Когнитивная эмоционально волевая поведенческая составляющие педагогической деятельности

Главные составляющие готовности учителя общеобразовательной школы к корреционно -педагогической работе

Учитель общеобразовательной школы является ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Учитель устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями. Он подбирает и применяет конкретные методы и приемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков в развитии и поведении детей и подростков.

Однако, как свидетельствуют научные исследования и практическая деятельность школы, не всякий учитель может в полной мере применять необходимый арсенал коррекционных педагогических воздействий. Не каждый учитель имеет возможность эффективно организовать педагогический процесс и достигнуть ощутимых результатов в изменении поведения подростка, в успешной коррекции познавательных способностей ребенка или компенсации пробелов в учебных знаниях школьника. Не у всех учителей достает профессионально -педагогической готовности и эмоционально-психологической устойчивости в доведении индивидуальной работы с девиантным ребенком до логического завершения.

Как свидетельствуют результаты проведенных исследований (А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева), от 47 до 70% учителей испытывают трудности в организации воспитательной и коррекционной работы с различными категориями детей, имеющими отклонения в развитии и поведении. Они не умеют установить контакт с ребенком, наладить доверительные отношения с ним. Им трудно управлять воспитательной ситуацией, у них замедленная реакция в принятии решений на нарушение поведения ребенком. Они не умеют находить нестандартные приемы в решении воспитательных задач. Им трудно организовать и провести коррекционную работу с подростками с отклонениями в развитии и поведении.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Учитель выступает то как государственный служащий, призванный обеспечить соответствие результатов обучения и воспитания учащихся требованиям государственной системы подготовки школьников, которые определены стандартом образования, государственными программами, другими нормативными документами, то как социальный работник, воспитатель подрастающего поколения, выполняющий задачи формирования и всестороннего развития личности. Кроме того, учитель в работе с различными категориями детей (с отклоняющимся поведением, с задержкой психического развития, с трудновоспитуемыми и педагогически запущенными) выступает как дефектолог и педагог-реабилитолог, как социальный педагог.

Есть еще один важный аспект педагогической деятельности. Суть его заключается в том, что педагогическая деятельность является метадеятельностью (Ю.Н. Кулюткин), т.е. деятельностью по организации другой деятельности — учебной деятельности учащихся. Деятельность учителя как бы надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные показатели развития ученика; процесс достижения этих целей реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности деятельности учителя определяется на основе достижения результатов запланированной учеником цели.

Таким образом, профессионально-педагогическая деятельность является преобразующей деятельностью по форме, направленной на изменение сути и содержания учебно-воспитательного процесса в школе и личности ребенка в ней; коммуникативной по сути и содержанию, включающей непосредственное и опосредованное общение; ценностно-ориентированной по структуре, направленной на формирование системы педагогических ценностей и перевод их в сознание учеников (интериоризация).

С этой точки зрения коррекционно-педагогическая деятельность учителя является составной частью единого педагогического процесса, а учитель — его активным участником.

Следовательно, чтобы реализовать задачи предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, учитель-воспитатель должен не только являться участником педагогического процесса, но и быть готовым к его осуществлению и психологически, и физически, и интеллектуально, и морально, а самое главное — профессионально.

Общие требования к профессионально-педагогической деятельности учителя-воспитателя с детьми, не имеющими выраженных отклонений в развитии, педагогически запущенными подростками, с детьми группы риска определены Примерным положением о классах компенсирующего обучения (1992), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (1994). Работать с такими детьми в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения могут учителя-воспитатели, имеющие опыт профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях и прошедшие, как правило, специальную подготовку. В их функциональные обязанности входят проведение систематического углубленного изучения обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей, определение направлений развивающей работы, фиксация динамики общего развития детей, учет освоения ими общеобразовательных программ.

В рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подчеркивается, что выпускник вуза должен быть готов к профессиональной педагогической деятельности. Он должен обладать системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; иметь представление об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, о развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства; владеть информацией о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятных влияний социальной среды. Каждый выпускник должен уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся, быть готовым к организации образовательного процесса в различных социокультурных условиях.

Читайте также:  Формирование патриотических чувств обучающихся

Одним словом, каждый учитель общеобразовательной школы должен быть готов не только к профессионально-педагогической деятельности с обычными школьниками, но и к коррекционно — педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

Готовность к педагогической деятельности чаще всего представляется как интегральная модель, как особое состояние личности учителя, которое проявляется во взаимодействии нескольких ее компонентов: мотивацнонно-ценностного; когнитивного; операционально-практического; эмоционально-волевого и рефлексивного.

Мотивационная готовность к педагогической деятельности выступает как система побуждений, идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, присущих данной личности. Основу мотивационно-ценностной готовности составляют ценности педагогической деятельности, позволяющие учителю удовлетворять свои потребности и служащие ориентирами в его социальной и профессиональной активности, направленной на решение педагогических задач, поставленных перед ним обществом. Педагогические ценности приобретают побудительную силу мотива, если они не только общественно значимы, но и важны для жизни самой личности, т.е. когда они интериоризованы учителем и становятся внутренне необходимыми для существования личности учителя.

Таким образом, в блоке мотивационно-ценностной готовности к педагогической деятельности можно выделить как бы три плоскости: это мотивы, связанные с отношением к педагогической деятельности; мотивы, связанные с приобретением необходимых знаний, умений и навыков и личностных качеств, востребованных в профессиональной деятельности; мотивы, помогающие все это самореализовать в педагогической деятельности.

Когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности связан с познанием и может рассматриваться как процесс и как результат. Поэтому его можно представить, с одной стороны, как определенный уровень общепедагогических и специальных знаний, соответствующую ступень их системности и педагогической направленности. С другой стороны — как накопление знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. Причем в ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, учитель познает новые способы деятельности, и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками.

Операционально-практический, или процессуальный , компонент готовности к педагогической деятельности включает в себя умение учителя обоснованно определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного достижения поставленных целей. Как субъект педагогической деятельности учитель должен уметь управлять развитием, обучением и воспитанием формирующейся личности школьника, своевременно и результативно производить коррекцию педагогического воздействия на личность ребенка, его поведение и отношение к окружающей действительности.

Эмоционально-волевой компонент готовности рассматривается как проявление определенных чувств к воспитанникам, любви к профессии учителя, наличие чувства долга и личной ответственности за конечный результат в педагогическом процессе. Это также умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на безусловное выполнение задач всестороннего развития личности, способность преодолевать сомнения, боязнь, напряженность в сложных жизненных ситуациях, умение мобилизовать свою волю в сложной социальной обстановке.

Вместе с тем в рамках эмоционально-волевого компонента готовности и при рассмотрении психологических аспектов явления все больше внимания уделяется вопросу психологической и профессиональной устойчивости учителя в его профессионально -педагогической подготовке. Устойчивость личности определяют не только как стабильность в определенных жизненных ситуациях, но и как умение реагировать на новые условия, изменять себя в соответствии с окружающей обстановкой, переносить жизненный опыт из одной ситуации в другую. Это особенно важно в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе. Основополагающим элементом профессиональной устойчивости является способность учителя к саморегуляции, самодеятельности, к педагогическому творчеству, способность регулировать (корректировать) свое эмоциональное состояние, организовать продуктивную деятельность, а также осуществлять поиск новых форм, методов, подходов к разрешению одной и той же сложной ситуации.

Читайте также:  Хорошее настроение не испортит ничто

Не менее важным в готовности к коррекционно-педагогической деятельности учителя является и компонент рефлексивной готовности . Рефлексия в философской и социально-психологической литературе рассматривается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, как процесс обращения на самого себя, размышление над своим психологическим состоянием. В то же время это не просто знание или понятие субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают рефлектирующего. В рамках коррекционно-педагогической деятельности важно учитывать обоюдозначимую роль рефлексии, поскольку, как справедливо замечают психологи, рефлексия — это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга. Именно в ходе коррекции важно видеть и своевременно оценивать каждый сделанный шаг при изменении (коррекции) поведения подростка, видеть свои возможности в ходе осуществления всего процесса коррекции.

Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью человеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности, т.е. соответствовать профессиограмме. Профессиограмма учителя это своеобразная модель деятельности и личности педагога, она отражает его основные функции и определяет перечень основных педагогических знаний и умений, личностных качеств педагога.

Структура и характеристика общепедагогической профессиограммы учителя даны в работах В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина и др., на ее основе разработана квалификационная характеристика учителя-воспитателя. В связи с социальной направленностью деятельности учителя на ее базе созданы квалификационные характеристики социального педагога и социального работника (В.Г. Бочарова, Е.И. Холостова), уточнена и скорректирована модель подготовки работников сферы коррекционной педагогики (дефектологии) (Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др.).

В общепедагогическую профессиограмму входят также отдельные компоненты и характеристики, которые составляют основу коррекционно-педагогической направленности профессиональной деятельности учителя.Так, например, в блоке психолого-педагогических знаний учителя это знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, индивидуально -психологических особенностей личности на различных возрастных этапах; представление о механизмах развития организма ребенка; знание закономерностей, принципов, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса; понимание сути и особенностей проведения индивидуальной работы с различными категориями детей.

Среди совокупности общепедагогических умений наиболее значимыми в работе учителя с подростками являются следующие:

— выявить уровень обученности и воспитанности ребенка, определить причины и условия отклонений в развитии и поведении;

— определить по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния ребенка, понимать и объяснять особенности его поведения в конкретных жизненных ситуациях; умение мысленно ставить себя на место воспитанника;

— прогнозировать и проектировать развитие личности ребенка и результаты его обучения и воспитания;

— предвидеть возможные трудности и ошибки детей и подростков и своевременно их предупреждать;

— планировать структуру действий учащихся и осуществлять педагогическое руководство их деятельностью, использовать и педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания в соответствии с уровнем развития учащихся;

— управлять поведением и активностью учащихся, находить контакт и правильный тон во взаимоотношениях со школьниками;

— быстро принимать решения и находить наиболее эффективные средства педагогического воздействия на них;

— анализировать полученные результаты педагогического процесса, соотносить их с заданной целью деятельности;

— осуществлять корректировку поставленных задач, регулировать и перестраивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников.

Совокупность общепедагогических знаний и умений, которыми должен обладать учитель, его профессиограмма определяют квалификационную характеристику учителя и других педагогических работников. Квалификационная характеристика педагога является нормативным документом, который определяет структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в учебно-воспитательном процессе, характер отношений с учителями и родителями учащихся. Таким образом, квалификационная характеристика как бы очерчивает сферу деятельности педагога, точки соприкосновения с другими сферами педагогической (в том числе и коррекционно-педагогической) деятельности, дает возможность увидеть общее и особенное в профессионально-педагогической деятельности.

С точки зрения организации коррекционно-педагогической работы с учащимися важно, как на нее сориентирован учитель, с кем он может сотрудничать в этой деятельности, к чьей помощи в рамках педагогического коллектива обратиться. Квалификационные характеристики классного руководителя, воспитателя, социального педагога и педагога-психолога дают возможность эту линию определить.

Педагог как учитель осуществляет обучение и воспитание детей с учетом преподаваемого предмета. Он способствует формированию общей культуры личности учащихся, их социализации, осознанному выбору и освоению ими профессиональных программ. Используя разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, учитель обеспечивает необходимый уровень подготовки школьников, соответствующий государственному образовательному стандарту.

Читайте также:  Какие чувства могут быть у человека кратко

Как классный воспитатель (классный руководитель) учитель осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности, содействует получению ими дополнительного образования. В то же время он содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания, помогает ученикам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. Таким образом, особенности коррекционно-педагогической деятельности, ее элементы изначально уже заложены в функциональные обязанности учителя-воспитателя.

Одновременно в квалификационной характеристике записано: в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях учитель осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленнуюна максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета. А поскольку в общеобразовательных школах существуют специальные классы (коррекционно-развивающие, компенсирующего обучения), то данная функция выполняется учителем в этих классах.

Во всех квалификационных характеристиках также четко обозначено, что все педагогические работники действуют в тесном контакте с учителями и воспитателями, со специалистами всех профилей, взаимодействуют друг с другом и с родителями учащихся.

Наиболее ярко это взаимодействие отражено в квалификационной характеристике воспитателя. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога он планирует и проводит с обучающимися коррекционно-развивающую работу; организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями; взаимодействует с родителями учащихся или лицами, их заменяющими; проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

Педагог-психолог, наряду с проведением психологической диагностики различного профиля и предназначения, определяет степень психофизиологического отклонения в развитии ребенка, проводит его психопедагогическую коррекцию. Он также осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной).

Ведущим направлением в профессиональной деятельности социального педагога является выделение интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка в образовательных учреждениях и по месту их жительства.

Таким образом, для учителя, работающего в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении, необходимо владение следующими коррекционными умениями:

— увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;

— провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;

— предупредить возникновение нарушений развития вторичных дефектов;

— определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;

— планировать отдельные виды коррекционной работы;

— критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации научную и научно-педагогическую информацию;

— учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные для аномальных детей возможности и факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;

— трансформировать учебную, педагогическую и методическую информацию в целях коррекции, обучения и воспитания;

— отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации;

— создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации аномальных детей для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта в единстве с усвоением языка и речи;

— владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;

— формировать положительную мотивацию участия в коррекционной работе у детей с недостатками в развитии и воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;

— выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи в их социальной адаптации;

— определять результативность коррекционной работы во всех средах и на всех этапах педагогической деятельности;

— перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуацией;

— осознанно и критично управлять своей коррекционной деятельностью (Н.М. Назарова).

Источник

Оцените статью