Когда возникает радость творчества

Радость творчества

Радость творчества

Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось, вместе с ветром и шумом листвы, в вашу комнату.

Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.

Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам кажется, что золотые обильные ливни льются над всей страной, и шум дождевых капель в лесах, в траве, в чащах садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой земли.

Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные, затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.

Или внезапно в памяти выплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-детски раскрывается облик недалекой весны.

Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство приближающегося неизбежного счастья.

Еще все неясно. Еще все смешалось вокруг в дождевой пыли, в разноголосых криках птиц и людей, в шуме деревьев, в громыхании грома. Еще сознание заполнено перекличкой отдельных слов, мыслей, образов, сравнений, но сквозь все это уже возникает даль свободного повествования.

В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть.

Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не открытых и не рассказанных стран.

Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути. Тревога – обычный спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли ясные и веские слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему народу, – а его наш советский писатель всегда ощущает как друга. Хватит ли воли, свежести чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой этого взыскательного друга?

Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», – и синие дни поднимаются вереницами над берегами морей.

Радость подлинного писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу туда, в то будущее, куда стремится народ всей силой своих надежд.

Это – сложное чувство. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от размышлений, от той особой внутренней напряженности и тишины, которая предшествует рождению книги, от множества как будто бы случайных вещей, дающих толчок для работы.

Год назад я ехал в Севастополь. Где-то за Синельниковом поезд внезапно остановился в степи. После гула и грохота в вагоны вошла мягкая тишина. Пассажиры сразу притихли. Только ветер шелестел газетами, забытыми на столиках.

Я вышел. Стоял туманный мартовский день. Весенний разлив голубел вдали, в степях над ним голубело неяркое и просторное небо. Тишина хлынула на нас. Она шла со всех сторон, из степей, из безмолвной деревни на косогоре. Она обступила и сжала остановившийся поезд.

Я пошел по полотну. Около переезда стоял старик в соломенной шляпе. Он опирался на посох и смотрел на меня ласково и спокойно. Косматый застенчивый пес стоял рядом со стариком и тоже смотрел на меня желтыми ласковыми глазами.

– Вот и вам незабаром (случайно) привелось побывать в степу, – сказал старик. Пес тихо махнул хвостом. – Место наше широкое, чистое, – тем местом шли большевики на Чонгар. Великая была битва на Чонгаре. Дуже великая!

Пес снова робко махнул хвостом.

«Падение Даира». Очень хотелось писать.

Так вот бродишь в жизни и то тут, то там наталкиваешься на встречи, на какие-то часы тишины и сосредоточенности, на «закономерные случайности», и в это-то время и возникает обычно замысел книг. В этом есть особая радость – очень ощутимая, но трудно поддающаяся рассказу. Очевидно, это и есть то состояние, какое мы называем «радостью творчества».

Все отдают своей стране, своему народу знания, опыт, навыки, наконец, самую жизнь, если этого требует существование страны. Но у писателей есть одно невольное преимущество – они отдают своему народу еще и великолепное чувство счастья. Поэтому так радостен писательский труд – тяжелый и многолетний.

Источник

Радость творчества-прямой путь к здоровью

Александра Львова
Радость творчества-прямой путь к здоровью

Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развития способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Психологическое здоровье также одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психологического развития на всем протяжении его жизненного пути.

Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирование эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни.

Основным критерием здоровьяявляется гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинно детскую самодеятельность, являющуюся источником творчества и психологического здоровья.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программе Лыковой И. А. «Цветные ладошки», по которой работаю на протяжении полутора лет.

Считаю, что эта программа является самой актуальной и развивающей, в которой сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.

Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.

Так как традиционные виды детской художественной деятельности — рисование, лепка, аппликация и другие – в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка, Лыкова И. А. предлагает интеграцию разных видов изобразительных искусств в художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации простейшие линии и формы превращаются в настоящие маленькие произведения искусства.

Детям предоставляется возможность отступить от стандартов в поиске замыслов, самим выбрать материалы, техники и способы выполнения работы.

Дети с огромным удовольствием экспериментируют с материалом, создают эмоционально – выразительные образы.

Выполненные работы мы используем для украшения интерьера помещений детского сада.

Интеграция видов деятельности дает простор для дальнейшего творчества и безграничной фантазии.

Изучив и проанализировав, пришла к выводу, что творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться».

Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем расска-зать о них.

Открывается путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Поэтому моя цель – помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.

Существует много приемов изобразительной деятельности, используемых мною, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков, создать атмосферу психологического комфорта.

На занятиях по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. мною используются как традиционные техники рисования, лепки, так и нетрадиционные, о которых я расскажу более подробно.

Читайте также:  Плохое настроение по научному

Техника «Марания». В буквальном понимании «марать» значит – «пачкать, грязнить». В нашем случае речь идёт о спонтанных рисунках, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний и размазываний, они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии или акватуши).

При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают воз-можность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым ре-зультатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это ва-риант монотипии.

Во время занятий монотипией происходит естественная концентрация внимания, включение воображения и ассоциативного мышления, высвобождение образов сознания и подсознания.

Штриховка – это графика. Изображение создаётся без красок с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимают ритмичное и хаотичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта.

Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.

Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индиви-дуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис.В качестве сильных сторон метода перечисляются:

— свобода от двигательных ограничений;

— свобода от культурного влияния;

— свобода от социального давления;

— отсутствие проблем эквивалентных форм.

Техника «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.Ребят захватывает сам процесс рисо-вания: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Описанный приём используется для профилактики и коррекции тре-вожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям.

Дети рисуют мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губ-ками, зубными щётками, палочками, нитками, ластиками и т. д.

Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служат знаком вовлечённости в творческую деятельность, успешности адаптацион-ного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Во время творческих действий с газетами и скотчем создаётся образ, вызывающий положительный отклик у ребёнка. даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», а из Ничего создаётся Что-то. Из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребёнка возрождается Личность.

Надо сказать, что изобразительная деятельность очень интересна и полезна для ребенка дошкольника.

Все перечисленные техники рисования относятся к изотерапии, лечебному воздействию, коррекции посредством изобразительной деятельности.

Которая, в свою очередь являются одним из видов арт-терапии, метода психологической работы, использующего возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Это забота о душе с помощью искусства, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности.

Перед тем как приступить к решению задач, стоящих перед детьми по программе «Цветные ладошки» Лыковой И. А., совместно с педагогом – психологом был проведен ряд диагностических обследований для выявления уровня развития детей.

Результаты представлены на диаграмме:

Возможности детей оценивала по следующим критериям:

1. Выявить уровень художественных способностей;

2. Умение самостоятельно реализовать творческую задачу;

3. Способность к интеграции;

4. Готовность к художественному отображению своих впечатлений;

5. Выявление эмоционального благополучия.

Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разносто-роннему развитию личности ребенка».

Так как через творчество происходит осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивается их внимание, усиливается ощущение собственной личной ценности, повышается художественная компетентность.

Изобразительная деятельность способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.

Итоги конкурса «Мастерская деда Мороза» МБДОУ ДС II категории №5 «Солнышко» Номинация проекта «Мастерская Деда Мороза» В данном проекте участвовали дети, родители, педагоги. Проект.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно творческому развитию «Цветной мир» (для детей 4–7 лет) Пояснительная записка Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства.

Источник

Статья «Радость творчества »
статья

«Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»

Скачать:

Вложение Размер
statya_bobyleva_2.docx 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества

Дошкольное детство — очень короткий отрезок жизни человека, но он имеет непреходящее значение. Детский сад – как раз та ступень, на которой малыш получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее нам, воспитателям.

Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Если удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и нам, и ребенку. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Данный возраст особенно важен для развития ТВОРЧЕСТВА во всех его проявлениях. Дошкольник, домашний или садовский – достаточно свободен в своем творчестве. Художественная сфера для малыша – это пока еще малоизведанный, а потому необычайно привлекательный мир, в котором так заманчиво найти и познать себя, и малыш осваивает культуру, в том числе и изобразительное искусство, как вдохновенный первооткрыватель. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других сверстников. Детское изобразительное творчество мы рассматриваем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое отношение.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности, так как рисование для дошкольника — знакомое и «комфортное» действие. Поэтому на основе этого действия настоящий педагог способен выявить и сформулировать многие необходимые личностные качества малыша: сформировать положительное отношение к окружающему миру, научить удивляться и радоваться всему,

что его окружает, вдохновить на творчество; преодолеть отчуждение, замкнутость, по возможности, исключить негативное поведение.

Рисование для малыша – своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «коляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов – вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

В изобразительном творчестве ребенок довольно часто предоставлен сам себе, и благодаря этому он приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Однако было бы ошибочно сделать из этого вывод, что ребенка полезно оставлять один на один со своими трудностями для «самостоятельного изобретения колес и велосипедов». Разумеется, обучение должно иметь место и оно необходимо. Именно в этом возрасте дети обожают рисовать и

очень любят свои рисунки, они гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих даже через длительное время.

В творческом процессе малыш самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Рисование доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире и мы должны стремиться развивать творческую личность ребенка, вводить его «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Знакомя детей с произведениями искусства, мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, то есть, претворяем в жизнь поставленные цели и задачи, ведем к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.

Л.С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: «Обучение ведет за собой развитие», при этом он обращал внимание: «Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его результатах».

Мой опыт свидетельствует – искусство дает удивительно положительные результаты в работе с детьми – дошкольниками. Оно, являясь важным фактором художественного развития, оказывает психотерапевтическое воздействие, влияя тем самым на эмоциональную сферу малыша, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, что способствует формированию его внутреннего мира.

В ходе многолетней практики я вижу, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержания и средств выразительности. Расширяя диапазон развития ребенка, и увлекая его в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности малыша.

Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия, эмоциональной сферы и образного познания окружающего мира. Такая деятельность способствует развитию

творческого потенциала. У детей значительно повышается интерес, увлеченность и работоспособность, работы становятся все более выразительными, содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Художественно – творческая деятельность имеет, несомненно, очень большое значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целую картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что – либо, ребенок может сопереживать, сочувствовать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным не дадут ребенку, на мой взгляд, вырасти жестоким, злым. Творчество – это изображение действительности, душевные переживания ребенка, взаимодействие с конкретными людьми, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, настроение. Творчество расширяет его социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, эмоциональные стороны действительности. И, прежде всего, эмоции людей – внешние проявления чувств, характера, поэтому, наша работа должна быть направлена на формирование творческой личности ребенка, на развитие общей культуры, эмоционально – ценностного отношения к миру и самому себе, стимулирование творческой активности и развития познавательных способностей, а также, что особенно важно – духовно – нравственному воспитанию.

О чем думает ребенок, кода рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Замечательный ответ, на мой взгляд, дал К. Шейлби: «Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка».

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, и этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал нам надо раскрыть. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Я убеждена, что та любовь к искусству, которую я смогу привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая ее яркими, позитивными эмоциями. Очень важно, чтобы маленький человечек,

взявший в руки кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.

Помочь ребенку чудо сотворить

Мое желанье, счастье и призванье.

К ребячьим душам тропку проторить

Мне часто помогает рисованье.

Рисуют дети, и на их «холсты»

Не просто красок капельки стекают:

Идет процесс творенья красоты…

И кто сказал, что чуда не бывает?

И всяк «шедевр» по-своему хорош,

В нем столько вдохновенья и старанья,

И каждый на другие не похож —

И в этом есть вся прелесть рисованья.

И видя, как рисуют малыши,

Я понимаю – труд мой не напрасен.

Есть в их твореньях часть моей души,

Ведь я учу их видеть мир прекрасным.

Эти незатейливые стихи родились не случайно. Когда встал вопрос, чему посвятить свою трудовую деятельность, долгих раздумий на эту тему не последовало, так как перед моими глазами прошла яркая, творческая жизнь моей мамы — учителя начальных классов, ее успешный труд на ниве образования. Более тридцати лет она несла благородную миссию учителя, и я решила сохранить преемственность традиций, пошла по ее стопам. Здесь очень уместно высказывание Гете: «Тех, у кого мы учимся, правильно называют «нашими учителями», но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

Воспитатель – учитель, профессии созвучные, одни из самых замечательных и важных. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а хороший учитель – в мыслях и поступках людей.

Вопрос о развитии творческих способностях детей в рисовании волновал меня давно, с тех пор, как я начала заниматься творческой деятельностью. Но в течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться того, что я считала немаловажным – искренности в рисунках, отражения ребенком окружающей действительности, способности создать образ и выразить к нему свое отношение. Размышляла над вопросами: как организовать детское рисование и как им руководить? Как понимать и оценивать детские рисунки? Как развивать художественные возможности детей и увидеть в каракулях и

цветных пятнах момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребенок (пусть один – в меньшей мере, другой — в большей) стал творцом?

Исследование массы литературы, освоение новых методик обучения и общения, открытые мероприятия, методические объединения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности детей и их эстетическое воспитание и конечно же, неоценимая помощь старших коллег, позволили решить многие вопросы и проблемы, возникающие раннее. Именно так – обучаясь и учась по-другому воспринимать, понимать и относиться к детским рисункам – и нужно действовать воспитателю, если он хочет увидеть конечный результат, добиться того, чтобы каждый малыш, который ходит в детский сад, смог творчески проявить свое отношение к окружающему миру.

В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества, художественно-эстетического развития детей.

Часто приходится слышать: детей не надо учить способам изображения. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Да, может это действительно так. Однако, во-первых, далеко не у всех это получатся, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью; во-вторых, нельзя развивать творческие способности у всей группы, полагаясь на возможности некоторых.

Мой опыт свидетельствует: дошкольник с удовольствием учится, любит узнавать новое, потому, что, обучаясь, получая знания, навыки, ребенок чувствует себя уверенно. Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия и образного познания окружающего мира.

Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить свое к нему отношение. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие методики и рекомендации. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Мы принимаем всех детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

В связи с этим возникает вопрос: как развивать творческий потенциал детей, чтобы это было не сухо и не формально? Работая некоторое время по традиционным программам, я пришла к выводу, что большей частью, дети работают по заданию воспитателя, механически, что мало способствует развитию воображения, их креативному мышлению, не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином.

В поисках новых методов и технологий, я обратилась к давно позабытым старым программам Т. Дороновой, Б. Неменского и других педагогов.

И что же? Более детальное изучение их материалов увидела по-новому, открыла для себя другие подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности) повторение — мать учения…

Стала применять и использовать различные типы мотиваций, новые методики обучения и общения на занятиях, усилила внимание к свободной самостоятельной деятельности. Большой акцент сделала на эстетическом воспитании детей. Все это позволило найти более свежие подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

Приобщать детей к наблюдению за действительностью, научить их соотносить увиденное с собственным опытом.

Формировать наблюдательность и внимание, умения и навыки, развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.

Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира, учить детей цветом передавать настроение, состояние, экспериментировать с красками.

Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением.

Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость творчества.

Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства.

Знакомить с различными стилями разных художников, графиков, скульпторов.

Применять анализ детских работ как обучающий метод.

Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца – художника.

Методические приемы используются в определенном сочетании, композиции, которые в данной конкретной ситуации могут дать наибольший эффект, и который определяется мною с учетом ряда факторов, в том числе: цели и задачи, возраст детей, их индивидуальные особенности, уровень подготовки, и мастерство воспитателя.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует силы, развивает и совершенствует свои способности, это доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.

Занимаясь с детьми продолжительное время, я поняла, что ребенок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, также предстает целостным, то есть, цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.

Чрезвычайно значительно влияние художественной литературы на формирование эмоций ребенка. Она заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать, что постепенно формирует определенные моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу. Из рассказов и, особенно из сказок ребенок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Они заставляют дошкольника задуматься над тем, что он сам может или не может сделать в повседневной реальной жизни. Сказки, кроме того, активизируют воображение ребенка, заставляют его не только сопереживать, но и внутренне содействовать ее персонажам, вживаться в сказку — в результате чего появляется новое эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям. Это общеизвестные положения, и роль педагога в процессе приобщения ребенка к сказке здесь четко обозначена.

Используя в работе музыкальные и поэтические образы, я вижу, как возрастает художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. У детей значительно повышается увлеченность и работоспособность, их работы становятся все более выразительными и содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Часто именно разговор, беседа, непосредственно предваряющие практическую деятельность, становятся главной отправной точкой в рождении художественного образа.

В работе планирую экскурсии, ведь ребенок должен видеть окружающую действительность, что поможет расширить кругозор, увидеть среду нашего обитания, откроет широкие возможности для творчества. И тогда на основе наблюдений, полученных от общения с природой, людьми, ребенок сможет на основе накопленных впечатлений, образного видения запечатлеть все в процессе рисования.

Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить ребенка в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, эмоциональной, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал я стараюсь раскрыть.

Объясняя детям, как художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подвожу детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Считаю, что вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения. В процессе творческой деятельности стараюсь дать как можно больше свободы в выборе темы и, само собой, разумеется, не предлагаю образец (он влечет за собой механический повтор), а лишь демонстрируя наброски, не придавая им законченного вида.

Очень важно показывать приемы работы с пластическим материалом, когда образ рождается прямо на глазах у детей. Это, с одной стороны, дает умения и навыки в области практической деятельности, а, с другой, — оставляет за ними право творческого выбора. Также, по возможности, стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работ. В целом все это помогает скорректировать развитие ребенка, стимулировать самостоятельные действия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме, формированию необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах художественной деятельности.

В приоритете у меня «коллективная деятельность», и опыт работы показывает, что коллективная художественная деятельность значительно формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения, дают толчок их креативному мышлению.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. К работе я привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям, предлагаю им правила:

— ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

— у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, мелках, красках, бумаге и каких-то развивающих творческий потенциал новинок.

И здесь как нельзя кстати замечательное высказывание великого педагога: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Дайте возможность малышу тактильно испробовать все!

— сюжет рисунка не должен подвергаться критике: рисунки, отобранные самим ребенком нужно повесить где-нибудь в удобном месте, попросить ребенка прокомментировать их, выразить свое мнение, впечатления и прислушаться к доброжелательным пожеланиям взрослых.

Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

Девизом к своей работе я применяю слова Э.Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа — душа ребенка».

Эти слова, в свою очередь, перекликаются с высказыванием английского философа Томаса Гоббса: «Красота – это обещание счастья».

А от себя хочется добавить: дошкольное детство — самый короткий, но чрезвычайно важный период в жизни малыша, и роль воспитателя в этот период очень ответственна — растить детей успешными и счастливыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского «Краденное солнце»(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ.

консультация для родителей «Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка»

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск.

«Детское музыкальное творчество. Музыкально — ритмическое творчество.»

1. Теоретические основы и задачи музыкально — ритмического воспитания.

Рабочая программа студии изобразительного творчества «Вдохновение» (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества «Вдохновение» (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп.

Теоретическая часть педагогического проекта «Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества» в дальнейшем именуемый «Книжкин-художник».

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. .

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» — игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только.

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел «Изобразительное творчество»

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы.

Источник

Читайте также:  Аффирмации для чувства юмора
Оцените статью