Кластер по теме органы чувств

Кластер по теме органы чувств

Анализатор (сенсорная система) — функциональная система, обеспечивающая восприятие и переработку информации из внешней и внутренней среды организма. Учение об анализаторах разработано И.П. Павловым. Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образует органы чувств. Анализатор состоит из трех отделов:

  • периферический — рецепторы, которые входят в состав органов чувств. Рецептор — это клетка, способная воспринять раздражитель и преобразовать его в нервный импульс. Есть хеморецепторы (вкуса, обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрения); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы;
  • проводниковый — нервы, отходящие от рецепторов органов чувств;
  • центральный — участок коры больших полушарий, где происходит декодирование (расшифровка) информации с языка нервного импульса в форму соответствующего ощущения (зрительного, слухового, вкусового и т.п.).

Органы чувств — высокоспециализированные органы, воспринимающие определённый раздражитель. У человека различают шесть органов чувств: орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожно-мышечного чувства и равновесия. Действуя одновременно, они обеспечивают человека разнообразной информацией об окружающем объективном мире, которая отражается в его сознании в виде субъективных образов — ощущений, восприятий и представлений памяти.

Проводящий путь сенсорной системы представлен чувствительными нервами, передающими нервный импульс в ЦНС. Частично информация начинает обрабатываться уже на уровне рецепторов, однако главную роль играет обработка в ЦНС.

Корковый отдел сенсорной системы — определённая зона коры больших полушарий головного мозга, где нервный импульс воспринимается и анализируется. На этом уровне возможно взаимодействие между различными сенсорными системами. В результате согласованной работы сенсорных систем в больших полушариях формируется программа поведения, оценка действий и др.

Зрительная сенсорная система (органы зрения)

Зрительная сенсорная система состоит из глаз, зрительного нерва и зрительных центров в височной области коры больших полушарий (коркового центра).

Глаз состоит из глазного яблока (шаровидное тело, расположенное в глазнице черепа) и вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат и глазодвигательные мышцы).

Брови — волосы, предохраняющие глаза от попадания пота со лба. Веки — кожные складки с растущими по свободному краю ресницами, которые защищают глазное яблоко от ветра, пыли, ярких солнечных лучей. Слёзный аппарат включает слёзную железу, расположенную в верхнем наружном углу орбиты, и систему слёзных путей (слёзный каналец, слёзный мешок, носослёзный канал). Глазодвигательные мышцы соединяют глазное яблоко со стенками глазницы и обеспечивают его движения.

Глазное яблоко состоит из ядра, покрытого тремя оболочками: фиброзной, сосудистой и сетчатой (сетчаткой). Фиброзная оболочка в заднем отделе образует склеру, придающую глазному яблоку определённую форму, а в переднем отделе — прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет свет. Тонкая и нежная сосудистая оболочка с густой сетью тончайших сосудов и капилляров обеспечивает снабжение глаза кровью. В передней части глаза она образует радужную оболочку, в её центре имеется небольшое отверстие — зрачок, он способен рефлекторно расширяться или сужаться в зависимости от интенсивности света. Позади зрачка находится прозрачный и эластичный хрусталик, кривизна которого регулируется ресничной мышцей. Стекловидное тело заполняет почти всю внутреннюю полость глазного яблока. Сетчатка состоит из рецепторов — палочек и колбочек. Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, — слепое пятно. Почти рядом с ним находится жёлтое пятно, образованное скоплением рецепторов, — место наилучшего видения.

На сетчатке образуется уменьшенное перевёрнутое изображение видимых глазом предметов. Действительное изображение формируется в зрительной коре после поступления возбуждения от фоторецепторов. Для чёткого восприятия близких и далёких предметов хрусталик меняет свою кривизну, фокусируя лучи на сетчатке. Эта способность называется аккомодацией. Стереоскопичность (объёмность) зрения достигается сочетанием зрительных осей обоих глаз так, чтобы изображение падало на идентичные участки сетчатки.

Слуховая сенсорная система (органы слуха)

С помощью слуха человек воспринимает и анализирует огромное многообразие звуков окружающего мира и овладевает способностью говорить.

Слуховая сенсорная система состоит из рецепторов, расположенных в улитке внутреннего уха, слуховых нервов, проводящих импульс в головной мозг, и слуховых центров в височной доле коры головного мозга, где окончательно различается характер звука, его высота и тембр.

Орган слуха человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо служит для улавливания и проведения звуковых колебаний. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Среднее ухо расположено внутри височной кости, отграничено барабанной перепонкой и овальным окном внутреннего уха. Оно состоит из заполненной воздухом барабанной полости (соединена с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, через которую уравновешивается давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением) и тремя слуховыми косточками — молоточком, наковальней и стремечком, соединёнными между собой суставами. Вибрация барабанной перепонки передаётся сращённому с ней молоточку, а затем — наковальне и стремечку, передающему её на овальное окно. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Основные части: улитка (содержащая слуховые рецепторы) и три полукружных канала (орган равновесия). Улитка — тонкостенный спиральный канал, заполненный жидкостью. В её полости расположен кортиев орган, содержащий волосковые клетки, преобразующие колебания жидкости улитки, вызванные звуковыми колебаниями, в нервные импульсы.

Вестибулярная сенсорная система (орган равновесия)

Вестибулярная сенсорная система (анализатор равновесия и положения тела в пространстве) играет важную роль в управлении движениями. Она включает рецепторные клетки органа равновесия, нервы, проводящие возбуждение в продолговатый мозг и мост, корковые центры в теменной и височной долях больших полушарий (при сознательном определении тела в пространстве) или мозжечок и спинной мозг (при рефлекторных реакциях).

Орган равновесия (вестибулярный аппарат) — часть внутреннего уха, состоящая из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия (сферического и эллиптического). В стенках мешочков группами расположены волосковые клетки. Волоски этих клеток погружены в студнеобразное вещество, в котором разбросаны мелкие известковые кристаллы — отолиты. При любом положении тела отолиты деформируют волоски определённой группы волосковых клеток. Эта деформация вызывает возбуждение в оплетающих эти клетки нервных волокнах. Возбуждение поступает в нервный центр (в продолговатом мозге) и при необычном положении тела вызывает ряд двигательных рефлекторных реакций, приводящих тело в нормальное положение. Полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому их рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.

Читайте также:  Исследование эмоционально личностных особенностей ребенка

Органы химического чувства (органы обоняния и вкуса)

Хеморецепторные сенсорные системы — обонятельная и вкусовая, их периферический отдел состоит из специфических хеморецепторов (обонятельных и вкусовых).

Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке носа. Попадая вместе с воздухом в нос, молекулы пахучих веществ растворяются в слизи, затем путём химического взаимодействия возбуждают обонятельные клетки. Это возбуждение по волокнам обонятельного нерва поступает в центр обоняния (обонятельные зоны промежуточного мозга и коры больших полушарий), где происходит различение запахов.

Скопления вкусовых рецепторов (вкусовые луковицы), размещённые во вкусовых сосочках (выростах слизистой оболочки), расположены на языке и стенках ротовой полости. На вкусовые рецепторы химически воздействуют растворённые в воде вещества. Возникающее возбуждение по волокнам вкусового нерва поступает в мост и продолговатый мозг, а оттуда — в центр вкуса, расположенный на внутренней поверхности коры между полушариями головного мозга. Там возникают четыре вкусовых ощущения: солёного, горького, кислого и сладкого. Вкус пищи — комбинация этих ощущений в разном соотношении, к которой добавляется также ощущение запаха пищи.

Осязательная сенсорная система (орган осязания)

Кожные рецепторы разбросаны в толще кожи по всей поверхности тела. В большинстве случаев они представляют собой многоклеточные тельца разной формы, внутрь которых заходит и разветвляется чувствительное нервное волокно. Кожные рецепторы расположены неравномерно. Наибольшая их концентрация отмечена на кончиках пальцев рук, губах и наружных половых органах. Поэтому эти участки тела наиболее чувствительны к механическим и температурным раздражителям.
В коже и слизистых оболочках расположены механорецепторы, реагирующие на различные механические раздражения — давление, прикосновение, вибрацию; особенно многочисленны они на языке, ладонях и кончиках пальцев. Возбуждение от рецепторов по центростремительным нервам через спинной мозг поступает в зону кожной чувствительности коры больших полушарий. С помощью осязания человек способен различать форму, размеры, характер поверхности предмета.
Температурная чувствительность связана с холодовыми и тепловыми рецепторами, расположенными в коже, а также во многих внутренних органах. Импульсы от них посылаются в ЦНС, где информация анализируется, и запускается реакция терморегуляции.
Боль — психофизиологическая реакция на повреждающий раздражитель, вызывающий в организме органические или физиологические нарушения, она является врождённой сигнальной реакцией. Боль вызывает оборонительную реакцию, направлённую на сохранение целостности организма. Специальных болевых рецепторов нет, поэтому боль воспринимают свободные нервные окончания, расположенные по всему организму.

Проприорецепторы

В опорно-двигательном аппарате есть особые механорецепторы — проприорецепторы, посылающие в головной мозг информацию о состоянии мышц (их сокращении или растяжении). Благодаря проприорецепторам человек всегда знает, в каком положении пребывают разные части его тела. Строение их различно — от простых нервных окончаний до сложноустроенных мышечных веретён (покрытые соединительнотканной капсулой скопления из нескольких видоизменённых мышечных волокон, оплетённых одним или несколькими чувствительными нервными волокнами). Растяжение или сокращение мышечных волокон вызывает в нервном волокне возбуждение, которое направляется в зону мышечной чувствительности коры больших полушарий и к мозжечку.

Это конспект по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Открытый урок по окружающему миру на тему «Органы чувств»

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;
  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.
  • Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

    Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

    I. Стадия вызова.

    1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

    — Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

    — Говорить друг другу — “Здравствуй!” — значит желать здоровья.

    — “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

    Посмотрите-ка на нас,
    Вот какой хороший класс!
    Приготовились учиться,
    Ни минутки не лениться.
    Не стучать, не отвлекаться,
    А стараться и стараться!

    — Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

    — Как человек воспринимает окружающий мир?

    — Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

    1) У зверушки – на макушке.
    А у нас – ниже глаз. (Уши)

    2) Брат с братом
    Через дорогу живут,
    А один другого не видит. (Глаза)

    3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (Кожа)

    4) Между двух светил
    В середине я один. (Нос)

    5) Всегда во рту,
    А не проглотишь. (Язык)

    2. Объявление темы урока.

    — Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

    — Тема нашего урока – “Органы чувств”.

    II. Стадия осмысления

    1. Изучение нового материала.

    Объясните значение слов:

    Органы – части тела, отделы тела…

    Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….

    — Сейчас попробуем заполнить таблицу (З-Х-У):

    — Я уверена, что кое-что вы об этом уже знаете.

    а) Приём “дискуссия в парах”.

    Учитель: А теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно об органах чувств.

    — Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об органах чувств.

    (Запишите в 1-ю и 2-ю колонки таблицы З-Х-У — приём составления списка известной информации учениками у себя в таблице).

    — Каждую новую мысль начинаем с новой строки.

    (Заполнить только 1 и 2 колонки таблицы)

    Х
    (хочу знать)

    Учитель: А теперь обменяемся знаниями.

    Читайте также:  Вокал помогает снять стресс

    (Учитель: на доске в таблицу записываю задачи урока, сформулированные детьми, хочу знать…)

    б) Приём “сотрудничество в группах”.

    Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

    — Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

    — Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.

    — Организовать процедуру заполнения последней графы таблицы З-Х-У.

    (Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

    в) Работа в группах:

    — У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

    (Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

    г) Чтение с пометами .

    Приём “Инсерт” — маркировка текста:

    “?” — я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали;

    +” — это я узнал(а) сейчас, это новое, это надо добавить в багаж собственных знаний;

    ?” — это мне не понятно, я хочу об этом узнать подробнее

    д) Обсуждение полученных знаний в группах.

    Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что знали ранее — “?”;

    — То, что хотели узнать и узнали, отметим — “+”.

    Учитель отмечает в таблице (на доске).

    (Учащиеся дают индивидуальные ответы)

    (Физкультминутку проводит подготовленный ученик)

    Работа в рабочей тетради.

    1 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №31 (органы зрения);

    2 группа: тетрадь №2, стр.14 задание №33 (органы слуха);

    3 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы обоняния);

    5 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы осязания);

    — Сформулируйте и запишите определение понятия:

    Органы чувств – это …

    (Органы чувств связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в окружающий мир.

    Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.)

    2. Приём “Кластер”.

    Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

    Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

    Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

    Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

    (Ребята составляют кластер.)

    О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

    — Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

    — Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

    — Ребята, у вас на столе лежат сигнальные блокноты. Поднимите, пожалуйста, и покажите тот цвет, какое у вас сейчас настроение, какие чувства вы испытываете после нашего урока?

    4. Оценка своей деятельности.

    Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

    — Как вы понимаете эту пословицу?

    — Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

    Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

    1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

    2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

    3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

    4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

    5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

    Урок хочу, закончить словами мудрецов:

    Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

    Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

    это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

    Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

    Дополнительный материал к уроку.

    Тексты для чтения по группам

    Глаза – орган зрения.

    Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

    80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

    — Что же такое зрение?

    Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

    Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

    Глаза помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

    (Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41)

    Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

    Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

    Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

    Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

    Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

    С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

    Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

    То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

    Читайте также:  Важность эмоционального интеллекта для психолога

    Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

    Слух — способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

    Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

    Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

    Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

    Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

    Язык – орган вкуса

    — Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

    (Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

    — Почему так произошло?

    — У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

    Разведчик вкуса – язык.

    Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

    Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

    Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

    (Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46)

    Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом.

    Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

    Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

    Нос – орган обоняния.

    Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

    Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

    Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

    у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

    Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

    Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

    Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

    Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

    Кожа – орган осязания.

    Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

    По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

    Вот такая у нас разведка!

    Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

    Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

    Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

    Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

    Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

    Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

    С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

    Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

    Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

    Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

    Источник

    Оцените статью