Когда у ребенка нет чувства жалости

Содержание
  1. Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?
  2. Об эмпатии
  3. Виды эмпатии
  4. Когнитивная эмпатия
  5. Эмоциональная эмпатия
  6. Действенная эмпатия
  7. Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?
  8. Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным
  9. Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели
  10. Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут
  11. Ребенок не помогает другим людям
  12. Ребенку безразлична боль людей или животных
  13. Как научить ребенка эмпатии?
  14. Демонстрируйте ребенку эмпатию
  15. Научите ребенка понимать свои эмоции
  16. Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются
  17. Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди
  18. Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях
  19. Научите ребенка действенной эмпатии
  20. Пожалей меня. Как воспитать у ребенка жалость и состадание
  21. Жалость — чувство, которое делает жизнь светлее?
  22. Звездный мальчик
  23. Против большинства
  24. Помочь и отпустить

Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?

Эмпатия — очень важная способность, которой должен обладать каждый человек. Она нужна не только для того, чтобы иметь возможность полноценно существовать в обществе. Но и для того, чтобы понимать чувства других людей. Избегать с помощью этой способности конфликтов.

Мы расскажем о том, как научить ребенка проявлять эмпатию. А также разберем, что это такое. И какие ее виды бывают.

Об эмпатии

Эмпатия — это сочувствие. Способность человека осознавать, что в тот или иной момент испытывают люди. И сопереживать трудностям, проблемам, с которыми они столкнулись.

Ребенок, у которого хорошо развита эмпатия, понимает чувства других людей. Осознает, как подбодрить их в те или иные моменты. А также понимает, как не усугубить уже плачевное состояние человека.

Более развитые чувства эмпатии приводят к тому, что ребенок начинает осознавать не только то, о чем переживает другой человек. Но и переносит эти эмоции на себя. Помогает ребенку или животному, попавшему в беду.

При этом, понимать эмпатию, как чувство, которое обязательно заставит ребенка что-либо делать по отношению к другому человеку, не нужно. Сочувствие может остаться только «на словах». Вмешиваться в жизнь другого человека ребенку не обязательно.

Виды эмпатии

Существует три вида эмпатии. Давайте рассмотрим их.

Когнитивная эмпатия

В рамках когнитивной эмпатии, ребенок на подсознательном уровне понимает, что испытывают другие дети. Он проводит параллели с аналогичной ситуацией, которая, возможно, была у него до этого. И, благодаря эмпатии, понимает, что другой ребенок чувствует в тот или иной момент.

Эмоциональная эмпатия

Эмоциональная эмпатия позволяет ребенку видеть, какие эмоции появляются у другого человека. И сопереживать ему в ходе диалога. Те чувства, которые испытывает собеседник ребенка, он перенимает на себя. И проецирует те же реакции, что и у человека, с которым беседует.

Действенная эмпатия

Действенная эмпатия является одной из самых развитых способностей этого типа. В рамках нее, ребенок не только понимает, что происходит в голове у другого человека. Но и старается помочь ему справиться с определенной проблемой.

Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?

Бывают ситуации, в рамках которых у детей наблюдаются проблемы с эмпатией. Они либо слабо сопереживают другим людям. Либо и вовсе не делают этого.

Прежде всего, вам нужно определить, есть ли у ребенка проблемы с эмпатией. Давайте рассмотрим, в чем это проявляется.

Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным

Дети с плохо развитой эмпатией безразлично относятся к домашним животным. Они дергают их за хвосты. Носят по всей квартире. Бьют по носу, хвосту. И так далее.

Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели

Дети с плохо развитой эмпатией не видят рамок во время процесса достижения своей цели. Например, когда они играют в песочнице, и хотят занять определенное место, то могут с легкостью толкнуть другого ребенка. Или ударить его. При этом, абсолютно не чувствуют себя виноватыми.

Читайте также:  Если человека отсутствует чувство юмора

Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут

Отсутствие эмпатии заключается и в том, что дети не проявляют сочувствие к бабушкам, мамам. Когда те плачут, подростки считают, что через некоторое время это прекратится. И не вмешиваются. Хотя маме и бабушке нужна их моральная поддержка.

Ребенок не помогает другим людям

Конечно, разговаривать с незнакомцами на улице нельзя. Однако, когда семнадцатилетний подросток не помогает безобидным людям (например, пенсионерам) — тоже довольно плохо. Это сигнализирует о том, что у ребенка наблюдаются проблемы с эмпатией.

Ребенку безразлична боль людей или животных

Эмпатия проявляется и в том, что ребенку не жалко людей или животных. Например, когда он идет по улице и видит птичку с поломанной лапкой, он не обращает внимания на ее проблемы. А просто проходит мимо.

Как научить ребенка эмпатии?

Сформировать у ребенка эмпатию по отношению к другим людям можно. При условии, что у малыша нет никаких психологических проблем. Научиться эмпатии не могут только те детки, которые болеют психопатией. Также, сочувствию не подвержены и малыши с аутизмом.

Давайте рассмотрим самые действенные способы по тому, как развить у ребенка эмпатию.

Демонстрируйте ребенку эмпатию

Чтобы ребенок научился сочувствию, родители должны подавать ему в этом пример. Регулярно проявлять эмпатию по отношению друг к другу. С самого раннего возраста. Даже когда ребенок еще плохо понимает, что происходит вокруг.

Демонстрировать эмпатию можно следующим образом. Вам нужно проявлять по отношению к своему супругу/супруге эмоции сочувствия. И в обязательном порядке их называть. Например, если супруг ударился ногой о тумбочку, вы можете подойти к нему и сказать: «Мне жалко, что тебе так больно. Давай обработаем твой палец».

Научите ребенка понимать свои эмоции

Вам нужно научить ребенка понимать испытываемые им чувства и эмоции. Сделать это можно с помощью их называния:

  • Когда малыш начинает плакать, вам нужно сказать: «У тебя плохое настроение. В данный момент ты плачешь».
  • Если малыш случайно ударился о предмет мебели и начал плакать, скажите ему: «Ты испытываешь боль».
  • Если вы вынуждены отвести малыша в детский сад и пойти на работу, но он плачет, поговорите с ним. Скажите: «Тебе очень грустно, малыш. Мне тоже не хочется от тебя уходить. Но я вынуждена идти на работу. Не беспокойся, я приду за тобой через несколько часов. И мы поиграем».

После этого разговора ребенок на подсознательном уровне поймет, что высказывать свои эмоции — очень важно. Поскольку если сделать это, то можно получить отклик от того, к кому они проявляются.

Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются

На следующем этапе ребенку предстоит начать самостоятельно разбирать, какую эмоцию он чувствует в конкретный момент времени. Ваша задача — только лишь узнавать у него по поводу тех или иных чувств. Делать это можно с помощью следующих вопросов: «Какие эмоции ты испытываешь в данный момент?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя хорошее настроение?».

Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди

Когда ребенок научится идентифицировать то, что чувствует сам, нужно переходить к следующему этапу. Обучению тому, как понимать, какие эмоции испытывают другие люди, животные. Например, вы можете спрашивать: «Что, по твоему мнению, сейчас происходит в мыслях этого ребенка? Какие чувства испытывает эта кошка/собачка? Какие эмоции переполняют персонажа этого произведения?». И так далее.

На первых этапах вам предстоит самостоятельно говорить, какие чувства испытывает тот или иной герой. Но в будущем ребенок сам сможет делать это.

Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях

Если во время прогулки вы заметите, как с другим человеком произошла чрезвычайная ситуация, обратите на это внимание ребенка. И прокомментируйте чувства, которые испытывает пострадавший. Предположим, вы гуляли по улице. Увидели, как другой малыш упал на асфальт и начал громко плакать. В этом случае вам нужно прокомментировать ситуацию следующим образом. «Обрати внимание на ребенка. Он упал на асфальт. Почувствовал боль в коленке. И поэтому теперь плачет».

Читайте также:  Жанр лирики где передается печальное задумчивое мечтательное настроение называется

Повторяйте это упражнение много раз. На протяжении нескольких недель. Спустя это время, ребенок научится понимать причинно-следственную связь чувств, эмоций.

Научите ребенка действенной эмпатии

Когда ребенок научится просто сочувствовать, можно переходить к следующему этапу. Действенной эмпатии. В рамках нее, ребенок должен научиться не только сопереживать, но и помогать другим людям.

Смоделируем ситуацию. Вы с малышом играетесь в песке. Лепите пасочки. К другому ребенку подходит хулиган и ломает его песочный замок. Владелец дворца начинает плакать.

Вы должны сказать своему ребенку: «Малыш плачет из-за того, что хулиган сломал его замок. Это привело к тому, что ребенок очень расстроился. Как считаешь, если мы предложим ему заново построить замок, он перестанет плакать?».

Если проделаете подобное упражнение несколько раз, то ребенок научится проявлять действенную эмпатию. И сможет помогать нуждающимся.

Источник

Пожалей меня. Как воспитать у ребенка жалость и состадание

Жалость — чувство, которое делает жизнь светлее?

Лариса Руднева психолог, директор Психологического центра «На Белорусской» совместно с Центром развития межличностных коммуникаций

Каждый хочет видеть своих детей счастливыми и успешными. Они должны быть самодостаточными, идти к цели, но не любой ценой. При этом они не должны с презрением относиться к слабым и беспомощным. А еще — не быть хлюпиками и слюнтяями, вечно ожидающими помощи и снисхождения. Причем тут чувство жалости? А вот причем.

Чем старше те, кому задаешь вопрос о жалости, тем более многообразно они толкуют это чувство. Тут и снисходительное отношение к тому, кого жалеешь, и пресловутое «жалость унижает человека», и желание самоутвердиться за счет «жалкого». Мы откликаемся на просьбу, либо проявляем участие, жалость, когда переживание, проблема просящего для нас имеет личное значение. Нам часто жалко стариков, возможно, мы думаем о своих дедушках и бабушках, родителях. Дети же часто говорят о жалости к животным, особенно к детенышам. Безусловно одно: жалость делает нас человечнее.

В моей памяти всплыл такой эпизод. Мы с мужем чудесным летним днем гуляли по Нескучному саду. И вдруг заметили около бассейна, неподалеку от Москвы-реки, двух суетящихся детей. Мальчика и девочку лет десяти. Рядом валялись наспех брошенные велосипеды. Дети пытались вытащить из бассейна маленького черного утенка. Как он попал туда, оставалось загадкой, но неподалеку, между Москвой-рекой и бассейном, металась мама-утка. В реке плавал целый выводок маленьких утят. А один горемыка барахтался в бассейне и никак не мог выбраться: бортики были высокие и скользкие. Мама-утка прыгнула к нему, затем ловко вскочила на бортик, но он не смог за ней повторить. До нашего прихода дети, пробуя ему помочь, положили к бортику бассейна горку веток, чтобы утенок мог взобраться, но и это не помогло. Мальчик был готов на крайнюю меру: собирался, сбросив джинсики, уже залезать в воду и отлавливать несчастного утенка руками. Увидев взрослого мужчину, готового нырнуть в бассейн, он очень обрадовался. А муж тем временем забрался в воду. Поймать беглеца было сложно. Бедный утенок изо всех сил пытался скрыться от своего потенциального спасителя.

В конце концов он был пойман. Детям дали погладить его, ощущая трепетно бьющееся сердечко. И наконец маленький взъерошенный утенок был возвращен к маме и остальным утятам под восторженные выдохи нашей небольшой группы. Теперь, проезжая мимо Москвы-реки, мы высматриваем нашего утенка. Он уже большой! А у меня перед глазами до сих пор стоят этот мальчик и эта девочка. Неравнодушные!

Звездный мальчик

У Оскара Уайльда есть такая сказка. Главный герой был украден у матери разбойниками (то есть перенес травму и был лишен любви и нежности). Он был брошен в лесу, но его подобрал добрый дровосек. Мальчик вырос гордым и красивым. Но красота не сделала его добрым. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым, убогим. Он с презрением отверг собственную мать, которая обошла полмира в его поисках и предстала перед ним в виде нищенки. И был за это жестоко наказан. И только когда он, пройдя через тяжелые испытания, научился проявлять жалость к животным, нищим и больным, то был прощен и стал добрым и справедливым королем.

Читайте также:  Что чувствуют люди при остановке сердца

Взрослые обычно ставят знак равенства между детской безжалостностью и неблагодарностью. Но если ребенку совсем незнакома жалость, истоки надо искать в отношении к нему родителей. Ребенок должен сначала вырасти, затем отделиться от мамы с папой — стать самостоятельным. Когда тот, кого очень жалели (любили, у нас часто эти понятия подменяют и путают), сталкивается с внешним миром, этот мир к нему не так лоялен, как родители. Оказывается, он требователен или просто равнодушен. И тогда ярость ребенка обрушивается на тех, кто рядом, — на родителей. Именно поэтому особенно ярко безжалостность проявляется у подростков.

Против большинства

У каждого ребенка есть так называемая зона ближайшего развития. Ее создают значимые взрослые. И если в этом ближнем круге малышу оказывалось уважение и доверие, тогда растет зрелый и ответственный человек, способный относиться с заботой и жалостью и к родителям, и к другим людям.

На перемене пятиклашки играли, бросая друг другу мягкую игрушку. Темп игры нарастал. И вдруг бежавшему во весь дух мальчишке подставили подножку, и он смешно растянулся на полу во весь рост. Ребята галдели и смеялись, а он все не вставал. И вдруг в гуще играющих появилась маленькая девочка, наверное, из 3-4-го класса. «Ему ведь больно», — громко сказала она. Прозвенел звонок. Все разбежались по классам. Встал и пошел в свой класс, прихрамывая, пострадавший. Есть те, кто способен пожалеть, когда остальные смеются. Так важно не вносить свой голос в общий жестокий хор!

Помочь и отпустить

На приеме довольно интересная женщина с измученным лицом и жалобным выражением в глазах. С нею сын, разбитной молодой человек 13 лет. Учителя требуют домашнего обучения, на уроках мальчик создает хаос. Мама с любовью и жалостью смотрит на сына. И, преисполненная негодования, рассказывает, как неправы учителя. Жизненный путь человека начинается с любви, заботы, жалости. Здесь таится первая опасность. Младенца нужно приучать к режиму (спать, есть) и правилам (засыпать в своей кроватке). Родителям жалко, он ведь такой маленький. И такая любовь-жалость способна привести в дальнейшем к манипуляциям и тирании ребенка над мамой и папой. Никто не говорит, что должна быть армейская дисциплина. Без любви, ласки и жалости ребенок вырастает либо отгороженным, либо безграничным, а то и вовсе с психическими расстройствами.

Но ребенок взрослеет, расширяются его физические и душевные возможности. И его надо не жалеть, а увеличивать нагрузки. А жалеть — только когда не получилось, когда устал, осваивая что-то новое, «споткнулся» и растерялся. Тогда, опираясь на руку помощи, он переходит на новый уровень. Постепенно доберется и до этапа отделения. Начинается самое главное. Впереди большой мир. Там его не пожалеют, а вам его особенно жалко. И вы, во-первых, подрываете его неокрепшие силы своей жалостью. Во-вторых, осуждая при нем жестокий мир, провоцируете самого ребенка. Он и так осознанно или неосознанно боится, и ваше отношение усиливает его опасения. Кроме всего прочего, нарушаются границы между взрослыми и детьми. И мы получаем агрессию к учителям, конфликты с ровесниками, а главное — претензии и безжалостность к родителям. Поэтому поддержите, пожалейте своего ребенка, а как только справился — пожелайте попутного ветра, не тяните назад своей жалостью!

Источник

Оцените статью