- «Слышу колокольный звон, сердце наполняется радостью!»
- Жители Поводимова благодарят неизвестных благотворителей, которые помогли местному храму.
- К чему примета, если услышать звон церковных колоколов
- К чему примета, если услышать звон церковных колоколов
- К чему примета, если слышать звон церковных колоколов наяву
- Заключение
- Почему звон колоколов исцеляет и омолаживает
- Беседы с батюшкой. Колокольный звон. Радость благовествования
«Слышу колокольный звон, сердце наполняется радостью!»
Жители Поводимова благодарят неизвестных благотворителей, которые помогли местному храму.
Жители Поводимова благодарят неизвестных благотворителей, которые помогли местному храму.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поводимово Дубенского района установили новые колокола. Такой дар сделали местные уроженцы, пожелавшие остаться неизвестными. По словам настоятеля протоиерея Георгия Дейнес, эти люди уже не раз помогали церкви, не афишируя добрые дела. Каждое утро в селе раздается колокольный звон, наполняющий сердца людей радостью. Теперь местные жители мечтают о том, что в Поводимове появится свой звонарь, а пока эту работу выполняет 70‑летняя Прасковья Святкина. «Пока есть силы, буду звонить, — говорит пенсионерка. — Бог был со мной в самые трудные моменты жизни…» О том, как вера творит чудеса, — в материале Татьяны Новиковой.
Старую деревянную церковь закрыли в селе Поводимово еще до войны. Более 20 лет назад местные прихожане начали строить храм Рождества пресвятой Богородицы на собственные средства. «В атеистическую эпоху было утрачено много икон, — рассказывает протоирей Георгий Дейнес. — Но по воле Божьего промысла одна из них — Знамение Пресвятой Богородицы — вернулась спустя много лет. Это произошло после того, как одна местная бабушка увидела во сне явление Пресвятой Богородицы. А потом удалось найти икону…»
Дарители колоколов пожелали остаться неизвестными
Село встречает колокольным звоном. К журналистам «С» подходят прихожане. «Посмотрите, какая у нас замечательная церковь! — говорят они. — А еще недавно появились колокола! Напишите, что мы очень благодарны отцу и сыну, которые их подарили. Можно было бы назвать их имена, но они не хотят огласки. Говорят, что добрые дела не нужно выставлять напоказ. Их совершают от души…»
Отец Георгий благодарен благотворителям, которые помог-ли с колоколами. Раньше был только один, а теперь еще шесть. На каждом из них — название храма и имена детей дарителей. «Колокол — это музыкальный инструмент, с которым нужно правильно обращаться, — поясняет протоиерей. — Но где сейчас найдешь профессионала? Ведь большинство местных жителей в преклонном возрасте. А молодежь стремится в город, в селе никто оставаться не хочет». Обязанности звонаря выполняет пенсионерка Прасковья Святкина. Каждое утро она поднимается на колокольню. Крутые ступеньки преодолевает с трудом, но уверяет, что с Божьей помощью ей все нипочем. Когда чувствует себя плохо, Прасковью подменяют другие пожилые прихожанки. «Буду звонить, пока есть силы, — улыбается женщина. — Это же такое счастье людям! Божья благодать!» «Правильно говоришь, бабушка Прасковья, — кивают односельчане. — Спасибо доб-рым людям за бесценный дар, дай им Бог доброго здоровья». «Всю жизнь я прожила в Поводимове, — продолжает Святкина. — Помню, как люди огорчались, что в селе нет храма. И вот, наконец, построили. Мы все люди небогатые, пенсия небольшая, но, как говорится, с миру по нитке… Так и собрали нужную сумму. Теперь молимся в своей церкви, а раньше посещали молитвенный дом. Местный житель Валентин Бурнаев отдал нам свое жилье. Он человек грамотный, раньше работал инженером и всегда был верующим. Поэтому и обратились к нему за помощью».
Валентин Бурнаев отдал свое жилище под молитвенный дом и лично ездил в Москву, чтобы в Поводимове открылся приход
«Было такое, — улыбается Бурнаев. — В советское время люди боялись говорить о Боге, хотя многие были крещенными. Молились тайком, страшились гнева властей. Но в начале 1990‑х гонения прекратились, люди потянулись в храмы. Помню, пришли ко мне две старушки. Рассказали, как тяжело добираться до атяшевского храма. Они хотели, чтобы в селе был молитвенный дом. Тогда я отдал свой старый дом верующим, а сам переехал в новый». Валентин Бурнаев собрал подписи верующих и обратился к районным властям, чтобы разрешили учредить приход. Но оказалось, что санкцию можно получить только в Москве. Он, не мешкая, туда отправился. «Не представляете, сколько пришлось обойти инстанций! — вспоминает собеседник. — Даже до приемной Президента Ельцина добрался! А как иначе? Ведь люди мне доверили важную миссию, и я не мог обмануть их надежд. Спасибо, что московские чиновники по-шли навстречу. Когда бумаги были подписаны, у нас появился свой молитвенный дом. Старую избу ремонтировали всем селом. Денег никто не выделял, работали на голом энтузиазме. Местные жители радовались долгожданному событию, но продолжали мечтать о настоящем храме. Верили, что когда-нибудь в Поводимове вновь раздастся колокольный звон. Эта мечта долгие годы жила в сердцах, и Господь помог ей осуществиться». Валентин Бурнаев говорит, что вера продлевает ему жизнь. Родители с детских лет внушали, что Бог никогда не оставит в тяжелых испытаниях. Их завет сохранился на всю жизнь. «Мне уже 77‑й год, часто болею, тяжело передвигаться, отказывают ноги, но с Божьей помощью держусь бодрячком, — говорит пенсионер. — И всем говорю, чтобы не унывали. Главное, что все мы живы и у близких все хорошо…» По словам Бурнаева, он никогда не остается один, к нему часто приходят люди, рассказывают сельские новости. «Слышу колокольный звон — и сердце наполняется радостью! — улыбается мужчина. — Недавно рассказал дочери о счастливом событии. Не представляете, как она обрадовалась! Она подвизается в Покровском монастыре в подмосковном городе Хотьково». Галина Бурнаева приняла монашеский постриг в 17 лет. «Это произошло более 20 лет назад, — рассказывает отец. — Дочка с малых лет верует в Бога. Всегда была мастерицей писать иконы, сама училась этому искусству. Знакомые просто диву давались, когда видели детские работы! У нее настоящий талант! Галя всегда мечтала, чтобы ее творения украсили церковь. После школы постоянно находилась в молитвенном доме, помогала с уборкой. Мы с женой очень хотели, чтобы ее желание сбылось». Когда дочь рассказала родителям о решении стать монахиней, они отнеслись с пониманием. Отец советовал поступать в университет, но Галина ответила, что мечтает совсем о другом. После окончания школы уехала в подмосковный монастырь. Теперь ее зовут монахиня Рафаила. «Видимся нечасто, но каждая встреча для нас праздник, — продолжает пенсионер. — Радуемся, что сбылась дочкина мечта. Несколько ее икон хранятся у нас дома. Смотрим на них и словно видим перед собой родное лицо…»
Источник
К чему примета, если услышать звон церковных колоколов
Народные приметы, если слышать колокольный звон, порой предвещают прямо противоположные события. Издревле звонящие колокола, которые считались живыми существами и часто имели собственные имена, вызывали в людях верующих самые благоговейные чувства.
К чему примета, если услышать звон церковных колоколов
Суеверие носит крайне негативный характер, когда звон колоколов раздается в обычный непраздничный день и слышится непонятно откуда, ведь храма поблизости нет. Знак это очень недобрый, предвещающий чью-то скорую кончину. Особенно плохо услышать церковный перезвон, состоящий из нескольких «голосов». По другой версии услышанный невесть откуда колокольный звон гарантирует исполнение любого желания, загаданного в этот момент.
Услышать обычный звон колоколов впереди себя и справа — суеверие положительное, предвещающее благоприятные вести. А вот звук, раздающийся слева или сзади, ничего хорошего не обещает. В скором времени возможны вынужденные хлопоты и тревожные новости.
Важно! Неизвестный колокол, звонящий ночью, советует быть осторожными и внимательными к деталям, чтобы избежать грядущего несчастья (кража, пожар и пр.). Услышать колокольный звон утром — замечательная примета, сулящая прибавление в семействе.
Колокола всегда считались священными
К чему примета, если слышать звон церковных колоколов наяву
Колоколам издавна придавалось огромное значение, ведь считалось, что их звон изгоняет демонов и бесов. Немаловажно было и качество самого звука, услышанного наяву:
- Колокольный перезвон, звучащий звонко, чисто, певуче и разносящийся далеко, предвещает ясную, безветренную и сухую погоду.
- Приглушенный и глухой звук слышится в преддверии дождя и ненастья.
Церковному перезвону приписывают и целебные, а также магические свойства. Он помогает избавиться от проблем со здоровьем, снять сглаз, порчу и смыть весь накопившийся негатив. При помощи колокольного набата прогоняют эпидемии страшных болезней, отпугивают ведьм от поселений и даже изгоняют с полей мелких вредителей (грызунов, насекомых и пр.).
Молодоженам, чье венчание сопровождает церковный звон, услышанные звуки гарантируют особую защитную и очистительную силу, прогоняя всевозможных злых духов и людскую недоброжелательность. Сочетающихся браком впереди ждет долгая и счастливая жизнь. Перезвон, заставший молодых в дороге, предупреждает о возможном недопонимании и трудностях в семье.
Внимание! У моряков на этот счет существует свое суеверие — корабельная рында, вдруг неожиданно ожившая и «заговорившая», извещает о судне, терпящем в этом момент крушение и погибающих собратьях.
Заключение
Приметы, если слышать колокольный звон, особенно актуальны для людей верующих и регулярно посещающих храмы. Несуеверным атеистам об этом можно даже не задумываться, а просто наслаждаться красивым и величественным перезвоном.
Источник
Почему звон колоколов исцеляет и омолаживает
Издавна в каждой деревне стояла своя колокольня, а колокол называли «Божий глас», и это не спроста. Его использовали не только для оповещения при опасности вооруженного нападения, но и с частой регулярностью били в колокола при массовых эпидемиях, благодаря этому чума не распространилась на Руси.
Звон колоколов сильно гармонизирует пространство и исцеляет людей . Но как же это работает?
Дело в том, что, когда человек слышит звон колокола у него внутри происходит процесс выделения клетками кишечника собственной (внутренней) перекиси водорода (атомарного кислорода), которая как известно очищает каждую клеточку нашего организма от токсинов, ликвидирует грибки и паразиты в теле, не дает развиваться воспалительным процессам, а также способствует заживлению органов и полному омоложению организма.
Также, звуковые колебания колокола охватывают не только слышимый нами диапазон, но и выходят за его пределы. Ультразвуковое колебание , которое мы не слышим способствует уничтожению болезнетворных микробов , разрушая их оболочку, после чего бактерия становится неопасной.
Колоколотерапия оказывает благоприятное воздействие для лечения нервозности, стресса и бессоннице, она помогает при болезнях желудка, печени, сердца бронхиальной астме и других заболеваниях, а также тормозит процессы разрастания раковых опухолей.
О данных свойствах колоколов знали «наши враги» потому с помощью хитрых рычагов системы неоднократно пытались их снять. При СССР разрушались церкви, а во времена Петра первого колокола снимали чтобы переплавить их в пушки. Возможно война не была причиной необходимости для данных действий, а войну развязали, чтобы был аргументированный предлог снять колокола.
Но люди, которые знали о волшебных свойствах колоколов всячески сопротивлялись этому (светлая им память). Они их снимали и прятали. В одной деревне даже был случай, когда при обыске, солдаты не могли найти ни один колокол, тогда они подкупили местного мальчонку и этот подлец за небольшое вознаграждение нашел колокола, которые жители связали веревками и опустили под лед, на дно озера, оставив закрепленной веревку, торчащую из лунки.
Когда вы идете или едите мимо храма, в котором звонят колокола, остановитесь или откройте окна в машине, чтобы послушать этот потрясающий целебный звон. Ведь когда звонит колокол происходит излучение очень сильной энергии , эти энергоинформационные сигналы благоприятны для людей, они побуждают душу приносить радостное настроение и умиротворенное состояние.
Иметь жилье рядом с храмом – это большое счастье , поскольку звон колоколов и энергия что от него исходит очищает, повышает вибрации и гармонизирует пространство вокруг .
Чем больше церквей в городе, тем лучше в нем жизнь.
Так давайте вместе приносить даже небольшие пожертвования на строительство храмов. Тем более что пожертвования не только чистят карму, но и приносят к нам поток денежного изобилия .
Благодарю за внимание! Если Вам понравилась данная статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Женские радости». Будет еще много чего полезного и увлекательного (в том числе информации по саморазвитию, правильному питанию, уходу за своим телом и многому другому).
Источник
Беседы с батюшкой. Колокольный звон. Радость благовествования
Аудио
– Тема нашего разговора сегодня – колокольный звон. Прежде чем начать общение, хотелось бы сказать, что отец Григорий – первый человек в истории Петербургской духовной академии, возведенный в чин звонаря. Поэтому сегодня у нас есть уникальная возможность поговорить о колокольном звоне с человеком, компетентным в этом деле.
Для начала расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте звонаря. Как Вы полюбили колокольный звон, каким образом решили встать на этот очень интересный путь?
– Знакомство с колокольным звоном началось в детстве. Где-то в десятилетнем возрасте мне удалось побывать в Оптиной пустыни. Это посещение оставило, наверное, одно из самых ярких воспоминаний детства. Дело в том, что звонница в Оптиной пустыни расположена не на колокольне, вверху, а на земле, в беседке. Конечно, близость инструмента оказывает существенное воздействие на человека. Обилие обертонов, все призвуки, звучание, гул колоколов оставили самые яркие впечатления. Ну а позже, уже в бытность мою алтарником, к послушанию псаломщика по мере сил прибавлялось и послушание звонаря. В течение нескольких лет колокольный звон являлся таким вялотекущим хобби, от года к году, время от времени.
Наиболее интенсивный период увлечения колокольным звоном начался с поступлением в духовную академию, где существует факультативный курс, который может пройти каждый учащийся. Почему-то он пользуется наибольшей популярностью у иконописного отделения. С первого курса обучения я пошел и в школу звонарей, потому что факультатив действует на основе школы звонарей Санкт-Петербургской митрополии. На данный момент я уже ее координатор, преподаватель. Вот такие, скажем так, успехи. Возможно, я останусь первым и единственным звонарем Санкт-Петербургской духовной академии, потому что есть разговоры, что чин поставления звонаря исторически неуместен. Его в свое время не было, это, скажем так, современная инновация.
– Да, я слышал об этом обсуждении и знаю, что отец Михаил (Желтов), очень известный литургист, как раз занимается этой темой и у него возникли вопросы к чину поставления в звонари. То есть получается, что у нас в Санкт-Петербурге действуют школы звонарей, куда могут пойти люди и начать обучение?
– Да, существует не только наша школа. В 2011 году Отдел религиозной катехизации и образования Санкт-Петербурга учредил некую корпорацию, в которую входят: наша школа; школа звонарей Владимирского собора (ее возглавляет замечательный звонарь Владимир Качук, она тоже ориентирована на практику); также на Гражданском проспекте есть храм Сретения, его звонарь Андрей Иванов – хороший специалист. Там все ориентировано на практику. К тому же проходят встречи со звонарями со всей России. Они приезжают в Петербург по приглашению Андрея, за что ему огромное спасибо. Посоветую звонарям как можно чаще посещать эти встречи, предварительно отследив информацию, потому что это и теория, и Устав, и история колоколов, конечно, практика, там прекрасные инструменты. Все это весьма занимательно и полезно с профессиональной точки зрения. Также стоит отметить Федоровский собор. Там проходят семинары, теоретические встречи, курсы повышения квалификации. Звонарь Владимир всегда нас приглашает, колокольные двери всегда открыты для всех желающих, особенно на Светлой седмице.
– Какими качествами должен обладать человек, может быть, музыкальными способностями, чтобы стать звонарем и поступить учиться в школу звонарей?
– На самом деле каких-то специфических качеств, думаю, не должно быть. Что касается возраста, в нашей школе звонарей в прошлом году занимался четырнадцатилетний мальчик; ныне занимается человек 1933 года рождения, такой вот ветеран, в том числе и колокольного искусства (занимается третий год). Так что все возрасты подходят. Слуховые данные? Не знаю. Один звонарь из академии рассказывал, что в Белоруссии школу звонарей закончил глухой человек. То есть в принципе все возможно. Даже при отсутствии слуха, что удивительно, ощущаются все эти вибрации.
– Ну и плюс отдача, тактильные ощущения от инструмента.
– Да, потому что инструмент в большинстве своем ударный. У каждого колокола есть своя нота, которую не всегда легко определить. Можно сказать, в каждом колоколе сокрыт целый аккорд. В принципе, если есть музыкальное образование, оно будет хорошим подспорьем. Допустим, наш руководитель отец Павел (Радин) окончил консерваторию. Конечно, это совершенно другой уровень, нежели, допустим, у меня, самоучки без музыкального образования, все-таки есть некий предел. А когда есть музыкальное образование – это хорошо, это большой плюс.
– Что касается школы звонарей, в которой Вы преподаете и учились, Вы сказали, что воспитанницы иконописного отделения делают там успехи. Есть какая-то особенность у девушек, что они проявляют больше усердия, или это не зависит от пола?
– Иконописное отделение ориентировано на практику. Люди работают руками. А руки находят применение и в колокольном звоне. По-моему, все довольно просто. Тем не менее есть и студенты бакалавриата, и регентского отделения. На самом деле последний год в связи с ремонтом помещения, где мы находимся, начался на два месяца позже, и пришлось пораньше закончить. Мы были очень ограничены по времени. Поэтому мы ищем помещение для школы звонарей. Если у кого-то есть возможность и желание приютить у себя школу, мы открыты для диалога. На нашем сайте можно найти информацию, мой телефон и выйти на связь.
– То есть можно в любом поисковике ввести: «школа звонарей»…
– Да, «школа звонарей Санкт-Петербургской митрополии»; или зайти на http://дин-дон.рф.
– Да, логично! А если нецерковный человек захочет заниматься колокольным звоном? Просто его привлекает это искусство, музыка. Ведь это именно музыка. Может ли он в должной степени понять, что такое колокольный звон, его смысл, стать хорошим звонарем?
– Скорее нет, чем да, хотя есть и исключения. Допустим, Андрей Федорычев, насколько я знаю, человек светский, тем не менее это специалист всероссийского масштаба. Интересно послушать его произведения. Но все-таки колокольный звон развивался в русле церковной традиции. Сложно сказать, что без церковной жизни возможно проникновение в колокольную традицию. Хотя, как я говорю, можно применять его чисто как музыкальный инструмент. Такие случаи были и в истории нашей страны. Например, был замечательный звонарь Константин Сараджев. Уникальный человек, и не стоит брать его биографию за правило. Насколько я знаю, он был сыном дирижера и обладал не просто абсолютным, а уникальным слухом. Это было нечто удивительное. В каждом звуке он слышал 1701 звук. Такие люди составляют скорее исключение, чем правило.
Что касается церковности – как минимум нужно знать Устав. Звон – это часть богослужения. Когда звонить, что звонить, желательно представлять себе, сколько будет длиться песнопение, в течение которого нужно звонить. Ну и все-таки колокольный звон осуществляется в церкви, в помещении храма, хоть и наверху, поэтому соприкосновение с Церковью неизбежно.
– Вопрос от телезрителя из Иркутска: «Просветите, пожалуйста, откуда вообще пошла история колокольного звона. Это детище Древней Руси или какого-то другого государства, как вообще колокольный звон вошел в жизнь и культуру Церкви? Было ли это как-то утверждено святыми отцами? Ведь действительно сейчас доказано, что от колокольного звона исходит некая благодать, бесы трепещут».
– Начнем с истории. Церковное Предание приписывает «изобретение», начало употребления колоколов святому Павлу Ноланскому (город Нола в Италии). Его еще называют Павлин Милостивый. Согласно Преданию, житию этого святого, он обходил свою епархию и встретил в ней много злобы, непонимания, отрицательных эмоций. Он просил Бога воззвать к этим людям, чтобы они как-то переменились в лучшую сторону. На обратном пути, притомившись, он лег отдохнуть, уснул, и ему приснился ангел, который сотрясал цветок колокольчика. Цветок издавал звук. Проснувшись, Павлин Ноланский взял эту форму за образец и изготовил инструмент такой формы. С тех пор колокол и начал употребляться. До этого, конечно, были различного рода так называемые била – деревянная или металлическая доска, в которую ударяли колотушкой, извлекая не совсем благозвучный звук. Тем не менее била исполняли свои сигнальные функции, ведь изначально била и колокола исполняли именно такую функцию, возвещали о начале того или иного богослужения.
Устав звона и система всех знаков были разработаны достаточно скрупулезно. Человек, услышав колокольный звон, мог понять, какая служба совершается или какая ее часть, оставить свои дела и поспешить в храм.
По поводу благодати вопрос неоднозначный. Колокольный звон со временем оброс рядом мифов. Не знаю, насколько это все выдумка о лечении колокольным звоном. Игорь Васильевич Коновалов утверждает в интервью, что с тех пор как начал звонить в колокола, он ни разу не болел. Я рад, что колокольный звон может оказывать такое воздействие, но я как-то успел даже полежать в больнице в бытность свою звонарем. Все-таки вопрос неоднозначный, и различного рода статьи об антибактериальных свойствах звона (дескать, при нем выделяются определенные микрочастиц ы) неоднозначны. Сложно отрицать, но и подтверждение этому сложно найти. Вопрос до сих пор открыт. Но все-таки я скажу, что вряд ли есть какие-то целебные свойства в колокольном звоне. Все-таки лечиться лучше ходить к докторам.
– Поскольку я тоже знаком с колокольным звоном (признаюсь нашим телезрителям, что я ученик отца Григория в школе звонарей), подчеркну важный момент: нужно использовать какие-то наушники для ушей, потому что громкий звон может повредить ухо. По крайней мере, так кажется. В ушах звенит, они могут болеть.
– Да, после продолжительного звона, особенно если это тяжеловесные колокола, конечно, ощущается звон, гул в ушах в течение получаса или часа. Все-таки слух надо беречь, безусловно, использовать либо беруши, либо строительные наушники. В принципе, я не вижу в этом какой-то помехи. Наоборот, это может послужить неким подспорьем в том смысле, что когда ты звонишь, находишься вблизи от инструмента, эти обертона и призвуки, гул звучат совершенно иначе, чем их воспринимает слушатель внизу. Туда это все не доходит. Используя беруши, мы как бы отсекаем эти обертона и приближаемся к тому, что слышит человек внизу. Иногда бывает, звонишь, думаешь: отлично сочинил произведение. Потом послушал запись снизу, и оказалось, что это какофония какая-то, никуда не годится. Поэтому, безусловно, все-таки стоит применять средства индивидуальной защиты.
– Вопрос от телезрителя: «Может ли обычный человек стать звонарем?»
– В каком смысле обычный? Опыт колокольных фестивалей и преподавательской деятельности в школе звонарей привел меня к мысли, что все-таки звонари в целом необычные люди, своеобразные. Может быть, это связано со спецификой инструмента, который вызывает чувство благодати. Кто-то плачет, когда слышит колокольный звон. Безусловно, есть влияние на психику. Влияние, повторюсь, неизученное. Насколько я знаю, сама технология изготовления колокола способствует этому воздействию. Когда отливают колокол, на внутренней стороне его образуются так называемые кластеры – маленькие выемки, которые влияют на физику звука, на обертоны, которые заключены или, наоборот, отсутствуют в ноте колокола. Мы воспринимаем звук (у нас ведь тоже есть врожденное чувство гармонии), и если в колоколе отсутствует одна нота, то звучание не совпадает с тем, что у нас внутри. Это несоответствие и вызывает, наверное, некие возвышенные чувства. Поэтому вполне закономерно, что колокольный звон привлекает людей несколько иррациональных, скажем так.
– Вопрос от наших телезрителей: «Существует ли какая-то специальная молитва звонаря?»
– Наш преподаватель на первом занятии (тогда я еще только пришел заниматься), на теоретической встрече, тоже задал такой вопрос аудитории. Все стали отвечать: молитва звонаря – это 50-й псалом, Символ веры… Он сказал: нет, молитва звонаря – «раз, два, три, четыре». Все. Колокольный звон – это прежде всего музыка, и логика построения этой музыки держится на так называемом квадрате. Четыре такта нужно отсчитывать, соблюдать, в соответствии с этой сеткой строить композицию. Молитва звонаря, в частности 50-й псалом, использовалась для продолжительности звона. Часов не было, но необходимо было как-то отслеживать, ведь колокольный звон предполагает, что, возможно, человек будет находиться в состоянии измененного сознания, потому время может замедлиться или ускориться, такое бывает.
Поделюсь личным опытом по поводу одного мифа, связанного с колокольным звоном. Когда уже необходимо звонить к службе, опаздывающий человек может попросить тебя не начинать звон. Как будто служба начнется позже, если начать звонить позже! Но все равно регулярно слышатся такие просьбы, так что такую связь со временем тоже можно причислить к ряду мифов.
– Вопрос от телезрителя: «Если человек слышит колокольный звон в храме или проходя по улице, нужно ли читать какую-то специальную молитву?»
– Я не думаю. Можно перекреститься, прочитать Иисусову молитву и ограничиться этим. Скорее, стоит в эти моменты внимать себе. Колокольный звон возвышает нас, зовет в горний Иерусалим, в Царствие Небесное. Это некий глас свыше, церковная традиция всегда расценивала это именно так. Стоит с чуткостью внимать себе и осмысливать, что пробуждает в нас этот колокольный звон.
– Хотелось бы побеседовать о фестивалях колокольного звона, которые проходят, в частности, у нас в Санкт-Петербурге. Куда люди могут прийти и послушать звон или попробовать себя в качестве звонарей?
– Послушать можно на Светлой седмице где угодно. Но специально фестиваль в Петербурге проводится на антипасху – в следующее воскресенье после Пасхи. Все начинается в Федоровском храме, потом продолжается на Гражданском проспекте в храме Сретения, а кульминация осуществляется в Петропавловской крепости на колокольне, где в течение часа можно слушать различные звоны. Там даже ставят скамейки, можно прийти и послушать. В Петропавловске уникальная колокольня. Это все довольно интересно, но туда, к сожалению, не пробраться, только по спискам, по разрешению, потому что это исторический памятник.
В дни Светлой седмицы колокольня любого храма открыта для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности или хождения в церковь, светские люди могут прийти, попробовать позвонить сами. Может быть, это часть миссии Церкви – колокольный звон. Также посещение колокольни – это, во-первых, высота, панорама, в частности панорама Санкт-Петербурга. Не так много мест, откуда можно посмотреть на наш город с высоты птичьего полета. Человек, не ходящий в церковь, может поближе познакомиться с ее обитателями и понять, что не такое уж там мракобесие с бородатыми попами и мифическими злыми старушками, что, в принципе, все неплохо и достойно. Поэтому колокольня – это в том числе колоссальный миссионерский инструмент.
– Вспоминаю недавнюю нашу поездку на Валаам, когда нам удалось забраться на колокольню Воскресенского скита и позвонить. Это было очень здорово!
Вопрос от телезрительницы: «Можно ли в кратчайшие сроки научиться самому быть звонарем, выучить какую-нибудь простейшую партию?»
– В принципе, чтобы получить минимальные азы, достаточно одного занятия. Даже когда мы выезжаем с концертной звонницей на какое-то мероприятие – фестиваль, форум или праздник, все желающие могут попробовать себя в звонарском деле и получить необходимые навыки. Обычно это занимает максимум пять минут – скоординировать действия левой и правой рук и ноги, которая бьет бас; ничего сложного. Но чтобы достичь высочайшего уровня мастерства, мне кажется, может уйти вся жизнь. В этом смысле очень показателен пример Александра Васильевича Смагина. Это звонарь второй половины XIX века. Он собирал по России звоны в течение сорока лет. Также он сочинял свои. То есть он не только постиг традицию, но и приступил к собственному сочинительству. Поэтому будем работать.
– Колокольный звон – это больше канон, традиция, или в нем уместна импровизация?
– После советского времени мнения разделились. Одни специалисты утверждают, что колокольный звон только традиция и ничего больше. В частности, это ростовская традиция, звон Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Иногда сюда добавляют псково-печерский звон, хотя на самом деле он является традиционным в собственном смысле слова, потому что Псково-Печерский монастырь – единственное место, где в советское время не прекращался колокольный звон, он звучал ежедневно и имеет непосредственную связь с дореволюционной Россией. Остальное же восстановлено по воспоминаниям людей, заставших звонарей старой России.
Противоположное мнение касается того, что импровизация всему голова и нужно заниматься сочинительством исходя из своего видения и инструмента.
Мне кажется, все-таки истина, как говорил Аристотель, где-то посередине. Золотая середина заключается в знании традиции и умении играть традиционные звоны, а также и в применении своих произведений, своего видения. Конечно, не должно быть подхода «я художник, я так вижу» – вышел на колокольню и сыграл что Господь положит (хорошо, если Господь), что-то сымпровизировал. Если брать аналогию с живописью, импрессионисты писали в таком стиле не потому, что не знали классический рисунок, классическую теорию. Нужно знать классику, традиции, основы, но нужно и расти, развиваться.
– Хотелось бы узнать Ваше мнение об использовании колокольного звона в современной академической музыке и в современной музыке вообще. Встречаются такие примеры. Люди их слышат и спрашивают тех, кто уже в Церкви, как это можно понять. Танцевальные ритмы, например.
– Последнее, наверное, совсем недопустимо. Существуют группы, не будем называть их, выступающие в стиле, кажется, драм-н-бейс (не разбираюсь в электронной музыке), и эта музыка соединена с колокольным звоном. Мне кажется, это своего рода кощунство. В академической музыке тоже нужно применять звон с осторожностью. Вполне удачный опыт, на мой взгляд, осуществился в этом году на Новой сцене Мариинского театра. Туда мы привозили нашу концертную звонницу, и наш руководитель непосредственно участвовал в представлении. Но это было церковное мероприятие: хор духовенства, епархиальные женский и мужской хоры, симфонический оркестр. Все это организовали церковные люди, в частности отец Илья (Макаров). Там это вполне уместно, как мне показалось, и явилось неким элементом миссии. То есть нужно звон применять с осторожностью. Повторюсь, что это инструмент церковный.
– Та музыка, которую Вы упомянули, то, что было в капелле (кантата «Князь Владимир»), я рекомендую нашим телезрителям. Запись есть в Интернете, вы можете ее послушать. Это потрясающей глубины и красоты музыкальное произведение, руководитель петербургской школы звонарей отец Павел (Радин) как раз играет на концертной звоннице. Можно послушать колокола в сочетании с симфоническим оркестром и красивыми хорами.
Вопрос от телезрителя: «Как Вы относитесь к электронно-механическому управлению колоколами? Ведь сейчас такое бывает во многих храмах».
– Снова двоякое отношение. Конечно, это вызывает некое недоумение и отторжение, все равно что вместо хора за богослужением поставить магнитофон. Это в принципе недопустимо. Но с другой стороны, в электронный звонарь можно внести программу, и будет изрядное количество самых разных звонов, вариаций на традиционные, можно добавить туда и собственные. Не каждый звонарь способен озвучить такой репертуар, так что в этом есть свои плюсы. К тому же послушание звонаря, особенно в Петербурге, – ездить на десять минут позвонить перед литургией и перед вечерней службой – никто, наверное, исполнять не будет. Если человек живет в непосредственной близости от храма, тогда еще можно говорить о регулярности звона. Иногда послушание звонаря возлагают на сторожа. Такое вот послушание по совместительству. Поэтому в этом смысле электронный звонарь имеет свои плюсы. Можно звонить регулярно, по Уставу. Но все-таки минусы, мне кажется, существеннее, появляется какой-то механический оттенок, нет души. Поэтому, безусловно, предпочтительнее живой звонарь.
Мне кажется, здесь вопрос даже более широкий, по поводу человечества и прогресса. Искусственный интеллект уже победил человека в шахматы, и последнее, что оставалось, – японская игра го, компьютер не мог просчитать массу ее вариантов. Японцы гордились тем, что победили машину. Но все-таки машины обучаются, и в итоге они одержали верх над японскими мастерами. Так что электронный звонарь – достойный конкурент звонарю штатному. Стоит развиваться, превосходить его, пополнять свой репертуар. Я заметил, что большинство звонарей, во-первых, звонят в одном темпе, во-вторых, очень редко работают с динамикой, в-третьих, все звоны у человека, в принципе, похожи друг на друга. У меня, наверное, так же, поэтому стоит как-то развиваться. Может быть, попробовать сыграть что-то в темпе вальса, на три доли. Конечно, есть стимул.
– Мне сейчас подумалось, что если есть такие мощные суперкомпьютеры, то в недалеком будущем можно будет, наверное, увидеть соревнования живого звонаря с электронным. Конечно, это на грани фантастики, но в связи с тем, о чем Вы упомянули, это вполне реальная перспектива.
– Это уже, наверное, не перспектива, а реальность. Потому что иногда люди, узнавая, что звонила машина, говорят: думали, это человек. Конечно, если слушатель никак не связан с колокольным звоном, сложно отличить. По крайней мере, пока электронный звонарь новый. Насколько я знаю, через несколько месяцев он периодически выходит из строя, сбивается или ломается вообще. Получаются не совсем благозвучные мелодии. Это тоже существенный момент: электронный звонарь нуждается в техническом обслуживании.
– Здесь еще важно: если он работает от сети, то любой скачок в сети может вызвать сбой. Какие основные виды колоколов можно встретить на звонницах?
– Вообще инструменты делятся на три партии – басовые колокола (самые большие), подзвонные, или альты (среднего веса), и зазвонные (держатся обычно в правой руке). В этой красоте и уникальности звона словно воплощение русской души.
– Каково наибольшее количество колоколов, с которыми может управиться один звонарь без помощи коллег или каких-то инструментов?
– Порядка пятнадцати или шестнадцати. Понятно, что невозможно звонить в пятнадцать колоколов сразу, но это довольно серьезное средство художественной выразительности, насколько я знаю. Хорошо, когда звонарей несколько. Это создает некую специфику. То, что не может осуществить один человек, может слаженная и отработанная команда, и это будет совершенно иное звучание, иное воздействие на слушателя. От пяти колоколов до полутора (может быть, двух) десятков. Но с ними тоже надо управляться в смысле звуковысотности, чтобы не превратить звучание в хаос. Когда слишком много колоколов, это скорее не подмога, а препятствие к осуществлению достойного колокольного звона.
– На большой звоннице может быть колокол и в два с половиной метра высотой и совсем маленькие колокольчики.
Вопрос от телезрителей: «Какой строй обычно может быть у колокола, у звонницы?»
– Настраивать колокола не было принято на Руси. Это скорее западная традиция – подтачивать их напильниками и получать необходимую гамму. Именно так родился карильон – в принципе это фортепиано, только иных масштабов. Там есть клавиатура для ног, две клавиатуры для рук. Звон осуществляется именно кулаками.
– Такой инструмент есть в Петропавловском соборе.
– Да, там мне тоже довелось позвонить. Довольно занимательный инструмент. Но я бы не стал им увлекаться, все-таки есть в нем что-то от шарманки, в то время как русская колокольня – это воплощение души нашего народа. Когда изготавливают колокол, выкапывают яму, отливают там колокол, он остывает, его достают и поднимают на колокольню. Уже в XIX веке мастерство достигло небывалых высот. Я имею удовольствие в Таллине звонить на инструменте 1898 года изготовления. Конечно, такие колокола существенно отличаются от нынешних, от новодела. Это удовольствие, большая честь – звонить в них; уникальный случай, когда сохранились именно те колокола, причем в полном наборе.
– Кстати, процесс отливания настоящего русского колокола можно увидеть в фильме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.
– Да, советую его к просмотру.
– С какого количества колоколов начинается обучение в Петербургской школе звонарей?
– Сначала мы берем минимум пять колоколов (один бас, два альта и два зазвонных). У нас своя методика. Мы идем не от традиции, а изначально ориентируемся на импровизацию, на собственное сочинительство. По-моему, в этом есть логика, потому что когда человек учится играть на любом музыкальном инструменте, все начинается, наверное, с основ, с пропедевтики. Не дают «Лунную сонату» или полонез Огинского, не говорят: играй – и научишься владеть инструментом. Все начинается с гаммы. Мы изучаем основные структурные элементы, из которых состоит любой звон. Собственно, применяем на практике, сочиняем свое. Есть сборник партитур, выпущенный, кстати, нашим руководителем Павлом Радиным, под названием «Со своей колокольни». Это уникальное явление в истории современной кампанологии постсоветского периода. Основные традиции русских регионов были собраны под одной обложкой и составили довольно внушительный сборник.
– Вопрос от телезрительницы: «У нас маленькая деревенька, но хорошая звонница. По благословению настоятеля я звоню на ней. Я самоучка, и каждый звон идет практически один и тот же – в праздники и воскресные дни. Правильно ли это? Или надо как-то меняться? Ехать учиться у меня нет возможности в силу возраста».
– Вопрос неоднозначный. Конечно, звон различается и по количеству колоколов, и по праздничности звучания. Одно дело двунадесятый праздник, другое – славословная служба. Конечно, звоны должны различаться. Чем меньше событие, тем меньше набор. В частности, благовестники. Самый тяжелый благовест осуществляется только на Пасху, Рождество, Крещение и в остальные двунадесятые праздники. Второй по величине колокол используется для денных праздников, и так далее по убывающей.
Что касается обучения… Я сейчас даже подумал, может быть, наша школа способна обучать на выезде. У нас даже появилось онлайн-отделение. Оно номинально существует с начала образования школы, но в этом году появился ученик из Иркутска – Ринат Исабаев. Он один из руководителей иркутской школы звонарей. Мы с ним взаимодействуем при помощи видео и моих комментариев, выходим на связь по скайпу. То есть обучаться можно и дистанционно.
Радостно, что человек самостоятельно обучается, ему это интересно, низкий поклон всем звонарям, которые в отрыве от традиций и знатоков колокольного звона своими силами пытаются возродить это непростое, на мой взгляд, искусство.
– Спасибо за интересную беседу. Наверное, Вам стоит задуматься, к примеру, о DVD -курсах, ведь не везде есть Интернет. Это было бы очень здорово.
Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова
Источник