Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста
Ирина Гурова
Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста
Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
Многие положительные качества развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».
Время имеет ряд особенностей:
1.Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
2. Время необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошёл. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
3. Времянедоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм.
4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днём, а день, в свою очередь, вечером).
Определение времени опирается на общепринятую систему мер –эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее.
В восприятии времени ведущую роль играют кинестетический и слуховой анализаторы. В различении времениогромную роль играют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы и многое другое. Важнейшие системы организма также работают циклично.
Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом является основой для переживания времени.
В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
На восприятие временисущественно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по разному: если оно было богато по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.
Отношение к настоящему времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.
Будущее время переживается так: ожидание желательного события удлиняет время, а не желаемого – его сокращает.
На оценку длительности времени влияют эмоции и чувства, переживаемые человеком. Время, заполненное событиями с положительным эмоциональным зарядом, сокращается в переживании, с отрицательным – удлиняется.
Дети и подростки по сравнению со взрослыми склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени. Одни склонны недооценивать время, другие – переоценивать его. Для ребёнка незаметно протекает время, заполненное творческой деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность этого времени кажется ребёнку меньше. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется более «тягучим».
Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно.
Причинами этого являются:
• Своеобразие времени как формы проявления реальности;
• Несформированность у ребёнка механизмов познания времени;
• Особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;
• Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени.
Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Но имеющиеся трудности не следует преувеличивать.
Дети долго не понимают, что время существует объективно, не зависит от сознания, воли или действий людей.
Ребёнок считает, что времяподчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, менять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определённой последовательности и очерёдности в прошлом времени.
В сознании ребёнка события давно прошедших лет и в недавно прошедших событиях могут произвольно отдаляться или приближаться, меняться местами. Часто нарушается логика временных отношений даже в недавно прошедших событиях, и это нисколько не смущает ребёнка. Это проявляется в детских рассказах о каком-либо событии или происшедшем случае или при пересказе худ.произведения: получается, что Дед Мороз раздал подарки раньше, чем постучал в дверь палкой и вошёл в зал.
Несмотря на трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Ведь ребёнок живёт, подчиняясь времени: через определённые промежутки времени его кормят, укладывают спать, купают.
У маленького ребёнка настоящее господствует над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее – и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времён.
Ребёнок постепенно осознаёт, что одни события быстро наступают и быстро проходят, а наступления других надо ждать. События могут отстоять друг от друга на ту или иную длительность. В речи детей для обозначения временнойпоследовательности начинают использоваться достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «раньше», «после», «скоро». Эти слова появляются в речи около полутора лет.
Время воспринимается ребёнком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребёнка служит деятельность, связанная с определённым временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой», – говорят дети.
Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?»
Но особый интерес ко времени пробуждается у детей к концу 4 года жизни, когда буквально все малыши становятся «почемучками» и задают много вопросов.
С трёх лет и до начала пятого года жизни вопросы о времени группируются ребёнком вокруг собственного «я» («Как я говорила, когда была маленькой?», «Когда я родился?», а несколько позже интерес распространяется на других («Когда ты была маленькая, тоже на колясочке каталась?», «Когда родились все люди?»).
С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребёнком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети вплоть до 7 лет не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?».
Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Из частей суток дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частым употреблением этих слов взрослыми. Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей.
Довольно трудной задачей для детей является последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку отсчёта – утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши, не понимая текучести и непрерывности времени.
Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребёнка. Применяются эти слова сначала беспорядочно – одно вместо другого. Только по прошествии года после появления их в речи ребёнок начинает постигать, что каждому «завтра» предшествует «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера». Неравномерно происходит и освоение ребёнком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, – суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни запоминаются хуже.
Название месяцев ребёнок связывает с праздниками: Новый год – в январе, в марте есть «Женский день» – 8 марта, а 1 сентября дети идут в школу и т. д.
Представления о временах года осваиваются детьми по мере знакомства с сезонными изменениями и связанной с ними деятельностью людей. Наблюдение ритмически повторяющихся закономерностей в природе и действиях человека приводит детей к верным умозаключениям.
Знание отдельных временных категорий даётся ребёнку легче, чем осознание связей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно, по порядку части суток, дни недели, месяцы, времена года. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребёнка привычным.
Некоторые дети долго путают временные категории: «рано» и «поздно», «вчера» и «завтра», «год» и «месяц» и др.
Таким образом, у детей оказывается слабо развитым «чувство времени». Без специального обучения они не умеют определять время по часам. Часы скорее рассматриваются дошкольниками как атрибут интерьера или украшение на руке, чем как прибор для измерения времени.
Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.
Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.
— Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М. : «Академия», 1996.
— Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: – М., Просвещение, 1974.
— Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.
Источник
Формирование чувства времени в дошкольном возрасте
Наталья Ростовщикова
Формирование чувства времени в дошкольном возрасте
Актуальность: во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.
Цель выступления: обозначить актуальность формирования чувства времени в дошкольном возрасте.
Задачи выступления: обозначить наиболее эффективные приемы формирования чувства времени в дошкольном возрасте.
Методы активизации педагогов: обучение практическим умениям.
Сущность обсуждаемой проблемы
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с I класса. Под руководством Б. Г. Ананьева была проведена серия психолого-педагогических исследований умственного развития детей в процессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики I класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.
Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.). Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Факторами, на основании которых формируется чувство времени,являются:
1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
2. Переживания – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность успеть сделать за тот или иной его отрезок. И это, послужит основой формирования планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объём работы соответственно отведенному на неё времени.
3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
4. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вопрос, как научить ребенка времени, сперва может показаться многим родителям суперсложным. не давить на ребенка, заинтересовывать ребенка, обучать играючи и «растянуто» во временном промежутке, то еще в дошкольном возрасте можно научить малыша хорошо понимать, что такое время и зачем оно нужно всем людям.
Понимание времени, или узнавание времени — это навык, которому ребенок должен обучаться постепенно. Тут и там, дома и на улице малыш будет слышать от мамы, папы и от других людей слова и рассуждения на тему «время». Например, про минуты и часы, про сегодня и вчера, про рано и поздно, про летом и зимой. Если сейчас вы спросите себя о том, когда же и как вы научились разбираться в часах и определять время суток, то, скорее всего, вы на этот вопрос однозначного ответа не дадите. Ясно то, что без этого навыка наша жизнь невозможна.
Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическим. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения — это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением. Как обучить ребенка определению времени? Не стоит начинать обучение определению времени суток сразу с детального изучения циферблата. Это ничего положительного не принесет.
Всем нам хорошо известно, что полноценное развитие малыша зависит от рационально подобранного режима дня — сменяющейся последовательности отдыха и активной деятельности. В период с двух до четырех лет, когда у ребенка идет активное накопление словарного запаса, желательно, ежедневно вести беседы о событиях дня — в контексте, когда что случается. Малышу нужно усвоить, что все события в нашей жизни происходят в определенном порядке, который можно характеризовать словами-понятиями, которые знают все. Обязательно приводить как можно больше конкретных примеров, чтобы ребенок и сам тренировал свою речь, постепенно разбираясь, что есть прошлое, настоящее и будущее. Например,так: «Твой любимый мультфильм начнется через 10 минут», «Сейчас читаем книжку», «Вчера мы катались на каруселях».
Намного результативнее провести ассоциации между распорядком дня и временем суток (утро, день, вечер, ночь). Постепенно малыш начинает понимать, что утром он умывается и идет в детский сад, в обед он спит, вечером его забирают родители из детского сада и т. д. Для того чтобы, ребенку легче было усвоить части суток, их необходимо представить наглядно. Например, изобразить режим дня малыша в картинках. Для этого нужно вырезать циферблат из бумаги (картона) и много разных картинок с изображением детей, которые просыпаются и умываются, завтракают и обедают, идут на прогулку, читают книги и рисуют, укладываются в кровать и т. д. Вместе с ребенком надо разместить эти картинки на циферблате на месте циферок в правильном порядке. И попросить малыша представить, какая путаница случится, если все начнет происходить без порядка.
Для более скорого запоминания можно разучить с ребенком стихотворение:
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.
Начал вечер наступать,
Сам решай, во что играть.
Ночь придет — ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.
Не нужно лениться говорить ребенку «доброе утро» и «спокойной ночи», чтобы у малыша поскорее сложилось понятие времени суток. Для быстрого усвоения ребенком времени суток следует комментировать свои и его действия словами типа «сначала», «сейчас», «потом», «будем», «было» и др. Таким образом, формируется преставление у малыша о времени действия. Он вспоминает, что было раньше, и предвосхищает то, что будет позже.
Следующим этапом в понимании ребенком времени выступает ознакомление с временами года и месяцами. В первую очередь, следует начинать обучение тогда, когда ребенок уже осознает, что такое жара и холод, ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного обучения малыша.
1. Можно вместе с малышом сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением.
На такой своеобразной карте необходимо отразить особенности каждого месяца, чтобы ребенок видел и мог впоследствии ассоциировать, например, сентябрь со школой, а декабрь – с Новым годом.
2. В книжных магазинах можно найти богатый ассортимент наглядной учебной детской литературы. Яркие красочные иллюстрации помогут ребенку лучше запомнить каждый месяц года. Задания выполняются в игровой форме, что помогает малышу лучше усвоить и закрепить информацию.
3. Театрализованные представления сослужат хорошую службу в понимании и запоминании окружающего мира. Инсценируйте, например, сказку «Двенадцать месяцев». Кроме того, различные загадки, стишки и песенки про месяцы года не только развлекут малыша, но и потренируют его память.
4. Поэзия соответствующей тематики и «картинная галерея», нарисованная самим малышом помогут в нелегком запоминании всех месяцев года. Вы можете предложить ребенку изобразить каждый месяц, а затем вместе установить правильность рисунков.
Для этого необходимо:
— Приготовить вместе с малышом специальные карточки из альбомных листов или белого картона. Всего их должно быть двенадцать.
— Нарисовать рисунки, которые характеризуют каждый месяц года. Дайте малышу свободу в выражении своих художественных талантов. Можно также просто вырезать характерные рисунки из журналов и наклеить их на карточки.
Если ребенок успешно усвоил времена года и части суток, настало время переходить к собственно понятию и определению времени. Это «ученье» рациональнее начать с ребенком, когда он знает цифры. И когда счет для него не является проблемой. То есть годам к пяти — пяти с половиной. Следует использовать не настоящие часы, а игрушечные или самодельные, с тремя стрелками (картонная модель часов) и цифрами — арабскими (1,2,3 и так далее, до 12, которые можно изготовить вместе с малышом. Необходимо, чтобы циферблатные стрелки на этих часах легко крутились.
Сначала следует разобраться со стрелками.
Этап первый — знакомство с секундой стрелкой:
На примере будильника с секундной стрелкой, проще всего объяснить ребенку, что означает секунда. Нужно сказать, что это миг, когда, например, хлопаешь в ладошки. Пускай ребенок при каждом перемещении стрелки хлопает. Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно следует дать понять, что минута состоит из 60 секунд.
Можно привлечь ребенка к различиям между стрелками: часовая стрелка короткая и широкая, а минутная — длинная и узкая.
Этап второй — знакомство с часом:
Начинаем с определения часов. На картонном макете-циферблате нужно поставить большую стрелку на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку — 1, 2, 3, 4 часа и дальше, обязательно акцентируя внимание малыша на том, что правильное движение стрелки — по кругу справа налево. Надо непременно дать понятие о том, что большая стрелка движется намного медленнее секундной. И, когда она полностью описывает круг, проходит один час.
На первых порах не стоит вводить минуты, пусть кроха научится разбираться в часах.После объяснения следует выполнить закрепляющие упражнения: попросить малыша показать конкретное время, определить время, представленное на циферблате и др. Обычно, дети быстро усваивают такую информацию и могут по заданию родителей выставить часы на игрушечном циферблате.
Если ребенок усвоил данную информацию, переходим к изучению минут.
Этап третий — знакомство с минутой:
Теперь на циферблате можно начертить черточки для обозначения минут, причем 12 более длинных и жирных — под каждым часом, по 4 более коротких обычных — в их промежутках.
Выставляя стрелки на макете, нужно дать понятие, как определяют по часам промежуток времени в 5 минут и в 1 минуту.
Объясните малышу следующее: если часовая стрелка указывает ровно, например, на три часа, то минутная стрелка расположена на отметке «двенадцать», а если минутная стрелка обосновалась на отметке «шесть», значит это половина часа. Закрепите новые знания малыша в упражнениях. После этого переходите к новому объяснению. Дайте ребенку общую информацию, что в одном часе — 60 минут. На часах обозначены 5, 10, 15, 20 и т. д. минут. Перемещая стрелки, не забывайте называть правильное время, представленное на циферблате. После закрепите новые знания на практике, выполнив с ребенком ряд упражнений. В первое время надо изображать на циферблате и говорить, например,так: «Сейчас 1 час 15 минут», а не «Сейчас четверть второго»или так: «Сейчас 6 часов 45 минут», а не «Сейчас без четверти семь». Понятие четверти для ребенка немного сложнее, поэтому спешить с ним не стоит. Введение понятий «четверть», «двенадцать минут восьмого», «полтора часа» и т. д. является достаточно сложным для него. Следует немного подождать. Пойдя в школу и став немного старше и опытнее, малыш быстро усвоит еще неизвестные ему временные определения и понятия.
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте Ключевые слова: графические навыки, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми, Одним из наиболее важных аспектов работы воспитателя.
ГТО в дошкольном возрасте Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад №7 г. Курганинска муниципального образования.
Консультация для родителей «Формирование «чувства времени» у старших дошкольников» В современном стремительно меняющимся мире детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. У.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Синибор А. А., старший воспитатель Слайд 2. Сегодня.
Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Формирование сюжетно- ролевой игры. Выполнила воспитатель МАДОУ «ЦРР- Детский сад №210» г. Перми Брылунова Марина Николаевна Задача воспитателя.
Формирование элементарных математических представлений в раннем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может.
Консультация для воспитателей «Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у дошкольников» Одной из задач дошкольного воспитания и образования, решаемых в рамках специально организованных занятий по ФЭМП, а также в повседневной.
Плавание в дошкольном возрасте В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Вопрос физического развития дошкольников является.
Использование мнемотаблиц в дошкольном возрасте Когнитивное и творческое развитие детей дошкольного возраста средствами рацио-эйдо-мнемотехники. Когнитивное и творческое развитие детей.
Сообщение для родителей «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте» Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный.
Источник