Когнитивная теория эмоций лазаруса

Содержание
  1. Когнитивные теории эмоций
  2. Теория эмоций Лазаруса
  3. Читайте также
  4. 6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона
  5. Теория эмоций Кэннона – Барда
  6. Теория эмоций Шехтера – Сингера
  7. Фабрика эмоций
  8. 24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
  9. 25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа»)
  10. Энергетическая теория или когнитивная теория?
  11. 85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
  12. 18. Функции эмоций
  13. 22. Исследования эмоций
  14. УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ
  15. Цена эмоций
  16. Теории эмоций
  17. Почему мы чувствуем то, что чувствуем
  18. Теория Джеймса — Ланге
  19. Теория эмоций Кэннона — Барда
  20. Теория эмоций Шехтера — Сингера
  21. Теория эмоций Лазаруса
  22. Теория мимической обратной связи
  23. Исследование Карни Ландиса

Когнитивные теории эмоций

К числу когнитивных теорий эмоций относятся «теория Я» и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции.
Центральной переменной в «теории Я» является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я».

Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции.
Если Я-концепция подвергается критике, то индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции. Если Я-концепция одобряется, то индивид испытывает интерес или радость.

В «Теории Я» для понимания индивида необходимо изучение «чувственного содержания». Это особенно важно для психотерапевтов.
Этот принцип используется в современной психотерапии: в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.

Современные теории рассматривают эмоцию как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами:
— человек – рациональное существо;
— рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;
— когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Теория Арнолд является одной из наиболее разработанных теорий эмоций и личности. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.

Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Необходимо знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего.
Объект должен быть воспринят и оценен до того, как эмоция возникнет. Эмоции возникают в ответ на оценку объекта как нерациональное принятие или отвержение.

«Последовательность восприятие – оценка – эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь. Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Арнолд).

Арнолд обосновала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция – это чувственно-действенная тенденция. Мотив – это действенный импульс плюс разум. Отсюда следует, что мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.

Шехтер и его соавторы обосновали эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения. Они предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.
Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение. Индивид оценивает ситуацию, которая это возбуждение вызвала.
Тип или качество эмоции зависит не от ощущения, которое возникло при физиологическом возбуждении. Роль играет то обстоятельство, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.

Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду испытать радость или гнев, страх или отвращение, а также любую другую подходящую к ситуации эмоцию.

По мнению Шехтера, подобное физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.

Лазарус и его сторонники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция служит комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Активации или причины эмоции соответствуют принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и идентичны схеме, предложенной Арнолд.

Первый компонент системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

Читайте также:  Есть ли у вас чувство стиля тесты

Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция.

Экспрессивные ответы включают мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, без определенной цели.

Третий тип ответа – инструментальная реакция – может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации.

Символы могут маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурально обусловленные средства: траур или способы ухаживания.

Источник

Теория эмоций Лазаруса

Теория эмоций Лазаруса

Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990?х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.

Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает – например, что ее преследует грабитель, – и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию – страх.

Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона-Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.

Эмоция и активация возникают одновременно

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

Теория эмоций Кэннона – Барда

Теория эмоций Кэннона – Барда В 1930?х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса – Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает,

Теория эмоций Шехтера – Сингера

Теория эмоций Шехтера – Сингера Двухфакторная теория эмоций Шехтера – Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции

Фабрика эмоций

Фабрика эмоций Адлер рассматривал сны как фабрику эмоций и чувств. Он не считал их посттравматическим синдромом или результатом накопившихся переживаний. Нас не волнует, что было с нами вчера. Сегодня и завтра – вот что бросает нам вызов. Давайте подумаем, как

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа»)

25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа») Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными

Энергетическая теория или когнитивная теория?

Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Читайте также:  Как самостоятельно справиться с послеродовой депрессией самостоятельно

18. Функции эмоций

18. Функции эмоций Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или

22. Исследования эмоций

22. Исследования эмоций Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для

УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ

УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ В главе 6 «Пробуждение чувств: осознанное восприятие» вы узнали, насколько важно уделять должное внимание чувствам как первому этапу в восприятии максимума того, что вас интересует.Вместо того чтобы взирать на предмет, например картину,

Цена эмоций

Цена эмоций Вспомните случай, когда вы рассчитывали на то, что так и не случилось; ждали события, которое не произошло; предсказывали результат, которого не получили.Какие эмоции вы

Источник

Теории эмоций

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Почему мы чувствуем то, что чувствуем

Что такое эмоция? В психологии эмоция определяется как субъективное психическое переживание каких-либо значимых событий. Что такое эмоции и как они возникают, рассматривают обычно с трех точек зрения:

1. Неврологическая основана на идее, что эмоциональные реакции вызываются активностью головного мозга.

2. Согласно физиологической, эмоции возникают в результате физиологической реакции организма.

3. Когнитивная утверждает, что эмоции есть результат мышления и психической активности.

Опишем некоторые из самых важных современных теорий эмоций.

Теория Джеймса — Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

Теория эмоций Кэннона — Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Читайте также:  Как хочется жить как хочется чувствовать

Теория эмоций Шехтера — Сингера

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.

Теория эмоций Лазаруса

Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической

активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.

Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.

Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Источник

Оцените статью