Когда формируется темперамент возраст

В каком возрасте у ребенка проявляется темперамент

Содержание статьи

  • В каком возрасте у ребенка проявляется темперамент
  • Как определить темперамент ребенка
  • Как различить сангвиника, холерика, меланхолика и флегматика

Внимание, темперамент!

Еще в раннем возрасте можно заметить, что один ребенок отличается от другого не только визуально – рост, вес, цвет глаз. Дети различаются по типу темперамента. Темперамент не приобретается с возрастом, а является врожденной особенностью человека, поэтому его сложно изменить или скорректировать. Но знать темперамент ребенка необходимо — это позволит правильно понять малыша и считаться с его особенностями.

Темперамент – это психологические характеристики человека. У новорожденного ребенка уже сформирована нервная система, индивидуальные особенности которой в будущем повлияют на развитие психики и эмоционального характера у ребенка. Кроме того, темперамент определяет, как быстро и правильно ребенок усваивает новую информацию, усидчив ли он, какие у него предпочтения и к какому виду деятельности он больше склонен.

Передается ли темперамент от родителей

Темперамент ребенка зачастую схож с темпераментом одного из родителей. Переходит ли темперамент по наследству или же просто дети копируют поведение своих родителей — однозначного ответа нет. Но многие дети наследуют темперамент и от родственников, которых даже никогда не видели. Такое наследие проявляется не только в отношении темперамента, но и во внешнем сходстве. Порой ребенок наследует темперамент от обоих родителей в равной степени. Этим объясняется появление в семье разнотипных по темпераменту детей.

Когда проявляется темперамент ребенка

В первые годы жизни, по мере роста и развития ребенка, приобретения им новых знаний и умений, его темперамент меняется и влияет на адаптируемость к окружающей среде, а также на эмоциональное самовыражение. По достижении школьного возраста характер ребенка и его темперамент уже более сформирован и очевиден для близких ему людей, поэтому в дальнейшем уже не должен кардинально меняться. Врожденные характеристики человека не зависят от педагогических навыков родителей. Но все же поведение ребенка дошкольного возраста должно периодически подвергаться деликатной корректировке со стороны родителей.

Многие ученые считают, что основные свойства характера и темперамента ребенка, проявляются в период становления личности – с 2 до 3 лет. Но определить тип темперамента можно только после 3-4 лет. Нельзя сказать, что человек является представителем одного типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик). Разделение на 4 вида носит условный характер. Психологи утверждают, что одному человеку могут быть характерны все четыре типа темперамента, только один все равно будет лидирующим.

Источник

Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Действительно ли характер заложен в нас генетически, и может ли он измениться со временем?

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

” Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Читайте также:  Препараты витамины от депрессии

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Источник

Когда формируется характер?

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.

Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях.

Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек — наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками.

Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок — это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель — это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие — нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

В основе — темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ.

Читайте также:  Возможно ли самому справиться с депрессией

Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит?

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.
2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».
3. Эмоциональность, т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель — малыш расстроится и расплачется, — то другой даже не заметит неприятности.

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой — не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками.

Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент — это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

Когда порядок имеет значение

Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших — порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша.

Итак, рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье?
Первый ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен, следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое-то из перечисленных свойств становится доминирующим — в зависимости от конкретных особенностей воспитания.

Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым, третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь родителей с кем-то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания, когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем занимается старший.

Если что-то вас в поведении одного из детей не устраивает, попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.

Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он, скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным человеком.

Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми, импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего-то стоят и достойны внимания.

«Почему» или «для чего»?

Психологи считают, что характер — это своего рода «лавирование» между наследственными чертами и окружающей средой — обстановкой в семье, характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где-то между врожденными основами психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что характер — это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания).

Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, — то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.

Читайте также:  Мамина радость косулино детский сад

Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».

Секретный фарватер

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать?

Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены.

Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.

До первого звонка

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Игры, в которые играют дети

Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его формирование.

Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У каждого возраста они свои: игра 2-летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники.

На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других — позже.

Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке.

Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить.

Особенно ярко черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5-6 лет, когда начинается новая стадия игры ребенка — коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.

Большое значение в этом возрасте имеют также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Характер и школа

С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые правила и обязанности играют важную роль — развивают организованность, привычку к систематическому труду, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой, если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

06.12.2012 277902 характер, нрав

Источник

Оцените статью