Когда начинаешь чувствовать эмбриона
В медицине принято делить беременность на триместры:
1-й триместр — с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр — с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр — с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.
Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.
К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.
Современные исследования американских ученых показали, что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:
1. Ребенок дублирует действия и настроение матери. Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.
2. Ребенок реагирует на свет. Происходит это к концу шестого — началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.
3. Ребенок запоминает слова и целые выражения. Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».
4. Ребенок слушает, как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.
5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое. Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.
6. Ребенок реагирует на внешние раздражители. Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку. Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.
8. Ребенок ненавидит курение. Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери. Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
Когда начинаешь чувствовать эмбриона
Наслушавшись рассказов бывалых мамаш, беременная женщина начинает переживать, почему же его малыш не дает о себе знать, постоянно шевелясь в ее животе или же наоборот, отчего он сегодня уж чересчур активен. Ни в коем случае не стоит слушать чужих советов, ведь организм каждой женщины воспринимает беременность по-разному.
Первые шевеления малыша должны ощущаться в срок от 16-ти до 25-ти недель беременности, насколько это будет раньше или позже зависит от множества факторов.
Ощущение первого шевеления ребенка матерью зависит от количества внутриутробных вод, положения ребенка и плаценты, толщины брюшной стенки, энергичности малыша и чувствительности мамы. Обычно женщины, беременные в первый раз, чувствуют шевеление плода на 20-й недели, а уже рожавшие — на 18-й недели. Первые толчки малыша в животе матери очень робкие и тихие, что их можно и не почувствовать, перепутав их «журчанием» в животе. В дальнейшем шевеления малыша становятся более заметными и сильными, к 24 неделям беременности движения плода в утробе матери уже напоминают движения новорожденного малыша.
С этого возраста малыш начинает активно «общаться» с родителями на языке шевелений, сообщая им о своей радости, удовольствии, огорчении и тревоги. Максимальную активность малыш проявляет в 24-32 недели беременности. В норме, если после 28 недель беременности мама ощущает шевеления малыша не менее 10 раз в сутки. Шевелиться может ребенок днем во время бодрствования мамы, а также ночью, когда она спит. Все шевеления ребенка в животе матери не случайны, они вызваны следующими факторами:
1. Внешние факторы. Малыш интенсивно реагирует на различные воздействия извне. Например, на звук музыки, на голос папы или мамы. Если папа положит руку на живот мамы, он начинает активно двигаться, реагируя на внешний раздражитель.
2. Питание. Если малыш начинает слишком активно шевелиться, значит, ему не хватает питания или кислорода. Своими движениями ребенок активирует плаценту, чтобы получить большее количество крови. Часто это происходит, когда мама сидит или лежит в неудобном положении, сдавливая крупные кровеносные сосуды. Также шевеления помогают ребенку распутать петли пуповины, если они сдавлены.
3. Мамины эмоции. Начиная с 24 недели беременности, малыш активно реагирует на настроение мамы. Если же оно у мамы плохое, то некоторые малыши ведут себя в это время очень тихо, а другие наоборот, начинают «бунтовать». Если же мама сидит долго за телевизором, а малышу это надоедает, то он сигнализирует своими движениями, что ей пора заняться ходьбой или гимнастикой.
4. Режим. Каждый малыш, растущий в организме матери, обладает своими особенностями темперамента и реакцией на различные раздражители. Нормальным считается, если малыш спит в течение 3-х часов и в это время мама не чувствует его шевеления. Сильнее или слабее ребенок может двигаться в зависимости от темперамента или настроения. Малыш начинает шевелиться меньше к моменту родов, однако сила толчков к этому времени увеличивается.
Если малыш не шевелиться в течение 12 часов подряд или не прекращает активно двигаться в течение нескольких часов, не смотря на то, что мама меняет положение, то надо немедленно обращаться к врачу. В этих случаях возможно нарушение внутриутробного развития плода — гипоксия, причиной возникновения которой может быть недостаточное поступление кислорода и питательных веществ. При отсутствии адекватного лечения гипоксия может привести к гибели плода.
5. От срока беременности. По мере увеличения срока беременности малыш растет и становится сильнее. Вместе с его ростом толчки заменяются сильными «пинками», а к концу беременности уже видно как ребенок переворачивается внутри. Живот у мамы в это время меняет форму. С 36-ой недели беременности малыш занимает определенное положение, в котором он и остается до самых родов. В норме, если ребенок находится в положении головой вниз, при принятии такого положения плода мама может почувствовать болезненные ощущения в подреберье. Затем активность малыша снижается и становится спокойным. Пугаться этого не стоит, с 36-го по 40-ую неделю рост малыша не такой интенсивный. Многие мамы беспокоятся и тогда, когда малыш в животе начинает «икать». При этом беременная женщина чувствует, как ребенок вздрагивает через некоторые промежутки времени. Такие движения ребенка связаны с интенсивным заглатыванием малышом амниотической жидкости, во время которого его диафрагма активно сокращается. Это не опасно для его развития и считается нормальным явлением.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
Эмбрион чувствует боль
Доктор медицинских наук Морин Кондик (Maureen CondicPh.D.) , адъюнкт-профессор нейробиологии и анатомии Университета медицины штата Юта в Солт-Лейк Сити (США), приезжала в Москву в июле 2015 года для участия в с импозиуме «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни», посвященном научным, правовым, демографическим, социально-политическим, медицинским, этическим и прочим аспектам жизни человека в период от зачатия до рождения. Ее доклад «Способность ребенка ощущать боль до рождения» стал одним из важнейших на симпозиуме, прошедшем в рамках фестиваля «За жизнь». Нейробиолог рассказала о последних научных открытиях, опровергающих утверждение о том, что ребенок внутри утробы матери может полноценно воспринимать болевые ощущения только в тот период, когда кора головного мозга полностью сформирована. Когда в интервью Морин еще раз привела медицинские свидетельства способности нерожденного ребенка чувствовать боль на раннем этапе внутриутробного развития, переводчик Таисия неожиданно для себя расплакалась, впервые осознав, что ее старший брат, видимо, расплачивается своей болезнью за аборт, совершенный их матерью. Морин Кондик, мама четверых детей, помимо науки, много сил и времени отдает общественной деятельности, рассказывая людям правду о том, что эмбрион ощущает боль в утробе матери точно так же, как и взрослый человек. Она уверена, что долг ученого – озвучивать данные научных исследований не только в кругу коллег, но и для широкой общественности, оправдывающей аборт тем, что «эмбрион еще не чувствует боли, не являясь полноценным человеческим существом». Теперь религиозно-этические соображения противников аборта подкреплены научными данными. По мнению Морин Кондик, все люди должны знать, какие ужасные муки претерпевает малыш во время процедуры аборта.
— Морин, на основе исследований вашего соотечественника Бернарда Натансона в 1984 году был снят до кументальный фильм «Безмолвный крик», который шокирует. По признанию Натансона, как акушер-гинеколог он сделал более 60-ти тысяч абортов. Увидев с помощью ультразвукового исследования, как плод кричит от боли во время аборта, Натансон понял, что это убийство, и стал активным сторонником запрета абортов. Критикуя фильм, некоторые медики говорят, что в действительности плод на сроке беременности в 12 недель не способен чувствовать боль, и происходящее в фильме не может быть криком. Вот почему так важны последние исследования о болевых ощущениях плода. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.
— В настоящее время ученые доказали, что боль опознается нервной системой. Невозможно оспорить доказанные наукой факты о развитии способности нервной системы чувствовать боль и реагировать на неё. Помимо опубликованной мною научной работы о развитии эмбриона, было много разных публикаций, обращающихся к широкой публике. В них я говорю о боли, которую чувствует эмбрион. Всеми признанные результаты научных исследований показали, что человеческий плод различает болевые стимулы и реагирует на них уже через 8 недель от момента зачатия. Схема таламического восприятия и реагирования на боль развивается уже с 18-й недели после оплодотворения и остаётся в таком виде на протяжении жизни человека. Долговременные же синаптические связи в коре головного мозга образуются позже, между 22 и 24 неделями внутриутробного развития. Нет работ, в которых была бы продемонстрирована необходимость участия коры головного мозга для полноценного болевого восприятия. Оно может быть оспорено иными научными фактами. На этот счет нет точных данных.
— Почему все же так важно для общества открытие о том, что плод чувствует боль уже на восьмой неделе своего развития?
— В Соединенных Штатах мы с ужасом воспринимаем случаи, ко гда детей убивают убийцы, которых за это судят. Но при этом мы толерантно относимся к жестокости по отношению к детям, достигшим 20-ти недель внутриутробного развития. Начиная с восьми недель, плод реагирует на боль. Он воспринимает ее точно так же, как мы. Нам нужно решить, что выберет наше общество – причинение боли плоду или нет, будем ли мы это игнорировать или нет. Мы считаем, что жестоко не только причинять боль любому живому существу, которое способно ее воспринимать, но и игнорировать эту боль, зная о ней. Очень важно, чтобы люди знали, что когда они убивают человеческое существо в утробе матери, оно страдает. Нет ни одного научного свидетельства в поддержку абортов. Говоря о переживании боли ребенком в утробе матери, мы представляем всему человечеству научное свидетельство в защиту нерожденных младенцев.
— Морин, расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье.
— Я родилась в штате Иллинойс. Сначала училась в университете в Чикаго, а потом в Калифорнии защищала диссертацию. У меня есть семья, четверо детей. Я считаю, что ребенок – это свободная личность, которая может самостоятельно выбирать свой путь. Мои дети много спорят со мной на самые разные темы, по многим вопросам. Мы проводили очень большую работу, объясняя им, что, конечно, у них есть право игнорировать какие-то факты, не принимать их во внимание, но по каким-то базовым, важным, ключевым вещам они уважают мое мнение.
— Думаю, что они разделяют Ваше мнение о ценности жизни нерожденного ребенка. Как Вы пришли к теме защиты жизни ребенка в утробе матери?
— Как ученый я начала с того, что изучала развитие нервной системы. Сейчас я занимаюсь изучением эмбриона. Я придерживалась той точки зрения, что аборт – это убийство человека. При изучении эмбриона вас просто шокирует тот факт, что с самого начала перед вами человек. Я всегда это знала в теории, но никогда не пыталась обращаться к общественности с этим вопросом.
— А что Вас подтолкнуло к публичным выступлениям на эту тему?
— Я работала с человеком, который попал в очень сложную ситуацию. Это был взрослый человек. Он оказался жертвой политиков, которые пытались повлиять на то, чтобы он изменил законодательство. И в результате этого изменения пострадали люди. У него случилось нервное потрясение, была поражена нервная система, он находился в полном замешательстве. Общаясь с ним, я поняла, что этот человек так много страдал, что нужно обратиться к другим людям, выйти на публику. Так я стала обращаться к широкой общественности.
— Морин, насколько широко в вашей стране движение в защиту жизни?
— Соединенные Штаты – это неоднозначная страна. Движение в защиту жизни достаточно большое, но в кругу ученых или медицинских работников как-то не вяжется представление о том, что ученый должен делать такие вещи. Так что в достаточно большой степени я чувствую негатив вокруг себя среди тех людей, с которыми работаю.
— Расскажите, пожалуйста, о сути вашего исследования на основе прочитанного в Москве доклада.
— И в США, и в других странах мира идут дебаты о том, что плод испытывает боль на 20-й неделе, насколько эта боль обнаруживается, не страдает ли при этом плод. В некоторых публикациях утверждается, что плод испытывает боль, но при этом не страдает. В 2005 году в еженедельном международном журнале Американской медицинской ассоциации « JAMA » ( TheJournaloftheAmericanMedicalAssociation ) , издаваемом American Medical Association более чем на 20 языках, была опубликована статья, утверждающая, что плод не испытывает боли. Американская медицинская ассоциация (AMA), основанная в 1847 году, является самой большой ассоциацией врачей и студентов в США (http://www.medcom.spb.ru/publ/info/932), а «JAMA» – самым читаемым медицинским журналом в мире.
Скажу об основных этапах или вехах в развитии ощущения боли плодом. Уже на седьмой неделе беременности формируется синапс, и начинается формирование коры головного мозга ребенка. Самый ранний этап развития плода, когда он начинает испытывать боль и реагировать на нее, – это 8-10 недель, когда у плода формируется нейронная сеть, которая необходима для зрелого ощущения. В течение этого периода нейроны получают проекцию в центрах мозга. «Зрелое» восприятие боли плодом возникает к 12-18 неделям, когда формируются спиноталамические пути, и плод в состоянии испытывать боль точно так же, как испытываем ее мы, взрослые зрелые люди. Плод начинает реагировать на боль. Это очень важно, потому что многие не могут оценить, насколько хорошо формируется и развивается плод к 18 неделе. Полностью сформирована мозговая структура, которая необходима для восприятия боли. На 20 неделе после оплодотворения плод уже может выживать. Недавно в Англии в журнале появились данные о том, что при необходимой медицинской помощи, даже в столь раннем возрасте плод может выжить без серьезных медицинских последствий и проблем. Между 22 и 24 неделями формируются проекционные участки коры, но мозг продолжает развиваться в течение долгого времени – до 25-летнего возраста человека.
Факты в отношении развития мозга не оспариваются и являются общепринятыми (в частности, не оспаривается, что кора головного мозга очень важна для высших мозговых функций). Журнал «JAMA» настаивает на том, что плод не страдает от боли, потому что структура коры головного мозга, которая отвечает за ощущение боли, развивается позднее. Журнал принимает без всяких научных доказательств утверждение, что кора необходима для способности испытывать страдания. Но есть большое количество научных доказательств, которые противоречат заключению, выдвинутому «JAMA».
— Вы могли бы назвать некоторые из них?
— Назову четыре из них. Первое доказательство. Хотя опыт животных и людей, конечно, не одинаков, всем понятно, что животные испытывают боль и могут страдать. Членистоногие (либо насекомые, раки), все виды рыб и амфибии не имеют тех структур, которые, как настаивает «JAMA», необходимы для ощущения страдания. Но фермеры убивают рыбу или птицу быстро и гуманно, потому что не хотят, чтобы животные мучились.
Второе доказательство – это то, что существуют люди, которые рождены вообще без коры головного мозга и которые тоже могут испытывать боль. На симпозиуме я показывала фотографию такой пациентки и ее МРТ. Эта девочка обладает небольшим количеством мозговых структур. На фото желтая звездочка показывает отсутствие коры, которая, как утверждает «JAMA», необходима для того, чтобы испытывать физическую боль. Синяя звездочка указывает на таламус – среднюю структуру мозга, которая развивается у плода в течение первых 18-ти недель. На самом деле именно она ответственна за ощущение боли. Эта девочка без коры способна испытывать боль, и она реагирует на нее так же, как реагируют и другие дети. Она может убегать, визжать.
Третье доказательство . Ясно, что нервные пути, которые, как утверждает «JAMA», необходимы для ощущения боли, развиваются в течение последнего триместра беременности или первых месяцев после рождения. На фото красным цветом обозначены незрелые структуры, которые развиваются в течение длительного времени, а синим – зрелые, сложные структуры. Для восприятия боли не требуется дорсолатеральная, префронтальная кора.
После рождения рост и развитие продолжаются с 5-летнего до 25-летнего возраста. Мозг становится все более зрелым, мозговые сети становятся более сложными. В соответствии с выводами «JAMA» эти структуры не являются зрелыми для страдания до 25 лет. Но наш личный опыт страдания очень похож и в детстве, и во взрослом состоянии.
И четвертое. Большое количество экспериментальных данных показывает, что участок мозга, который по утверждению «JAMA» необходим для того, чтобы была способность испытывать боль, на самом деле, не кодирует информацию о боли. Ученые проанализировали ответ на стимуляцию кортикальной зоны коры головного мозга и выяснили, что ответ был очень редким: сознательное осознание боли через кору является очень редким, а на самом деле все это происходит через таламус, который на 12-18 неделе внутриутробного развития уже достаточно зрелый.
аким образом, приходим к заключению, что мы не можем сказать, что плоду не хватает тех структур, которые ответственны за восприятие боли. У преждевременно рожденных детей уже существует поведение, которое ассоциировано с проявлениями боли. На фото можно видеть разные выражения лица у ребенка, рожденного на 23-й неделе. Эти наблюдения сделаны теми, кто ухаживал за ребенком, рожденным так рано.
Также у преждевременно рожденных детей есть гормональный ответ на боль. Например, когда у них внутриутробно берут кровь, у них увеличивается уровень гормонов, ассоциированный с болью. И эти ответы одинаковы и у 20-недельного плода, и у новорожденного. Конечно, эти увеличения концентрации гормонов негативно влияют на развитие. Есть доказательства подсознательного влияния боли на неврологическое развитие и пластичность.
Со второго триместра, с 12-ти недель внутриутробного развития и старше, плод реагирует на боль, и это может приводить к досрочным последствиям. Это привело к консенсусу у анестезиологов. Понимая необходимость предупреждать страдание плода во время внутриутробного развития, рекомендуется обеспечивать анестезию, проводя потенциально болезненные процедуры. И в то же время мы остаемся толерантными к абортам на этой стадии развития.
— Приходилось ли Вам участвовать во Всемирном конгрессе семей?
— Я не участвовала в нем, но слышала много хорошего про этот конгресс. Я часто принимаю участие в подобных мероприятиях по всему миру. Мне очень понравилась широкая проблематика симпозиума в Москве: о защите жизни нерожденного ребенка говорили с точки зрения юриспруденции, психологии, социологии, истории, с точки зрения социальных проблем.
— Что лично Вам показалось наиболее интересным и важным?
— Так или иначе были взаимосвязаны все затронутые темы. Когда мы говорим об этих вещах, все обсуждения очень тесно связаны с эмоциями, все идет на эмоциональном уровне. Когда люди слышат какие-то научные данные, эти сухие голые медицинские факты не могут будоражить людей изнутри так, как будоражат какие-то эмоциональные вещи. Это относится, в том числе, к людям, которые разрабатывают законы. То есть они тоже через себя пропускают эти эмоциональные составляющие. Конечно, я понимаю, что мне как человеку медицины важно доносить до людей какие-то медицинские факты, но еще более важно, мне кажется, пытаться достучаться до людских душ и сердец.
— Часто удается достучаться?
— Расскажу историю, как эти две вещи соприкасаются. Я разговаривала с адвокатом, который выступал против прав эмбриона. Он больше склонялся в сторону принятия закона, разрешающего аборты. Но он обратился ко мне, потому что вел дело, в ходе которого ему пришлось занять другую позицию. По долгу службы ему пришлось защищать права эмбриона. Я у него спросила: «Что заставило тебя изменить свою точку зрения?». Он сказал, что когда забеременела его жена, они делали УЗИ. И он меня с большим удивлением спросил, знаю ли я о том, что на 20-й неделе у плода есть пальчики. Я рассмеялась, потому что я эмбриолог и, конечно, знаю о таких вещах. А он, несмотря на то, что занимался этими вещами, никогда об этом не знал. Вот пример того, когда факты и эмоции, чувства соединились для него в одно. Поэтому, мне кажется, нужен комплексный подход, чтобы затронуть душевные человеческие струны. Мы должны использовать все ресурсы, которые у нас есть, включая научные данные, музыку и визуальные вещи.
— Знаете ли Вы примеры, когда аборт ломал женщине, ее родным, ее детям жизнь?
— Я не могу судить о том, наказывает ли Бог за аборт. Я не вправе эту тему обсуждать. Но я знаю очень много случаев, когда женщины испытывали большие страдания и большие сожаления из-за сделанных ими абортов. Мне они говорили о том, что на тот момент просто не понимали последствий и не осознавали фактов, когда делали это.
— Нужно ли начинать профилактику абортов со школьной скамьи, чтобы потом не приходилось прибегать к психологическому консультированию женщин, решившихся на аборт?
— Я считаю, что это важно – проводить беседы с девочками, с девушками. Но это, конечно, не решение проблемы полностью, потому что есть еще мальчики. Мне кажется, будет хорошо, если дети, подростки будут больше узнавать о проблеме нерожденных детей, об абортах еще до того, как они начнут вступать в сексуальные отношения друг с другом. В Америке детям очень много рассказывают о том, как предотвратить беременность, но не рассказывают об эмбрионе. И, конечно, в их головах складывается такая картинка, что аборт – это просто возможность «уладить» беременность.
— В православном греческом лагере, где отдыхали дети от 6-ти до 18-ти лет, архимандрит Нектарий (Антонопулос) (ныне митрополит Арголидский) регулярно проводил с ребятами беседы о взаимоотношении полов и, в частности, обсуждал с ними «Дневник нерожденного ребенка» ( http://www.pravoslavie.ru/47558.html). Именно там я впервые узнала про этот дневник. Можно ли читать его маленьким детям?
— Это очень сильно зависит от семейных традиций. Некоторые родители с самого раннего возраста начинают объяснять детишкам, как появляются дети, а другие считают, что это надо делать позже. Поэтому, наверное, для маленьких детей нужно все-таки согласие родителей.
— Из-за болезни брата-диабетика, который посвятил жизнь медицине, меня начала волновать тема «наука и религия». Я поняла, что вера и медицина – это как два крыла, что храм – это «врачебница» для души, а больница – «лечебница» для тела. Что Вы думаете по этому поводу?
— Все люди по-разному реагируют на разные вещи. То есть у кого-то это идет через голову, а у кого-то – через сердце. Поэтому сказать, что есть какой-то один механизм, когда религия и наука соединяются воедино, – нельзя. Для разных людей по-разному. Я занимаюсь наукой, потому что очень серьезно уважаю правду, факты. Я религиозна, потому что я в это верю. Я хотела бы увидеть в России православные церкви, потому что они отличаются от церквей в Штатах. Но если бы когда-нибудь в моей жизни произошел некий конфликт между религией и наукой, то я бы выбрала науку. То есть я бы поставила науку на первое место. Для других людей это по-другому. Для некоторых вера сильнее, а какие-то научные вещи и доказательства имеют меньшее значение. И я думаю, что эти люди в лучшем положении, чем я.
— Знаете ли Вы о святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском, который был профессором, ученым с мировым именем, практикующим хирургом и в то же время архипастырем? Он сумел соединить медицину и религию, помогал людям и как врач, и как священнослужитель.
— Конкретно о нем я не слышала, но знаю много примеров, когда у людей происходит такое сочетание, когда они занимаются научными вещами и при этом очень верующие.
— Для меня один из наиболее удивительных моментов при обсуждении вопроса абортов – это то, насколько извращены эти простые факты, которые не противоречат друг другу. Биологам очень давно (десятки лет) известно, что человеческая жизнь начинается со слияния сперматозоида с яйцеклеткой, и эта научная точка зрения не обсуждается. Момент слияния сперматозоида и яйцеклетки – это буквально одна секунда, в результате чего формируется эмбрион, который ведет себя так же, как и целое существо. Из человеческой клетки появляется новый человек, которой должен стать зрелой индивидуальностью. Требуется некоторое время, прежде чем эмбрион достигает той стадии, когда он может переживать боль, но это занимает не так много времени, как может показаться на первый взгляд. И мы имеем научное свидетельство, что структура нервной системы, которая требуется для восприятия боли, уже существует в период от восьми до десяти недель с момента слияния клеток. Это может произойти еще до того, как женщина поймет, что она беременна. И, безусловно, зародыш имеет способность реагировать на раздражители болевого плана уже к концу первого триместра, к 12-й неделе своего развития. И он страдает точно так же, как животные и более зрелые человеческие существа. То, что он имеет способность чувствовать боль – это не обсуждаемые факты, это не вопрос мнений, это научное свидетельство.
Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора
PS . Благодарю Александра Молчанова за помощь в редакторской правке.
Источник