Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происходящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным поступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же — неконтролируемые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувствами и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.
Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня оказалась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искреннюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и разумом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чувства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, конечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.
Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюбленной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.
Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлюбленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призналась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой — бросил Надежду — он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что Надежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум лишает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.
Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек может попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.
Источник
Пример сочинения по направлению «Разум и чувство»
Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум — это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
Источник
Сочинение Конфликт разума и чувств
Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства. Поведение человека очень сложно предугадать. Душа всегда вмешивается в принятие решений, а разум всегда выбирает самое оптимальное решение. Человек, который прислушивается только к чувствам, совершает необдуманные, взбалмошные поступки, а если прислушиваться только к разуму можно стать холодным и чёрствым человеком. Как же быть, к чему прислушиваться, к чувствам или разуму? На этот вопрос нам помогут ответить литературные произведения великих писателей.
В пьесе Островского «Гроза» главная героиня Катерина, слушая только разум, смирилась, что ей придётся жить с нелюбимым мужчиной в зажиточной семье. Она хотела любви, понимания и ласки, что никак не могла получить в своей новой семье. Катерина не прислушалась к своему сердцу, что привело к трагедии, а если бы она вышла замуж по любви, всё бы могло сложиться по-другому.
Если взять роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разум и чувство сталкивались несколько раз. Первый — это, когда Татьяна Ларина написала письмо Евгению Онегину с признанием в любви. В этот момент она руководствовалась только своими чувствами, не прислушавшись к разуму. Даже сейчас есть такой стереотип, что мужчина должен первым писать девушке. Что тогда в данном случае можно сказать о девятнадцатом веке? В этот момент она руководствовалась только своими чувствами, не прислушавшись к разуму. Второй раз – когда отказала Евгению Онегину, спустя уже много лет, она, будучи уже замужем, заботится о добром имени своего мужа и ни в коем случае не хочет ему изменять. Она добровольно лишает себя возможности быть с любимым человеком, думая как всегда обо всех, кроме себя. Но будучи с Евгением она, возможно, была бы самой счастливой женщиной на планете. Слушая в этот раз только разум, Татьяна Ларина, возможно, будет несчастна всю свою оставшуюся жизнь, как и в примере с Катериной из произведения Островского “Гроза”.
Таким образом, можно сделать вывод, что, только прислушиваясь и к чувствам и разуму в равной степени, будешь по-настоящему счастливым человеком и принимать только правильные и рациональные решения. Разум и чувства должны быть в одной связке, так как нуждаются друг в друге и невозможно прожить счастливую жизнь руководствуясь чем-то одним.
Сочинение 2
Человек — уникальное существо и также каждый человек уникален. У разных людей разные интересы, разные мнения, разные взгляды. Но у каждого есть две вещи — это разум и чувства. Неважно, кто ты, где ты, как ты выглядишь — все это всегда с тобой. Вы не можете обменять их на что-либо еще.
У сердца есть аргументы, которых разум не знает и это правильно. Когда человек оказывается в ситуации, когда ему или ей приходится делать трудный выбор, он часто оставляет выбор своему сердцу, потому что оно порождает чувства, а когда кто-то чувствует — он живет. Вы перестаете наслаждаться жизнью, любить, ненавидеть, чувствовать боль — вы не живы. Твоя душа мертва, ты всего лишь тень, ничтожная единица после миллиардов людей.
В «Маленьком принце» Антуан де Сент-Экзюпери писал следующее:
«Лучшее можно увидеть только сердцем. Самое главное невидимо для глаз».
Это показывает, что важен не смысл, а чувства. Они являются неотъемлемой частью нас. Иногда мы в них уверены, а иногда нет . Интуиция — это тоже чувство. Это не волшебство и не сверхъестественное явление, а почти мгновенная обработка информации, которая немедленно показывает нам конечный результат. На него влияет наше внутреннее я — то, что мы такие какие есть, а не маска, которую мы носим среди людей. Интуиция — это чувство, которое иногда может быть ложным, но оно всегда прекрасно, руководствуясь нашими иллюзиями, радостями, мечтами. Позволить своему сердцу раскрыть свои источники — самый смелый поступок. Чувство не означает, что вы слабы, но вы сильнее, чем вы думаете.
С другой стороны, нам нужно подумать, правильно ли что-то или нет. Тогда наш разум нужен и действует. Мы должны использовать это, чтобы отличить хорошее от плохого. Мышление, возможно, является одной из самых сложных вещей в мире. Вы должны подумать о возможных способах сделать что-то и последствия этого. Именно по той причине, что все вокруг нас было создано — здания, технологии, лекарства и многое другое, с помощью разума.
Разум это то, что не может реализовать свои собственные пределы. Это то, что отличает нас от животных. Это заставляет нас дважды подумать, прежде чем что-то делать (особенно если мы собираемся причинить кому-то вред). Благодаря разуму мы приходим к смыслу нашей жизни, и, однажды сделав это, мы не сможем помешать развитию человека к истине.
В конце концов, мы не можем игнорировать разум или чувства и мы должны слушать оба. Они одинаково важны, и многие люди, пытаясь отказаться от одного, теряют часть себя.
Конфликт разума и чувств
Популярные сочинения
Описание картин Зинаиды Серебряковой
Образ автора присутствует в романе «Евгений Онегин» с первых строк вступления и I главы, где он знакомит читателей с героем своего романа, — и до заключительной главы, в которой он с ним прощается «в минуту, злую для него».
Источник
Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
Чувства наполняют нашу жизнь переживаниями, эмоциями, делают её ярче, а разум охлаждает их, чтобы человек не руководствовался в своей жизни одними чувствами. Находясь в равновесии, эти две противоположные силы обеспечивают гармоничное состояние души. Но нередко так происходит, что возникает конфликт между чувствами и разумом. Это происходит чаще всего тогда, когда в душе человека возникает любовь. Именно такой конфликт описан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети».
Главный герой этого произведения Евгений Базаров был убеждённым нигилистом. Он отрицал романтическое чувство любви, называл её «белибердой, непростительной дурью». Герой не верил в любовь, отрицал её существование, утверждал, что это всё «романтизм» или «вздор», что есть только физиология или «потребность организма». « И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»
Но вот на жизненном пути Базарова встречается Анна Сергеевна Одинцова, которая полностью меняет отношение героя к чувствам, в нём происходят сильные перемены. Евгений Базаров даже предполагать не мог, что окажется способен на глубокую и сильную любовь. И.С. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой, с возникшим чувством он не может справиться: «он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось». Любовь и романтизм, на которыми так едко смеялся Базаров, захватывают героя целиком, колеблют его нигилистические убеждения, казавшиеся столь нерушимыми в начале романа. Он даже оказывается способен ощутить красоту летней ночи, её свежесть, таинственность во время свидания с Одинцовой.
Но Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Для неё был дороже её уклад жизни и комфорт. Она во всех своих действиях руководствуется лишь разумом, полностью подчиняя ему свои чувства, предварительно просчитывает все свои действия, выбирая лишь те, которые могут причинить минимум душевных волнений. Она выбрала спокойный путь, не приносящий радости, но и не заставляющий страдать. За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается её душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм.
Из-за любви к Одинцовой возник в душе Евгения Базарова конфликт между разумом и чувством. Чтобы отвлечься, Евгений уезжает к родителям, начинает помогать отцу в его медицинской практике, но, случайно поранив палец при вскрытии больного тифом, заболевает и умирает. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Произошедший в его душе конфликт неожиданно приводит его к «вечному примирению» с «жизнью бесконечной».
И в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» описан конфликт между разумом и чувством, возникший из-за любви Анны Карениной к Вронскому, закончившийся гибелью героини. Она, как и Евгений Базаров, не в силах была противостоять своему сильному чувству. Но, если Одинцова не захотела позволить себе ответить на чувства Евгения Онегина, то любовь Карениной была взаимной, однако это не привело её к счастью.
Не стала противиться своим чувствам и героиня Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая влюбилась в богатого дворянина Эраста. Она откликнулась на его чувства, не думая ни о чём. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина вскоре охладели. Он уехал в военный поход, где проиграл все своё состояние, вследствие чего был вынужден жениться на богатой вдове. Лиза не выдержала измены Эраста. Для девушки поступок любимого человека был таким сильным ударом, она не в силах была справиться со своей душевной болью и бросилась в пруд, чтобы уйти из жизни. Пылкие чувства привели Лизу к гибели и принесли горе матери.
Видимо, когда в конфликте с разумом побеждают чувства, это не приносит счастье человеку.
Источник