Когда подросток чувствует что он одинок

Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества

Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.

Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.

Виды подросткового одиночества:

  • кратковременное одиночество
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга)
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления)

Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением («Я») и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое «Я» и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.
Читайте также:  Медикаменты для снятия стресса

В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.

  • В учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах: учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить тренинги, групповые поездки, акции милосердия и т.п.
  • Но что же могут сделать родители? Общего рецепта нет, но помочь могут доверительные отношения, общение, совместное времяпрепровождение. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. И в то же время — поощрять его самостоятельность, решение проблем, налаживание отношение со сверстниками, находить интересные занятия.

Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.

Источник

Почему подростки так часто одиноки

Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

  1. Смена места жительства и начало учебы в другой школе. Определенные социальные факторы практически в каждом случае оставляют свой негативный след в юной душе. Случается так, что в силу сложившихся обстоятельств нужно менять школу. Это болезненный шаг. Не так легко привыкать к новому месту, искать новых друзей. А если ребенок не любитель посещать какие–нибудь секции, тогда все обстоит гораздо сложнее. Подросток может просто-напросто замкнуться в себе.
  2. Пример родителей. Если подросток живет в семье, где нормой считаются частые скандалы и рукоприкладство, ему, как говорится, не позавидуешь. Юноша или девушка начинают сознательно искать уединения. Ведь если постоянно видеть лишь плохой пример, возникает стойкое желание побыть одному. Страх перед взаимоотношениями с противоположным полом берет верх.
  3. Чрезмерный контроль и опека. Многие родители ошибочно полагают, что в случае сверхмерной заботы о своем чаде смогут облегчить ему жизнь. На самом деле, ребенок ощущает себя главный действующим лицом только дома, в кругу своих близких. Лишившись привычной среды, оказавшись в непривычном месте, подросток продолжает вести себя, как уже привык. Он напрочь лишен самокритики, зато к другим предъявляет завышенные требования.
  4. Неподходящий круг общения. Случается и такое, что подросток никак не может найти друзей по интересам. Сверстники, с которыми он хотел бы общаться, не принимают его в свой круг. Возможно, дело в том, что юноша или девушка не обладают элементарными коммуникативными умениями. То есть, преобладает только собственное «я», не умеет выслушивать собеседника до конца, не способен сопереживать другим. Если человек зациклен на собственной персоне, эгоистичные личности не располагают к приятному общению, с ними не стремятся завязывать дружественные отношения.
Читайте также:  Как снимать чувство тревоги

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Источник

Когда подросток чувствует что он одинок

Этот страх имеет первобытные корни, ведь много лет назад человек, оставшись один, не мог выжить. Подобные чувства имеют место и сейчас. Обособленность может восприниматься как дефицит любви, внимания, как отсутствие связи с людьми, с миром.

Отрочество — это возраст дезориентации в себе. Противоречивые чувства и эмоции мешают думать рационально. Ребята 11-17 лет отличаются слабым самоконтролем, эмоции их захлестывают, и в таком состоянии они способны наделать много глупостей.

Ребенок, столкнувшись с этим чувством, испытывает страх, обиду, ощущает себя оторванным от окружающих. Невозможность понять себя приводит к выводу, что и окружающие не смогут понять его внутренний мир. А значит, не стоит пытаться наладить связи с близкими и друзьями.

То есть, одиночество может быть вредным для психики взрослеющего человека. Если оно несет только негативные эмоции, если оно вынужденное, из-за моббинга, непринятия себя, неспособности найти свое место.

Однако одиночество в подростковом возрасте может быть и полезным. Именно в 11-17 лет человеку приходится очень часто анализировать свои чувства, учиться справляться с эмоциями. Поэтому, если подросток добровольно уединяется, избегает какое-то время общения, это неплохо. Главное, чтобы такое состояние не затянулось.

Читайте также:  Что лучше атаракс или фенибут при депрессии

Взросление — это всегда встреча со своим внутренним миром. В этот период формируется самосознание, а глубокие раздумья о взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, своем месте в мире необходимы для развития и осознания себя. Естественно, заниматься этим можно только, если никто не отвлекает. Поэтому одиночество может быть и нормальным состоянием. Оно важно для развития, осознания себя.

Бывают разные виды, на это надо обратить внимание:

  • кратковременное;
  • ситуативное;
  • хроническое.

Кратковременное — негативные эмоции появляются изредка, проходит время и все налаживается. Вмешательство взрослых не требуется.

Ситуативное — связано с определенными изменениями. Например, ссора с другом, переезд. Человек может сам пережить такие перемены, но помощь иногда не помешает.

Хроническое — самое опасное. Оно может вызывать депрессию и суицидальные мысли.

Постоянное желание быть одному, отсутствие контакта со сверстниками могут свидетельствовать о том, что есть определенные проблемы. Возможно, ребенок не может справиться с ними самостоятельно. Значит, ему следует помочь.

Причины одиночества могут быть психологические и физические.

Психологические:

  • поиск нового места в жизни и обществе, развитие новой концепции «Я»;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • завышенные ожидания от себя, друзей или родителей;
  • отношения в семье — если взрослеющий сын или дочь видит в семье скандалы, насилие, то убеждается, что общение несет лишь негатив. Поэтому сознательно избегает общения с окружающими;
  • непринятие социальной группой, отсутствие людей, которые разделяют интересы ребенка;
  • нереалистичные представления о дружбе, любви;
  • отсутствие доверительных отношений с родителями — частая критика, завышенные требования, непринятие ребенка, как самостоятельной личности;
  • гиперопека.

А физические причины таковы:

  • вынужденная смена места жительства — если это произошло без предварительной подготовки;
  • неожиданные изменения в семье — например, развод родителей;
  • потеря близкого.

Даже одна причина может привести к подобному состоянию. Если же их несколько, ситуация становится сложной.

Например, переезд в другой город, новая школа, где одноклассники не принимают в свою группу. Или подросток нетрадиционной сексуальной ориентации осознал свое отличие от других, а отношения в семье оставляют желать лучшего. Конечно, проблема усугубляется.

Если это чувство тяготит ребенка, беспокоит, у него может появиться множество негативных последствий. Это депрессия, бродяжничество, пристрастие к алкоголю и наркотиками, отчаяние, суицид.

Что делать взрослым, как справиться с подростковой депрессией? Вот несколько советов родителям по воспитанию подростков.

Прежде всего, стоит понять: единого рецепта нет. Каждую ситуацию в определенной семье следует рассматривать индивидуально. Но общие рекомендации все-таки есть.

Вот основные из них:

  • важно всегда оставаться в контакте — доверительные отношения серьезно помогают;
  • уделять сыну или дочери много внимания, но при этом, если у них нет желания делиться, не заставлять;
  • принимать и уважать чувства взрослеющего человека всерьез, не отмахиваться. Ведь воспитание невозможно без взаимного уважения;
  • не задавать неудобные вопросы, при этом честно отвечать на все вопросы;
  • быть чутким, деликатным;
  • не требовать слишком многого, но гиперопека тоже вредна;
  • следует дать понять сыну или дочери, что помощь всегда рядом;
  • иногда надо просто выслушать, посидеть рядом;
  • принять все изменения, которые происходят с взрослеющим человеком. Ненавязчиво показать ошибки, помочь их исправить. Ответственность за поступки — это важно. Но не менее важна возможность исправить ошибки, не бояться идти вперед.

На самом деле, переходный возраст — это перемены не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому взрослым стоит заранее настроиться на то, что ребенок будет меняться, что не все будет проходить легко. Тогда изменения будет легче принимать.

Чувство одиночества в подростковом возрасте — не повод сразу паниковать. Важно понять, полезно это или нет, понаблюдать, прислушаться, сделать определенные выводы. И если это чувство является разрушительным, принять меры. Найти #ключкподростку, помочь ему выбраться из создавшейся ситуации.

Источник

Оцените статью