Когнитивная эмоция что это такое

Когнитивные теории эмоций

К числу когнитивных теорий эмоций относятся «теория Я» и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции.
Центральной переменной в «теории Я» является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я».

Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции.
Если Я-концепция подвергается критике, то индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции. Если Я-концепция одобряется, то индивид испытывает интерес или радость.

В «Теории Я» для понимания индивида необходимо изучение «чувственного содержания». Это особенно важно для психотерапевтов.
Этот принцип используется в современной психотерапии: в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.

Современные теории рассматривают эмоцию как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами:
— человек – рациональное существо;
— рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;
— когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Теория Арнолд является одной из наиболее разработанных теорий эмоций и личности. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.

Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Необходимо знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего.
Объект должен быть воспринят и оценен до того, как эмоция возникнет. Эмоции возникают в ответ на оценку объекта как нерациональное принятие или отвержение.

«Последовательность восприятие – оценка – эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь. Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Арнолд).

Арнолд обосновала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция – это чувственно-действенная тенденция. Мотив – это действенный импульс плюс разум. Отсюда следует, что мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.

Шехтер и его соавторы обосновали эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения. Они предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.
Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение. Индивид оценивает ситуацию, которая это возбуждение вызвала.
Тип или качество эмоции зависит не от ощущения, которое возникло при физиологическом возбуждении. Роль играет то обстоятельство, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.

Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду испытать радость или гнев, страх или отвращение, а также любую другую подходящую к ситуации эмоцию.

По мнению Шехтера, подобное физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.

Лазарус и его сторонники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция служит комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Активации или причины эмоции соответствуют принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и идентичны схеме, предложенной Арнолд.

Первый компонент системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция.

Экспрессивные ответы включают мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, без определенной цели.

Третий тип ответа – инструментальная реакция – может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации.

Символы могут маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурально обусловленные средства: траур или способы ухаживания.

Источник

Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)

Теории эмоций пытаются объяснить, как вызывается эмоция, какие она производит физиолог. изменения и чем одна эмоция отличается от др. Ответ на первый вопрос отличает когнитивные теории от др. теорий эмоций.

Теоретики всех направлений обычно сходятся в том, что гнев, страх или обе эти эмоции вызываются (возбуждаются) в тех случаях, когда ситуация интерпретируется как раздражающая и/ или опасная. Многие твердо убеждены, что такое возбуждение программируется в НС на протяжении эволюционной предыстории и служит целям выживания вида. По мнению когнитивных психологов, любая эмоция возбуждается получением информ. о чем-то и оцениванием этого. Не вызывает сомнений, что нек-рые оценки оказываются запрограммированными: младенцам нравится все сладкое, что они пробуют на вкус в первый раз. Однако более старшие дети и взрослые оценивают все, с чем они сталкиваются, не только в отношении влияния на их телесное благополучие, но и в плане воздействия на них как на личностей. Ребенок приходит в ярость, когда его дразнят сверстники, а юноша — когда приятели подтрунивают над ним в присутствии девушки. Если эмоции зависят от оценок, то должно быть столько же различных эмоций, сколько оценок. Эмоции можно классифицировать, но они не обязательно должны быть производными друг от друга.

Читайте также:  Эмоциональная сухость игнорирование индивидуальных особенностей учащихся

Неудивительно, что когнитивные теории имеют длинную историю. В III в. до н. э. Аристотель в своем трактате «О душе» высказал предположение, что люди и животные способны давать чувственные оценки (благодаря тому, что он называл vis estimativa) вещей как хороших или плохих для них и что эти оценки вызывают эмоцию, удовольствие или неудовольствие. Фома Аквинский в своих «Комментариях на Аристотеля» следовал Аристотелю в этом объяснении возбуждения эмоций.

Декарт утверждал, что все эмоции вызываются непосредственно побуждением к действию «животных духов», или возбуждением врожденных рефлекторных актов, сопровождаемых необходимыми для выживания физиолог. изменениями, — это мнение разделял и Дарвин. Позднее У. Джемс и К. Ланге изменили опирающееся на здравый смысл представление, будто эмоция порождает телесные изменения, на прямо противоположное, утверждая, что телесные изменения — прямой рез-т восприятия возбуждающего объекта, а ощущение нами этих изменений и есть эмоция.

Теория эмоций Джемса — Ланге была безоговорочно принята и вскоре привела к фатальному снижению интереса академических психологов к анализу эмоций.

Между тем заявить, что нек-рые ситуации вызывают врожденные паттерны реакций, вовсе не значит решить проблему. Страх или ярость могут вызывать бегство или нападение, но они все же остаются зависящими от осознания того, что что-то представляет собой угрозу или вызывает раздражение, а это уже оценка, пусть и рудиментарная.

М. Б. Арнольд ввела понятие оценки (appraisal) в академическую психологию. Она определяла эмоцию как «испытываемую склонность к взаимодействию со всем, что интуитивно оценивается как хорошее, или к уклонению от всего, что интуитивно оценивается как плохое для меня здесь и сейчас», к-рая «сопровождается паттерном физиолог. изменений, организованных для специфического акта приближения или удаления». Арнольд различала неск. базовых эмоций как простых реакций на оценку базовых ситуаций: симпатия (любовь), антипатия, желание, отвращение, радость, печаль, бесстрашие, страх, гнев, надежда и отчаяние.

В своей книге «Эмоции и личность» (Emotion and personality) Арнольд показала, что эмоции зависят не только от интуитивной оценки чего-либо как «хорошего или плохого для меня», но тж от спонтанной оценки возможных реакций как подходящих или неподходящих. Что-то угрожающее мне может рассматриваться как нечто, чего трудно избежать, и поэтому вызывать страх, или оно может оцениваться как нечто, что можно предупредить соотв. решительными действиями и победить в ходе дерзкого нападения. Арнольд подчеркивает, что такая интуитивная спонтанная оценка подкрепляется продуманным ценностным суждением по крайней мере у старших детей и взрослых, так же как сенсорное знание дополняется концептуальным знанием. Поскольку мы используем интуитивные и рефлексивные оценки одновременно, даже наши интуитивные суждения, порождающие эмоции, могут подвергаться влиянию воспитания. Т. к. человек един, каждое рефлексивное ценностное суждение будет сопровождаться интуитивной оценкой. Ценностные суждения редко оказываются беспристрастными и объективными: то, что ценится, так или иначе привлекает. Следовательно, эмоции могут подвергаться социализации, влиянию соц. аттитюдов и обычаев.

Как и др. теоретики, стоящие на позициях когнитивизма, Арнольд признает важность физиолог. изменений, к-рые сопровождают эмоцию. Когда эти изменения ощущаются, они, в свою очередь, тоже оцениваются и могут либо усиливать, либо изменять первоначальную эмоцию. Когда чел., испытывающий страх, оценивает учащение пульса как показатель нарушения работы сердца, над его первоначальным чувством страха берет верх чувство страха перед болезнью. По определению, сердечное заболевание ослабляет тело. Отсюда страх, вызванный учащением пульса, диктует оценку того, что, будучи больным, чел. не сможет справиться с данной ситуацией, к-рая еще более усиливает первоначальное чувство страха.

Важные исслед. в области эмоций были проведены Р. Лазарусом и его сотрудниками. Эти ученые сделали оценку краеугольным камнем своей теории эмоции. Лазарус считает, что каждая эмоция основывается на специфическом виде когнитивной оценки, сопровождаемой моторно-поведенческими и физиолог. изменениями. Он различает первичную оценку, вторичную оценку и переоценку. Вторичная оценка — это оценка субъектом своего отношения к конкретному окружению, и потому она ведет к измененной эмоциональной реакции. Переоценка может происходить как простое оценивание значения этого изменившегося отношения к окружению, или она может представлять собой психол. попытку совладать со стрессом. Такая переоценка не обязательно опирается на фактографическую информ. — она может быть попыткой посмотреть на ситуацию с более благоприятной т. зр. Говоря словами Лазаруса, она может быть «защитной переоценкой». Переоценка может тж представлять собой попытку совладания, когда прямое действие невозможно.

Лазарус и др. пришли к выводу, что оценкой ситуации и, следовательно, эмоциональной реакцией испытуемого можно манипулировать в ходе эксперимента. Перед демонстрацией эксперим. группе фильма с жестокими натуралистическими сценами обрезания они зачитывали в одной группе отрывок, в к-ром говорилось о болезненности этой процедуры, в др. группе говорили о том, что снятые в фильме мальчики стремились пройти этот обряд инициации и испытывали чувство гордости от того, что выдержали его. Наконец, третьей группе они давали «интеллектуализированную» информ., в к-рой подчеркивалось антропологическое значение данного ритуала. Наиболее сильное эмоциональное воздействие этот фильм оказал на первую группу, тогда как на эмоции двух др. групп он не оказал существенного влияния.

Читайте также:  Свойства темперамента по юнгу

В то время как влияние когниции на оценку надежно документировано, обосновать необходимость различения между интуитивной и рефлексивной оценкой гораздо труднее. В своей статье «Чувства и мышление: предпочтения не требуют умозаключений» (Feeling and thinking: Preferences need no inferences) P. Б. Зайонц указал на то, что представление о первичности чувств утратило свое значение со времен Вундта. В когн. психол. оно было заменено схемой обработки информ., согласно к-рой аффективная реакция возникает только после соотв. обработки поступающих сигналов. Поэтому осн. работы по когнитивным процессам оставили в стороне аффект или переживание и сконцентрировались исключительно на обработке информ. «Однако, — говорит Зайонц, — аффект. является осн. валютой, имеющей хождение в челов. общении». Следовательно, «чтобы вызвать аффект, об объектах необходимо знать очень мало, фактически иметь минимум информ». При воспоминании, как и при восприятии, аффективная реакция воспроизводится первой. Как замечает Зайонц, из того, что аффект может служить признаком завершения когнитивной активности (в прослушивании шутки, напр.), не следует с необходимостью, что когнитивная активность яв-ся обязательным компонентом аффекта.

Согласно Зайонцу, между аффектом и когницией существует разъединение. Суждения о сходстве и суждения о предпочтении имеют различные измерения (dimensions). В начале XX в. Т. Накашима сообщал в своей работе «Вклад в изучение аффективных процессов» (Contribution to the study of affective processes), что суждения о приятности и неприятности не зависят от сенсорных характеристик и потому не могут опосредоваться ими. Эстетические суждения и предпочтения всех видов не опираются на когнитивный анализ. Эксперим. исслед. показали, что суждения о симпатии и антипатии осуществляются и вспоминаются с большей уверенностью, тогда как суждения о том, что данное стимульное слово яв-ся новым или уже предъявлялось, выносятся с заметной неуверенностью. Отсюда Зайонц делает вывод, что перцептивный процесс, начинающийся с сенсорного опыта, сначала вызывает неосознаваемую аффективную реакцию и затем переходит в распознавание знакомых признаков (тж неосознаваемое), прежде чем начинается их рефлексивная когнитивная обработка.

Т. о., Зайонц указал на слабое место в броне когн. психол. Мышление и рефлексивное суждение, по-видимому, зависят от аффекта в той же степени, как и от сенсорного опыта. Поскольку аффект является осознанным переживанием притяжения/отталкивания, к-рое не генерируется ценностным суждением, он должен вызываться спонтанной (неосознанной) оценкой объектов как хороших или плохих и оценкой реакций как подходящих или неподходящих. Эмоции, к-рые обычно сопровождаются рефлексивными суждениями, могут сами оцениваться как подходящие или неподходящие и изменяться путем др. корректирующих впечатлений, но редко путем рефлексии или убеждения.

См. также Когнитивная сложность, Выученная беспомощность, Нарушения мышления, Бессознательные умозаключения

Источник

Когнитивная теория эмоций

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание.

Содержание

Теория Зигмунда Фрейда

Теория Зигмунда Фрейда связывает эмоции с избытком энергии в мозге. Источником такой энергии является подсознательное, которое проявляет внутреннюю активность (либидо). Конфликтная ситуация, которая не находит решения в поведенческой сфере, запоминается как негативный эмоциональный фон. Надо отметить, что существование избыточной активности подсознательного, связанной с хранением сенсорной информации, трудно объяснимо (носителю информации все равно, что на нем записано). Активность подсознательного можно объяснить тем, что мотивация запускается внешним фактором – сигналом из внутренней среды организма (ткани организма для мозга такая же внешняя среда, как и окружающий мир) (1).

Двухфакторная теория эмоций

Двухфакторная теория эмоций (Стенли Шехтера) предполагает, что избыток энергии возбуждения придает текущему содержанию сознания соответствующую эмоциональную оценку : «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Например, двум добровольцам вводился адреналин. На фоне развивающегося возбуждения предлагалось чтение текста. В зависимости от содержания текста, испытуемый ощущал радостное возбуждение или угнетенное состояние. Следует отметить, что данная теория, в отличие от теории З. Фрейда, предполагает избыток энергии в нервной системе следствием текущего состояния активирующих систем мозга, в ответ на особенности текущей обстановки. В несколько ином понимании, ту же идею находим у Леонида Викторовича Крушинского, который впервые выдвинул гипотезу об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных. Эта гипотеза основывалась на результатах опытов, где искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивно-оборонительных реакций (2).

Концепция эмоционального интеллекта

Совершенно противоположный путь к пониманию эмоций намечает концепция эмоционального интеллекта. В контексте проблемы способностей было замечена коммуникативная сторона эмоций – возможность передачи информации мимическими и другими проявлениями душевного состояния. Обращает на себя внимание, что эмоции рассматриваются не только в аспекте врожденных мотиваций, им делегируется возможность ассоциироваться с тем, или иным текущим моментом внешней обстановки (3).

Информационная теория эмоций

Информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова акцентирует внимание на сенсорной их природе. Однако изложение теории на это прямо не указывает. Акцент эмоционального действа рассматривается в моторной части мозга, где эффективность программы поведения определяет знак эмоций. Тут завуалировано противоречие – информация вначале приходит в сенсорную часть нервной системы, а ее оценка проявляется на выходе, при воспроизведении в памяти наличных программ поведения (4).

Читайте также:  Малыша елена как себя чувствует

Биологическая теория эмоций

В соответствии с биологической теорией эмоций Пётра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, П.К. Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели». Как видим, основную информационную нагрузку в биологической теории несет ее знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность (5).

Когнитивная теория эмоций

В статье «Эмоции, как архаическая форма сознания» (6) предложена когнитивная теория эмоций, которая разделяет эмоции, программы поведения и знак эмоций. Мозг рассматривается в контексте теории функциональных систем, чем подчеркивается рефлекторный принцип его организации. Энергия внешней среды, через рецепторные аппараты, поступает в сенсорную часть нейронной сети и выходит через моторные участки этой сети (в нейронной сети, в процессе обмена энергией, происходит перекодировка сенсорной информации в поведенческий континуум – рисунок поведения и рисунок внешней обстановки совместно запоминаются). В результате достигается адаптация организма в окружающих условиях (7).

Нейронная сеть имеет многослойную структуру, которая отражает ее эволюцию. В ней прослеживается тенденция к слиянию потоков сенсорной информации. Центры, в которых собирается вся сенсорная информация, представлены гиппокампом (подкорка) и лимбическая система (кора мозга) (8). На уровне сознания смесь всей сенсорной информации ощущается как эмоциональный фон. На уровне ствола мозга, подкорки, афферентные зоны, связанные с одним или несколькими сенсорными анализаторами, запускают безусловные рефлексы, при поступлении в них соответствующего сенсорного рисунка.

Слово это символ, представленный в моторном мозге двигательной программой, а в сенсорном мозге соответствующим образом (звуковым, слуховым). Эмоция – древнее несовершенное слово, которое характеризует внешнюю обстановку целиком. В процессе формирования памяти эмоция-символ запоминается с той или иной программой поведения. По аналогии с речевой функцией, эмоция вызывает определенную поведенческую активность, а поведенческая активность способна порождать эмоцию.

Мимические движения являются зрительным аналогом звуковой составляющей слова, в них отражаются эмоциональные состояния. Например, если из двух обезьян одна заметила опасность, ее мимика способна объяснить происходящее соседке. Самопроизвольные мимические движения, сопровождая определенные эмоции, со временем становятся способными их обуславливать. Смена мимических выражений у животных порождает нечто напоминающее процесс мышления человека, происходящий у последнего с участием речевого аппарата.

Появление эмоций связано с поступлением энергии в кору мозга, когда более низко расположенные участки нейронной сети не могут вывести энергию из-за отсутствия соответствующих программ поведения. Скорость и количество поступления энергии характеризуют силу эмоций. Эффективная программа поведения, с помощью которой выводиться избыток энергии, сопровождается активацией медиаторных систем мозга, что ощущается как положительная эмоция. В ситуации, когда программа поведения реализоваться не может, происходит застой энергии в нейронной сети и эмоция приобретает отрицательный оттенок (в негативном ощущении играют свою роль тормозные процессы, которые нейтрализуют избыток энергии). Например, смерть родственника нарушает стереотип общения и делает привычные программы поведения невыполнимыми. Неразрешимость, создает негативный эмоциональный фон. Решая задачи выполнимые, мы отвлекаемся, в какой-то степени, от неприятных мыслей (церемония похорон, получение наследства). Постепенно активные программы убирают застой энергии из нейронной сети, горе забывается.

Отсюда следует вывод: эмоциональный фон – аналог слова, характеризует сенсорную обстановку, как нечто целое. Консолидируясь в памяти с определенной программой поведения, эмоциональный фон образует с ней, соответственно с рефлекторным принципом, цельное функциональное образование. Знак эмоции характеризует не эмоцию, а указывает на эффективность программы поведения (явление, которое характеризует окончание рефлекса, не может быть его пусковым механизмом).

Литература

1. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 606 с.

2. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. Избр. Труды, т. 1. – М.: Наука, 1991. – 258 с.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.

4. Симонов В.П. Психофизиология эмоций // Основы психофизиологии, гл. 7. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 143-167.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 350 с.

6. Карачунский В.А. Эмоции как архаическая форма сознания // Наука. Религия. Общество. № 3. – Донецк: Изд. ИПИИ «Наука і освіта», 2006. – с. 199 – 208.

7. Кратин Ю.Г. Анализ сигналов мозгом. – Л.: Наука, 1977. – 238 с.

8. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. – М.: Наука, 1975. – 350 с.

Источник

Оцените статью