Когда возникает чувство взрослости

«Чувство взрослости» у подростка. Чего опасаться родителям?

Детство ребёнка проходит под девизом: «Вот станешь взрослым, тогда … ».

Вначале взрослые решают за детей: что поесть, когда идти гулять, где провести отпуск и т.д. Родители обеспечивают безопасность ребёнку и берут на себя ответственность за возможные последствия своих решений.

Параллельно тому, что ребёнок вырастает, меняются и детско-родительские отношения.

Родители ждут от малыша проявление самостоятельности. Но, как показывает жизнь, не всегда к ним психологически готовы.

Взрослые не могут принять многие поступки ребенка, считающим себя взрослым. Разногласия, возникающие на фоне недопонимания, портят отношения родителей с детьми, причиняя обеим сторонам боль и страдания.

«Я уже взрослый» — всё чаще произносит ребёнок.

Подростковый возраст – наиболее сложный из всех периодов жизни человека. С ним нельзя справиться, его можно только пережить.

Чувство взрослости – это внутренние ощущения подростка, проявление в его сознании готовности жить в обществе взрослых в качестве полноценного члена общества. Это особая форма подросткового самосознания. Подросток активно подражает взрослым.

Один только возраст не делает ребёнка взрослым. Люди одного возраста могут по-разному рассуждать, жить и вести себя с окружающими.

Взросление ребёнка можно заметить, когда происходят изменения его тела. Изменения фигуры происходят стремительно, «гормональная перестройка» заставляет странно себя вести, а в голове зарождаются безумные мысли.

Поэтому в период взросления появляется невероятно яркий макияж у девочек, интерес к курению и алкоголю у мальчиков. Подростки перенимают манеру взрослых разговаривать, считая обязательным атрибутом взрослости употребление вульгарных слов в своей речи.

Стремление к взрослости у подростков происходит по-разному. Подросток осознаёт себя уже не ребёнком, но ещё и не взрослым.

Быть взрослым – значит брать на себя ответственность, уметь принимать независимые решения, добиться финансовой независимости.

Чем больше вы будете давать подростку самостоятельности, тем меньше у него будет желания демонстрировать эпатажные выходки.

Один из моментов взрослости подростка – выстраивание новых отношений с родителями и другими взрослыми. Эти отношения не всегда основываются на взаимопонимании, поддержке, эмпатии друг к другу.

Взрослые права взрослый ребёнок начинает качать раньше, чем выполнять взрослые обязанности.

Осознание своей взрослости происходит также на фоне понимания, что мир несовершенен. Подросток начинает задавать много вопросов, типа «Зачем родители живут вместе, если они постоянно ругаются?», «Почему отец прячет деньги от матери и просит не говорить ей» и т.д.

Одной из проблем является изобилие информации из интернета. Всё, что там транслируется – дезориентирует подростка. Интернет не имеет границ, там никто ни за что не отвечает. Создаётся иллюзия вседозволенности.

Если родители начнут давить своим авторитетом на подростка, то он будет усиливать реакции, доказывая окружающим, что он уже почти взрослый.

Родителям важно также менять своё поведение по отношению к ребёнку. На самом деле, требовать взрослого к себе отношения у подростка нет достаточных оснований.

Как действовать взрослым?

Необходимо понять, что взрослые и подростки – два разных мира, каждый со своими проблемами.

Позволить подростку проявлять самостоятельность.

Советоваться с подростком, но в пределах разумного.

Принимать его таким, какой он есть. Все проявления подросткового периода пройдут.

Главное не испортить отношения на долгие годы.

Если вам понравилась моя статья, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

Источник

Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Чувство взрослости в подростковом возрасте возникает у подростка в момент сравнивания себя со взрослыми.

Сравнивая себя со взрослым подросток приходит к мнению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Подросток активно настаивает, чтобы теперь взрослые воспринимали его как равного себе. Хотя подлинного ощущения себя взрослым у подростка нет.

Виды взрослости

Т. В. Драгунова выделяет следующие виды взрослости: подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, интеллектуальная взрослость.

  • подражание внешним признакам взрослости — как правило подростки стремятся подражать негативным взрослым привычкам: курению, играм в карты, употребляют алкоголь, покупают дорогие, модные вещи, делают необычные прически, макияж;
  • социальная зрелость — возникает в семьях, где по причине семейных трудностей ребенку с детства приходится помогать родителям;
  • интеллектуальная взрослость — возникает при самостоятельном стремлении подростка изучить интересующие его темы или предмет.

Влияние чувства взрослости на развитие в подростковом возрасте

По мнению психологов чувство взрослости источник развития личность подростка в переходный период. Чувство взрослости — мотивация подростка к развитию своей личности.

Чувство взрослости наделяет подростка дополнительной активностью, но выбор пути по которому пойдет ребенок во многом зависит от взрослых.

Если активность и стремление ребенка быть взрослым встречает сопротивление со стороны семьи или общества, ребенку придется тратить много энергии на доказательства своей взрослости. Такие дети тратят много сил для самоутверждения, реализуя чувство взрослости в компании сверстников.

Читайте также:  Как понять что мальчик скрывает от себя свои чувства

Если окружение признает взрослость подростка, то отрок имеет возможность приступить к труду, он развивается в общественно полезной деятельности и самосовершенствуется.

Источник

15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу

Психологическая зрелость человека (15 признаков по Маслоу) — считается важнейшим приобретением индивидуума для личностного и материального благополучия. Достаточно малость напрячься (прокачать полтора десятка установок), чтобы текучка из недоразумений и неудач динамично пошла на спад.

Обратите внимание: достижение психологической зрелости не конгруэнтно прожитым годам — отсюда и проблемы. По статистике 80% современных Homo sapiens обзаводится необходимой составляющей личностного развития со значительным опозданием. Причем 50% из них — это представители сильной половины человечества, проживающие в мегаполисах. Хотя у современной молодежи фиксируется прецеденты по опережению графика.

Если перефразировать мудреные определения ученых, то психологическая зрелость — это понимание того, как правильно действовать в любых (даже самых сложных) обстоятельствах. А также навыки рассматривать и анализировать недоразумения с осознанием личной внесенной лепты и ответственности за положение дел. Речь идет о том, что наши слова и поступки, как правило, являются причинами большинства сложных ситуаций. И, конечно, нельзя забывать об умениях контролировать и адекватно корректировать свои реакции, плюс признавать правоту визави (если таковая присутствует).

Принято считать, что психологическое время зрелости — индивидуальный показатель. Тем не менее существует современная периодизация, предложенная в середине прошлого века. По общепринятой шкале время зрелости наступает в возрасте:

  • раннее — с 21 до 25;
  • среднее — с 25 до 40;
  • позднее — с 40 до 55;
  • предпенсионное — с 55 до 65.

Однако психологически незрелую личность можно встретить даже в глубокой старости. Отмечу: временная шкала не является ноу-хау и была хорошо известна задолго до нашей эры в стародавнем Китае и Древней Греции. В Поднебесной понятие психологической зрелости личности связывалось (в отличие от современности) с физическим взрослением, а периодизация также разделялась на 4 этапа:

  • вступления в брак — с 20 до 30 лет;
  • выполнения общественных обязательств — с 30 до 40;
  • осознание собственных заблуждений — с 40 до 50;
  • финальный отрезок жизни — с 50 до 60.

Представитель же Эллады — Пифагор (570 — 490 года до нашей эры) на моральное взросление отводил согражданам два десятилетия — с 20 до 40 лет.

Гуру и один из основателей современной гуманистической психологии Абрахам Маслову предложил классификацию и оценку психологической зрелости человека. Согласно исследованиям (тестировались практически все категории населения — от студентов до бизнесменов и политиков), Маслоу определил общие особенности людей, стремящихся к самовыражению.

  1. Принятие себя и людей со всеми имеющимися достоинствами и недостатками, причем без самоутверждения и нетерпимости. А также отторжение подобных негативных проявлений со стороны кого-либо.
  2. Ощущение единства с человечеством, которое у психологически зрелых индивидуумов выражается в отожествлении себя со всеми потомками Адама и симпатии к людям.
  3. Критическое отношение к культурной принадлежности — выбираются лучшие и отклоняются негативные традиции. Индивид ощущает себя представителем земной цивилизации.
  4. Невосприимчивость к влиянию окружающих и культурных штампов.
  5. Естественность и демократичность в поведении, выдерживание принятых в обществе традиций, но отношение к ним с благодушным юмором и сознательным проявлением конформизма.
  6. Стойкость к обману и неудачах. Умение обособиться или отстраниться от негатива, иногда потребность в уединении.
  7. Наличие опыта предельных переживаний (исчезновения собственного «Я»), позволяющего увидеть себя и/или ситуацию со стороны.
  8. Искренние и душевные взаимоотношения с близкими и друзьями, отсутствие обидчивости, конфликтности, враждебности и агрессии.
  9. Способность идентифицировать цели и ориентироваться на них, придерживаясь моральных норм. Стремление к добру, избегая зла, плюс к максимальной выгоде для максимального количества Homo sapiens.
  10. Конструктивная и деловая направленность при решении важных задач — без эгоистических помыслов и «зацикливания» на проблемах.
  11. Готовность учиться и перенимать лучший опыт.
  12. Острота и новизна в восприятии, навык смотреть на хорошо известные факты и обстоятельства с неожиданной точки зрения.
  13. Креативность, проявляющаяся во всех ситуациях и воплощающаяся в действиях и поступках.
  14. Свободное от предрассудков и стереотипов восприятие действительности и комфортные отношения с реальностью.
  15. Философский подход к жизни, то есть с добродушной иронией к собственным проблемам, ведь все когда-нибудь проходит. Исключение — невзгоды окружающих.

Посчитали? Есть прочерки? Не расстраивайтесь! Автор констатировал, что идеальных людей, обладающих полным набором правильных установок, максимально выражающих лучшую человеческую сущность, порядка 1% на планете Земля. При этом каждый способен развить свою психологическую зрелость: умение жить в мире комфортно; получать удовольствие от общения; управлять своими эмоциями и способностями; правильно интерпретировать настроение окружающих и быть успешным.

Антипод психологически зрелого человека — взрослый ребенок. Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Причем инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая может стать источником разрушения личности и неудач в жизни.

Пройдите тест на определение психологического возраста и узнайте: отказ от каких личностных установок уменьшит количество «входящих» проблем.

Читайте также:  Если мужчина называет тебя своей радостью

Совет: бесплатно прокачать жизненно-важные качества помогут онлайн-тренинги и аудиокниги.

Источник

Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста

Чувство взрослости, по определению Д.Б. Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Следует отметить, что этот психологический симптом подросткового возраста не совпадает по времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток активно отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок бу­дет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка.Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная само­стоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутин­ных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя от­ветственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Обобщив основные характеристики проявления чувства взрослости Т.В. Драгунова выделила следующие её виды:

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, азартные игры, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде).

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины», а девушек – на качества и поведение «настоящей женщины». Интересно отметить, что в настоящее время многие девушки стремятся обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого в различных видах деятельности. Обычно наблюдается в семьях, переживающих трудности, там, где фактически подросток занимает место взрослого.

4. Интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

Самым первым и легким способом достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. В 12 – 14 лет в психическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости. А.М. Прихожан (1997) кратко описывает эти проявления таким образом: повышеннаяконформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребёнка, который культивируется этими взрослыми.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович полагала, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости детей этого возраста.Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Читайте также:  Как понять какие эмоции скрывает человек

Подростковый кризис относится к числу острых. Симптомы подросткового кризиса:

1. Наблюдается снижение продуктивностии способности к учебной деятельности. Это связано с переходом на новую, высшую ступень интеллектуального развития, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления (по Пиаже). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

2. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь, закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

2. Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2) Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3) Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода.

А.М. Прихожан (1997) характеризует два пути протекания подросткового кризиса:

1. Симптомы «кризиса независимости» – классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста (строптивость, упрямство, негативизм, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности).

В каждом возрастном кризисе этот букет симптомов проявляется в соответствии с возрастными особенностями. Так, ревность к собственности для подростка – это требование ничего не трогать у него на столе, не входить в комнату, а главное – «не лезть в душу». Главная собственность, которую подросток оберегает и защищает от других, – это остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира.

2. «Кризис зависимости» характеризуется противоположными симптомами: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости – это рывок вперёд, выход за пределы старых норм, то «кризис зависимости» – это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. И то, и другое – варианты самоопределения (конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это означает: «Я уже не ребёнок», во втором – «Я ребёнок и хочу оставаться им».

Суть кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в ярко выраженных внешних проявлениях, сколько в глубоком, качественном изменении процесса развития. Следствия подросткового кризиса – возросшая самостоятельность, чувство ответственности, критическое отношение к себе, расширение содержания взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Исходя из этого наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нём возможностей для формирования личности является «кризис независимости», хотя наиболее экстремальные его проявления чаще всего непродуктивны. «Кризис зависимости» – наиболее непродуктивный вариант развития подростка.

Бывают и случаи так называемого «бескризисного» развития подростка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей, перестраивают своё поведение и отношение к подростку. В этой ситуации проявления кризиса не так заметны. Иногда бескризисное развитие является кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, в силу тех или иных причин смещаться во времени.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью