Когда ребенок начинает понимать эмоции

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

Как развивать эмоциональную сферу ребенка?

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Тоска
Сожаление
Жалость

Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Читайте также:  Как влияет депрессия во время беременности

Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

AnnaMama

Эмоции и общение. 0-6 месяцев.

Итак, поговори о социальном и эмоциональном развитии в зависимости от возраста. Начну с самого начала.

От рождения и до 6 месяцев:

  • Происходит формирование привязанности с основным близким, который ухаживает за ребенком. На первом месте находится эмоциональное общение с мамой (или др. близким), ребенок мало отличает свои эмоции от маминых, потребности в общении с другими людьми нет.
  • Эмоции:
  1. К 1-2 месяцам жизни появляется первая улыбка и гуление.
  2. К 3 месяцам ребенок учится выражать свои негативные и положительные эмоции (в тч гулит: ааа, гууу, гыыы, гэээ ). Ребенок различает лицо человека среди других предметов и фиксирует на нем взгляд, но эмоции взрослого еще не имеют значения (это было отражено в экспериментах с нарисованным лицом).
  3. После 3 месяцев ребенок начинает получать удовольствие от внимания взрослого и постепенно начинает различать не только лицо человека, но и его эмоции, выражение лица взрослого, глаза и улыбку, интонацию голоса. Ребенок начинает рассматривать все вокруг и наслаждаться окружающими звуками, предметами, яркими красками, своим телом, и постепенно начинает изучать свойства предметов (берет их, бросает их, пробует на вкус).
  • Способ общения – плач или крик. Вначале- одинаковый для всех случаев, направленный на удовлетворения базовых потребностей. Ближе к 3 месяцам крик становится эмоционально окрашенным и различается в зависимости от потребностей ребенка.
  • Коммуникация – только с несколькими близкими людьми. Первая коммуникация — через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. По мере взросления, ближе к 1-2 месяцам коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. С 3 мес ребенок гулит – мама повторяет за ним, ребенок ей отвечает.

Об эмоциональных потребностях ребенка от рождения и до 6 месяцев.

  • В этот период формируются первые стереотипные привычки (последовательность действий при режиме дня, привычка к засыпанию и тд), ребенок испытывает потребность в ритмичности каждоневных действий. Последовательная ритмичная ежедневная смена действий важна детям.
  • Основные потребности – в сытости, тепле, сне, комфорте, тактильных ощущениях с мамой, общении с мамой (слышать ее голос, чувствовать ее запах), ритмичности дня.
  • Эмоциональное спокойствие основано на близости человека, к которому ребенок привязан, на стабильности окружающего ритма и мира, оно достигается удовлетворением базовых потребностей и организацией вестибулярных, оральных и тактичных ощущений: кормление, ношение на руках, укачивание, гуление, шипение (непроизвольная попытка воссоздать белый шум, который ребенок слышал внутриутробно). Ребенок раздражается на изменение привычного ритма и окружения, исчезновения близкого человека.
  • Важно для развития эмоционального интеллекта:
  1. повторять за ребенком (гуление, улыбка)
  2. реагировать на плач
  3. разрешать ребенку все трогать, изучать и пробовать, в тч бросать игрушки, засовывать все в рот
  • Игры: смешить ребенка (играть в «ку-ку», ребенок радуется, когда видит глаза взрослого), водить перед ребенком и прятать игрушку, вкладывать предметы в ручку (не надевайте на ребенка «царапки»), предлагать схватить игрушки
  • Повод для беспокойства: если в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму.
  • Дети, у которых не удовлетворены тактильные и вестибулярные ощущения, которые не имеют близкого человека (дети в детских домах, находящиеся в состоянии депривации) сами пытаются удовлетворить свои потребности и качаются, сосут палец или уголок пеленка и тд.
  • Показано, что безразличие со стороны взрослого вызывает у ребенка даже большую тревогу, чем негативные эмоции взрослого.

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.

Источник

Чувства вашего ребенка

Как развивать положительные эмоции у детей?

Достижение эмоционального комфорта для человека не менее важно, чем удовлетворение его познавательных, физических и духовных потребностей. Любое положительное качество можно развить, если этим правильно и целенаправленно заниматься. Это относится и к «эмоциональному интеллекту» ребенка, к его стабильности и положительному восприятию себя и окружающей действительности.

Эмоциональное развитие младенца

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрый, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного.

Что такое хорошо и что такое плохо, ребенок еще только чувствует, но чувства, эмоции — это тот первый опыт, который определяет развитие общего мироощущения: положительного или отрицательного, оптимистического или настороженно-пессимистического. Эмоциональный опыт маленьких детей проявляется в их любопытстве и общительности, в их бесстрашии по отношению к предметам, в их повышенной чувствительности в отношении других людей.

Эмоции являются своеобразным ориентиром при построении поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможности для взаимодействия с другими. Если ребенок получает хоть чуточку положительных эмоций, то для него это так же жизненно важно, как качественное питание и свежий воздух. Кормление ребенка грудью в этом отношении — не только питание для малыша, но и воспитание в полном смысле слова, т.к. устанавливаются и развиваются такие отношения с матерью, которые в других ситуациях просто невозможны. Материнская любовь приобретает новое содержание, женщина переживает новые для неё чувства, и они переносятся на ребенка, на окружающих, формируя новые человеческие отношения, в которых и развивается личность.

Читайте также:  Депрессия уже три года

После третьей недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция — улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склоненное над малышом лицо. В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» — специфического поведения в отношении взрослого. В 4-х месячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери, громко смеётся, если взрослый приподнимает его и резко опускает. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, положительно влияет на физиологические процессы, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Еще до того, как младенец начинает понимать речь, он реагирует на эмоции и чувства окружающих его людей. Малыш знает, когда его мама спокойна и расслаблена, или когда она напряжена и расстроена. Он чутко реагирует на эмоциональную обстановку в своей семье, испытывая те или иные эмоции. У маленьких детей такие же чувства, как и у взрослых. Они могут не понимать слов «злой», «грустный», «веселый», «счастливый», «испуганный», но они на своем опыте знакомы с этими понятиями.

К 6-7 месяцам эмоции ребенка становятся более выразительными. Эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии — это главное средство общения в довербальный период. И другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то в дальнейшем ребенок будет использовать их для вступления в контакт. Если же взрослые будут замечать только отрицательные переживания, то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

В течение первых месяцев жизни ребенка его эмоциональные реакции на взрослого развиваются в трех направлениях:

  • от «местной» реакции — улыбки — к выражению «полной» радости, входящей в комплекс оживления;
  • развитие эмоциональной реакции на лицо или голос взрослого;
  • эмоции становятся избирательными.

После 8-ми месяцев младенцы начинают испытывать страх в присутствии посторонних, который при чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5-2 года.

Из этого следует, что переживания положительных эмоций вызваны получением впечатлений, прежде всего связанных с взрослыми. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении.

Во втором полугодии жизни младенец адресует взрослому уже и отрицательные эмоции — обиду, недовольство, гнев. Но в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя на его поведение. Дети очень чувствительны к эмоциональным проявлениям. В какой атмосфере растет ребенок, таким сам и становится. Эмоции у малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Но именно в это время у младенца формируются любовь и симпатия.

Мы поговорили о том, какие изменения претерпевают эмоции ребенка в первый год после рождения. Теперь нам хотелось бы рассказать о том, что может и должен сделать родитель для развития чувств ребенка, для того, чтобы помочь ему стать эмоционально успешной и полноценной личностью.

Ребенком нужно гордиться

Дети смотрят на родителей, как в зеркало. Они оценивают себя так, как их оценивают родители. Очень важно, чтобы ребенок видел, что родители любят его все время, даже когда они рассержены. Но одной любви недостаточно («ничего, что ты некрасивый, зато мы тебя любим»). Так же важно гордиться ребенком. Исследования в области подростковых самоубийств показали, что школьники, которые пытались покончить с собой, редко чувствовали, что родители гордятся ими. Подростки думали, что родители вообще не рады тому, что у них есть дети. Гордиться ребенком лучше начинать прямо с того момента, как вы впервые увидели друг друга.

Как ребенок может узнать, что вы его любите? Он чувствует это, когда вы улыбаетесь ему, прикасаетесь к нему, разговариваете с ним, наблюдаете за ним, слушаете то, что он вам рассказывает. Когда вы с ним и заботитесь о нем. Рассказывайте детям сказки про них самих. Это всем нравится. И никогда не говорите: «Я тебя не буду любить, если ты. » или «Я тебя буду любить, если ты. «.

Если вы сердитесь или расстроены, скажите об этом ребенку, и объясните причину. Дети чувствуют эмоции родителей и могут подумать, что они сами виноваты в том, что происходит. Если вы действительно сердитесь на ребенка, ему нужно знать об этом. Так же как и о том, что это не навсегда. Владейте собой и своими чувствами.

Когда дети испытывают разочарование

Дети осваивают новые навыки, которые необходимы им для роста и развития, и в какой-то момент их попытки сделать что-то незнакомое терпят поражение. Например, у малыша не получается сделать несколько шагов самостоятельно или удержать в руке карандаш. И он испытывает такое огромное разочарование и недовольство собой, что начинает плакать, злиться и вести себя так, что родители удивляются: «Во что превратился мой ангелочек?». Имейте терпение. Как только ребенок справится с задачей, он опять станет более спокойным и покладистым.

Попытайтесь представить себе, что чувствует ребенок с той или иной ситуации, и тогда вы сможете понять, чего вам ожидать от него. Очевидно, что после долгой «прогулки» по магазинам с родителями, ребенок вернется домой измученным и перевозбужденным. Такое состояние почти наверняка выльется в слезы или вспышку раздражения. Сохраняйте спокойствие.

Помогайте детям называть их чувства словами. Например: «Я расстроен. Я злюсь. Мне обидно. Я разочарован. Я раздражен. Я боюсь. Мне грустно. Я сержусь. Я возмущен». Для маленьких детей достаточно самых простых названий чувств. С возрастом ребенок может воспринимать более тонкое различие между оттенками эмоций.

Научите детей рассказывать, что они чувствуют. С одной стороны, дети видят, что их состояние небезразлично родителям, а с другой — у всех членов семьи появляется возможность лучше понять друг друга.

Ребенку следует объяснить, что плакать не стыдно. Слезы сопровождаются эмоциональной разрядкой, и иногда бывает просто необходимо поплакать. Также имеет смысл рассказать о том, что человек может чувствовать злость, или обиду, или разочарование, но он не должен причинять вреда никому, включая себя самого.

Как воспитывать в ребенке веру в себя

Человек с нормальной самооценкой верит в себя, в свои силы. Способность детей к управлению собой, к конструктивной деятельности зависит от их самооценки. Очень важно, чтобы родители создавали среду, в которой самооценка ребенка будет расти. Как этого добиться?

Читайте также:  Как лечить стресс переломы

Дело в том, что список дел, непосильных для ребенка, намного длиннее списка доступных ему занятий. Нужно помочь ребенку и создать для него такую среду, в которой легче добиться успеха. Например, подставьте маленькую табуреточку к раковине в ванной, чтобы малыш сам мог вымыть руки, выберите для него такие тапочки, которые он сможет надевать сам в 2 года, и т.д.

Пусть дети сделают что-то без вашей помощи! Пусть это будет не так хорошо и не так быстро, как надо, но зато они испытают ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполнения задачи. Даже если речь идет всего лишь о надевании обуви. Планируйте свои дела так, чтобы у вас был запас времени для самостоятельных действий ребенка. Если он просит помощи — конечно, помогите ему, но избегайте перехватывать инициативу.

Каждому человеку необходимо чувствовать, что он в какой-то степени может распоряжаться своей жизнью. Детям нужно позволять принимать решения, в соответствии с их возрастом. Например:

  • малыш, которому еще нет и года, может отказаться есть зеленый горошек, он ему не нравится;
  • двухлетний ребенок может сам выбрать, какую рубашку он наденет сегодня;
  • трехлетний малыш может выбрать себе кашу на завтрак.

Во всех ситуациях, когда это возможно, позволяйте ребенку в какой-то мере самостоятельно распоряжаться собой. Конечно, не все будет гладко, но все мы учимся на собственных ошибках. Принимать правильные решения — это искусство, и дети могут научиться ему только в том случае, если будут пробовать снова и снова.

Поощряйте вашего ребенка высказываться и предлагать свою точку зрения к обсуждению. Рассматривайте его мнение серьезно. Дети могут удивить вас неожиданными идеями и способами решения проблемы! Обращайтесь с детьми так же вежливо и уважительно, как вы хотели бы, чтобы они обращались с вами. Показывая образец хороших манер, вы внушаете детям самоуважение и задаете стандарт отношений, который следует применять ко всем членам семьи.

Любовь к установленному порядку

Дети чувствуют себя уверенно и спокойно, когда все идет по заведенному порядку изо дня в день. Когда вам предстоит сделать что-то незнакомое, например, в первый раз в сознательном возрасте отвести ребенка к зубному врачу, поговорите об этом и познакомьте ребенка с тем, что будет с ним происходить. Попробуйте разыграть с куклами сценку на тему предстоящего визита, или прочтите ребенку про доброго доктора Айболита, к которому пришли лечиться и корова, и волчица.

Предупреждайте ребенка заранее об изменениях в привычном распорядке. Например: «Завтра мы не пойдем гулять на детскую площадку, а поедем в гости». Полезно внутри обычного распорядка напоминать ребенку, «что мы будем делать дальше». Дети с самого раннего возраста лучше себя чувствуют, если представляют, чего им ожидать.

Развивайте эмоциональную связь с ребенком

Важно установить с ребенком прочную связь при помощи полноценного общения и качественно проведенного времени. Детский психолог М.Эйнсворт выделяет несколько признаков того, что между родителями и детьми существует крепкая эмоциональная связь. Если речь идет о грудных детях, то такие родители:

  • чаще и быстрее реагируют на плач ребенка;
  • правильно угадывают, чего хочет ребенок;
  • показывают ребенку свое хорошее отношение;
  • проводят больше времени, общаясь с ним.

Сочувствуйте ребенку. Для этого мы должны не только разобраться в его эмоциях, но и испытать их вместе с ним. Если малыш счастлив — будьте счастливы за него, если он горюет, разделите с ним его чувство.

К примеру, четырехлетний ребенок утром проснулся в слезах. Мама подошла к нему и взяла его на руки: «Почему ты плачешь? Что случилось? Ты испугался?». Но малыш плакал и ничего не отвечал. Мама сказала ему: «Я вижу, что тебе грустно. Я с тобой». Она подержала его на руках, пока он не успокоился и не попросил дать ему завтрак.

Почему мама вела себя правильно? Она признала чувства ребенка. Вместо того, чтобы сказать: «Перестань плакать», она объяснила, какие эмоции испытывает малыш, и признала право на их существование. Ребенок увидел, что он не сделал ничего плохого, понял, что и в следующий раз за испуг и слезы его не будут ругать, и успокоился.

Другой пример. Тот же самый малыш сидел у телевизора и дожидался начала своего любимого мультсериала. Вот раздались первые звуки заглавной песенки, ребенок от радости сделал звук телевизора намного громче, чем это было принято в семье, вскочил с места и стал петь и плясать. Мама услышала шум, пришла с кухни… и стала танцевать вместе с сыном. Когда песенка закончилась, она обняла его, убавила звук телевизора и вернулась на кухню.

Как вела себя мама? Она могла бы с порога отругать сына за громкую музыку. Или вообще не обратить на происходящее никакого внимания. Вместо этого она признала восторг сына и разделила это чувство с ним. Этот короткий эпизод общения укрепил связь между матерью и ребенком. Сын почувствовал, что его любят и понимают.

Еще одна ситуация. Сережа и Никита играют на детской площадке. Никита сталкивает Сережу с велосипеда, а тот толкается в ответ. Сережина мама подходит и говорит своему сыну: «Нельзя бить Никиту. Ему будет больно». «Но он первый начал», оправдывается Сережа. Тогда мама делает то же самое замечание Никите. Потом она отводит своего сына в сторону и говорит: «Сережа, я знаю, что ты злишься. Ты обиделся на Никиту, потому что он сталкивал тебя с велосипеда. В следующий раз скажи ему, что так делать нельзя, потому что это больно».

Что здесь произошло? Мама показала сыну, что она заметила его неправильное поведение, и признала его право испытывать отрицательные эмоции. Она дала ему понять, что испытывать чувства можно, но причинять вред другим нельзя.

На своем примере демонстрируйте ребенку правильное, на ваш взгляд, внешнее выражение чувств. Дети копируют нас даже в мелочах. Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями. Это не получается само собой, нужно развивать этот навык. Детям нужно показывать, как конструктивно справляться с поражением, конфликтом или чувством раздражения. Если это умение развить в детстве, взрослому впоследствии будет легче преодолевать трудности в общении.

Источник

Оцените статью