Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви
Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви
Чувства величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.
По мнению психологов, чувство это внутреннее отношение человека к чемуто, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.
Наукой доказано, что положительные эмоции радость, нежность, удовольствие и другие являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.
Одно из прекрасных чувств дружба появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. «Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь » (К. С. Льюис).
Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.
Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (1416 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я «.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто «.
Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.
Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.
Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.
Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.
Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.
Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.
Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед «. Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их всетаки можно, и лучший советчик в этом время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших «не спешить » не лишен здравого смысла.
«Тайна сия велика есть «, сказано еще в глубокой древности о любви.
Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.
Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общемто верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.
Когда 15летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь? » это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной «. Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (1315 лет) нередки «грязные » разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить «, «снизить » волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только «испорченным » мальчикам. На самом деле и «грязный » секс, и «возвышенный » идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).
Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение «запретных » вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные » разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и «заземлить » волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.
Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую «нить «, которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений бессмысленна.
Известна пословица: «Та и красавица, которую сердце полюбит «. В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: «Любовь это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем «.
В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви.
Первая любовь прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.
Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.
Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.
Для нас привычно выражение: мужчины это сильный пол, а женщины слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.
В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.
Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).
Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.
В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.
Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.
Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.
Источник
Как выразить свои чувства и зачем это нужно?
Журналист, писатель, редактор. Член Союза журналистов России. Заслуженный .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
– Покажи любимым, что ты чувствуешь, – читает девушка вслух листок из печеньки с предсказанием. Сминает его и выкидывает. Через некоторое время она придёт к психологу и спросит:
– Как я могу стать более открытой?
Это одна из самых распространенных психологических проблем – чувствовать человек может, а показать нет.
Есть ли у тебя похожие проблемы с эмоциями в присутствии важных для тебя людей? Считают ли тебя холодным и отстраненным человеком, хотя внутри бушует стихия? Пора научиться правильно выражать свои чувства!
Зачем нужно проявлять чувства?
Каждый человек испытывает негативные и позитивные эмоции. Часть из них заставляют чувствовать себя неуверенно. Не хотеть порой их раскрывать – это нормально. Открываясь другим, можно показать и свою уязвимость. Это не всегда уместно.
Но неумение выразить то, что происходит внутри, становится проблемой в общении с любимым человеком, с родными и ближайшими друзьями. Сильная внутренняя отстраненность не только вредит коммуникации, но и гарантирует: в таких отношениях никогда не сможет развиться глубокая привязанность.
Необходимость постоянно угадывать чужие чувства и потребности – это очень изматывающий процесс.
5 причин научиться правильно проявлять свои эмоции:
- Доверие. С одной стороны, не всегда уместно демонстрировать свою эмоциональность. А с другой в семье – это является необходимостью. Партнёру важно видеть, что ему доверяют.
- Эмпатия. Человек, который скрывает свои истинные чувства, кажется холодным и по отношению к другим членам семьи. В паре с этим ещё можно справиться, но появление детей требует и определённых эмоциональных условий: умения сочувствовать, понимать чужие эмоции.
- Близость. Что нас связывает с самыми любимыми людьми? Правильно – чувства, желания, предпочтения, цели, страхи. Только озвучивая это, можно построить близкие отношения.
- Честность. Окружающие ничего не знают о характере, если он не отражается через эмоции. Как же тогда научиться ценить и любить друг друга?
Как выражать позитивные и негативные эмоции?
- Здоровье. Этот последний пункт очень важен. С непроявленными чувствами связано множество физиологических проблем. Даже если не развиваются болезни, всё равно часто возникают сбои. Многим не понаслышке знакомо расстройство пищевого поведения. Одна из его причин — подмена эмоций едой. К тому же подавление эмоций вызывает множество болезненных ощущений во всём теле. Головная боль – тоже может быть одним из признаков.
Проявление чувств начинается с себя
Многие думают: чтобы раскрыться эмоционально, нужно сначала проработать отношения и создать для себя безопасную зону. Это огромная ошибка.
Чтобы показать свои чувства дорогим людям, нужно сначала самой в них разобраться. Их нужно назвать внутри себя. Если у этой эмоции нет названия, то его необходимо найти. Только поняв себя, можно наладить эмоциональную близость с другим человеком.
Открыть мир собственных эмоций
Умение распознавать свои чувства не просто можно, его необходимо тренировать. Для этого ты можешь:
- Пронаблюдать, какие телесные ощущения происходят в определённой ситуации. Например, распространённое чувство – в горле стоит ком. Это нужно отследить и постараться не подавлять – пойти за этим дискомфортом и позволить ему проявиться. Дать пролиться слезам – если нужно.
- Пронаблюдать, какие телесные ощущения происходят в определённой ситуации. Например, распространённое чувство – в горле стоит ком. Это нужно отследить и постараться не подавлять – пойти за этим дискомфортом и позволить ему проявиться. Дать пролиться слезам – если нужно.
- Пронаблюдать, какие телесные ощущения происходят в определённой ситуации. Например, распространённое чувство – в горле стоит ком. Это нужно отследить и постараться не подавлять – пойти за этим дискомфортом и позволить ему проявиться. Дать пролиться слезам – если нужно.
- Пронаблюдать, какие телесные ощущения происходят в определённой ситуации. Например, распространённое чувство – в горле стоит ком. Это нужно отследить и постараться не подавлять – пойти за этим дискомфортом и позволить ему проявиться. Дать пролиться слезам – если нужно.
Эти тренировки с течением времени дадут хороший эффект.
Признание негативного опыта
Многие психологические установки возникли в детстве и подростковом возрасте. Одна из самых неприятных, но при этом распространенных: «Зачем мне выражать свои чувства, их никто не воспринимает всерьёз». Чаще всего это закладывается родителями, но может «вырасти» и в школе.
В детской среде нередко прививается ещё одно убеждение: «Если я буду вести себя искренне, надо мной все будут смеяться».
Giphy
Эти психологические ловушки могут преследовать всю жизнь. Возникает уверенность, что эмоции – это опасно. Но, если осмотреться, то станет ясно: такие мысли больше не актуальны.
Время показать уязвимость
Эффективным способом избавиться от старых установок станет признание их и шаг им навстречу. Боюсь быть уязвимой? Ничего, покажу это. Начинать можно медленно и осторожно с повседневных ситуаций:
- честно сказать любимому, что сегодня настроение на нуле;
- позволить себе возмутиться, что не вынесен мусор, несмотря на договорённость;
- признаться, что это обидно – когда кто-то забывает о важной дате.
Главное – это должно быть искренне. Подавление чувств на самом деле всего лишь средство самозащиты. Именно бытовые ситуации показывают, что ничего плохого не происходит. Постепенно появится уверенность в себе.
Здесь нужно признать: в некоторых отношениях при проявлении чувств возникает ощущение, что рядом не тот человек. Чем больше стараешься быть честной, тем становится хуже. Кому же не стоит открываться эмоционально и из каких отношений нужно постепенно уходить?
В таких ситуациях надо насторожиться:
- когда человек злоупотребляет доверием и распространяет личную информацию без разрешения;
- когда человек не воспринимает чувства всерьёз;
- когда собеседник слишком эгоцентричен и переводит важный разговор на обсуждение своих проблем.
Если это повторяется систематически, контакт нужно либо прервать, либо держать дистанцию. Да, так можно. Чтобы освободить время и энергию для людей, с которыми отношения складываются так, как того хочется.
Акцент – на позитив
Показывать негативные эмоции – очень трудно. Но с позитивными тоже бывают сложности. Работать нужно по той же схеме:
- назвать чувство внутри себя;
- признать его и то, что ему предшествовало;
- озвучить.
Фото Tim Mossholder on Unsplash
Что сейчас происходит? Радость? Предвкушение? Энтузиазм? Благодарность? Или, может, пришло ощущение единства и общности?
Признаться в этом любимым людям – это пригласить их в свою жизнь. Разрешить им стать её частью.
Тут надо признать, что чаще всего отрицательные эмоции намного сильнее влияют на носителя и, как следствие, на его общение с другими людьми. То есть, если взять шкалу силы эмоций, то радость – это отметка 4, а злость – примерно 7-8. Подавление позитива не нанесёт такого вреда организму, как в случае с негативом. Но на качество жизни очень повлияет.
Одна из самых простых и действенных техник для развития своего положительного эмоционального спектра – это ведение дневников. Можно взять за правило каждый вечер записывать:
- 10 поводов для радости, которые произошли в течение всего дня;
- 10 благодарностей себе или окружающим;
- 10 причин улыбнуться;
- 10 позитивных чувств, которые удалось испытать.
Через некоторое время это войдёт в привычку и можно будет перейти на следующий уровень: сказать о своих ощущениях людям, которые эти чувства вызвали.
– Я благодарю за то, что вы прошлись со мной пешком до остановки.
– Я улыбалась, потому что слышала, как ты поешь в душе.
– Я весь день предвкушала совместный ужин.
Чтобы научиться разделять хорошее друг с другом, можно спросить и собеседника о том, что сегодня его радовало и заставляло улыбаться.
Такие небольшие тренировки своего эмоционального интеллекта обязательно дадут результат — помогут построить близкие и крепкие отношения с окружающими людьми.
Автор – Александр Бганцев, практикующий психолог
Источник