Когда эмоциональное состояние личности приобретает правовое значение

Юридически значимые эмоциональные состояния

Дадим общее представление об эмоциональных состояниях человека, с которыми можно встретиться при расследовании уголовных дел.

Физиологический аффект.Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

Существует три механизма возникновения аффекта.

1) связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний;

2) это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия).

3) связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время от нескольких минут до нескольких лет.

Рассмотрим признаки физиологического аффекта.

1) внезапность возникновения;

2) взрывообразная динамика;

4) интенсивность и напряженность протекания;

5) дезорганизующее влияние на психическую деятельность (выражается в сужении сознания: на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности, на уровнемышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов);

6) сопровождается стереотипной моторной активностью;

7) вегетативные сдвиги(проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистых ротовой полости, изменении голоса и т.п.);

8) частичная амнезия;

9) астенический синдром.

Т.о. аффект — это предельное экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что физиологический аффект не является патологическимэмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Он возникает в тех случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека. Т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация. Рассмотрим признаки такой ситуации. 1) конфликтность; 2) внезапность; 3) экстремальность; 4) быстротечность; 5) реальной.

Таким образом, для возникновения состояния физиологического аффекта имеются два условия: необходимое (аффектогенный характер ситуации) и достаточное. Не каждая аффектогенная ситуация «порождает» аффект, это случиться, если состояние будет включать в себя все вышеописанные признаки. На практике часто встречаются случаи, когда обвиняемый совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения и в то же самое время выявляет признаки аффективного состояния. Но собственно физиологический аффект в состоянии алкогольного опьянения возникнуть не может, т.к. алкоголь сам по себе вызывает дезорганизацию психической деятельности человека. Такое состояние назвали аномальным аффектом (не путать с патологическим!).

Существует еще целый ряд эмоциональных состояний, которые способны дезорганизовать деятельность человека, однако имеющими отличные от аффекта динамику и содержание. К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация, а также растерянность.

Психическая напряженность(ПН) — это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. Она может оказывать и мобилизующее и дезорганизующее влияние. ПН может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего (степень неожиданности воздействия; интенсивностьвоздействия, превышающую индивидуально-психологические возможности человека; дефицит времени на оценку ситуации, принятие решения и его реализации; неопределенностьситуации)и внутреннегопорядка (субъективная оценка воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения, системе ценностей человека; личностная значимость воздействия; близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно — неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости; конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.). Специфика состояния психической в динамике возникновения (нарастание ПН может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным). Состояние ПН не столь кратковременно, как аффект. ПН может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т.е. возможна адаптация к негативным влияниям (однако следует заметить, что возможности адаптационного синдрома не безграничны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности). Отрицательное влияние ПН на деятельность и сознание человека заключается в снижении процессов восприятия, внимания, памяти, активности мыслительных процессов, утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными, трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации. На поведенческом уровне это выражается в: неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, возможности как активных (в том числе, в виде физической агрессии) так и пассивных форм реагирования и т.д. Т.о. дезорганизация психической деятельности в состоянии психической напряженности не достигает уровня, наблюдаемого при аффекте. Вместе с тем, нельзя не учитывать влияния этого состояния на поведение человека в криминальной ситуациипри оценке противоправного деяния.

Фрустрация(Ф) характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Среди причин возникновения фрустрации можно выделить: помехи, исключающие возможность достижения цели; унижение, оскорблениепри восприятии невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Необходимым условием для возникновения Ф является сильная мотивированность к достижению цели. Субъективные переживания в состоянии Ф связаны с эмоцией гнева, которая вызывает сильное напряжение, повышение уверенности в себе, а также готовность к агрессии, направленной на источник фрустрации. Также в состоянии Ф переживаются эмоции отвращения и презрения. Ф вызывает существенную дезорганизацию психической деятельности. Это выражается в фиксации сознания на факте наличия препятствия на пути к достижению цели, в ошибках восприятия, в переоценке угрозы извне. Также отмечается резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение. Поведение носит агрессивный характер, усиливается его импульсивность, снижается волевой контроль (при наличии у человека уверенности в себе, ощущении силы), что значительно повышает готовность к нападению или двигательной активности. Фрустрационное поведение отличается как от аффективного, так и от стрессового (обусловленного психической напряженностью). Ф может вызывать большую вариабельность поведения. Помимо агрессии и деструкции, могут отмечаться бесцельное двигательное возбуждение или, напротив, апатия; могут проявиться стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, снижение качества деятельности). Но есть и сходство с аффектом: это однозначно негативное влияние фрустрации на психическую деятельность. Но именно этот момент и отличает фрустрацию от психической напряженности. Отличается Ф от аффекта и по своей динамике. Как и ПН, фрустрация оказывает дезорганизующее влияние на психическую деятельность в более длительный период времени. Так же Ф, как правило, не достигает того уровня дезорганизации сознания и психики, которое наблюдается в состоянии аффекта.

Растерянность. Рассматривая экстремальные состояния, нель­зя не остановиться и на растерянности и выяснить, является ли она самостоятельным психическим состоянием или существует лишь в качестве компонента других особых состояний (аффекта, фрустра­ции, психической напряженности и т.д.).

С точки зрения житейского понимания, растеряться — значит «недоумевать, как быть, что делать», 17 «встать в тупик, потерять голову», «утратить хладнокровие, самообладание, от волнения не зная, как поступить'». 1 ‘ То есть, растерянность возникает при необ­ходимости принятия решения либо реализации его, но при отсут­ствии знания того, каким образом это осуществить, т.е. при отсут­ствии программы действия (или ее несоответствия требованиям ситуации), иными словами, при отсутствии готовности действо­вать. Субъективно растерянность сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями (преимущественно астенически­ми). При этом, волевой контроль над действиями и поведением может быть снижен либо утрачен вовсе.

А.Д. Глоточкин и В.Ф.Пирожков противопоставляют растерян­ность аффектам, приближая ее к депрессивным состояниям. 19 По мнению К.К.Платонова, растерянность является близким к напря­женности состоянием и характеризуется первичными нарушения­ми восприятия, внимания и мышления и вторичностыо (производ-ностью) эмоционального компонента. 20 М.Г. Угрехелидзе рассматривает растерянность как расщепление психики на несколько уста­новок, направленных на разные действия. Эти установки нейтрали­зуют друг друга и в результате человек проявляет пассивное пове­дение в ситуации, требующей активности, либо одна из установок начинает доминировать и человек действует в соответствии с ней. производя нередко ошибочные действия.»

Говоря о растерянности, следует рассмотреть такое понятие, предлагаемое А.Б.Леоновой и В.М.Медведевым, как »динамичес­кое рассогласование». Оно было введено для классификации функ­циональных состояний по принципу адекватности ответной реак­ции человека требованиям выполняемой деятельности. Динамиче­ское рассогласование характеризуется несоответствием ответа ор­ганизма требованиям среды. Оно встречается также в тех случаях, когда требуемый ответ превышает актуальные психофизиологиче­ские возможности человека. Иными словами, можно сказать, что динамическое рассогласование — результат отсутствия адекватной готовности к действиям в конкретных условиях.»»

Читайте также:  Жизнь без чувств это не жизнь статус

Таким образом, растерянность является самостоятельным фе­номеном и его можно определить как психическое состояние, ха­рактеризующееся несоответствием между готовностью субъекта к действию и требованиями конкретной ситуации, что обусловлива­ет пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости по­ведения, вплоть до полной его дезорганизации.

Источник

Эмоции и их значение в юридической практике

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния, как предмет научного анализа в юридической психологии. Определение роли и значения в юридической практике состояний эмоциональной напряженности. Исследование их правового значения и оценка их «криминогенности».

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.07.2011
Размер файла 29,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общее представление об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях

Роль и значение в юридической практике состояний эмоциональной напряженности

Список использованной литературы

Установление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх, растерянность и др.), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путём психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ, ЧУВСТВАХ, ЭМОЦИНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Согласно уголовному праву, субъективной предпосылкой ответственности за преступное деяние является сохранность свободы воли — способности осуществлять выбор того или иного поведения в рамках закона. Сознательная волевая регуляция сопровождает все этапы ответственного поведения человека: постановку цели, выбор средств, определение способов совершения действий, порядка, места и времени их реализации, а также предвидение их последствий.

Вместе с тем в сознательном волевом поведении есть элементы и бессознательного. Однако они имеют правовое значение только в тех случаях и в тех пределах, в каких поддаются возможному контролю со стороны сознания и воли лица, сохраняют потенцию в надлежащий момент быть осознанными. Таким образом, субъект может и должен отвечать за свои деяния постольку и настолько, поскольку и насколько его поведение и действия определялись его свободными и сознательными волевыми решениями, насколько добровольно, сознательно и намеренно он действовал в соответствии с ними.

В связи с этим право учитывает те условия, которые хотя и не исключают полностью, но существенно ограничивают меру осознания и свободу волеизъявления при совершении преступления, расценивая их как смягчающие вину обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся состояния выраженного эмоционального напряжения (возбуждения), в первую очередь — физиологический аффект.

Столь важное правовое значение эмоциональных состояний субъекта преступления объясняется особой ролью эмоций в психическом отражении и регуляции деятельности.

Итак, рассмотрим одну из наиболее простых форм эмоциональных проявлений психики — эмоции (в буквальном переводе с латинского — потрясаю, волную). Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. На возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон. Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субъекта, недостаток информации каких-то значимых для него явлений. Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения. Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учётом и других факторов, вероятность совершения насильственных действий.

Будучи неотъемлемым компонентом отражения, эмоции играют очень важную роль в осуществлении психических функций. В форме эмоциональных переживаний они выполняют функцию оценки, однако в отличие от познавательных процессов отражают, оценивают непосредственно не объективные свойства среды, а их отношение к актуальным потребностям субъекта, сигнализируя о качестве и величине актуальной потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения на основе врожденного (видового) или ранее приобретенного индивидуального опыта.

Другая важная функция эмоций (эмоциональных переживаний) — функция побуждения. Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально.

Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.

Предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно и, как правило, мгновенно овладевает вниманием субъекта. Он становится предметом «наиболее ясного» восприятия, как бы перемещается в «центр» сознания, оттесняя остальные объекты восприятия на его «периферию». При резко выраженном эмоциональном, переживании такая избирательность восприятия и поляризация содержания сознания приводят к клиническому феномену «сужения сознания». Это повышает эффективность выполняемого актуального действия, но делает его односторонним, негибким, так как конкурирующие стремления, желания, оценки подавляются по принципу доминанты.

Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые также, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отношение человека к окружающему миру. Однако, если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патриотизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д. Различаются практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Практические чувства — чувства, возникающие в практической деятельности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности, в труде формировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремлённость человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства — отношение личности к своему поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения — мораль. Нравственный человек — не человек, сознательно боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Читайте также:  Снижение потенции при стрессе

Эстетические чувства — чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства, дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и неизменное — одним из основных показателей психической развитости индивида. Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического.

Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, отказывается от удовлетворения многих других потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими (чувствами) состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики, которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее длительное время психические процессы, определяющее нравственность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям. Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьёзно влиять на формирование характера. В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствует о происходящих в его организме процессах, изменениях. В случае возникновения ситуации, имеющий неопределённый, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такие психические состояния может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувства вины за содеянное и одновременно страх перед наказании сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершённому преступлению. Состояние повышенной тревожности, неопределённости отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает подозреваемого возможности продуманно противодействовать усилиям следователя.

Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных формах общения людей. Например, правоохранительным органам приходится сталкиваться с таким довольно распространённым явлением, когда некоторые заподозренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к преступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.д.

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

К состояниям эмоциональной напряжённости, активно влияющим на поведение лиц, вовлечённых в сферу правоохранительной деятельности, прежде всего, следует отнести: состояние тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в указанной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строго и чёткого правового регулирования, связаны с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них потребностей материального, социального, нравственного и т.п. характера.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) — особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако, в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по различным поводам. О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельствуют различные физиологические, а также определённые внешние наблюдаемые поведенческие признаки (напряжённое выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко

проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановке в сторону её большего усложнения, в несоответствующих реальным условиям принимаемых решениях. Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревожность в качестве константного, устойчивого свойства индивида и ситуативную тревожность, как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушённость голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Установление указанных факторов суде при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разрешении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не было способно должном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, может явиться убедительным доказательном того, что субъект (потерпевший, гражданский истец и т.д.) действительно пережил состояние страха. А это, в свою очередь, может быть использовано в процессе доказывания совершенного преступления, а также при признании недействительности сделки, причинении субъекту морального вреда.

Страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искажённо, а других — они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих — воспринимаются правильно, объективно. Искажение материала показаний объясняются иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности.

Состояние эмоциональной напряжённости (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряжённости или в состоянии стресса. Стресс — это состояние психической напряжённости, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. Эмоциональный стресс может сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека. Таким образом, стресс возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояния напряжённости. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряжённости может быть ярко выраженной, длительной, у других — менее заметной и короткой.

Однако, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность его жизнедеятельности. За счет этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса. При длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному — отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству ее деятельности, вплоть до полного срыва.

Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов, является фрустрация. Оно возникает при невозможности достичь цель (удовлетворить актуальную потребность) вследствие объективно или субъективно непреодолимых преград. Проявляется в разнообразных эмоциональных расстройствах и нарушениях поведения. Глубина состояния фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения (силы его мотивированности), субъективной близости достижения цели (так называемого градиента цели) в момент появления препятствия. В выраженных случаях фрустрационное поведение может стать беспорядочным и дезорганизованным.

Существенные признаки состояния фрустрации раскрыты Ф.Е. Василюком. Наиболее типичным для фрустрационного поведения, по его мнению, является нарушение мотивосообразности и целесообразности. Под мотивосообразностью понимается сохранность осмысленной связи поведения с ведущим мотивом деятельности; под целесообразностью — организованность поведения целью. При сохранности того и другого поведение не является фрустрационным, несмотря на наличие внешних признаков сходства с таковым (например, агрессии). В случае нарушения мотивосообразности и (или) целесообразности возможны три варианта фрустрационного поведения.

Читайте также:  Очень плохо переношу стрессы

Поведение первого типа характеризуется снижением или утратой контроля со стороны воли, оно целесообразно, но сохраняет мотивосообразность, контроль со стороны сознания. Для фрустрационного поведения второго типа характерна утрата не целевых, а смысловых связей. Субъект лишается возможности сознательно контролировать соответствие поведения исходному мотиву. Хотя его действия организуются промежуточными целями, но их выбор, стратегия достижения нарушены, дезинтегрированы и не ведут к овладению конечной целью (мотивом деятельности). Рефлексия же именно этого аспекта деятельности недоступна субъекту. Фрустрационное поведение третьего типа одновременно и дезорганизовано (нецелесообразное) и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации (немотивосообразное). Поэтому «свобода воли» при данном типе фрустрационных нарушений ограничивается наиболее существенно. Ф.Е.Василюк называет его «катастрофическим».

Аффект — (от лат. Alectus — душевное волнение, страсть) — это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижения волевого контроля. Аффектные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. В такие моменты человек часто не сознаёт своих действий, теряет контроль над своим поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен. К указанным состояниям можно отнести, например, наивысшую степень проявления гнева — ярость, страха, ужас, горе — отчаяние, радости — восторг. В судебной практике факт нахождения лица, совершившего правонарушение, в состоянии аффекта сказывается на уголовно-правовой квалификации совершаемого деяния.

Рассмотренные выше эмоции, эмоциональные состояния: тревожности, страха, напряжённости (стресса), фрустрации, аффекта нередко сопровождаются страданиями.

Страдания — это чувство, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье. Эмоциональный профиль страдания считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют: страх, напряжённость (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вида, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха , страдания и стресса. Угроза реальная или мнимая (запугивание) совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх. Последний, действуя парализующим образом на субъект, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, активности, а следовательно, приводит к нравственным страданиям. В отличие от нравственных физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом в том числе и перенесённых нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред (ст. 151 ГК РФ)».

юридическая психология эмоция чувство

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующее, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела.

В процессе развития человека на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций. Разделение эмоций проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия. Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные — его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настроение. Их складывается в основном четыре:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать положительные эмоции. И, наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридического труда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не происходит.

В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к результатам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1994 год.

2. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488с.

3. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза // сайт www. yorpsy.fatal.ru.

4. Эмоции и чувства в юридической деятельности // сайт www.upsy.org.ua.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний. Предмет, основные принципы и задачи юридической психологии.

реферат [23,0 K], добавлен 10.06.2010

Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

реферат [25,2 K], добавлен 07.01.2004

Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

реферат [26,7 K], добавлен 18.09.2006

Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 15.10.2014

Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

реферат [19,0 K], добавлен 07.09.2013

Предмет, задачи и категории юридической психологии, ее структура. Характеристика принципов: объективность, законность, единство сознания и деятельности, презумпция невиновности. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний.

реферат [18,0 K], добавлен 13.05.2010

Характеристика и феноменология эмоций. Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции. Центральные нейронные механизмы эмоций. Два класса эмоционального состояния: собственно эмоции и эмоциональные чувства. Составления айсбрейкера.

контрольная работа [799,3 K], добавлен 04.02.2011

Источник

Оцените статью