Когда говорят эмоции разум молчит

Когда говорят гормоны разум молчит

В заметке «Профессиональная болезнь поэтов» и позже я упоминал об этой весьма характерной особенности поэтического творчества.
Некий «Поэтический Принцип Неопределённости».
Поясню для нефизиков.
В начале двадцатых годов прошлого века молодой и очень талантливый немецкий физик Вернер Гейзенбeрг выдвинул некий принцип, лёгший в основу целого раздела физики, Квантовой Механики.
Принцип звучит просто даже для неспециалиста:
Невозможно абсолютно точно определить в один и тот же момент времени импульс элементарной частицы (mv) и её координату. То есть некое количество движения частицы и её местоположение в пространстве. Их произведение равно некой постоянной величине, Постоянной Планка. А значит, если мы определяем с очень большой точностью что-то одно, то соответственно растёт неточность другого. Нечто вроде доски качелей: Поднимаем один конец – опускается другой.
По следам этого великого принципа я тоже обнаружил нечто схожее в психологии поэтов, потому и назвал так же.
Только здесь две составляющие не импульс и координата, как у Гейзенберга, а Вдохновение и Память.
И принцип этот звучит схоже:
Чем больше Вдохновения у поэта в момент написания стиха, тем хуже Память о том, что написал раньше. И наоборот – чем менее вдохновенно поэт сочиняет нечто, тем лучше помнит о написанном прежде.
Причём вместе с памятью поэт теряет и способность вообще мыслить логически.
Опять же, не хочу быть голословным. Беру в качестве примера не кого-нибудь, а наше дежурное «ДнЕвное Светило» – А.С.Пушкина.

Вакхическая песня абсурда.

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь вакхальны напевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас.
Полнее стакан наливайте!
На звонкое лно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
1825

(Не будучи специалистом в вино-водочном деле, хочу спросить: А откуда взялось «Густое вино»? Сам не пью вообще алкогольных напитков, не переношу запах и вкус спирта. Но никогда не видел у других пирующих «густое вино». Видел сироп-ликёр чуть более вязкий, чем обычное вино. Домашнего производства наливка – тоже, из-за обилия сахара несколько густоватая. Даже кубинский ром из сахарного тростника как-то видел, тоже, кажется, чуть «гуще». Но ГУСТОГО вина – не приходилось.
“Звонкое дно» – да, если кольцо падает с достаточной высоты и с определённой скоростью достигает дна стакана, то, возможно, послышится некий звон. Но в «густом вине» любое кольцо будет медленно спускаться вниз и плавно ляжет на дно без всякого звона. Для того, чтобы понять такую элементарную истину, не требуется глубокое знание физики и гидродинамики, в частности.)

Хорошее стихотворение, неправда ли?
Излишне напыщенное и несколько крикливое, но всё же неплохое!
Вдумаемся, однако ж, в его смысл. Идёт вакханалия, то есть буйная пьяная оргия с вакханками. Пояснять дальнейшее, полагаю, нет надобности. (Кстати, а как звучат названия для мужчин, участвующих в этой оргии? Вакханцы, вакханальцы, вакхане. Не «Вакхи» же, это сам бог виноделия и веселья)
Итак все слились в пьяном экстазе вина и женщин.

При чём здесь РАЗУМ.
Его-то как раз нет и в помине. И какие музы? Все заняты безудержным групповым сексом, политым обильно вином, которое тоже ЯСНОМУ РАЗУМУ не очень способствует.

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют дамы, к чертям нынче разум!
(Если кого-то коробит лёгкое фонетическое несоответствие слов Стаканы и Дамы, замените «дам» Аннами (Керн))

Песня эта состоит из двух ПРОТИВОРЕЧАЩИХ друг другу частей. «Бессмертное солнце ума» и разума никак не участвует в хмельной развратной оргии.
НЕ ДО УМА И НЕ ДО РАЗУМА.
Биология двуногих НЕ ПОЗВОЛЯЕТ.

А ведь написано стихотворение почти двести лет тому назад. Неужто за эти двести лет никто не заметил такого откровенного абсурда?
Наверно не заметили, ибо как раз этот стих часто цитируют все, кому не лень. Правда,
по-забывчивости помнят обычно только строку последнюю.
Согласуясь с содержанием первой части стиха, вторую Пушкин мог бы написать и так:
«Так ложная скромность мерцает и тает
В стакане «густого» вина.
Да скроется разум! Для случек «ума»
И в пьяной любови хватает!»
17 XI 2016

Читайте также:  Чувствуется как переключается акпп

Источник

Разум говорит нет, а эмоция говорит да

Эмоция — это отражение состояния разума в теле. Однако порой между разумом и эмоцией наступает конфликт: Разум говорит “нет”, а эмоция говорит “да”, или наоборот.

Если ты действительно захочешь получить представление о состоянии своего разума, то тело всегда даст тебе его истинное отражение, поэтому смотри на свою эмоцию или же просто почувствуй ее в своем теле.

Если мысль и эмоция находятся в явном конфликте, то мысль будет ложью, а эмоция — правдой. Хотя она и не является окончательной истиной о том, кто ты есть, тем не менее, она сообщает тебе относительную правду о состоянии твоего разума в данный момент времени.

Конфликт между поверхностными мыслями и неосознанными ментальными процессами получил очень широкое распространение. Ты даже можешь совсем не отдавать себе отчета о наличии у тебя бессознательной мыслительной деятельности, что само по себе могло бы привести к осознаванию ее как мысли, но эта деятельность всегда отражается в теле в виде эмоции, а ее ты уже можешь осознавать. В этом смысле отслеживание эмоций представляет собой почти то же самое, что и слушание или отслеживание мыслей, о чем я уже рассказывал. Единственное отличие состоит в том, что если мысль локализуется у тебя в голове, то эмоция помимо этого имеет еще и сильную физическую составляющую, которую можно почувствовать главным образом в теле. Тогда ты можешь позволить эмоции быть, но при этом не позволять ей управлять собой. Тогда ты больше не являешься эмоцией; ты теперь наблюдатель, страж, который караулит настоящее. Если ты будешь это практиковать, то все неосознанное, что в тебе было, будет вынесено на свет осознанности.

Выходит, что отслеживание эмоций так же важно, как и отслеживание мыслей?

Совершенно верно. Выработай привычку задавать себе вопрос: “Что в данный момент происходит у меня внутри?” Этот вопрос будет указывать тебе нужное направление. Только не анализируй, просто наблюдай. Если не обнаруживаешь никаких эмоций, то еще глубже перенеси свое внимание внутрь энергетического поля своего тела. Это врата в Сущее.

Обычно эмоция представляет собой усиленную и взбудораженную мыслеформу, и вследствии того, что она чаще всего имеет чрезмерный энергетический заряд, то поначалу бывает очень нелегко оставаться присутствующим в настоящем настолько, чтобы быть в состоянии за нею наблюдать. Она хочет сбить тебя с толку и завладеть тобой, и как правило, достигает успеха – и это будет удаваться ей до тех пор, пока в тебе не вырастет достаточно присутствия. Если через нехватку собственного присутствия, что, впрочем, считается нормой, ты ввязываешься в бессознательное отождествление себя со своими эмоциями, то эмоция на какое-то время становится “тобой”. Часто этот порочный круг выстраивается между твоим мышлением и эмоциями: они чувствуют друг друга. Мыслеформа создает преувеличенное отражение самой себя в виде соответствующей эмоции, а частота вибраций этой эмоции продолжает энергетически подпитывать изначальную мыслеформу. Посредством своего ментального пребывания в ситуации, в событии или через соучастие, через сопереживание личности, которую ты воспринимаешь как причину появления этой эмоции, мысль перенаправляет энергию к эмоции, которая в свою очередь, энергетически подпитывает мыслеформу, и далее по кругу.

Самое главное в том, что все эмоции являются всего лишь модификациями одной и той же изначальной, базовой, недифференцированой эмоции, которая берет свое начало там, где ты перестаешь осознавать, кто ты есть за пределами своего имени и формы. По причине недифференцированной природы этой эмоции, найти для нее определение, которое ее точно описало бы, весьма затруднительно. Первое, что приходит на ум – это слово “страх”, но понятие “страха” стоит в стороне от состояния постоянного ощущения угрозы, и, кроме того, страх включает в себя глубокое чувство покинутости, заброшенности, нецелостности и незавершенности. Возможно, что лучше всего для этого подошел бы термин, который является таким же недифференцированным, как и сама базовая эмоция, и который может иметь простое название – “боль”. Одна из основных задач разума — это борьба с эмоциональной болью или же ее устранение, что является одной из причин его непрерывной активности, однако все, чего он может достичь — это лишь приглушить ее на какое-то время. Фактически, чем тяжелее этот бой, имеющий целью отделаться от боли, тем эта боль сильнее. Разум не в состоянии ни самостоятельно найти решение, ни позволить найти это решение тебе, потому что он сам является существенной и неотъемлемой частью этой “проблемы”. Представь себе шефа полиции, который пытается найти поджигателя, в то время, как поджигателем является шеф полиции, то есть он сам. Ты до тех пор не станешь свободным от этой боли, пока не перестанешь отождествлять себя со своим разумом, иначе говоря – со своим эго. Только тогда твой разум будет оторван от своего места силы, и Сущее явит себя как твое истинное природное начало.

Читайте также:  Хорошее настроение сделай сам

Да, я знаю, о чем ты хочешь спросить.
Я хотел спросить: а как насчет позитивных эмоций, таких как любовь и радость?

Они не могут быть отделены от твоего природного состояния внутренней соединенности с Сущим. Проблески любви и радости или краткие мгновения глубокого покоя становятся возможными только тогда, когда в потоке мыслей появляется просвет. У большинства людей такие просветы бывают редко, причем только случайно, в моменты, когда разум “умолкает”, иногда они случаются при созерцании какой-нибудь неописуемой красоты, или в момент экстремального физического напряжения или даже в момент большой опасности. Тогда внезапно приходит состояние внутреннего спокойствия. И внутри этого спокойствия вырастает очень тонкая, едва уловимая, но вместе с тем сильная и глубокая радость, любовь и покой.

Обычно подобные мгновения длятся очень недолго, поскольку разум быстро возвращается к своей производящей довольно много шума деятельности, которую мы называем думаньем. До тех пор, пока ты не освободишься от доминирования разума, любовь, радость и покой не смогут достичь наивысшей точки своего развития. Однако я не стал бы называть их эмоциями. Они лежат вне эмоциональной сферы на более глубоком уровне. Поэтому прежде, чем ты обретешь способность чувствовать то, что за ними стоит, тебе предстоит полностью осознать свои эмоции и научиться их чувствовать. Буквальное значение слова “эмоция” — это беспокойство, волнение, нарушение. Слово происходит от латинского emovere, означающее “нарушать, не давать покоя”.

Любовь, радость и покой являются глубинными состояниями Бытия или, выражаясь точнее, тремя составляющими состояния внутренней соединенности с Сущим. Будучи таковыми, они не имеют противоположностей. Потому что они восходят из-за переделов разума. С другой стороны, эмоции, являясь частью дуалистичного разума, являются субъектами закона противоположностей и подчиняются ему. Это означает только то, что хорошего без плохого не бывает. Таким образом, то, что, глядя из непросветленного состояния, то есть при отождествлении себя со своим разумом, иногда принимают за радость, обычно является всего лишь небольшим сектором коротких удовольствий, лежащим внутри полного цикла боли и удовольствий, которые постоянно меняются местами. Удовольствие всегда приходит от чего-то, что находится вне тебя, в то время как радость рождается внутри тебя. То, что порадовало тебя сегодня, завтра может причинить боль, а то и вовсе исчезнуть, и тогда его исчезновение станет для тебя болезненным. А то, что частенько называют любовью, на поверку может оказаться всего лишь тем, что просто доставляет тебе удовольствие или же только на некоторое время приводит тебя в возбуждение, однако на самом деле это является всего лишь прилипчивой привычкой, то есть условием или обстоятельством, в котором ты чрезвычайной нуждаешься, и которое в мгновение ока может обернуться своей противоположностью. Спустя некоторое время, когда первоначальная эйфория пройдет, многие “любовные” взаимоотношения начинают испытывать сильные колебания, фактически перерождаясь из “любви” в ненависть, переходя от влечения к придиркам.

Настоящая любовь никогда не заставит тебя страдать. Да и как это может быть? Любовь никогда не превращается во внезапную ненависть, а настоящая радость никогда не превращается в боль. Как я уже говорил, что даже еще до того, как ты станешь просветленным – до того, как ты освободишь себя от своего разума – ты можешь начать замечать проблески истинной радости, истинной любви, или глубокого внутреннего покоя, безмолвные, но трепетно живые. Это аспекты твоей естественной природы, которую разум обычно заслоняет. Даже в привычно “нормальных” взаимоотношениях могут случаться моменты, когда появляется ощущение присутствия чего-то более подлинного, настоящего, чего-то неподверженного порче или ухудшению. Но это будут лишь проблески, которые в результате вмешательства разума вскоре будут опять подавлены. Тогда тебе может показаться, что у тебя было что-то драгоценное, а ты это потерял, или же твой разум убедит тебя, что всё это, так или иначе, было иллюзией. Истина состоит в том, что это не было иллюзией, и что ты не можешь этого потерять. Это часть твоего естественного состояния, которую разум может заслонить, но не может уничтожить. Ведь солнце не исчезает, даже если небо затянуто свинцовыми тучами. Оно продолжает оставаться там, по ту сторону облаков.

Читайте также:  Постоянно чувствую запах пота которого нет

Будда говорит, что боль или страдание – это результат наличия желания или стремления, и что для того, чтобы освободиться от боли, нам нужно разорвать путы желания.

Все страстные желания — это орудия разума, который ищет спасения или удовлетворения вовне или же в будущем, предстающем в качестве заменителя радости Бытия. Постольку поскольку я — это мой разум, то я — это и мои желания, мои потребности, мои вожделения, мои привязанности, мои антипатии, и тогда за пределами всего этого нет никакого “меня”, за исключением разве что не более чем возможности, нереализованного потенциала, семени, которое еще не проросло. В этом состоянии даже мое желание стать свободным или просветленным — это всего лишь еще одно желание достичь этого в будущем. Поэтому не стремись стать свободным от желания или “достичь” просветления. Стань присутствующим. Будь наблюдателем за разумом. Вместо того чтобы цитировать Будду, будь Буддой, будь “пробужденным”, а это именно то, что является значением слова будда.

Целую вечность люди маялись от боли, будучи зажатыми в ее тисках, и свою способность осознавания Сущего утратили еще с тех пор, как выпали из состояния милосердия и святости, войдя в царство времени и разума. С той поры они начали воспринимать и видеть себя бессмысленными фрагментами живой вселенной, отделеными как от Источника, так и друг от друга.

Боль до тех пор будет оставаться неизбежной, пока ты будешь продолжать отождествлять себя со своим разумом, или, выражаясь по-другому, до тех пор, пока ты, духовно говоря, будешь оставаться неосознанным. Здесь я говорю преимущественно об эмоциональной боли, которая продолжает оставаться главной причиной как физической боли, так и физических заболеваний. Возмущение и негодование, ненависть, жалость к самому себе, чувство вины, злость, депрессия, ревность и так далее, даже легкое раздражение — все это формы боли. Любое удовольствие или эмоциональный подъем заранее содержит в себе семена боли, то есть в них всегда есть нечто совершенно противоположное им, что никак нельзя вычленить и отделить и что со временем непременно прорастет.

Любой, кто когда-либо ради кайфа пробовал наркотики, знает, что за взлетом непременно следует спад, что удовольствие обязательно превращается в какую-нибудь форму боли. Многие люди не понаслышке, а из собственного опыта, знают, как легко и быстро интимные отношения могут перестать быть источником блаженства и превратиться в причину боли. Негативные и позитивные полярности, рассматриваемые с более возвышенной точки зрения, являются сторонами одной монеты, они обе являются составными частями скрытой под ними боли, которая неотделима от отождествленного с разумом эгоистического состояния сознания.

У твоей боли есть два уровня: боль, которую ты причиняешь себе сейчас, и боль из прошлого, которая продолжает жить в твоем разуме и теле. Можно перестать создавать боль в настоящем и как растворить боль, которая достает тебя из прошлого.

Источник

Оцените статью