Когда появляется чувство юмора у детей

С какого возраста и как развивать чувство юмора у ребенка: отвечает педагог

Узнайте, почему важно развивать чувство юмора даже у дошкольника и какие веселые игры вам в этом помогут.

О значении чувства юмора у детей до 7 лет, этапах его становления и способах развития «Летидору» рассказала Валентина Третьякова, педагог школы Wunderpark International School.

Сегодня, в XXI веке, когда мы стремимся дать нашим детям максимум полезных навыков для счастливой и успешной жизни в быстро меняющемся мире, навык чувствовать юмор можно назвать одним из базовых — как в профессиональной, так и в личной жизни человека.

Как говорил немецкий писатель-романист Вильгельм Раабе, «юмор — это спасательный круг на волнах жизни».

Природа чувства юмора

По поводу самой трактовки понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора включает в себя единство мотивации, смыслов, психологических и интеллектуальных характеристик.

Несоответствие — это ключевой фактор, определяющий юмористический характер явления. Все забавное нелепо, удивительно, своеобразно, необычно или не соответствует тому, что мы обычно ожидаем.

Зачем развивать чувство юмора у детей

Чувство юмора имеет огромное значение как для взрослого человека, так и для ребенка. Оно выполняет три типа функций:

Эмоциональные функции юмора. Чувство юмора — это инструмент, который помогает ребенку видеть вещи с различных сторон, находить положительные моменты в трудных ситуациях, быть непосредственным, применять нетрадиционные подходы и идеи, смотреть вглубь вещей, наслаждаться и принимать участие в игре.

Детский юмор выполняет и ряд социальных функций. Дети, которые шутят чаще сверстников, активно участвуют в общественной жизни, по мнению окружающих, являются более общительными. Юмор создает непринужденную среду для общения. Трудно недолюбливать того, кто заставляет вас улыбаться!

Четыре этапа развития чувства юмора у детей-дошкольников

Для того чтобы развивать чувство юмора, нужно уметь не только своевременно его применять. Нужно понимать детский юмор, что порой бывает нелегко.

Известный специалист по возрастной психологии П. Макги предположил наличие нескольких стадий развития юмора у детей, которые способствуют общим тенденциям когнитивного развития.

Первый этап начинается с 1,5 лет и называется «несоответствующие действия по отношению к объектам». Дети начинают играть, воображая себя кем-то и придавая предметам вокруг себя новые, несвойственные им функции.

Например, ребенок может приложить к уху лист и начать говорить в него, как в телефон. Важно, чтобы ребенок понимал «неадекватность» собственных действий.

Второй этап начинается с 2 лет и подразумевает понимание несоответствия названия объектов и событий.

Юмор возможен при условии, что дети знают и умеют употреблять слова и названия правильно.

Чувство юмора будет развиваться вместе с развитием речи.

Третий этап наступает у большинства детей старше 3 лет. Мы можем назвать его этапом «концептуального несоответствия». Юмор связан со способностью выделять ключевые признаки объектов и группировать по нескольким признакам.

Чувство юмора будет развиваться вместе с развитием математического мышления.

Четвертый этап характерен для детей старше 7 лет. Происходит серьезный скачок в развитии мышления, и юмор принимает сложные формы.

Принципы развития чувства юмора у детей

Специалисты рекомендуют сделать юмор общесемейным. Для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей — это поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении.

Читайте также:  Неустойчивая нервная система эмоциональная нестабильность называется

Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор.

  1. Первый и главный принцип — это развитие эмоционального интеллекта. В дошкольном возрасте он развивается в условиях близких, доверительных и добрых отношений в семье.
  2. Взрослым самим нужно чаще находиться в хорошем настроении, позитивно воспринимать реальность и шутить — над собой, вместе с ребенком, вместе с друзьями.
  1. Развитие когнитивных навыков: восприятие, память, внимание, воображение.
  1. Развитие математического мышления: умение строить причинно-следственные связи, логика, пространственное мышление, критическое мышление и так далее.
  1. Развитие речи: разговаривать с ребенком, обсуждать разные темы, читать интересные книги, истории.
  1. Играть в игры на развитие чувства юмора.

Последний пункт рассмотрим подробнее.

Игры на развитие чувства юмора у детей

В них можно как играть всей семьей, так и организовать индивидуальную игру для ребенка.

Составляйте предложения, в которых слова начинаются на одну букву. Это помогает пополнить словарный запас и развить гибкость мышления.

Например, «Вся Вселенная велит Васе валяться в восхитительных восточных васильках».
Или «Маленькая мурлыкающая Мурка мяукнула: «Молока!», «Округлые облака облетают острова».

Ищите слова, которые имеют несколько значений, подбирая к ним картинки. Например, игла, молния, спутник, кран, линейка, кисть и другие.

Находите варианты оригинального использования вещи. Попросите ребенка придумать 2-3 и более способов использования любого известного ему предмета.

Ищите сходства. Попросите детей найти сходства у самых непохожих объектов. Например, волна и стол, лампа и хлеб.

Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Это может рассмешить не только детей, но даже очень серьезных взрослых!

Придумывайте истории про себя. Предложите ребенку придумать смешную историю про себя, родителей, друзей.

Используйте головоломки и проводите опыты. Но помните, что здесь очень важно выбирать то, что соответствующие возрасту вашего малыша.

Поддерживайте попытки ребенка рассмешить вас и окружающих.

Источник

Как развивать чувство юмора у детей

Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.

Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу. Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.

Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка : «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».
Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.

Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя. Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач. Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.

Читайте также:  Настроение испортилось с утра

Чувство юмора у младенцев

Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать. Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора. То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку. Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха, что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало. Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.

Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки. Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.

Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку. Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать. Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.

Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма. Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так. К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.

Чувство юмора у дошкольников

Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления. Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года. Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.

Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.

Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном. Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом. А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог, страхов, сбросить напряжение.

Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.

Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза. Они пока не убеждены, что-то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца. В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.

Читайте также:  Если очень чувствуешь запах

Чувство юмора у школьников

В возрасте 7−10 лет ребёнок попадает в оценивающую среду и начинает больше обращать внимание на учителей и друзей. Он становится реалистом и логиком, меньше фантазирует. Отсюда у детей с более развитой речью появляется стремление к интеллектуальным, логическим шуткам. Они начинают играть словами, придумывать загадки и каламбурить, например: «Эта учительница такая наблюдательная: всё время за мной наблюдает!» Девочки в этом возрасте часто более уверенно используют словарный запас, чем мальчики, и начинают дразниться, придумывать обзывательства. Такой юмор помогает детям справиться с проблемами и тревогами от пребывания в мире взрослых, о которых они не всегда могут рассказать взрослым. Дети с менее развитой речью используют для снятия тревог физические шутки, которые не все вокруг готовы воспринимать именно как проявление юмора — это легкие тычки и удары окружающих для поднятия собственного настроения. На этом этапе развития чувства юмора адекватная помощь учителей и родителей обязательно нужна, чтобы такие шуточки не закрепились у ребёнка как приемлемый для него способ сброса напряжения и не переросли в антисоциальное поведение.

В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.

Источник

Оцените статью