- Как младенцы чувствуют боль? Долгое время врачи этого не знали
- У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?
- Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».
- Почему у ребёнка поднимается температура?
- Что делать, если у малыша поднялась температура?
- Почему ребёнку больно и что с этим делать?
- Какая бывает боль?
- Как общаться с ребёнком, которому больно?
Как младенцы чувствуют боль? Долгое время врачи этого не знали
До 1980-х годов младенцам во время операций не делали наркоз. Врачи не знали, сколько боли чувствуют дети в таком нежном возрасте, а анестетики могли быть для них слишком опасными. Сейчас ученые придумали несколько методов, чтобы узнать, как дети, которые еще не могут описать свои чувства в понятной для нас форме, чувствуют боль. Эти методы можно использовать и в работе с другими неговорящими пациентами.
Первые исследования прошли в 80-х годах на животных. Тогда ученые выяснили, что все структурные и функциональные связи, которые необходимы для ощущения боли, присутствуют с рождения . Но оставалось неясным, достаточно ли они сформированы, чтобы дети чувствовали то же самое, что и взрослые. На этот вопрос могло дать ответ только исследование нервной системы самих младенцев.
Ученые проверили активность мозга маленьких детей при болевых ощущениях. Для этого они использовали неинвазивные (не проникающие под кожу) методы — электромиографию, регистрирующую сокращение мышц, и электроэнцефалографию, отражающую любые изменения в работе мозга.
В мозге недоношенных детей регистрируется значительный всплеск активности при любом воздействии
У всех младенцев был выявлен защитный спинальный рефлекс, направленный на удаление от раздражителя (когда вы прикасаетесь к горячему предмету, то неосознанно отдергиваете руку — это и есть защитный спинальный рефлекс). Чем младше был ребенок, тем сильнее проявлялась реакция — самые маленькие всегда старались удалиться даже от легких прикосновений, а дети постарше (от 40 недель) постепенно привыкали к несильным раздражителям. Их рефлексы срабатывали только при болезненном воздействии. Недоношенные дети воспринимают любое прикосновение — и болезненное, и нет — одинаково: изгибаются всем телом. С возрастом это проходит.
Примерно такие же результаты показала и электроэнцефалограмма. В мозге недоношенных детей регистрируется значительный всплеск активности при любом воздействии (на простое прикосновение и на забор крови мозг ребенка реагирует одинаково). Через несколько недель в ответ на болезненные ощущения у них появляется уже специфическая волна активности, похожая на ту, что можно наблюдать в мозге взрослого человека.
Нельзя сказать, что показатели, предоставленные учеными, полностью объясняют то, как младенцы чувствуют боль. Кроме физиологической, здесь есть и эмоциональная составляющая, которую не измерить такими приборами . Единственная возможность хоть как-то приблизиться к разгадке — изучить стрессовые состояния ребенка во время необходимых процедур.
При госпитализации младенцы несколько раз в день принимают участие в разных неприятных процедурах, что вызывает у них естественную реакцию: крик, учащение дыхания и сердцебиения, выработка «гормона стресса» кортизола. Ученые измерили у детей одновременно мозговую активность и выработку кортизола и пришли к неожиданным выводам.
У всех младенцев был выявлен защитный спинальный рефлекс, направленный на удаление от раздражителя
Дети, которые, судя по уровню гормонов, не испытывали стресса, сильнее реагировали на забор крови — у них повышалась мозговая активность, и они начинали кричать и гримасничать. Те же младенцы, у которых уровень кортизола подскочил, почти не выказывали поведенческих реакций, хотя уровень активности их мозга был еще выше, чем у их «бесстрашных» коллег. Несмотря на то, что эти дети внешне казались спокойными, они ощущали боль сильнее, потому что гормон стресса увеличивает болевые ощущения. Именно поэтому, проводя неприятные процедуры, следует замерять уровень кортизола в крови младенца — он точно покажет, чувствует ли ребенок боль.
Источник
У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?
Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».
В первую тысячу дней жизни ребёнок нуждается в особом внимании и уходе. Младенец рождается весом в 2,5-5 кг, без зубов и коленных чашечек, с мягкими костями и с «родничком» в черепе. К году его вес увеличивается в 2-3 раза, появляются первые зубы, «родничок» зарастает, зрение и слух становятся практически, как у взрослого человека, он начинает передвигаться самостоятельно, произносить первые осмысленные звуки и проявлять эмоции.
К двум годам рост увеличивается в 2 раза и составляет половину его «взрослого» роста (например, если при рождении рост был 53 см, в 2 года – 90 см, а в 25 лет будет 180 см). От двух до трёх лет у малыша появляются коленные чашечки, и он учится бегать, вырастают молочные зубы, а кишечник начинает переваривать твёрдую пищу. Увеличивается моторика, реакция и обучаемость.
Мамы знают, что болезни раннего периода отличаются от болезней взрослых, и даже от болезней детей постарше. А многие болезни вовсе не нуждаются в лечении – это одно из проявлений растущего организма.
До определённого периода маленький человек не может объяснить, что и как у него болит, поэтому мамам нужно учиться определять это самостоятельно или обращаться к педиатру. На первой встрече клуба «Здоровый журналист» в 2018 году, организованного компанией SANTO, педиатры рассказали о том, на что стоит обращать внимание и как вылечить простые детские заболевания. Невропатолог, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарёв и педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Сауле Сарсенбаева поделились знаниями, опытом и привели примеры из своей практики.
Почему у ребёнка поднимается температура?
Повышение температуры обычно возникает при инфекционных заболеваниях. Организм борется с патогенами, в кровь поступает вещество противовирусного действия – интерферон. В крови усиливается обмен веществ и бактерицидность, чтобы эффективнее бороться с бактериями и вирусами. Поэтому врачи не рекомендуют медикаментозно понижать температуру в первый день или понижать её, если она не слишком высокая. Но малыш – это не уменьшенная копия взрослого. Многие процессы устроены иначе, в том числе и теплообмен.
«У маленьких детей проблемы с теплообменом – они быстро переохлаждаются и так же быстро перегреваются. Если с холодом обычно вопросов нет – любая мама в первую очередь пытается согреть своё чадо, то во втором случае возникает проблема – мы привыкли кутать детей. А их нельзя укутывать даже в холодную погоду. Многие воспалительные процессы быстро распространяются», – рассказала Сауле Сарсенбаева.
У малышей ярче выражены симптомы интоксикации – при высокой температуре они становятся вялые, малоподвижные, их подташнивает. Быстро наступает потеря микро- и макроэлементов, обезвоживание. Если поднимается температура, родителям нужно больше поить малышей. С другой стороны, у малышей есть преимущество – они восстанавливаются намного быстрее взрослых.
Что делать, если у малыша поднялась температура?
- Сначала температуру надо измерить при помощи градусника.
- Если температура невысокая (38 градусов для новорождённых и 39 градусов для детей старше трёх месяцев), ничего предпринимать не нужно. Нужно продолжать наблюдать, измеряя температуру каждые два часа, не забывая поить тёплой водой.
- Если температура выше, чем 38-39 градусов или держится долго, то нужно охладить ребёнка – в первую очередь раздеть и перенести в проветренную комнату, закрыв перед этим окна.
- Вы охладили ребёнка, но температура не снижается. Попробуйте обтереть малыша ватным тампоном, смоченным обычной кипячёной водой или слабым водочным раствором. Спирт быстро испаряется, забирая с собой с кожи лишнее тепло.
- Если всё вышеперечисленное не помогло, позвоните врачу. Скорее всего он назначит жаропонижающий сироп. Обязательно уточните дозу и частоту приёма и строго придерживайтесь схемы. Если после приёма препарата температура сразу снизилась, всё равно нужно придерживаться назначения педиатра.
Многие родители боятся детских судорог и не зря, потому что мозг запоминает эту реакцию организма на повышение температуры. При первых проявлениях судорог немедленно начинайте сбивать температуру. Константин Пушкарёв даёт совет от американских коллег: при высокой температуре искупать малыша в тёплой ванночке с температурой воды в 36,6 градуса. Нескольких минут хватит, чтобы вернуть малышу нормальную температуру тела и избежать судорог.
Ещё один момент, на который родителям стоит обратить пристальное внимание – как именно лихорадит ребёнка при повышенной температуре. Лихорадка бывает двух видов – розовая и белая. При розовой лихорадке расширяются сосуды, человеку жарко, всё горит. Это хорошая реакция на патогены, значит, организм активно избавляется от лишнего тепла. В первую очередь здесь хорошо помогают физические методы охлаждения, и зачастую до жаропонижающих препаратов дело не доходит. А вот белая лихорадка характеризуется повышенной температурой и бледной кожей. Здесь физические методы понижения температуры могут навредить. Малышу с такими симптомами может помочь только детский врач.
Почему ребёнку больно и что с этим делать?
Существует «луковичная» теория, которая возникла в довоенные годы, но окончательно сформировалась в 2014 году, которая говорит о том, что любая боль состоит из одинаковых компонентов:
- Ноцицепция – механические, тепловые, химические стимулы или генетическая предрасположенность к боли.
- Боль – это взаимодействие ноцицептивной системы с антиноцицептивной системой и влияние их друг на друга.
- Переживание – аффективный компонент, в котором играет роль лимбическая система, определяющая поведение человека. Роль играют несколько факторов. Например, генетика, пол, возраст и сфера работы.
- Болевое поведение, которое зависит от возраста пациента, его активности и знания этого типа боли в прошлом.
- Взаимоотношения с окружающими. Доказано, что доверительные отношения с окружающими людьми, коллегами, родственниками или медицинским персоналом снижают чувствительность к боли.
«Все люди – и большие и маленькие – боятся боли, – сказал Константин Пушкарёв. – Боль – это четырёхкомпонентный процесс. Она является одновременно социальной, физической, душевной и психологической».
Какая бывает боль?
Ноцицептивная вызвана повреждением тканей. Нейропатическая появляется при повреждении нервной системы. Третий вид не имеет названия, но эта боль возникает из-за неврологической дисфункции. Все три вида болевых ощущений люди испытывают по-разному. Боль бывает острая, пульсирующая, жгучая, стреляющая, ноющая, но в любом случае она приносит человеку лишь страдания, а в некоторых случаях приближает смерть. По словам Константина Пушкарёва, даже совсем маленькие дети могут испытывать фантомные боли. Например, если ребёнок испытал дискомфорт во время внутриутробного развития, эти ощущения могут повториться. Проблема с детской болью в том, что малыши почти до года не могут показать, где болит, а до двух лет не могут объяснить, как именно болит.
«Если совсем маленький ребёнок плачет, не исключено, что у него что-то болит. Первые действия мамы: взять его на руки, покачать, погладить, покормить и поговорить с ним ласковым, спокойным голосом. Родной запах мамы, успокаивающий голос, нежные объятия – всё это успокаивает малыша. В грудном молоке содержатся обезболивающие элементы. Надо помнить, что эмоциональное состояние мамы немедленно передаётся ребёнку. Если мама злится и переживает, ребёнок тоже будет плакать. Но потом придёт папа, возьмёт его на руки, погладит, поцелует и передаст ему успокоительный тестостерон. Таким образом, болевые ощущения и связанное с ними беспокойство постепенно пройдут», – рассказал Константин Пушкарёв.
Не всегда боль можно успокоить родительской любовью, и тогда в ход идут обезболивающие сиропы. Анальгетики для детей делятся на несколько категорий, и самыми безопасными и эффективными считаются парацетамол и Ибуфен ® , которые к тому же понижают температуру. У каждого из этих препаратов есть свои противопоказания и преимущества – например, до сих пор не доказано, безопасен ли парацетамол при длительном приёме, а Ибуфен ® нельзя давать детям младше трёх месяцев. Но врачи особо подчёркивают, что любой жаропонижающий и обезболивающий сироп необходимо давать ребёнку не по необходимости, а по схеме, описанной в инструкции к препарату, или по рекомендации врача. При этом малыши должны легко проглатывать лекарство, поэтому оно не должно быть в твёрдом виде. Идеальная форма – сироп. Ибуфен ® (ибупрофен) назначают детям при простудных заболеваниях, детских инфекциях, сопровождающихся повышенной температурой тела, гриппе, фарингите, при болевом синдроме: зубной боли/прорезывании зубов, головной боли, ушной боли и даже при поствакцинальных реакциях. Важно помнить про дозировку, которую легко соблюдать при помощи шприца-дозатора, и не превышать рекомендуемую норму для детей разных возрастов.
Главное, запомните: ребёнку до 15 лет ни в коем случае нельзя давать аспирин. Сауле Сарсенбаева привела пример из своей практики: родители хотели побыстрее поставить на ноги простудившуюся 8-летнюю дочку и пичкали её всем, что нашли в аптечке. В итоге привезли малышку в реанимацию с кровотечением буквально всех органов: помимо внутреннего кровотечения кровь сочилась из глаз, носа, мочеиспускательного канала. Аспирин – очень действенное лекарство против простуды, но смертельное для детей, в том числе ещё не родившихся.
Как общаться с ребёнком, которому больно?
По статистике, 70% из заболевших ОРВИ в Казахстане – младше 14 лет. Это означает, что дети – основные услугуполучатели врачей и аптек. И поэтому дальнейшая информация касается всех, кто так или иначе контактирует с заболевшими детьми – родителей, сотрудников аптеки, врачей и медсестёр.
Но проблема в том, что даже врачей раньше не учили правильно обращаться с больным ребёнком. Главное было – оказать помощь, это и есть необходимое добро, а в каком виде оно причиняется, было не важно. Но, например, в США врачи давно поняли, что доброжелательная беседа с пациентом не только успокаивает его перед неприятными процедурами лечения, но и имеет высокий терапевтический эффект.
Казахстанские врачи постепенно овладевают коммуникативными навыками, эту дисциплину уже начали преподавать в медвузах. Часто в маленьких городах и сельских поликлиниках врачи не считают нужным уделить внимание маленькому пациенту. Все вопросы задают маме, папе, бабушке – взрослому, который привёл ребёнка на приём. Ребёнка игнорируют, пока не нужно будет прослушать его дыхание холодным стетоскопом, посмотреть горло металлической лопаткой, или пощупать живот холодными руками в синих перчатках. Любая казахстанская мать сталкивалась с тем, что её ребёнка насильно держали во время инъекций и других медицинских процедур.
Любому человеку в любом возрасте необходимо внимание, тем более если он заболел и ослаблен. А детям это внимание требуется вдвойне. Поэтому врачи призывают всегда беседовать с детьми, даже если те слишком маленькие и не могут ответить. Доброжелательный настрой – огромная часть успеха в лечении любой болезни.
Источник