- Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?
- Об эмпатии
- Виды эмпатии
- Когнитивная эмпатия
- Эмоциональная эмпатия
- Действенная эмпатия
- Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?
- Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным
- Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели
- Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут
- Ребенок не помогает другим людям
- Ребенку безразлична боль людей или животных
- Как научить ребенка эмпатии?
- Демонстрируйте ребенку эмпатию
- Научите ребенка понимать свои эмоции
- Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются
- Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди
- Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях
- Научите ребенка действенной эмпатии
- Пожалей меня. Как воспитать у ребенка жалость и состадание
- Жалость — чувство, которое делает жизнь светлее?
- Звездный мальчик
- Против большинства
- Помочь и отпустить
Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?
Эмпатия — очень важная способность, которой должен обладать каждый человек. Она нужна не только для того, чтобы иметь возможность полноценно существовать в обществе. Но и для того, чтобы понимать чувства других людей. Избегать с помощью этой способности конфликтов.
Мы расскажем о том, как научить ребенка проявлять эмпатию. А также разберем, что это такое. И какие ее виды бывают.
Об эмпатии
Эмпатия — это сочувствие. Способность человека осознавать, что в тот или иной момент испытывают люди. И сопереживать трудностям, проблемам, с которыми они столкнулись.
Ребенок, у которого хорошо развита эмпатия, понимает чувства других людей. Осознает, как подбодрить их в те или иные моменты. А также понимает, как не усугубить уже плачевное состояние человека.
Более развитые чувства эмпатии приводят к тому, что ребенок начинает осознавать не только то, о чем переживает другой человек. Но и переносит эти эмоции на себя. Помогает ребенку или животному, попавшему в беду.
При этом, понимать эмпатию, как чувство, которое обязательно заставит ребенка что-либо делать по отношению к другому человеку, не нужно. Сочувствие может остаться только «на словах». Вмешиваться в жизнь другого человека ребенку не обязательно.
Виды эмпатии
Существует три вида эмпатии. Давайте рассмотрим их.
Когнитивная эмпатия
В рамках когнитивной эмпатии, ребенок на подсознательном уровне понимает, что испытывают другие дети. Он проводит параллели с аналогичной ситуацией, которая, возможно, была у него до этого. И, благодаря эмпатии, понимает, что другой ребенок чувствует в тот или иной момент.
Эмоциональная эмпатия
Эмоциональная эмпатия позволяет ребенку видеть, какие эмоции появляются у другого человека. И сопереживать ему в ходе диалога. Те чувства, которые испытывает собеседник ребенка, он перенимает на себя. И проецирует те же реакции, что и у человека, с которым беседует.
Действенная эмпатия
Действенная эмпатия является одной из самых развитых способностей этого типа. В рамках нее, ребенок не только понимает, что происходит в голове у другого человека. Но и старается помочь ему справиться с определенной проблемой.
Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?
Бывают ситуации, в рамках которых у детей наблюдаются проблемы с эмпатией. Они либо слабо сопереживают другим людям. Либо и вовсе не делают этого.
Прежде всего, вам нужно определить, есть ли у ребенка проблемы с эмпатией. Давайте рассмотрим, в чем это проявляется.
Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным
Дети с плохо развитой эмпатией безразлично относятся к домашним животным. Они дергают их за хвосты. Носят по всей квартире. Бьют по носу, хвосту. И так далее.
Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели
Дети с плохо развитой эмпатией не видят рамок во время процесса достижения своей цели. Например, когда они играют в песочнице, и хотят занять определенное место, то могут с легкостью толкнуть другого ребенка. Или ударить его. При этом, абсолютно не чувствуют себя виноватыми.
Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут
Отсутствие эмпатии заключается и в том, что дети не проявляют сочувствие к бабушкам, мамам. Когда те плачут, подростки считают, что через некоторое время это прекратится. И не вмешиваются. Хотя маме и бабушке нужна их моральная поддержка.
Ребенок не помогает другим людям
Конечно, разговаривать с незнакомцами на улице нельзя. Однако, когда семнадцатилетний подросток не помогает безобидным людям (например, пенсионерам) — тоже довольно плохо. Это сигнализирует о том, что у ребенка наблюдаются проблемы с эмпатией.
Ребенку безразлична боль людей или животных
Эмпатия проявляется и в том, что ребенку не жалко людей или животных. Например, когда он идет по улице и видит птичку с поломанной лапкой, он не обращает внимания на ее проблемы. А просто проходит мимо.
Как научить ребенка эмпатии?
Сформировать у ребенка эмпатию по отношению к другим людям можно. При условии, что у малыша нет никаких психологических проблем. Научиться эмпатии не могут только те детки, которые болеют психопатией. Также, сочувствию не подвержены и малыши с аутизмом.
Давайте рассмотрим самые действенные способы по тому, как развить у ребенка эмпатию.
Демонстрируйте ребенку эмпатию
Чтобы ребенок научился сочувствию, родители должны подавать ему в этом пример. Регулярно проявлять эмпатию по отношению друг к другу. С самого раннего возраста. Даже когда ребенок еще плохо понимает, что происходит вокруг.
Демонстрировать эмпатию можно следующим образом. Вам нужно проявлять по отношению к своему супругу/супруге эмоции сочувствия. И в обязательном порядке их называть. Например, если супруг ударился ногой о тумбочку, вы можете подойти к нему и сказать: «Мне жалко, что тебе так больно. Давай обработаем твой палец».
Научите ребенка понимать свои эмоции
Вам нужно научить ребенка понимать испытываемые им чувства и эмоции. Сделать это можно с помощью их называния:
- Когда малыш начинает плакать, вам нужно сказать: «У тебя плохое настроение. В данный момент ты плачешь».
- Если малыш случайно ударился о предмет мебели и начал плакать, скажите ему: «Ты испытываешь боль».
- Если вы вынуждены отвести малыша в детский сад и пойти на работу, но он плачет, поговорите с ним. Скажите: «Тебе очень грустно, малыш. Мне тоже не хочется от тебя уходить. Но я вынуждена идти на работу. Не беспокойся, я приду за тобой через несколько часов. И мы поиграем».
После этого разговора ребенок на подсознательном уровне поймет, что высказывать свои эмоции — очень важно. Поскольку если сделать это, то можно получить отклик от того, к кому они проявляются.
Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются
На следующем этапе ребенку предстоит начать самостоятельно разбирать, какую эмоцию он чувствует в конкретный момент времени. Ваша задача — только лишь узнавать у него по поводу тех или иных чувств. Делать это можно с помощью следующих вопросов: «Какие эмоции ты испытываешь в данный момент?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя хорошее настроение?».
Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди
Когда ребенок научится идентифицировать то, что чувствует сам, нужно переходить к следующему этапу. Обучению тому, как понимать, какие эмоции испытывают другие люди, животные. Например, вы можете спрашивать: «Что, по твоему мнению, сейчас происходит в мыслях этого ребенка? Какие чувства испытывает эта кошка/собачка? Какие эмоции переполняют персонажа этого произведения?». И так далее.
На первых этапах вам предстоит самостоятельно говорить, какие чувства испытывает тот или иной герой. Но в будущем ребенок сам сможет делать это.
Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях
Если во время прогулки вы заметите, как с другим человеком произошла чрезвычайная ситуация, обратите на это внимание ребенка. И прокомментируйте чувства, которые испытывает пострадавший. Предположим, вы гуляли по улице. Увидели, как другой малыш упал на асфальт и начал громко плакать. В этом случае вам нужно прокомментировать ситуацию следующим образом. «Обрати внимание на ребенка. Он упал на асфальт. Почувствовал боль в коленке. И поэтому теперь плачет».
Повторяйте это упражнение много раз. На протяжении нескольких недель. Спустя это время, ребенок научится понимать причинно-следственную связь чувств, эмоций.
Научите ребенка действенной эмпатии
Когда ребенок научится просто сочувствовать, можно переходить к следующему этапу. Действенной эмпатии. В рамках нее, ребенок должен научиться не только сопереживать, но и помогать другим людям.
Смоделируем ситуацию. Вы с малышом играетесь в песке. Лепите пасочки. К другому ребенку подходит хулиган и ломает его песочный замок. Владелец дворца начинает плакать.
Вы должны сказать своему ребенку: «Малыш плачет из-за того, что хулиган сломал его замок. Это привело к тому, что ребенок очень расстроился. Как считаешь, если мы предложим ему заново построить замок, он перестанет плакать?».
Если проделаете подобное упражнение несколько раз, то ребенок научится проявлять действенную эмпатию. И сможет помогать нуждающимся.
Источник
Пожалей меня. Как воспитать у ребенка жалость и состадание
Жалость — чувство, которое делает жизнь светлее?
Лариса Руднева психолог, директор Психологического центра «На Белорусской» совместно с Центром развития межличностных коммуникаций
Каждый хочет видеть своих детей счастливыми и успешными. Они должны быть самодостаточными, идти к цели, но не любой ценой. При этом они не должны с презрением относиться к слабым и беспомощным. А еще — не быть хлюпиками и слюнтяями, вечно ожидающими помощи и снисхождения. Причем тут чувство жалости? А вот причем.
Чем старше те, кому задаешь вопрос о жалости, тем более многообразно они толкуют это чувство. Тут и снисходительное отношение к тому, кого жалеешь, и пресловутое «жалость унижает человека», и желание самоутвердиться за счет «жалкого». Мы откликаемся на просьбу, либо проявляем участие, жалость, когда переживание, проблема просящего для нас имеет личное значение. Нам часто жалко стариков, возможно, мы думаем о своих дедушках и бабушках, родителях. Дети же часто говорят о жалости к животным, особенно к детенышам. Безусловно одно: жалость делает нас человечнее.
В моей памяти всплыл такой эпизод. Мы с мужем чудесным летним днем гуляли по Нескучному саду. И вдруг заметили около бассейна, неподалеку от Москвы-реки, двух суетящихся детей. Мальчика и девочку лет десяти. Рядом валялись наспех брошенные велосипеды. Дети пытались вытащить из бассейна маленького черного утенка. Как он попал туда, оставалось загадкой, но неподалеку, между Москвой-рекой и бассейном, металась мама-утка. В реке плавал целый выводок маленьких утят. А один горемыка барахтался в бассейне и никак не мог выбраться: бортики были высокие и скользкие. Мама-утка прыгнула к нему, затем ловко вскочила на бортик, но он не смог за ней повторить. До нашего прихода дети, пробуя ему помочь, положили к бортику бассейна горку веток, чтобы утенок мог взобраться, но и это не помогло. Мальчик был готов на крайнюю меру: собирался, сбросив джинсики, уже залезать в воду и отлавливать несчастного утенка руками. Увидев взрослого мужчину, готового нырнуть в бассейн, он очень обрадовался. А муж тем временем забрался в воду. Поймать беглеца было сложно. Бедный утенок изо всех сил пытался скрыться от своего потенциального спасителя.
В конце концов он был пойман. Детям дали погладить его, ощущая трепетно бьющееся сердечко. И наконец маленький взъерошенный утенок был возвращен к маме и остальным утятам под восторженные выдохи нашей небольшой группы. Теперь, проезжая мимо Москвы-реки, мы высматриваем нашего утенка. Он уже большой! А у меня перед глазами до сих пор стоят этот мальчик и эта девочка. Неравнодушные!
Звездный мальчик
У Оскара Уайльда есть такая сказка. Главный герой был украден у матери разбойниками (то есть перенес травму и был лишен любви и нежности). Он был брошен в лесу, но его подобрал добрый дровосек. Мальчик вырос гордым и красивым. Но красота не сделала его добрым. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым, убогим. Он с презрением отверг собственную мать, которая обошла полмира в его поисках и предстала перед ним в виде нищенки. И был за это жестоко наказан. И только когда он, пройдя через тяжелые испытания, научился проявлять жалость к животным, нищим и больным, то был прощен и стал добрым и справедливым королем.
Взрослые обычно ставят знак равенства между детской безжалостностью и неблагодарностью. Но если ребенку совсем незнакома жалость, истоки надо искать в отношении к нему родителей. Ребенок должен сначала вырасти, затем отделиться от мамы с папой — стать самостоятельным. Когда тот, кого очень жалели (любили, у нас часто эти понятия подменяют и путают), сталкивается с внешним миром, этот мир к нему не так лоялен, как родители. Оказывается, он требователен или просто равнодушен. И тогда ярость ребенка обрушивается на тех, кто рядом, — на родителей. Именно поэтому особенно ярко безжалостность проявляется у подростков.
Против большинства
У каждого ребенка есть так называемая зона ближайшего развития. Ее создают значимые взрослые. И если в этом ближнем круге малышу оказывалось уважение и доверие, тогда растет зрелый и ответственный человек, способный относиться с заботой и жалостью и к родителям, и к другим людям.
На перемене пятиклашки играли, бросая друг другу мягкую игрушку. Темп игры нарастал. И вдруг бежавшему во весь дух мальчишке подставили подножку, и он смешно растянулся на полу во весь рост. Ребята галдели и смеялись, а он все не вставал. И вдруг в гуще играющих появилась маленькая девочка, наверное, из 3-4-го класса. «Ему ведь больно», — громко сказала она. Прозвенел звонок. Все разбежались по классам. Встал и пошел в свой класс, прихрамывая, пострадавший. Есть те, кто способен пожалеть, когда остальные смеются. Так важно не вносить свой голос в общий жестокий хор!
Помочь и отпустить
На приеме довольно интересная женщина с измученным лицом и жалобным выражением в глазах. С нею сын, разбитной молодой человек 13 лет. Учителя требуют домашнего обучения, на уроках мальчик создает хаос. Мама с любовью и жалостью смотрит на сына. И, преисполненная негодования, рассказывает, как неправы учителя. Жизненный путь человека начинается с любви, заботы, жалости. Здесь таится первая опасность. Младенца нужно приучать к режиму (спать, есть) и правилам (засыпать в своей кроватке). Родителям жалко, он ведь такой маленький. И такая любовь-жалость способна привести в дальнейшем к манипуляциям и тирании ребенка над мамой и папой. Никто не говорит, что должна быть армейская дисциплина. Без любви, ласки и жалости ребенок вырастает либо отгороженным, либо безграничным, а то и вовсе с психическими расстройствами.
Но ребенок взрослеет, расширяются его физические и душевные возможности. И его надо не жалеть, а увеличивать нагрузки. А жалеть — только когда не получилось, когда устал, осваивая что-то новое, «споткнулся» и растерялся. Тогда, опираясь на руку помощи, он переходит на новый уровень. Постепенно доберется и до этапа отделения. Начинается самое главное. Впереди большой мир. Там его не пожалеют, а вам его особенно жалко. И вы, во-первых, подрываете его неокрепшие силы своей жалостью. Во-вторых, осуждая при нем жестокий мир, провоцируете самого ребенка. Он и так осознанно или неосознанно боится, и ваше отношение усиливает его опасения. Кроме всего прочего, нарушаются границы между взрослыми и детьми. И мы получаем агрессию к учителям, конфликты с ровесниками, а главное — претензии и безжалостность к родителям. Поэтому поддержите, пожалейте своего ребенка, а как только справился — пожелайте попутного ветра, не тяните назад своей жалостью!
Источник