой области.
2. На основании данных научной литературы и теоретического анализа определить когнитивные характеристики, предположительно связанные с распознаванием эмоциональных состояний, а также выбрать или разработать методики для их измерения.
3. Разработать экспериментальную методику для получения оценок наблюдателем эмоциональных состояний другого человека.
4. По результатам эмпирического исследования разработать структурную модель распознавания эмоциональных состояний.
Методологической основой работы является работы является системный подход (Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин, Д.Н. Завалишина, В.А. Барабанщиков), социально-конструктивистский подход к описанию организации эмоциональной сферы (Дж. Рассел).
Общая гипотеза исследования. В распознавании эмоциональных состояний другого человека выделяются два аспекта — результативный и процессуальный, которые образуют связи с когнитивными характеристиками наблюдателя.
Методы и методики исследования. По схеме организации исследование является корреляционным, включает ряд методов статистической обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ). Обработка результатов выполнена при помощи статистического пакета SPSS и приложения MS Excel.
В работе использовались методики, позволяющие получить: а) оценки наблюдателем эмоциональных состояний других людей; б) когнитивные характеристики наблюдателя.
Положения, выносимые на защиту:
1. В распознавании эмоциональных состояний выделяются два аспекта — результативный и процессуальный. Результативный аспект проявляется в точности распознавания эмоциональных состояний другого человека; процессуальный аспект представлен стратегиями распознавания эмоций.
2. Существуют индивидуально-психологические различия в результативном и процессуальном аспектах распознавания эмоциональных состояний. По отношению к результативному компоненту они проявляются в степени эффективности распознавания эмоций. Специфику индивидуальных различий в процессуальном компоненте образует содержание когнитивных стратегий распознавания эмоций.
3. С индивидуально-психологическими различиями в распознавании эмоциональных состояний связаны две группы факторов:
1) индивидуальные особенности организации когнитивной сферы наблюдателя;
2) особенности информации, доступной для распознавания эмоциональных состояний.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о распознавании эмоциональных состояний — выявлении не только конечных результатов распознавания, но и когнитивных переменных, которые определяют характер выносимой человеком оценки. Новизну эмпирического плана работы составляет разработка оригинальной экспериментальной методики, позволяющей получить оценку наблюдателя естественных эмоциональных состояний другого человека.
Теоретическое значение работы состоит в анализе роли когнитивных характеристик в распознавании эмоциональных состояний, что обогащает теоретические основы исследований индивидуально-психологических различий в этой области. Обращение к процессуальному аспекту распознавания эмоциональных состояний является предпосылкой для изучения лежащих в основании механизмов. На основании обобщения результатов исследований распознавания эмоциональных состояний и эмпирического анализа связей когнитивных характеристик человека с особенностями распознавания им эмоций выделены два аспекта распознавания, по-разному проявляющиеся в зависимости от организации когнитивной сферы и ситуации распознавания.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для разработки рекомендаций по повышению эффективности оценивания эмоциональных состояний других людей, предназначенных для широкого круга специалистов (социальных работников, актеров, педагогов, психологов и др.). Результаты также могут быть использованы при разработке внешнего вида интерфейсов для он-лайн взаимодействия (например, при дистанционном обучении) с целью повышения сходства представленных в них изображений эмоций с естественными.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается за счет проведения содержательного анализа работ по теме диссертации, адекватности методов эмпирического исследования, использования современных методов статистической обработки данных.
Апробация результатов исследования проводилась на международных конференциях: «Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: 5 чтения памяти Л.С. Выготского» (Москва, 2005), «Понимание в коммуникации — 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст» (Москва, 2007), на семинаре «Теоретические проблемы психологии» Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (2007).
Публикации. По теме диссертации опубликованы 7 работ.
Структура диссертации. Представляемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст сопровождается таблицами и рисунками.
Основное содержание работы
эмоциональный распознавание когнитивный
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Формулируются цель, задачи, общая гипотеза исследования. Указываются методологическая основа работы, объект, предмет, методы и методики исследования. Формулируются положения, выносимые на защиту.
Глава 1 «Распознавание эмоциональных состояний как объект психологического исследования» представляет аналитический обзор теоретических позиций, которые на настоящий момент являются основополагающими для исследований распознавания эмоций, обсуждает ключевые вопросы методического характера и освещает спектр эмпирических работ по этой тематике.
В разделе 1.1 рассматриваются теоретические предпосылки существующих на сегодняшний день исследований распознавания эмоций — подходы к описанию организации эмоциональной сферы и альтернативные позиции, касающиеся функций эмоциональной экспрессии. Приверженность той или иной позиции определяет основные моменты в экспериментальной процедуре распознавания эмоций — набор эмоций, который предъявляется для распознавания, формат ответов испытуемого, способ интерпретации результатов.
Охарактеризованы два подхода к описанию организации эмоциональной сферы: выделение измерений, по которым характеризуются эмоции (dimensional approach — дименсиональный подход) (Г. Шлосберг, Дж. Рассел, А. Телледжен, Д. Уотсон, Ч. Осгуд, О.С. Архипкина); выделение базовых эмоций, сочетания которых порождают разнообразие эмоциональных явлений (К. Изард, П. Экман, С. Томкинс, О. Моурер, Н. Фрейда). В обзоре отражены критические положения в адрес подходов. По отношению к дименсиональному подходу — это обсуждение количества измерений, включение в модель неэмоциональных категорий, возможность проведения только общих различий между эмоциями и пр. (Lucas, Diener, Larsen, 2003; Russell, 2003). Идея базовых эмоций вызывает полемику по поводу того, какие эмоции следует относить к базовым, что делает эмоцию базовой, и сколько существует базовых эмоций (Ortony, Turner, 1990).
Другой фундаментальной предпосылкой исследований распознавания эмоций является существование разных подходов к пониманию функций экспрессии и связи экспрессивных признаков с эмоциями. Эволюционное понимание значения экспрессии, реализованное в подходе базовых эмоций, подчеркивает ее врожденный характер и универсальность распознавания, независимо от половых, расовых и других характеристик распознающего. Экспрессия — это внешнее выражение внутреннего состояния, ее декодирование — врожденный, непосредственный, мгновенный процесс (Ekman, 1997). В рамках социально-конструктивистского подхода распознавание эмоций, в первую очередь, определяется особенностями содержания концептов эмоций, а не биологически заданными механизмами распознавания (Widen, Russell, 2004). Подвергается критике тезис об однозначности связи между экспрессивными выражениями и эмоциями. Функция экспрессии с точки зрения этого подхода — осуществить социальное влияние, поэтому процесс распознавания эмоций рассматривается как более сложный, чем подобное рефлексу декодирование сообщения, предполагает этапы, интерпретацию воспринимающим всей доступной, помимо экспрессии, информации (Russell, Bachorowski, Fernбndez-Dols, 2003).
Эмпирическим путем выявлено, что процесс восприятия лицевой экспрессии базовых эмоций имеет форму викарного общения; для него характерны этапность, непрерывность, реконструирование опорных единиц; отдельные мимические выражения воспринимаются не изолированно, а как определенная система признаков, в которой существуют связи между элементами (Барабанщиков, 2002; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Барабанщиков, Самойленко (ред.), 2007; Малкова, 1981). Таким образом, показано, что существенные положения системного подхода могут быть раскрыты по отношению к распознаванию эмоций по выражению лица. Данная работа также апеллирует к системным представлениям, в первую очередь, для решения задачи построения структурной модели распознавания эмоций.
Раздел 1.2 посвящен обзору работ, в которых эмоциональные состояния распознаются по отдельным признакам — выражению лица (п. 1.2.1), жестам и голосу (п. 1.2.2), контексту ситуации (п. 1.2.3). Основные методические проблемы, связанные с исследованием распознавания эмоций, подробно анализируются в п. 1.2.4. Вопросы, касающиеся экологической валидности процедуры, определения правильности ответов в заданиях и пр., обсуждаются в контексте дискуссии между представителями эволюционного (С. Томкинс, П. Экман, К. Изард) и социально-конструктивистского (Дж. Рассел) подходов. Описаны основные аспекты типичной экспериментальной схемы распознавания эмоций и направления ее модификации с позиции альтернативного подхода. Приведены соответствующие эмпирические данные.
В целом обзор исследований распознавания эмоций показывает, что на настоящий момент эта область представлена в основном работами, анализирующими отдельные источники информации об эмоциях. Их методологические и методические трудности осложняют изучение спонтанных состояний и снижают валидность лабораторных экспериментов. Переживания, возникающие у людей в естественных ситуациях повседневной жизни — это многокомпонентные феномены, распознавание которых является более сложным, чем предполагалось ранее, процессом, в основе которого — интерпретация человеком всех доступных ему для вывода об эмоциональном состоянии источников информации.
Глава 2 «Индивидуально-психологические различия в распознавании эмоциональных состояний» посвящена анализу факторов, определяющих индивидуально-психологические различия в распознавании эмоциональных состояний. Обзор исследований, проведенный в разделе 2.1, показывает, что значительную эмпирическую разработку получили некогнитивные факторы успешности распознавания эмоциональных состояний (пол, возраст, профессиональная и культурная принадлежность, некоторые личностные черты и пр.) (Гаврилова, 1975; Hall, Matsumoto, 2004; Mufson, Nowicki, 1992). В разделе 2.2 обсуждаются когнитивные факторы распознавания эмоций. Среди них наиболее широко исследуется эмоциональный интеллект — способность понимать и управлять эмоциями (Андреева, 2006; Бабаева с соавт., 1999; Люсин, 2006; Робертс с соавт., 2004; Roberts et al., 2001). В п. 2.2.1 описаны основные модели эмоционального интеллекта, подходы и методики его измерения, связи с другими конструктами. В п. 2.2.2 в качестве когнитивного фактора, определяющего успешность распознавания эмоций, анализируется понятие когнитивного стиля. Приведены результаты исследований трех когнитивных стилей — полезависимости-поленезависимости, диапазона эквивалентности, ригидного-гибкого познавательного контроля. Указаны методики их диагностики, характеристики представителей разных полюсов стилей, особенности их поведения в социальном контексте.
П. 2.2.3 преимущественно посвящен исследованиям, выходящим за рамки только анализа успешности распознавания эмоциональных состояний. В центре внимания таких работ оказываются индивидуальные способы выполнения заданий на распознавание эмоций (на разном материале), а также особенности поведения, похожие на стилевые — например, «чувствительность» к определенным признакам при восприятии эмоций (Малкова, 1981; Сысоева, 2005; Feldman Barrett, Niedenthal, 2004; Schnall et al., 2002). Раздел подводит к выводу о том, что, хотя в теоретическом анализе когнитивным характеристикам отводится значительная роль (эмоциональные знания и навыки, особенности переработки эмоциональной информации), данная группа факторов практически не исследована в эмпирическом ключе. На сегодняшний день исследователи говорят о необходимости выявления психологических процессов, обуславливающих индивидуальные различия в переработке эмоционально окрашенных стимулов, и только начинают обращаться к анализу характерных для тех или иных групп людей способов обращения с эмоциональным содержанием (Робертс с соавт., 2004; Carroll, Russell, 1996).
Программа, результаты, обсуждение результатов и выводы настоящего исследования изложены в главе 3 «Эмпирическое исследование роли когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний других людей».
Для обозначения процесса, в результате которого человек (наблюдатель) выносит суждение об эмоциональных состояниях других людей, используется термин «распознавание». В современной литературе по эмоциональной тематике этот термин употребляется наряду с такими понятиями, как «идентификация», «опознание», «восприятие» эмоций (Барабанщиков, 2003; Лабунская, 1999; Чебыкин, 1991; Russell, Bachorowski, Fernбndez-Dols, 2003).
Под эмоциональным состоянием, как правило, понимают эмоцию в широком смысле — целостную реакцию, которая включает не только субъективный компонент (переживание), но и специфические физиологические и поведенческие изменения, сопутствующие этому переживанию (Дружинин (ред.), 2003).
Общая гипотеза исследования предполагает наличие связей между когнитивными характеристиками наблюдателя и двумя аспектами распознавания им эмоционального состояния другого человека. В качестве аспектов распознавания эмоций рассматриваются:
1) Точность оценки наблюдателем состояния другого человека.
Этот аспект можно обозначить как «результативный», подчеркивая его отношение к результату распознавания: наблюдатели могут оценивать эмоциональное состояние с большей или меньшей точностью. Согласно замыслу работы, проводятся статистические расчеты для анализа связей точности оценки эмоций наблюдателем с его когнитивными характеристиками.
2) Использование наблюдателем тех или иных когнитивных стратегий для распознавания эмоций другого человека.
Данный аспект определяется как «процессуальный» и подчеркивает возможность достижения одного и того же результата распознавания разными способами (например, один наблюдатель склонен обращать внимание на выражение лица других людей, а другой — на то, что они говорят). Тем самым предпринимается попытка выявить те переменные, которые определяют характер выносимой испытуемым оценки; исследуется, как люди оперируют информацией, чтобы понять состояние другого человека. В данном случае когнитивные стратегии распознавания эмоций — это способы переработки информации, которые могут быть использованы человеком для того, чтобы сделать вывод об эмоциональном состоянии другого человека. Когнитивные стратегии могут состоять из отдельных приемов, согласованно применяемых человеком для понимания эмоций других людей в конкретных ситуациях. В работе проводится анализ связей между стратегиями распознавания эмоций и когнитивными характеристиками наблюдателя, а также с точностью оценки им эмоционального состояния.
Еще одно направление анализа данных касается индивидуальных различий в восприятии эмоционального содержания стимульного материала. В литературе отмечается, что факторный анализ данных, полученных путем самоотчета об эмоциях, и многомерное шкалирование эмоциональных категорий и оценок мимической и вокальной экспрессии эмоций, как правило, выявляют два общих измерения — валентности и активации (Russell, Feldman Barrett, 1999). Для ответа на вопрос о паттернах эмоциональных категорий, которые люди склонны приписывать другим в результате просмотра фрагмента их поведения, используется метод факторного анализа. Согласно общей гипотезе исследования, анализируются связи полученных факторов с точностью распознавания эмоционального состояния и когнитивными характеристиками наблюдателя.
В разделе 3.2 сформулированы экспериментальные гипотезы, описана процедура проведения исследования, методики, их основные показатели, выборка.
Экспериментальные гипотезы исследования:
1. Точность распознавания эмоциональных состояний наблюдателем связана со следующими его характеристиками:
1.1. когнитивными стилями;
1.3 эмоциональным интеллектом.
2. Существуют индивидуальные различия в использовании наблюдателем когнитивных стратегий распознавания эмоций, связанные с характеристиками его когнитивной сферы (интеллектом, когнитивными стилями, эмоциональным интеллектом, представлениями об эмоциях).
3. Стратегии распознавания эмоций различны по эффективности: одни в большей степени связаны с точностью распознавания эмоционального состояния, чем другие.
Процедура и методики исследования состояли в следующем. Испытуемому предлагалось оценить эмоциональное состояние персонажа в видеосюжете, который представлял фрагмент его поведения в естественной ситуации. Для оценки состояния персонажа предъявлялась методика, специально разработанная для целей исследования. Методика представляет собой набор из 18-ти униполярных шкал, обозначающих эмоциональные состояния (возбуждение, радость, спокойствие, удивление и др.) с вариантами ответа от 0 (категория не характеризует состояние персонажа в данном сюжете) до 5 баллов (категория максимально точно описывает состояние героя данного сюжета).
После выполнения этого задания наблюдателям предлагался специально разработанный опросник для определения стратегий распознавания эмоций. Опросник представляет собой перечень приемов, которые можно использовать для распознавания эмоционального состояния другого человека. Составление списка осуществлялось на основании литературных данных о признаках, которые дают информацию об эмоциях (Бреслав, 2004; Рейковский, 1979; Carroll, Russell, 1996), и с учетом более ранних работ по этой теме (Сысоева, 2005). Перечень из 16 приемов охватывает как приемы ориентации на разнообразные параметры экспрессии («на то, что герой сюжета говорил», на «выражения лица»), так и приемы, предполагающие внимание к противоречиям в поведении, использование механизмов идентификации, интуиции («Вы пытались поставить себя на место участника сюжета, чтобы почувствовать переживаемое им состояние»). Согласно инструкции, испытуемые отмечали те приемы из списка, которые, на их взгляд, они задействовали для распознавания эмоционального состояния персонажа сюжета.
«Эталоном», с которым сопоставлялись ответы наблюдателей для определения их точности, выступили экспертные оценки. Подсчет точности распознавания эмоций персонажа заключается в определении степени близости / отдаленности оценок наблюдателей от оценок экспертов.
В литературе к профессиям, оперирующим эмоциональными феноменами, относят актеров, психологов, представителей сферы искусства (Лабунская, 1999; Нэпп, Холл, 2006). В данном исследовании в качестве экспертов по пониманию эмоциональных состояний других людей приняли участие семь консультирующих психологов с опытом практической работы свыше 10 лет. Эксперты оценивали сюжеты по тому же набору из 18-ти шкал, что и впоследствии испытуемые.
Для использования в исследовании были отобраны 8 сюжетов со значением коэффициента согласованности экспертных оценок больше 0,8. В сюжетах показаны фрагменты поведения людей в естественных ситуациях (например, публичное выступление с докладом, получение подарка). Длительность варьирует в диапазоне от 10 сек. до 60 сек. Сюжеты предъявлялись испытуемым в случайном порядке.
Были подсчитаны медианы оценок экспертов по каждой из 18-ти оцениваемых шкал в каждом из восьми сюжетов. В итоге было получено восемь эталонов, состоящих из 18-ти медиан экспертных оценок. Эти средние значения оценок экспертов рассматриваются как «правильные ответы».
Для того, чтобы определить, насколько близки / далеки оценки наблюдателей от экспертных, в данной работе использовались два показателя точности оценки эмоциональных состояний:
1. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между эталонными оценками экспертов по 18-ти категориям эмоций и оценками наблюдателя по этим же категориям в каждом сюжете (показатель «К»). Чем более похожа форма профилей оценок эксперта и наблюдателя, тем выше коэффициент корреляции и, следовательно, тем более точными являются оценки испытуемого.
2. Сумма абсолютных разностей между значениями оценок экспертов по 18-ти категориям эмоций и наблюдателя по этим же категориям в каждом сюжете (показатель «Р»). По смыслу этого показателя, чем он ниже, тем выше точность оценки испытуемого: чем более похожи оценки эксперта и наблюдателя по отдельным шкалам, тем меньше их суммарная разность и, следовательно, тем меньше значение показателя «Р». Поэтому для того, чтобы этот показатель действовал в одном направлении с показателем «К», его значения были умножены на (-1).
Оба показателя, хотя и используются, как показатели точности оценивания, в качестве таковых имеют свои ограничения (Ким с соавт., 1989). Показатель «К» чувствителен к схожести профилей оценок экспертов и испытуемых, но не чувствителен к общему уровню профиля, то есть не отражает завышение (занижение) оценок испытуемого по отношению к экспертным. Показатель «Р», наоборот, чувствителен к завышению (занижению) испытуемым оценок по сравнению с оценками экспертов по отдельным шкалам. Таким образом, оба показателя точности в некоторой степени отличаются друг от друга, поэтому можно ожидать разные паттерны их связей с индивидуальными характеристиками испытуемых. В дальнейших расчетах использовались средние значения обоих показателей, вычисленные для каждого испытуемого по всем сюжетам. Для этого была подсчитана медиана значений показателя точности «К», также как и медиана значений показателя точности «Р» для каждого испытуемого в восьми сюжетах.
Описанные выше особенности методики для оценки эмоционального состояния (характеристики шкал, сюжетов, показателей точности) призваны обеспечить экологическую валидность процедуры распознавания эмоций и индивидуальные различия в оценках наблюдателей.
Для диагностики когнитивных характеристик наблюдателя в работе использовались следующие методики:
1). «Включенные фигуры», индивидуальная форма (Witkin et al., 1971) — измерение когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость. Показатели: среднее время нахождения простой фигуры в сложной; коэффициент имплицитной обучаемости — разность времени выполнения первой и второй половин теста, деленная на время выполнения первой части (Холодная, 2000).
2). «Свободная сортировка объектов» (Gardner et al., 1959) — измерение когнитивного стиля диапазон эквивалентности. В качестве объектов использовалось 35 карточек со словами, обозначающими различные эмоциональные категории (например: радость, удивление, интерес). Показатели: количество выделенных групп; количество объектов в наибольшей по объему группе; количество групп, состоящих из одного объекта.
3). Тест словесно-цветовой интерференции (Stroop, 1935) — измерение когнитивного стиля ригидность-гибкость познавательного контроля. Методика предъявлялась в компьютерном варианте. Показатели: разность времени выполнения карты цветных слов и карты цветов (Т3-Т2); отношение времени выполнения карты цвета и черно-белой карты слов (Т2/Т1) (Broverman D.M., 1960).
4). Для измерения общего интеллекта были использованы Продвинутые Прогрессивные Матрицы Дж. Равена, вариант с 40-минутным ограничением времени (Равен, 2002). Показатель — количество правильных ответов.
5). Для диагностики эмоционального интеллекта использовался опросник «ЭмИн» (Люсин, 2006). Опросник включает шкалы межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ; понимания эмоций, управления эмоциями, каждая из которых представлена несколькими субшкалами.
7). Опросник, разработанный для диагностики представлений об эмоциях. Состоит из 6 пунктов, проверяющих наличие у испытуемых следующих представлений: о контролируемости эмоций (пункты 1, 4); о важности эмоций (пункты 2, 6); о том, что можно понять эмоцию по внешним выражениям (пункты 3, 5). Участник оценивает степень своего согласия с каждым утверждением по четырехбалльной шкале: от 0 — «совсем не согласен» до 3 — «полностью согласен».
На разных этапах исследования в нем приняло участие 126 человек. Испытуемыми основного этапа исследования выступили 64 человека (из них 60% — женского пола) в возрасте от 18 до 32 лет (М = 22,2, S = 3,4); представители разных профессий (39%) и студенты (61%). Исследование проводилось индивидуально или небольшими группами (по 2 — 4 человека). Работа с каждым испытуемым занимала около трех часов, в большинстве случаев проводилась в два этапа.
В разделах 3.3, 3.4 представлены результаты проведенного исследования и их обсуждение.
1). Точность распознавания эмоциональных состояний и ее связи с когнитивными характеристиками наблюдателей
Были подсчитаны коэффициенты корреляции между показателями точности распознавания эмоциональных состояний и когнитивными характеристиками наблюдателя. Получена связь между показателем точности «Р» и показателем «Время нахождения простой фигуры» когнитивного стиля «полезависимость — поленезависимость»: r = 0,292, p = 0,025. Следовательно, точность оценивания положительно коррелирует с полезависимостью.
Точность распознавания наблюдателем эмоциональных состояний персонажей в сюжетах, различающихся своими характеристиками
Так как предъявляемые испытуемым сюжеты не уравнивались по уровню сложности, то оценка чувств персонажа в одних сюжетах может представлять собой более сложную задачу, чем понимание его состояний в других сюжетах. Для проверки предположения о наличии сюжетов с разным уровнем сложности для распознавания эмоционального состояния был проведен дисперсионный анализ с повторными измерениями. В качестве группового фактора рассматривался показатель точности оценивания («К», «Р»), его 8 уровней — это значения показателя точности в восьми сюжетах.
В результате по показателю «К» по сравнению с другими сюжетами значимо более точно было оценено состояние персонажа в сюжете 3 (М = 0,77, p
Источник