Клавдий гален типы темперамента

Типы темперамента

Каждый из нас отличается определенным типом темперамента, который влияет на темп, интенсивность, скорость и ритм психических процессов и состояний человека. Другими словами, именно от типа темперамента зависит врожденный уровень эмоциональности, особенности двигательной сферы, уровень общей активности и способность человека в целом реагировать на проявления окружающей среды.

Конечно же, индивидуальные особенности психической деятельности человека всегда вызывали интерес ученых. Благодаря их усилиям были выявлены четыре типа темперамента, о которых мы сегодня и поговорим.

Немного истории.

Создателем современной классификации типов темперамента считается Гиппократ. Еще в V веке он выдвинул теорию, согласно которой темперамент людей напрямую зависит от преобладания одного из основных «соков организма»: черной и желтой желчи, флегмы и крови. На основании теории Гиппократа известный античный врач Клавдий Гален выделил 4 типа темперамента:

  • меланхолик (melas chole — черная желчь);
  • холерик (chole — желчь);
  • флегматик (phlegma — флегма);
  • сангвиник (sanguis — кровь).

Предложенная Клавдием Галеном типология темперамента дошла до наших дней практически без изменений. Единственное различие современного варианта от античного заключается в дополнениях, касающихся типов высшей нервной деятельности и свойств нервной системы, которыми обогатил труды Гиппократа и Клавдия Галена русский ученый И.П. Павлов.

Характеристики типов темперамента

Сангвиник – открытый, непринужденный, общительный экстраверт, который с легкостью переносит негативные ситуации, быстро реагирует на события, обладает выразительными движениями и мимикой. Сангвиники показывают хорошие результаты в работе, но только если им нравится то, чем они занимаются.

Флегматик – невозмутимый, «стабильный» и медлительный интроверт, который четко знает, чего он хочет и редко проявляет свои чувства и эмоции. Свою работу такой человек выполняет неспешно и обстоятельно, компенсируя нерасторопность прилежанием.

Холерик – неуравновешенный, страстный, порывистый экстраверт, с резко меняющимся настроением и неконтролируемыми эмоциональными вспышками. Как и холерик, отличается быстрой реакцией и невысокой чувствительностью к негативным ситуациям, но, в отличие от последнего, увлекаясь работой безалаберно растрачивает собственные силы, и, как следствие, быстро истощается.

Меланхолик – легко ранимый, чувствительный, медлительный и обидчивый интроверт, который остро реагирует на малейшие проявления несправедливости. Меланхолик быстро устает, из-за чего очень часто «хромает» его работоспособность.

Может быть Вас заинтересуют следующие статьи:

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психология человека

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Иванович Рогов

Методические пособия серии «Азбука психологии» разработаны и опробованы в рамках эксперимента «Донская психологическая школа». Идея эксперимента возникла после изучения и анализа потребностей и возможностей школьников. Наш опыт свидетельствует, что учебные программы могут быть существенно обновлены за счет введения дисциплин психолого-педагогического цикла. При сохранении в целях обеспечения общего образования базового компонента государственного учебного плана для учащихся предусматриваются дополнительные и факультативные занятия, а также работа по индивидуальным планам. Значительный объем интегрированного курса требует выделения на него 3 ч в 10-м и 4 ч в 11-м классе. Время на изучение психологии выделяется в рамках базисного учебного плана за счет его вариативной части и факультативов, внесенных в расписание обязательных занятий. Вариативная часть учебного плана используется с такой недельной распасовкой:

Полный курс предполагает изучение следующих дисциплин:

1-4-е классы – «Азбука психологии»;

5-й класс – «Познавательная деятельность человека»;

6-й класс – «Основы саморегуляции»;

7-й класс – «Психология общения»;

8-й класс – «Этика и психология семейной жизни»;

9-й класс – «Основы профориентации и выбора профессии»;

10-й класс – «Психология личности»;

11-й класс – «Основы социальной психологии».

Специфика психологических дисциплин, количество отведенных на них часов требуют увеличения общего числа уроков в неделю по сравнению с действующим учебным планом. Однако использование передовых технологий и интенсификация процесса обучения позволяют уменьшить время урока на 5 мин. Поскольку практическая часть занятий по психологии направлена на снижение напряжения и усталости, увеличение количества уроков не должно отразиться на здоровье детей.

Читайте также:  Депрессия это когнитивное расстройство

В содержании непрерывной психологической подготовки учащихся ясно просматривается 3 ведущих уровня: вводный (1-6-е классы), адаптационный (7-9-е классы) и основной (10-11-е классы). Это позволяет отказаться от специальной подготовки, своего рода натаскивания детей на определенную профессию и вместо этого предоставлять школьникам возможность выбора в широком спектре профессий типа «человек-человек». Кроме того, создается реальная основа для формирования у учащихся лучших человеческих качеств, развития организаторских и коммуникативных способностей, что необходимо любому цивилизованному человеку.

Программа обучения в профильном психологическом классе на 2-м уровне сложности предполагает двухгодичный цикл, который позволяет целенаправленно готовить учащихся к деятельности помощника психолога с последующей сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата.

Вхождение старшеклассников в различные виды работы психолога включает в себя как общепедагогические действия, свойственные всем соответствующим профессиям, так и специфические, требующие особых знаний, умений, навыков и личностных качеств.

В профильных психологических классах применяются активные методы обучения: тренинги, ролевые и деловые игры. В учебный план введены учебные экскурсии в городской психологический центр, центры социальной защиты населения, встречи с преподавателями психологии вузов и учеными-психологами.

Характеризуя перспективу психологического образования в школе, необходимо подчеркнуть возможность психологизации содержания всего образовательного процесса. Речь идет, например, о том, что психология (ее влияние безусловно будет расти) должна «работать» не только в традиционно близких ей литературе, биологии, но и в музыке или живописи. Таким образом, психология может выступить как важный интегрирующий фактор, причем для весьма далеких друг от друга образовательных областей.

Перспективным представляется и встречное движение – включение в психологическое содержание элементов учебного материала из других предметных и образовательных областей, например истории. В этом смысле можно говорить не только о психологизации, предположим, гуманитарных дисциплин, но и о расширенной гуманитаризации психологических дисциплин.

Процесс психологизации может быть ускорен с помощью соответствующей организации психологической практики, в рамках которой необходимо предусмотреть индивидуальные задания для тех, кто в большей степени интересуется компьютерной диагностикой («человек-техника») или консультированием («человек- человек»), изучением личности или коллектива и др. Более целесообразно и педагогически оправданно предоставить учащимся право самостоятельно выбрать из этого набора те дисциплины, в усвоении которых они испытывают потребность.

Весь объем времени, которое отводится на психологию, не должен превышать 30 % от общего количества часов, предусмотренного учебным планом.

Таким образом, предлагаемая нами модель психологической подготовки развивающейся личности может строиться как по принципу иерархического соподчинения дисциплин, так и на основе перехода от общего к частному. Следует отметить, что книги серии «Азбука психологии» могут использоваться психологами образовательных учреждений не только в комплекте, но и по отдельности, с учетом возрастных возможностей школьников.

ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?

Деяние – форма проявления активности субъекта.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей.

Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, которое объясняет поведение человека, основанное на знаниях, и изучает процесс и динамику их формирования.

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

Психолингвистика – пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.

Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Статус – положение человека в группе, определяющее его права и обязанности.

Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Читайте также:  Как себя чувствуешь после лечения радиоактивным йодом

Субъект – индивид или группа людей как источник познания и преобразования действительности.

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного

Источник

Типы темперамента

Тема, которой посвящена представленная статья, волнует мировое научное сообщество уже несколько десятилетий – она непосредственно связана с индивидуальными личностными особенностями людей.

Всем известно, что психика каждого человека неповторима. И это связано как физическими и биологическими характеристиками организма, так с комплексом социальных характеристик. Если говорить о подструктурах, обусловленных биологически, то, главным образом, нужно рассматривать именно темперамент.

Что такое темперамент?

Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. И проблема темперамента на сегодняшний день остаётся спорной и неразрешённой. Но даже если учесть всё многообразие подходов к её изучению, исследователи сходятся в том, что темперамент является тем биологическим фундаментом, на котором зиждется личность человека как социального существа.

Темперамент представляет собой отражение динамических аспектов поведения, причём, в основном, врождённых. Его свойства более устойчивы, нежели свойства других психических особенностей человека. А наиболее ярким его нюансом является то, что свойства темперамента одного конкретного человека сочетаются друг с другом отнюдь не случайно – они связаны между собой закономерно и образуют определённый конгломерат, который характеризует темперамент.

Подытожим: темперамент необходимо рассматривать в качестве индивидуально-своеобразных свойств психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида; проявляющихся одинаково в различной деятельности, вне зависимости от её мотивов, целей и содержания, и остающихся неизменными уже в зрелом возрасте, а также характеризующих в совокупности тип темперамента.

Однако прежде чем рассматривать типы темперамента и их особенности, следует сказать, что темперамент не может быть плохим или хорошим, т.к. каждый тип имеет свои преимущества, а усилия любого человека должны быть направлены не на исправление его недостатков, а на эффективное применение его плюсов в повседневной жизни и деятельности.

Создание типологий темперамента

Люди ещё с древних времён стремились к осознанию и выделению типичных психических особенностей разных людей и объединению их к небольшому количеству обобщающих моделей. Именно эти модели и назывались типами темперамента, к тому же, они были очень практичны, ведь посредством них было возможно спрогнозировать поведение человека с определённым типом темперамента в конкретной жизненной ситуации.

Официально считается, что учение о темпераменте вообще было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Следуя учению Гиппократа, не менее знаменитый врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных типа темперамента: меланхолик (преобладает чёрная желчь), холерик (преобладает жёлтая желчь), флегматик (преобладает флегма) и сангвиник (преобладает кровь). Представленная концепция на протяжении многих веков имела для учёных огромнейшее значение.

Конституционные типологии темперамента

В дальнейшем было выдвинуто множество типологий темперамента. Но наибольший интерес вызывают те среди них, где свойства темперамента, интерпретирующиеся как врождённые или наследственные, связаны с индивидуальными особенностями в телосложении. Такие типологии называются конституционными (типология У. Шелдона, типология Э. Кречмера и другие). Но, конечно же, подобные концепции были раскритикованы психологами. И главным их недостатком считается то, что они недооценивают, а не редко и вовсе упускают из вида влияние среды и социальных условий на формирование психологических свойств человека.

Теория И. П. Павлова

То, что протекание психических процессов и поведение индивида зависит от работы нервной системы, которая играет главенствующую роль в организме, известно давно. Но теория связи типов темперамента с некоторыми общими свойствами нервных процессов была впервые предложена русским физиологом И. П. Павловым. Впоследствии она развивалась его последователями.

В понимании академика Павлова тип нервной системы является врождённым и в наименьшей степени подлежит каким-либо изменениям под влиянием воспитания или окружения. Свойства нервной системы, согласно его идеям, образуют физиологическую базу для темперамента, представляющего собой психическое проявление общего типа нервной системы. Проведённые в дальнейшем на животных исследования Павлова позволили выделить типы нервной системы, которые он предложил распространить также и на людей.

Читайте также:  Как отличить эндогенную депрессию от депрессии

Составляющие типов темперамента

У любого человека имеется свой тип нервной системы. Его проявления (это и есть особенности темперамента) являются важной частью индивидуальных психологических различий. Проявления какого-то одного типа темперамента очень многообразны; они прослеживаются в манере поведения, а также проявляются в характере умственной деятельности, действиях, сфере чувств, побуждениях, познавательной деятельности, особенностях речи человека и т.д.

Чтобы составить психологическую характеристику одного из общепринятых типов темперамента, прибегают, как правило, к следующим основным свойствам:

  • Эмоциональная возбудимость – скорость возникновения эмоциональной реакции и сила воздействия, необходимая для её возникновения;
  • Интроверсия/экстраверсия – особенности зависимости реакции и деятельности человека. Если они зависят от внешних стимулов, то человек – экстраверт, если от внутренних – интроверт;
  • Темп реакций – скорость, с которой протекают психические реакции и процессы, быстрота ума, темп речи и т.п.;
  • Ригидность и пластичность – способность человека приспосабливаться к внешним воздействиям;
  • Реактивность – степень непроизвольных реакций на внутренние или внешние раздражители одинаковой интенсивности;
  • Активность – интенсивность воздействия человека на внешний мир и способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели;
  • Соотношение реактивности и активности – зависимость деятельности человека от внутренних или внешних обстоятельств, а также убеждений, намерений, целей;
  • Сензитивность – уровень наименьшей интенсивности внешнего воздействия, необходимый для возникновения психической реакции.

В связи с этими свойствами выдающийся польский психолог и доктор наук Ян Стреляу даёт наиболее популярные характеристики типов темперамента.

Типы темперамента

Согласно Я. Стреляу, четыре основных типа темперамента характеризуются следующими особенностями:

Меланхолик

Меланхолик является человеком с высокой чувствительностью и низким уровнем реактивности. Высокая чувствительность нередко приводит к тому, что даже незначительный повод может стать причиной слёз. Меланхолик болезненно чувствителен и очень обидчив. Обладает невыразительными движениями и мимикой, тихим голосом, беднотой движений, низким уровнем энергии. Как правило, робок, ненастойчив, неуверен в себе, быстро опускает руки при выполнении дел, мало работоспособен и легко утомляется. Внимание такого человека неустойчиво, все психические процессы замедлены. Большая часть меланхоликов является интровертами.

Холерик

Холерик не особо чувствителен, обладает высокой активностью и реактивностью, причём, реактивность доминирует, отчего он вспыльчив, нетерпелив, несдержан, необуздан. Мимика, жесты и речь богаты и отражают настроение. Его стремления стабильны, интересы – непоколебимы. Холерик настойчив, внимание иногда переключает с затруднениями. В подавляющем большинстве случаев холерики – экстраверты.

Флегматик

Для флегматика характерна высокая активность, которая доминирует над низкой реактивностью. Он малочувствителен и мало эмоционален. Внешние раздражители оказывают на него очень слабое воздействие; способен оставаться хладнокровным в непредвиденных ситуациях. Также у флегматиков замедленные и не выразительные движения, такая же речь, не богатая мимика. Внимание переключает с затруднениями, привычки и навыки перестраивает очень медленно, однако он обладает энергичностью и высокой работоспособностью. Большинство флегматиков — интроверты.

Сангвиник

Сангвиник – это человек с высокой реактивностью, находящейся наравне с активностью. Для него характерна живая мимика, богатство жестов, быстрый отклик на внешние обстоятельства, лёгкость при переключении внимания. Очень чувствителен, активен, может долго работать и не утомляться. Дисциплинирован, находчив, обладает хорошей способностью к концентрации и самоконтролю. Его интересы, настроения и увлечения могут быстро изменяться. Практически все сангвиники являются экстравертами.

Резюме

Как уже было замечено выше, ни один из типов темперамента не является ни плохим, ни хорошим. К тому же, человек не может принадлежать только к одному единственному типу – у него может быть только преобладающий, а остальные будут являться дополняющими. Но, как бы то ни было, с позиции психологической науки, типы темперамента являются лишь одним из способов психологической оценки личности. Следует также знать, что у разных специалистов описания темпераментов могут отличаться и включать в себя множество факторов.

Источник

Оцените статью