Когда есть чувство незавершенности

Ощущение незавершенности

Очень часто некое «дело», связанное с родительской семьей, которое вызывает у человека ощущение незавершенности, так или иначе будет возвращаться к нему и в церковной семье. Тот, кто ушел из родного дома, разгневавшись на отца, примкнет к церкви, система которой очень походит на его семейную систему. Он и ведет себя соответственно внутреннему неприятию отца. Внешне оно и сопутствующий ему гнев выражаются в постоянном несогласии со священником, агрессивной настроенности к нему, распространении о нем неблаговидных слухов. Человек не способен противостоять настоящему родителю, но пользуется малейшей возможностью вступить в конфронтацию с «суррогатным отцом» — озадаченным и/или раздраженным священником.

Ожидания «новичков», возлагаемые ими на вновь обретенную церковную семью, подчас становятся источником величайшего разочарования. Выбрав общину с паттернами отношений, хорошо знакомыми им по родной семье, они не понимают, что происходит: вскоре нового члена общины преследует ощущение дежавю[12]. То, что они надеялись оставить позади, в церкви предстало перед ними вновь, да еще в увеличенном масштабе. Деловые встречи — точная копия старых семейных ссор, собрания общины заменяют семейный совет, священник говорит с интонациями отца, а его проповеди по содержанию неотличимы маминых нотаций.

Человек приходит в ужас: он чувствует себя пойманным в сети такой же семейной системы, что и в детстве. Чаще всего он не осознает истинной причины своего состояния и приписывает его возникновение внешним поводам. Не так уж мало людей испытывают душевный дискомфорт и глухую тревогу, которые заставляют их переходить из церкви в церковь. А многие занимаются непрестанным поиском «нужных» семейных переживаний. Такие люди кружат около проблем и никак не могут набраться мужества, чтобы раз и навсегда их проработать. Показательно, что те, кто решил свои проблемы, довел до конца незавершенные дела и отношения, перестают менять приходы. Они уже не испытывают необходимости присоединяться то к одной, то к другой, то к третьей общине. Такие ситуации с выбором церкви аналогичны положению дел в брачной сфере. Опытный психолог без труда увидит проблемы людей, которые никак не могут найти подходящего спутника жизни. Они расторгают помолвки, меняют избранников, женятся или выходят замуж, разводятся и вновь вступают в брак… Они и не найдут «подходящего» партнера, пока не решены их внутренние проблемы. Сравните этих «брачных скитальцев» с людьми, которые на протяжении многих лет одну за другой меняют церкви. Сходство практически полное, хотя к христианам, которые не могут задержаться ни в одной общине, мы склонны относиться менее критично.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Ощущение хозяина

Ощущение хозяина Из семейного обихода как-то незаметно вытравилось замечательное слово «хозяин». Нет, конечно, изредка его употребляют, но вот той былой мощи в нем уже нет. А жаль, даже в небольшой съемной квартирке крайне необходим настоящий, дельный и мастеровитый

Ощущение вины

Ощущение вины Энеа-тип V (вместе с энеа-типом IV, в нижней части энеаграммы) характеризуется склонностью к ощущению вины — даже несмотря на то, что энеа-типом IV вина ощущается более интенсивно, «смягчаемая» обобщенной отстраненностью от чувств.Чувство вины проявляется в

2. Ощущение

2. Ощущение 1. Понятие об ощущении.2. Виды ощущений.3. Свойства ощущений.1. Знакомясь с окружающим миром, человек различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус и т. п., то есть активно взаимодействует с ними. Это и составляет

Ощущение

Ощущение Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием, рецептор — с деятельностью эффекторов. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтобы обеспечить ответное действие даже

Ощущение цвета

Ощущение цвета Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматическиеи хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой.

Ощущение благополучия

Ощущение благополучия Лет пятнадцать назад, когда я заинтересовался изучением благополучия, вскоре стало ясно: почти все, что нам известно о предмете, основывается на ответах миллионов людей на немногочисленные варианты одного и того же вопроса, обычно

Ощущение Части

Ощущение Части в) Остановитесь на минуту, чтобы закрыть глаза, расслабиться и погрузиться в себя. Мысленно окажитесь в специфических обстоятельствах случая, в котором [поступок, чувство или реакция X] появлялся. Таким образом, вы записали ощущение, переживая заново эпизод

Ощущение Части

Ощущение Части Коннира: Хорошо. Теперь на некоторое время закрой глаза и перенесись в то время, когда Эрик подвез тебя до самого дома. Что останавливает тебя оттого, чтобы поделиться с ним, когда ты доволен тем, что он делает что-то хорошее по отношению к другим? Подумай об

Ощущение Части

Ощущение Части в) Остановитесь на минуту, чтобы закрыть глаза, расслабиться и погрузиться в себя. Мысленно окажитесь в специфических обстоятельствах случая, в котором [поступок, чувство или реакция X] возникал. Таким образом, вы записываете ощущение, переживаете заново

Ощущение реальности

Ощущение реальности Все сущее есть реальность. Это значит, что Бог реален для того, кто его понимает и ощущает. Многие считают, что они-то ощущают, а сами лишь находятся в поиске дороги. Познание Всеединства является бесконечным процессом, направленным вглубь. Никому не

4. Восприятие. Ощущение

4. Восприятие. Ощущение Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на

§ 1. Ощущение

§ 1. Ощущение Ощущение — психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека

«Ощущение высоты»

«Ощущение высоты» Это упражнение я особенно рекомендую тем своим клиентам, кто уж очень сильно погружен в материальные проблемы. Есть тип людей, причем весьма распространенный тип, которых настолько сильно затягивают проблемы, связанные с решением каких-то

Ощущение завершенности

Ощущение завершенности Еще одна причина отмечать свои успехи заключается в том, что без признания у вас не будет ощущения завершенности и довольства. Если вы не одну неделю потратите на отчет, а ваш босс никак не отметит это, вы будете уязвлены. Если вам не выразят

Источник

Синдром незавершённого действия

Усталость, раздражительность, сонливость, отсутствие жизненных сил и интереса ко всему происходящему. Причиной этих и многих других неприятных состояний чаще всего является накопленный стресс. Но есть и другая причина, менее известная, но не менее важная, и имя ей — «синдром незавершенного действия».

Каждодневно мы совершаем или планируем совершить десятки дел: больших и малых, значимых и не очень. Но не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит. Мы просто «переключаемся» на что-то другое, пытаясь либо компенсировать задуманное, но не осуществленное, осуществлением чего-то другого, пусть и не настолько для нас важного, либо пытаемся поскорей отвлечься от неудачи, словно её и не было.

Но вся суть проблемы заключается именно в том, что вопреки нашим представлениям, «переключение» как таковое происходит только лишь на внешнем уровне, но не на внутреннем. Физиологически же нерешённая задача как была, так и осталась ещё одним непогашенным очагом возбуждения в коре головного мозга, на которую расходуются жизненные силы всего организма. Организма, денно и нощно пытающегося помочь своему хозяину сделать запланированное, даже не подозревая, что хозяин давно уже потерял надежду добиться желаемого или отложил задуманное до лучших времён.

Невыполненные обещания, не высланные вовремя исправления, неясность судьбы начатого проекта. И с каждым днём количество «незавершенностей» растёт, отнимая всё больше и больше сил на поддержание своего существования. Вот тут-то и начинают возникать, казалось бы, «беспричинные» головные боли и недостаток жизненных сил на фоне планов и задумок нового дня. Подобно «тормозящему» из-за большого количества незавершённых загрузок Интернету, начинает страдать качество нашей жизни, яркость переживаний и способность к творчеству.

Читайте также:  Когда чувствуешь запах партнера

. не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит.

Невостребованные очаги возбуждения нужно гасить, а незавершённые дела – доделывать либо отменять. Сложность в том, что многое из несделанного скрыто глубоко внутри нас, и для того, чтобы его корректировать, нужно вывести его на поверхность. Для этого необходимо вспомнить всё, что в прошлом сделать не удалось, то, что уже планируется, и то, что пока ещё, по какой-то причине, не доделалась. Вычеркните из этого списка, по возможности, крест-накрест красным маркером то, что уже потеряло для вас свою актуальность и то, на что дальше тратить свою энергию вы уже не видите смысла. Это позволит вам на сознательном уровне отменить «режим паузы» и вернуть себе свои внутренние силы, «погасив свет» в ненужных комнатах подсознания.

Выписав на новый чистый лист Дела, на выполнение которых вы действительно настроены, вы сможете ещё и осознанно направить всю свою рабочую энергию на достижение того, что многие называют Успехом.

И заметьте, мы коснулись только недоделанных дел, а ведь есть ещё и непрощённые обиды, неприязненные отношения и невысказанные признания. Но это уже – та часть очень важной работы, проделать которую стоит самостоятельно.

Удачи вам, сил и энергии!

Найдены возможные дубликаты

Психология | Psychology

7.7K поста 42.9K подписчик

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Выписав на новый чистый лист Дела, на выполнение которых вы действительно настроены, вы сможете ещё и осознанно направить всю свою рабочую энергию на достижение того, что многие называют Успехом.

Лучше почитать о этой проблеме у советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник

Может, у Вас проблемы с распределением важности/срочности дел?

Спасибо! Я знал, что этим страдаю, но до сих пор не мог дать этому определение.

Мне очень понравилось название. Я открыл в новой вкладке, чтобы прочитать потом. Интересно, о чем написано

Значит, надо сделать так, чтобы его проблемы не влияли особо на вашу лично жизнь)

Какая охренительная чушь! Психолог в инстаграмме!

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

Понравилась метафора

Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя

Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства

Пост навеян письмами от пользователей нашего приложения для психологической самопомощи — OpenCBT.

Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.

Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного

отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.

Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.

Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».

В книге Дж. Биика — «Тренинг преодоления социофобии» приводится замечательный способ для более правильного различения.

Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.

Читайте также:  Как только глазами выражать свои чувства

Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.

Кризис среднего возраста или что это?

Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.

Рад бы описать всё в двух словах, но боюсь не выйдет. Уж если через пару строчек чтения вам надоест — извиняйте)

Исходные данные — я, 32 года, семья, двухлетний ребенок. Всю свою осознанную жизнь я был весьма нервным, раздражительным, нерешительным, и довольно таки неуверенным в себе. Откуда у этого всего растут ноги я наверняка догадываюсь, но не об этом речь, просто примем как данное. И то ли это всё выросло как снежный ком, то ли добавилось еще много каких новых негативных моментов, но сейчас это стало реальной проблемой. Я раздражаюсь часто даже по малейшим поводам — на работе, дома, в общении с друзьями. Подумываю, что на работе некоторые подчиненные меня уже порой ненавидят, жена же пока просто терпит. Стал завистливым — чужому заработку, успеху, достижениям. Если какие то запланированные события пошли не по задуманному плану — сразу испортившееся настроение. Негативно воспринимаю любое мнение, кардинально отличающееся от моего, особенно если его выражают слишком усердно. Многое воспринимаю на свой счет, стал обидчивый и прям ранимый какой-то. Несмотря на мой паршивый характер, близкие друзья у меня есть и с многими дружим более 10 лет. Но вот в каждом я нашел какие-либо мне не нравящиеся черты и будто бы делаю на них упор. Уже до маразма доходит — хотим покрестить ребенка, но мне никого не хочется звать крестным, в одном одно не устраивает, в другом другое. Понимаю и вижу, что и ко мне уже не особо кто тянется. Часто начинаю припоминать какие-либо события в прошлом, когда я поступил неправильно или некрасиво, самокопание процветает. Порой хочется перестать общаться вообще со всеми и уехать жить в лес. Напрягает финансовый вопрос — у меня неплохая работа и зп в пару раз выше средней по городу, но я понимаю, что этого мало сейчас, одна зп на троих. Нужно искать новые способы заработка, как то двигаться, развиваться, но я не знаю и не понимаю, где и с чего начинать и это очень злит.

В общем и целом, сейчас пришло понимание, что я — человек-говно. Я так себе муж, так себе друг, так себе начальник в плане отношения к людям, так себе невесть кто. Надеюсь, что не стану так себе отцом. Конечно, я местами могу накручивать сам себе, но не на пустом месте точно. Понимание, что нужно меняться есть, толку от этого понимания — никакого совершенно. Я могу продержать себя в руках какое то время, но дальше все по новой. Раньше воспринимал свою жизнь как довольно успешную, сейчас же почти ничего не радует и многое не устраивает

Понимаю, что своими силами уже не справлюсь и нужна помощь. Если есть какие-либо книги, которые могут помочь, посоветуйте, я люблю читать, но боюсь это вообще не выход. Если обращаться к врачу, то какому, к психотерапевту? Гуглил кстати цены на прием и малость офигел — в 3-4 раза выше чем к рядовым врачам, а ведь приемов нужно будет немало и жаба душит уже заранее)

Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали

Предназначение в жизни — Икигай

В японском языке есть понятие, которое означает ощущение собственного предназначения в жизни — Икигаи. При этом, икигаи может представлять собой хобби, профессию или семью. Это философия, помогающая находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день и способствующая долголетия.

Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках.

Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай.

Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?

Ощущения. Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.

Самооценка. Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия.

Личность. На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно различные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души.

Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело распложено на пересечении того, что вам больше всего хочется, и того, что лучше получается.

Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»

На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform

For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.

Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:

— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;

— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и

— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.

Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.

Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.

Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.

Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.

Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.

И Мартин сказал:

Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.

Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.

А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.

Мы можем научиться:

— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)

Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)

— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.

И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.

Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.

Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”

То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.

Читайте также:  Эмоции для персонажей рисуем

Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)

Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.

Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.

И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.

4. Психология. Жан Пиаже

Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.

Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.

Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?

Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.

Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.

Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.

В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.


Как думать

До Пиаже было принято думать, что ребенок — это низшая форма человека (как минимум, в интеллектуальном смысле). Ребёнок думает неправильно, и его нужно «переучить».

Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».

Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).

Как работает схема? Йанизнаю.
Жан Пиаже описал 2 метода:
* Ассимиляцию — это когда мы берём новую информацию, проводим ее через схему, и засовываем в картину мира. Мы её скушали. Ассимиляция работает только с той информацией, которая «нам по зубам», то есть которую мы в состоянии сравнить с чем-то, с чем сталкивались ранее, и классифицировать её.
* Аккомодация — это когда информация не соответствует схеме, которой мы думаем (птички все маленькие и летают, так почему этих больших пингвинов считают птицами?), в следствии чего приходится корректировать схему.

Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.

Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.


Конструктивизм и самообразование

Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.

Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.

Как саморазвиваться по конструктивизму?
1. Нужен мотив. А лучше много мотивов. Внешние и (особенно) внутренние. Например: хочу стать умнее потому что хочу быть хорошим человеком (внутренний), и помогать людям, чтобы они меня хвалили (внешний).
2. Нужны задачи 3-х типов: легкие, сложные, и очень сложные. Легких должно быть больше чем сложных, сложных должно быть больше чем очень сложных. Пример: хочу прочитать 12 новых книг (очень сложно), по одной книге в месяц (сложно), по 10 страниц в день (легко). Зачем так? Потому что.
3. . нужно постоянное чувство испытания (challenge). Её мы достигаем через сталкивание с легкими, сложными и очень сложными задачами.
4. Нужно любопытство. Любопытство — это состояние, когда мы чего-то не знаем, но мы знаем, что мы можем это узнать (я не знаю что в темном папином гараже, но я могу сейчас зайти и это узнать).

Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?

1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)

Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.


Ум и отношения

Жан Пиаже обратил внимание через различные эксперименты на то, что ребёнок в детстве очень эгоцентрично думает, совсем не считаясь с мнением окружающих (луна всегда следует за МНОЙ, конфеты на кухне все для МЕНЯ, мама плачет потому что Я что-то сделал). Дети до 5-7-и лет часто не способны поставить себя на место другого человека (некоторые и в 40 этим навыком не обладают), этому они учатся во время взаимодействия со сверстниками и другими людьми. Эта способность, по словам ученого, очень важна, и составляет очень весомую часть высшей психической деятельности (самый высший пилотаж — это ставить себя на место неодушевленного объекта).

Эмпатия — способность сопереживать/ ставить себя на место другого человека.

Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.

Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.

Возможно, способность к эмпатии — это место рождения морали. Хотя, ребёнок часто способен ощутить себя несправедливо ущемленным ещё до того, как он начинает интересоваться мнением окружающих о его действиях.


Выводы

Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.

***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.

Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.

Источник

Оцените статью